Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.
Гипотеза исследования определила постановку задач, которые решались в ходе исследования:
1. Изучение любви как нравственного чувства с точки зрения теории нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить сущность и содержание понятия «любовь».
3. Проанализировать возрастно-психологические особенности любви в юношеских взаимоотношениях.
4. Подобрать пакет методик для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………………6
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях…………………………………………………………………….22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов…………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………………36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………38
Условные обозначения: Здоровье-З, любовь-Л, слава-Сл, деньги-Дн, красота-К, дружба-Др, семья-См, развитие-Р.
Диаграмма № 2
Проективное сочинение "Любовь в современном мире"
Нами было предложено написать проективное сочинение "Любовь в современном мире".
Из 12 испытуемых, - 8 написали, что в современном мире любовь - это, прежде всего, взаимность чувств: "когда люди чувствуют взаимность, понимают друг друга", "это самое замечательное чувство на свете очень важно, чтобы она была взаимной", "когда ты чувствуешь то, что чувствует тот человек, который рядом".
А 3 человека ответили подобным образом на вопрос: "что такое любовь?": "Любовь - это даже не чувство, скорее химическая реакция, гормоны; она основана на привлекательности и взаимном общении", "ее просто нужно почувствовать", "Любовь нельзя описать, ведь для каждого она своя".
Восемь человек указали, что имеют уже некоторый опыт в данном вопросе. Так, например: "любовь у каждого человека разная. Например, для меня любовь - беда, в которой можно утонуть по уши, влюбляясь в какого-нибудь рыжего дурака", или "не все понимают, что это такое, не умеют ценить, а ведь это очень важная вещь. Я уже испытала это чувство".
Примечательно, но один из испытуемых ограничился стандартными фразами при ответе: "Любовь - это река, в которой тонут два дурака" и "любовь - это розы, обман и вечные слезы".
Проанализировав
результаты проективного сочинения, мы
можем предположить, что по вопросу
любви представления
Мы сочли нужным привести еще несколько определений: "Любовь столь всесильна, что перерождает нас", "Любовь - это полет души. Это когда тебя окрыляет, когда доставляет удовольствие, что любимый рядом", "Любовь - это что-то такое, что нельзя описать или объяснить".
Проведенное нами исследование предусматривало решение целого ряда задач.
Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:
- все студены нашей выборки отметили, что считают любовь неотъемлемой частью своей жизни, они позволяют им глубже познать свою личность и овладеть новыми видами человеческих взаимоотношений.
- при изучении различных особенностей представлений студентов о любви нами получены следующие данные: идеализация понятия "любовь" зависит, главным образом, от возраста и опыта в такого рода отношениях, чем взрослее человек, чем больше опыт, тем меньше он идеализирует, тем он более реалистичен в своих представления о любви.
В целом, можно сказать, что проведенная нами работа подтвердила, что актуальные для студентов потребности в любви и дружбе являются объективными психологическими реальностями, допускающими возможность экспериментального их исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любовь — это морально-эстетическое чувство человека, выражающееся в самозабвенном и бескорыстном стремлении к определенной личности с ее индивидуальной неповторимостью. Чувственное влечение — это не что иное, как биологически целесообразный источник возникновения любви.
Представители
философской мысли эпохи
Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою»
Л. Феербах считал, что любовь — «универсальный закон разума и природы». Он, как известно, обожествлял половую любовь и создал религию любви. Как ни странно, 3. Фрейд, которого считают защитником любви,— сводит ее и все ее виды к простому, слепому физиологическому инстинкту.
А. Шопенгауэр также считал любовь выражением простого физиологического инстинкта, который лишь занимает существа иллюзией счастья и делает их своим орудием.
Существует много разновидностей любви: любовь к родине (патриотизм), любовь к науке, профессии, труду; родительская любовь, дочерняя, сыновняя, любовь между мужчиной и женщиной.
Истинная любовь включает в себе доброту, ласку, отзывчивость, дружбу, симпатию, душевное тепло, мягкость, нравственную близость, милосердие.
Зрелая сексуальность включает в себя чувственность, физическую страсть, но главную особенность ее составляет эмоциональная привязанность, предполагающая духовную, человеческую близость любящих Этот духовный компонент появился у человека из опыта социального общения.
Любовь обладает своеобразной силой преобразовывать человека, вносит в душу мужчины и женщины высокие чувства нравственного долга. Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я-концепцию» самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.
Юношеская мечта о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. Любовь является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Любовь в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание самоуважения личности.
Переживания
юношей и девушек столь глубоки,
что иногда необходима специальная
консультативная помощь при негативных
переживаниях по поводу значимых отношений,
в частности дружеских и
ЛИТЕРАТУРА
1 Аболин Л М. Никифоров В. Е. О выборе адекватных методов обработки и анализа результатов тестирования устойчивых характеристик эмоционального поведения // Новые исследования в психологии. - 1977. - №t2. - С. 11-15.
2 Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1997.
3 Благонадежина Л В. Эмоции и чувства //Психология: Учебник. - М., 1956.
4 Буров А. И. Эмоция, чувство и отношение //Вопросы психологии. - 1966. - № 1.
5 Василев С. Психология любви. М.: Интерпринт, 1992.
6 Вилюнас В К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.
7 Возрастная и педагогическая психология. Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979.
8 Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // в кн.: Собрание сочинений, Т.№4. М., 1984.
9 Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются... М.: Просвещение, 1989.
10 Злобин А. Т. К классификации эмоций //Вопросы психологии. - 1991. - № 4. -С.96-99.
11 Кайдаков С. В. Эмоции как фактор познания и действия: Автореф. дис. ...канд. наук. - М., 1974.
12 Кон И.С. Введение в сексологию: Учебное пособие. М., 1989.
13 Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М., 1989.
14 Линдслей Д Б. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. С. С. Сти-венса. - М., 1960. - С. 629-684
15 Мухина В.С. Возрастная психология: Неноменалогия развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр "Академия",2000.
16 Немов Р.С. Психология. Учеба для студентов высших пед.учебных заведений: В 3 кн. - 4-е изд.-М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.
17 Психологический словарь.Под ред.Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. М.,1996.
18 Рюриков Ю. Три влечения. М.: Прогресс, 1984.
19 Соковня И. Бессонница в ожидании Любви. М.: Просвещение, 1992.
20 Федотова Ю. В. //Социологические исследования. 2003. №11. С. 137–141.
21 Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1995.
22 Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990
23 Фромм Э. Искусство любить: исследование природы любви. М., 1990.