Любовь и дружба в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1.изучить научную литературу по избранной теме;
2.выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
3.сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений

1.Переживание любви в юношеском возрасте………………………………………6
2.Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений……………………………………………………………………………….13
Глава II. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста.

2.1. Консультативная помощь юношам и девушкам………………………………..21

2.2. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте………….24

Заключение……………………………………………………………………………………………………32

Список использованной литературы……………………………………………………………34

Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 54.61 Кб (Скачать)

2.Защитные механизмы, реализующие функцию ослабления переживаний.

Защитные механизмы  этого типа непосредственно направлены на регуляцию собственного эмоционального состояния и заключаются в  преобразовании когнитивной основы переживаний, предполагая создание вспомогательных стимулов для регуляции  переживаний.

Они не однородны  по механизму своего действия на переживание. Выделяются два класса защитных механизмов - подавление и интеллектуализция. В  случае подавления - это вытеснение, отрицание, фальсификация, перцептивная защита. Интеллектуализация включает в себя обесценивание, дезактуализацию, рационализацию.

3.Защитные механизмы, реализующие функцию трансформаций переживаний.

Под трансформацией подразумевается такое преобразование когнитивной структуры переживаний, которое ведет к смене их знака. Процессы трансформации могут рассматриваться  на модели юмора.

Юмор, как форма  поведения, имеет сложное опосредствованное  строение, свойственное высшим психическим  процессам. В общем и целом, чем  старше человек, тем более он склонен  редуцировать свои переживания при  помощи юмора. Недаром способность  «юморить» не проявляется у детей, имеет грубоватые «несмешные» формы  у подростков, и только в юношеском  возрасте приобретают взрослые черты.

Таким образом, эмоциональное развитие в юношеском  возрасте связано с прогрессивной  интеллектуализацией эмоций. В процессе развития повышается роль интеллектуальных функций в регуляции и отреагировании переживаний, усложняются интеллектуальные процессы, участвующие в их внутренней перестройке.

К юношескому возрасту в эмоциональной адаптации обнаруживается диссоциация различных сторон или  звеньев эмоционального процесса. Происходит отрыв переживания от непосредственной стимульной ситуации или события, то есть то, что воспринимается, не совпадает с тем, что переживается. Содержание переживаний определяет не само стимульное событие, а результат его обобщения.

Вышеописанную методику можно использовать в целях  диагностики сформированности защитных механизмов, регулирующих переживания.

В практических целях при диагностике защитных механизмов личности бывает важно определение  трех показателей:

сформированности  функций регуляции переживаний (специфических  форм отреагирования, редукции или  ослабления переживаний, а также  трансформации);

ведущего типа (функции) регуляции переживаний;

-степени зрелости  защитных механизмов.

-Каждый из показателей предполагает возможность количественной оценки. Она осуществляется в несколько этапов, которые включают:

-качественный  анализ ответов испытуемых на  основе разработанной классификации  защитных механизмов. При этом  следует учитывать, что существует  три уровня категориального анализа: 

а) идентификация  защитных механизмов по способу преобразовании переживаний или функции регуляции;

б) по типу защитных механизмов;

в) по разновидности  техник, которые встречаются в  рамках того или иного типа защитных механизмов;

-подсчет числа  ответов, попавших в ту или  иную категорию для каждой  из экспериментальных ситуаций. Следует учитывать, что на каждую  ситуацию испытуемым дается три  ответа в соответствии с тремя  экспериментальными условиями. Данные  по ситуации суммируются;

-дальнейший  подсчет, который, в зависимости  от диагностических целей, производится  дифференцированно по уровням  категориального анализа защитных  механизмов.

При определении  показателей сформированности функций  регуляции переживаний и выявлении  среди них ведущей, необходимо вычислить  процентную долю ответов по каждой функции в общей сумме ответов  по всем функциям.

Степень зрелости защитных механизмов юноши определяется по каждой функции регуляции переживаний  отдельно. При этом подсчитывается процентная доля различных типов  защитных механизмов в общей сумме  ответов по рассматриваемой категории, определяется их соотношение. Например, в случае отреагирования выявляется процентное соотношение прямого, скрытого и трансформирующего типов; при  редукции переживаний - соотношение  механизмов подавления и интеллектуализации; при трансформации - соотношение  изоморфного юмора и юмора  с нарушением изоморфизма. При оценке зрелости защитных механизмов следует  учитывать их естественную динамику развития в подростковом и юношеском  возрасте, а также то, что более  зрелые механизмы являются более  интеллектуальными.

Обобщая все  вышеизложенное в главе 2, можно сделать  следующие краткие выводы:

-юношам и  девушкам можно оказывать консультативную  помощь по поводу значимых  отношений, в частности дружеских  и любовных;

-Важнейшими  условиями эффективности консультативной  помощи выступают искренность  и эмпатия консультанта, доверительные  отношения с клиентом;

-Частые эмоциональные  затруднения вызывает разрыв  с любимым, и связанная с  этим «работа скорби»;

-Любые отношения,  в том числе и дружеские  и любовные, требуют от молодого  человека преодоления непосредственных  эмоциональных реакций как со  стороны партнера по общению,  так и своих собственных, то  есть требуют определенной гибкости  эмоционального реагирования и  переживания;

Возможна диагностика  сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные  реакции по поводу конкретного значимого  события;

Степень зрелости защитных механизмов можно выявить  методикой Т.А. Туревской.

