Любовь как нравственное чувство

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое и эмпирическое исследование любви как нравственного чувства.
В качестве гипотезы нами принято положение о том, развитие нравственного сознания в юношеском возрасте будет являться фактором формирования любви как нравственной ценности.
Гипотеза исследования определила постановку задач, которые решались в ходе исследования:
1. Изучение любви как нравственного чувства с точки зрения теории нравственного развития личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить сущность и содержание понятия «любовь».
3. Проанализировать возрастно-психологические особенности любви в юношеских взаимоотношениях.
4. Подобрать пакет методик для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.
5. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента по для диагностирования отношения к любви как нравственной ценности в юношеском возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА НРАВСТВЕННЫХ АСПЕКТОВ ЛЮБВИ
1.1. Понятие о нравственных чувствах в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………………6
1.2. Любовь как высшая нравственная ценность……………………………………13
1.2. Возрастно-психологические аспекты любви в юношеских взаимоотношениях…………………………………………………………………….22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов………………………………………..25
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов…………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..………………………………………36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

11.doc

— 256.00 Кб (Скачать)

     «По всей вероятности, все три гипотезы имеют под собой известные  основания. В одних случаях «предмет»  любви выбирается в соответствии с ранее сложившимся образом, в других – имеет место идеализация, в третьих – идеал формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах – наука сказать не может» [5].

     В юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность к семейной жизни. «Она несколько «запаздывает» по отношению к сексуальной мотивации». И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение между возвышенной любовью к определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному партнеру. Э. Шпрангер, понимая эротику как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе стороны еще отдельными в переживании друг от друга, и что созвучие обоих моментов в одном большом переживании и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в данной связи». Также готовность проявляется «в реалистичных представлениях о материально-финансовой стороне жизни семьи, сформированности чувства долга по отношению к супругу и семье в целом».

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЮБВИ КАК НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Изучение констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов 

      Констатирующий  эксперимент проходил на базе Филиала ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, в нем участвовало 12 студентов 2 курса направления 050300.62 Филологическое образование (050301.62 Русский язык и литература).

      Цель: на основе пакета диагностического материала, выявить отношение студентов к «любви» как нравственному чувству.

       Методика  №1. Ранжирование жизненных ценностей посредством матрицы Боулса

       Эта система позволяет оставить список жизненных ценностей и приоритезировать его.

       Подумайте, пожалуйста, о том, что представляет для вас в жизни наивысшую  ценность. Возможно, это деньги. Или  семья. Дружба? Любовь? Творчество? Или это что-то другое?

       У каждого человека есть свои собственные  ценностные ориентиры. Составьте список из 10 основных своих жизненных ценностей  и запишите его в секцию А прилагаемой  ниже матрицы.

       

       Затем заполните секцию B матрицы. Это делается следующим образом: слово (или словосочетание) под номером 1 из секции А последовательно  сравнивается со всеми остальными из списка и в каждой паре обводится номер того высказывания, значимость которого для вас является большей. Например, первой в списке секции А у вас значится любовь, а второй дружба. Вы сравниваете эти ценности между собой и приходите к выводу, что любовь в вашей жизни все же важнее дружбы. В этом случае в секции В в первом квадрате вы обводите единицу. Таким образом все позиции из списка ценностей секции А сравниваются друг с другом и результат сравнения всех пар отмечается в секции В.

       В секции С затем фиксируется, сколько раз был отмечен в секции В соответствующий номер из общего списка ценностей. Например, по ходу сравнения со всеми остальными ценностями, любовь была выбрана как превалирующая 5 раз, творчество 4, дружба 3, свобода тоже 3. Эти цифры заносятся в первую строчку секции С. Та ценность (или ценности), которые были отмечены большее количество раз, получают высший ранг. Например, в нашем случае любовь получает ранг 1, творчество 2, а свобода и дружба 3. Ранг заносится в соответствующие клетки второй строки секции С. В соответствии с рангом список ценностей переписывается в секцию D. На верхней ее ступени фиксируется ценность, отмеченная наибольшее количество раз, и далее по убывающей.

       Для дальнейшего анализ понадобятся  не более 3 наиболее значимых жизненных ценностей. Если Вам сложно самостоятельно сформулировать свои основные ценности, можете воспользоваться предложенным ниже списком ценностей.                                                                                           Список ценностей:

  1. Твердая воля
  2. Целеустремленность
  3. Верность принципам
  4. Прямота, откровенность
  5. Искренность
  6. Жертвенность
  7. Терпимость
  8. Мудрость
  9. Доброта
  10. Признание
  11. Слава, известность
  12. Деньги
  13. Щедрость
  14. Честность.
  15. Порядочность
  16. Смелость
  17. Секс.
  18. Жизнерадостность
  19. Чувство юмора
  20. Духовность
  21. Авторитет
  22. Дружелюбие
  23. Альтруизм
  24. Влияние
  25. Оптимизм
  26. Уважение к людям
  27. Вера в Бога
  1. Власть 
  2. Смекалка
  3. Терпение
  4. Удовольствия
  5. Развлечения
  6. Понимание людей
  7. Отдых
  8. Дети
  9. Любовь
  10. Семья
  11. Практичность
  12. Спокойствие
  13. Спорт
  14. Бережливость
  15. Широта взглядов
  16. Сочувствие
  17. Художественные интересы
  18. Досуг, хобби
  19. Деньги
  20. Общение
  21. Работоспособность
  22. Тактичность
  23. Патриотизм
  24. Профессионализм
  25. Самоконтроль
  26. Хорошее настроение
  27. Домашний уют

       Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»

       Методика  разработана А. Г. Закаблуком. Используется с целью определить, знают ли испытуемые признаки основных видов эмоций, выраженных через слово.

