Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.
Гипотеза исследования определила постановку задач, которые решались в ходе исследования:
1. Изучение любви как нравственного чувства с точки зрения теории нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить сущность и содержание понятия «любовь».
3. Проанализировать возрастно-психологические особенности любви в юношеских взаимоотношениях.
4. Подобрать пакет методик для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………………6
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях…………………………………………………………………….22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов…………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………………36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………38
«По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные основания. В одних случаях «предмет» любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может» [5].
В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации». И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру. Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи». Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом».
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1.
Изучение констатирующего
эксперимента по исследованию
значения любви в нравственном
сознании личности студентов
Констатирующий эксперимент проходил на базе Филиала ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, в нем участвовало 12 студентов 2 курса направления 050300.62 Филологическое образование (050301.62 Русский язык и литература).
Цель: на основе пакета диагностического материала, выявить отношение студентов к «любви» как нравственному чувству.
Методика №1. Ранжирование жизненных ценностей посредством матрицы Боулса
Эта
система позволяет оставить список
жизненных ценностей и
Подумайте, пожалуйста, о том, что представляет для вас в жизни наивысшую ценность. Возможно, это деньги. Или семья. Дружба? Любовь? Творчество? Или это что-то другое?
У каждого человека есть свои собственные ценностные ориентиры. Составьте список из 10 основных своих жизненных ценностей и запишите его в секцию А прилагаемой ниже матрицы.
Затем заполните секцию B матрицы. Это делается следующим образом: слово (или словосочетание) под номером 1 из секции А последовательно сравнивается со всеми остальными из списка и в каждой паре обводится номер того высказывания, значимость которого для вас является большей. Например, первой в списке секции А у вас значится любовь, а второй дружба. Вы сравниваете эти ценности между собой и приходите к выводу, что любовь в вашей жизни все же важнее дружбы. В этом случае в секции В в первом квадрате вы обводите единицу. Таким образом все позиции из списка ценностей секции А сравниваются друг с другом и результат сравнения всех пар отмечается в секции В.
В секции С затем фиксируется, сколько раз был отмечен в секции В соответствующий номер из общего списка ценностей. Например, по ходу сравнения со всеми остальными ценностями, любовь была выбрана как превалирующая 5 раз, творчество 4, дружба 3, свобода тоже 3. Эти цифры заносятся в первую строчку секции С. Та ценность (или ценности), которые были отмечены большее количество раз, получают высший ранг. Например, в нашем случае любовь получает ранг 1, творчество 2, а свобода и дружба 3. Ранг заносится в соответствующие клетки второй строки секции С. В соответствии с рангом список ценностей переписывается в секцию D. На верхней ее ступени фиксируется ценность, отмеченная наибольшее количество раз, и далее по убывающей.
Для
дальнейшего анализ понадобятся
не более 3 наиболее значимых жизненных
ценностей. Если Вам сложно самостоятельно
сформулировать свои основные ценности,
можете воспользоваться предложенным
ниже списком ценностей.
|
|
Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»
Методика разработана А. Г. Закаблуком. Используется с целью определить, знают ли испытуемые признаки основных видов эмоций, выраженных через слово.
Процедура проведения эксперимента
1. Установочная беседа.
Я провожу работу по составлению словаря названий эмоций и чувств. Для составления словаря необходимо знать, какими словами пользуются люди, когда говорят о любви. Поэтому я прошу вас помочь мне.
2. Задание испытуемым.
К словам «симпатия», «влюбленность», «любовь» вам нужно подобрать как можно больше синонимов, т. е. слов, равнозначных им по смыслу. Запишите их в протокол в колонках.
Образец протокола
Симпатия | Влюбленность | Любовь |
Обработка полученных данных и выводы. Подсчитывается число названных синонимов. Чем больше испытуемый называет синонимов, тем в большей степени у него сформировано представление о смысле того или иного эмоционального понятия.
