Любовь и дружба в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение особенностей проявления юношеского возраста в любви и дружбе.

Цель конкретизируется в следующих задачах:

1.изучить научную литературу по избранной теме;
2.выполнить теоретическое исследование по избранной теме;
3.сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Возрастно-психологические аспекты юношеских взаимоотношений

1.Переживание любви в юношеском возрасте………………………………………6
2.Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений……………………………………………………………………………….13
Глава II. Психологическая помощь в преодолении негативных переживаний юношеского возраста.

2.1. Консультативная помощь юношам и девушкам………………………………..21

2.2. Диагностика регуляции переживаний в юношеском возрасте………….24

Заключение……………………………………………………………………………………………………32

Список использованной литературы……………………………………………………………34

Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 54.61 Кб (Скачать)

Ожидание любви  и ее переживание у юношей и  девушек неизбежно связано с  сексуальным поведением, которое, в  свою очередь, определяется у них, как  скоростью полового созревания, так  и социальными факторами.

«Разделив обследованных  ими 13-летних школьников на до- и постпубертатных, западногерманские исследователи  Ю.Шлегель и сотрудники, сопоставили уровни социосексуальной активности обеих групп (влюбленности, поцелуи, объятья, петтинг, вступление в половые отношения). Оказалось, что постпубертатные мальчики по всем показателям опережают допубертатных, т.е. половое созревание стимулирует их социальную активность. Однако у девочек такой зависимости не обнаружилось, постменархеальные девочки только чаще влюбляются. Видимо дело не только в физиологии, но и в системе половых ролей. Подростки начинают ухаживать не только в зависимости от уровня собственной половой зрелости, сколько в соответствии с культурными нормами их возрастной группы, школьного класса и т.д. У детей с преждевременным созреванием наступление половой зрелости в большинстве случаев не сопровождается ранней сексуальной активностью, их сексуальные интересы больше соответствуют их психическому, нежели гормональному возрасту». Кон И.С. Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997, с.435

Важную роль в любовных отношениях играют представления  о том, каким должен быть любимый  человек, которые служат как бы эталоном выбора и критерием его оценки. В социальной психологии по этому  поводу имеются три гипотезы:

Идеальный образ  любимого предшествует образу реального  объекта, побуждая личность искать того, кто бы максимально соответствовал этому образу. У молодых людей  этот идеальный образ расплывчат и содержит множество нереалистичных деталей;

Бессознательная идеализация предмета любви, которому приписываются желательные черты, независимо от того, какой он на самом  деле;

Свойства реального  объекта любви определяют идеал  влюбленного.

«По всей вероятности, все три гипотезы имеют под  собой известные основания. В  одних случаях «предмет» любви  выбирается в соответствии с ранее  сложившимся образом, в других - имеет  место идеализация, в третьих - идеал  формируется или трунсформируется в зависимости от свойств реального  объекта. Но каково соотношение этих моментов и как они сочетаются у разных людей и в разных обстоятельствах - наука сказать не может». Кон  И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, с. 233

В юношеском  возрасте формируется морально-психологическая  готовность к семейной жизни. «Она несколько  «запаздывает» по отношению к  сексуальной мотивации» Кон И.С. Введение в сексологию. - М., 1990, с. 194. И.С. Кон отмечает, что у юношей вообще часто бывает расхождение  между возвышенной любовью к  определенной девушке и сексуальными устремлениями к женщинам вообще. Готовность к семейной жизни часто  выражается в сближении, совпадении, как духовных, так и физических устремлений по отношению к определенному  партнеру. Э. Шпрангер, понимая эротику  как духовное, эстетическое проявление любви людей, отмечает: «Для психологии подростка, однако, самым важным является установление того факта, что в годы развития природа сохраняет обе  стороны еще отдельными в переживании  друг от друга, и что созвучие обоих  моментов в одном большом переживании  и связанном с ним акте оплодотворения является симптомом зрелости. В сознании подростка эротика и сексуальность  вначале резко отделены друг от друга. Это самое существенное положение, которое следует установить в  данной связи» Шпрангер Э. Эротика и  сексуальность в юношеском возрасте. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997, с. 35

 Также готовность  проявляется «в реалистичных  представлениях о материально-финансовой  стороне жизни семьи, сформированности  чувства долга по отношению  к супругу и семье в целом»  Зацепин В. Любовь и долг. Ты  и я / сост. Л. Антипина. - М., 1989, с. 262.