                               

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                       Эмоциональные переживания взаимоотношений в юношеском возрасте носят яркую эмоциональную окраску и редко забываются во взрослой жизни. Любовь и дружба в этом возрасте оставляют неизгладимое впечатление. Воспоминания сохраняются так долго еще и благодаря тому, что яркие, значимые отношения строят, прежде всего, самосознание, «Я»-концепцию самого молодого человека. В этом возрасте появляется новый тип общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений.

Юношеская мечта  о любви выражает жажду эмоционального контакта, душевной близости. Впервые  появляется потребность в самораскрытии, чувственно-эротические желания. В  юношеском возрасте формируется  морально-психологическая готовность к семейной жизни. Дружба также является важнейшим видом эмоциональной  привязанности и межличностных  отношений юношеского возраста. Дружба в этом возрасте отличается искренностью, и, одновременно полна неосознаваемых функций, таких как, поддержание  самоуважения личности. Юношеская дружба помогает развитию личности и индивидуальности юноши.

Переживания юношей и девушек столь глубоки, что  иногда необходима специальная консультативная  помощь при негативных переживаниях по поводу значимых отношений, в частности  дружеских и любовных. Для того, чтобы повысить эффективность психологической  консультативной помощи необходимо построить с молодым человеком  доверительные отношения, отнестись  всерьез к его переживаниям, даже если они не имеют ничего общего с реальностью. Возможна диагностика  сформированности эмоциональной регуляции, связанной с работой защитных механизмов, позволяющих снизить, трансформировать или изжить негативные эмоциональные  реакции по поводу конкретного эмоционально значимого события.

Список  использованной литературы: 

1. Абрамова Г.  С. Возрастная психология. - М., 1999

2. Байярд Роберт  Т., Байярд Джин. Ваш беспокойный  подросток. 

3. Бернс Р.  Я-концепция и воспитание Психология подростка                              Хрестоматия.//сост. Фролов Ю.И. - М., 1997;

4. Драгунова  Т.В. Подросток. - М., 1976;

5. Зацепин В.  Любовь и долг. Ты и я / сост. Л. Антипина. - М., 1989;

6. Кон И.С.  Введение в сексологию. - М., 1990;

7. Кон И.С.  Психология ранней юности. - М., 1989;

8. Кон И.С.  Психосексуальное развитие и  взаимоотношения полов.  Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997;

9. Кочюнас Р.  Основы психологического консультирования. - М., 1999;

10. Майерс Д.  Социальная психология. - СПб, 1998;

11. Мудрик Л.В.  Современный старшеклассник. Хрестоматия  по возрастной психологии / под  ред. Д.И. Фельдштейна, - М., 1996;

12. Немов Р.С.  Психология В 3 кн., - М.:,2003. - Кн. 1;

13. Практическая  психодиагностика / под ред. Д.Я.  Райгородского. - Самара, 1998;

14. Роджерс К.  Что значит становиться человеком?  Теории личности в западно-европейской  и американской психологии / под  ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 1996;

15. Туревская  Т.А. Диагностика механизмов и  функций регуляции переживаний  в подростковом возрасте. Диагностика  и коррекция нарушений социальной  адаптации подростков / под ред.  С.А. Беличевой. - М., 1994;

16. Шпрангер Э.  Эротика и сексуальность в  юношеском возрасте. Психология  подростка. Хрестоматия / сост. Фролов  Ю.И. - М., 19                                    

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Экспериментально-психологическая  методика изучения фрустрационных реакций  С. Розенцвейга

Стимулирующая ситуация этого метода заключается  в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

Методика состоит  из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две  основные группы.

1. Ситуации «препятствия».  В этих случаях какое-либо препятствие,  персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций -- рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11,12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2. Ситуация «обвинения».  Субъект при этом служит объектом  обвинения. Их восемь: рисунки  № 2, 5, 7, 10,16, 17, 19, 21.

Между этими  типами имеется связь, так как  ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может  интерпретировать ситуацию «обвинения»  как ситуацию «препятствия», или  наоборот.

Процедура эксперимента организуется согласно приложенной  к набору рисунков инструкции.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки  зрения двух критериев: направления  реакции и типа реакции.

1. Экстрапунитивные  реакции (реакция направлена на  живое или неживое окружение  в форме подчеркивания степени  фрустрирующей ситуации, в форме  осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность  другому лицу разрешить данную  ситуацию).

2. Интропунитивные  реакции (реакция направлена субъектом  на самого себя; испытуемый принимает  фрустрирующую ситуацию как благоприятную  для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

3. Импунитивные  реакции (фрустрирующая ситуация  рассматривается испытуемым как  малозначащая, как отсутствие чьей-либо  вины или как нечто такое,  что может быть исправлено  само собой, стоит только подождать  и подумать).

Реакции различаются  также с точки зрения их типов:

1. Тип реакции  «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие,  вызвавшее фрустрацию, всячески  подчеркивается или интерпретируется  как своего рода благо, а  не препятствие, или описывается  как не имеющее серьезного  значения).

2. Тип реакции  «с фиксацией на самозащите»  (главную роль в ответе испытуемого  играет защита себя, своего «Я»,  и субъект или порицает кого  то, или признает свою вину, или  же отмечает, что ответственность  за фрустрацию никому не может  быть приписана).

Информация о работе Любовь и дружба в юношеском возрасте