Опрос №1 Определение приоритета любви среди других понятий
Учащимся необходимо оценить по баллам (0 баллов - неважно, 8 баллов - очень важно), значимые для них понятия: здоровье, любовь, слава, деньги, красота, дружба, семья, развитие. Далее следует обработка результатов.
Образец протокола
№п/п | Понятие | Баллы | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
здоровье | |||||||||
любовь | |||||||||
слава | |||||||||
деньги | |||||||||
красота | |||||||||
дружба | |||||||||
семья | |||||||||
развитие |
Проективное сочинение "Любовь в современном мире"
Студентам предлагается написать сочинение, высказать свою точку зрения по теме. Результаты предполагается обработать. Проективное сочинение представляет собой вид проективных методик для выявления некоторых представлений у современных студентов о любви. Цель данной методики - анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и самой проекции интересов, желаний и стремлений.
2.2.
Анализ результатов
констатирующего эксперимента
по исследованию значения
любви в нравственном
сознании личности студентов
Методика №1. Ранжирование жизненных ценностей посредством матрицы Боулса.
В
основе регуляции жизни человека
находится система его
В результате проведенного исследования мы определили, что «любовь» как нравственное чувство находится в системе иерархических отношений у 3 респондентов.
Таблица №2
№п\п | ФИО студента | 1 | 2 | 3 |
1 | Анастасия А. | Любовь | Доброта | Жизнерадостность |
2 | Наталья Б. | Деньги | Общение | Развлечения |
3 | Алена В. | Домашний уют | Сочувствие | Деньги |
4 | Татьяна В. | Честность | Верность | Общение |
5 | Жанна И. | Любовь | Отдых | Оптимизм |
6 | Анастасия П. | Доброта | Спокойствие | Практичность |
7 | Екатерина С. | Оптимизм | Дружелюбие | Деньги |
8 | Елена С. | Деньги | Искренность | Дружелюбие |
9 | Марина С. | Семья | Отдых | Домашний уют |
10 | Юлия Ф. | Любовь | Сочувствие | Развлечения |
11 | Юлия Ш. | Семья | Жизнерадостность | Спорт |
12 | Мария Ш. | Семья | Дружелюбие | Доброта |
Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»
Наибольшие
затруднения у
Таблица № 3
Симпатия | Влюбленность | Любовь |
расположение
наклонность увлечение склонность тяготение благоволение доброжелательство дружба благорасположение |
влечение
слабость любовь привязанность пристрастие мания верность |
привязанность,
склонность
слабость (к чему), страсть преданность тяготение мания верность амур |
Диаграмма №1
Сравнительный анализ количества синонимов на понятия «симпатия», «влюбленность», «любовь»
Опрос №1 Определение приоритета любви среди других понятий
В результате проведенного опроса на первом месте любовь как нравственное чувство стоит у 2 студентов, диаметрально противоположенное понятие «деньги» поставили на первое место так де 2 студента. Анализ результатов опроса приведен в таблице №4.
Таблица № 4
ФИО студента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Анастасия А. | Л | Др | З | К | Сл | Дн | См | Р |
Наталья Б. | Дн | З | Л | Др | К | См | Сл | Р |
Алена В. | См | Л | З | К | Др | Сл | Дн | Р |
Татьяна В. | З | Л | Др | См | Дн | К | Сл | Р |
Жанна И. | Л | Др | См | З | К | Сл | Дн | Р |
Анастасия П. | Др | См | З | Л | Дн | К | Сл | Р |
Екатерина С. | Др | Л | З | См | К | Сл | Дн | Р |
Елена С. | Дн | З | Л | См | Сл | См | К | Р |
Марина С. | См | Л | Др | З | К | Дн | Сл | Р |
Юлия Ф. | К | См | Л | З | Р | Др | Сл | Дн |
Юлия Ш. | См | Л | К | З | Др | Р | Дн | Сл |
Мария Ш. | См | З | Др | Л | К | Сл | Р | Дн |