       Процедура проведения эксперимента

       1. Установочная беседа.

       Я провожу работу по составлению словаря  названий эмоций и чувств. Для составления словаря необходимо знать, какими словами пользуются люди, когда говорят о любви. Поэтому я прошу вас помочь мне.

       2. Задание испытуемым.

       К словам «симпатия», «влюбленность», «любовь» вам нужно подобрать как можно  больше синонимов, т. е. слов, равнозначных им по смыслу. Запишите их в протокол в колонках.

       Образец протокола

Симпатия Влюбленность  Любовь
                          

      Обработка полученных данных и выводы. Подсчитывается число названных синонимов. Чем больше испытуемый называет синонимов, тем в большей степени у него сформировано представление о смысле того или иного эмоционального понятия.

      Опрос №1 Определение приоритета любви среди других понятий

      Учащимся  необходимо оценить по баллам (0 баллов - неважно, 8 баллов - очень важно), значимые для них понятия: здоровье, любовь, слава, деньги, красота, дружба, семья, развитие. Далее следует обработка результатов.

       Образец протокола

№п/п Понятие Баллы
1 2 3 4 5 6 7 8
  здоровье                
  любовь                
  слава                
  деньги                
  красота                
  дружба                
  семья                
  развитие                
 

       Проективное сочинение "Любовь в современном  мире"

       Студентам предлагается написать сочинение, высказать свою точку зрения по теме. Результаты предполагается обработать. Проективное сочинение представляет собой вид проективных методик для выявления некоторых представлений у современных студентов о любви. Цель данной методики - анализ продуктов деятельности (сочинение и есть такой продукт) и самой проекции интересов, желаний и стремлений.

 

2.2. Анализ результатов  констатирующего эксперимента по исследованию значения любви в нравственном сознании личности студентов  

Методика  №1. Ранжирование жизненных ценностей  посредством матрицы Боулса.

     В основе регуляции жизни человека находится система его ценностных ориентации, которая представляет собой сложное и динамическое образование.

       В результате проведенного исследования мы определили, что «любовь» как  нравственное чувство находится  в системе  иерархических отношений у 3 респондентов. 

       Таблица №2

№п\п ФИО студента 1 2 3
1 Анастасия А. Любовь Доброта Жизнерадостность
2 Наталья Б. Деньги  Общение Развлечения
3 Алена В. Домашний уют  Сочувствие Деньги 
4 Татьяна В. Честность Верность  Общение
5 Жанна И. Любовь Отдых Оптимизм
6 Анастасия П. Доброта Спокойствие Практичность
7 Екатерина С. Оптимизм Дружелюбие Деньги 
8 Елена С. Деньги  Искренность Дружелюбие
9 Марина С. Семья Отдых Домашний уют
10 Юлия Ф. Любовь Сочувствие Развлечения
11 Юлия Ш. Семья Жизнерадостность Спорт
12 Мария Ш. Семья Дружелюбие Доброта
 

       Методика №2 «Ассоциативный словарь эмоций»

       Наибольшие  затруднения у экспериментальной  группы вызвала данная методика. Максимальное количество синонимов приведено  на слово «любовь» - 13, меньше всего  на слово «симпатия» - 2. В таблице  №3 приведены наиболее часто встречающиеся синонимы.

       Таблица № 3

Симпатия Влюбленность  Любовь
расположение

наклонность

увлечение склонность тяготение благоволение

доброжелательство

дружба благорасположение

влечение

слабость

любовь

привязанность

пристрастие мания

верность

привязанность, склонность

слабость (к чему), страсть

преданность

тяготение

мания

верность

амур

 

       Диаграмма №1

       Сравнительный анализ количества синонимов на понятия «симпатия», «влюбленность», «любовь»

        

      Опрос №1 Определение приоритета любви  среди других понятий

      В результате проведенного опроса на первом месте любовь как нравственное чувство  стоит у 2 студентов, диаметрально противоположенное понятие «деньги» поставили на первое место так де 2 студента. Анализ результатов опроса приведен в таблице №4.

      Таблица № 4

ФИО студента 1 2 3 4 5 6 7 8
Анастасия А. Л Др З К Сл Дн См Р
Наталья Б. Дн З Л Др К См Сл Р
Алена В. См Л З К Др Сл Дн Р
Татьяна В. З Л Др См Дн К Сл Р
Жанна И. Л Др См З К Сл Дн Р
Анастасия П. Др См З Л Дн К Сл Р
Екатерина С. Др Л З См К Сл Дн Р
Елена С. Дн З Л См Сл См К Р
Марина  С. См Л Др З К Дн Сл Р
Юлия  Ф. К См Л З Р Др Сл Дн
Юлия  Ш. См Л К З Др Р Дн Сл
Мария Ш. См З Др Л К Сл Р Дн

Информация о работе Любовь как нравственное чувство