1.2.  Построение юношами и девушками дружеских взаимоотношений

Дружба - важнейший  вид эмоциональной привязанности  и межличностных отношений юношеского возраста. Очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения  ритма жизни и расширения круга  общения дружеские отношения  современной молодёжи становятся более  поверхностными и экстенсивными, что  дружба вытесняется широкими приятельскими  отношениями, основанными на общности интересов и т.д.

Во все времена  дружба всегда считалась высшей нравственной ценностью. Психологические закономерности юношеской дружбы, будь то её идеал  или реальные свойства, отличаются удивительной устойчивостью и проявляются  в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что  дружба разных людей никогда не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Возрастная динамика дружбы, как и прочих межличностных  отношений, измеряется, прежде всего, степенью её избирательности, устойчивости и  интимности.

Рост потребности  в интимном общении неизбежно  психологизирует понятие дружбы. Все эти качества с переходом  от детства к отрочеству и от отрочества к юности возрастает. «Если школьники  и младшие школьники не разграничивают дружбу и товарищество, то подростки  уже считают дружбу исключительным, индивидуальным отношением» Драгунова  Т.В. Подросток. - М., 1976, с.67. «Группе подростков было дано такое задание: дописать незаконченное  предложение: «Друг и приятель не совсем одно и то же, т.к…» Некоторые  подчёркивали близость и доверительность  дружбы («друг знает о тебе всё», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу»). Остальные отмечали большую прочность, устойчивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь («приятель подведёт, друг - никогда(!)) Ещё более рельефную картину даёт распределение ответов по предложению: «Друг - это тот, кто…» В предложениях не связанных рамками сравнения, преобладают два мотива: требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувственного понимания со стороны друга. Если дружба и приятельство разграничиваются более или менее строго, то число друзей не должно быть особенно велико, один - два максимум. Эта гипотеза находит своё подтверждение. Число друзей с 7 по 10 классы уменьшается, а приятелей - возрастает. Это свидетельствует о растущей индивидуализации и избирательности дружбы. Рост избирательности дружеских отношений сопровождается ростом их устойчивости, поэтому самый важный сдвиг в психологии дружбы переходного возраста - рост её глубины и психологической интимности. В сфере межличностных отношений это выражается в росте терпимости: ссора, которая у младших подростков означала бы конец дружбы, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения более глубокой общности» Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, с. 171.

Юношеская дружба по своей природе полуфункциональна. Этим объясняется многообразие её форм: от простого совместного времяпрепровождения  до глубочайшей исповедности и самораскрытия. Но в отличие от групповых отношений, в основе которых лежит какая-то совместная деятельность, дружба является, прежде всего, эмоциональной привязанностью. Психологическая ценность юношеской дружбы в том, что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого человека.

Очень интересно, какой тип друга выбирают старшеклассники. Юноши и девушки 15 - 16 лет тянутся  к старшим, жадно вслушиваются в  их слова и всматриваются в  их поведение. Дружба со взрослыми для  них дорога и желанна. Потребность  в эмоциональном контакте со старшим  иногда принимает форму страстного увлечения, когда во взрослом видят живое воплощение идеала. Но потребность в дружбе со сверстником ещё сильнее. «Отвечая на вопрос: «Человека, какого возраста вы предпочли бы иметь своим ближайшим другом - старше себя, своего возраста или младше?» - юноши всех возрастов отдают решительное предпочтение сверстнику (75-80% всех ответов), реже - старшему (от 11-12 до 18-19%) и совсем редко (от 1-4%) младшему» Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, с. 172. У девушек на первом месте тоже стоит ровесница, однако девушки значительно чаще, чем юноши отдают предпочтение старшим, а младших же не выбирают вовсе.

Возраст «идеального  друга» приоткрывает некоторые, не всегда осознаваемые психологические потребности. Ориентация на сверстника говорит о  стремлении к более или менее  равным отношениям. Дружба с ним  основывается на принципе сходства и  равенства: «С другом моего возраста мне легче общаться»; «Ему можно  всё сказать, не боясь насмешек»; «С ним я свободней, я могу показаться ему как есть, не стараясь выглядеть  умнее». Выбор старшего друга выражает, напротив, потребность в примере, опеке, руководстве. Здесь преобладают  ссылки на то, что: «Старший может служить  образцом»; «Может поделиться опытом, рассказать о том, чего я ещё не знаю»; «На него можно положиться», то есть подчёркивается момент зависимости. Но и потребность в общении  с младшим, желание быть вожаком  у них, делиться опытом, опекать отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Общение с младшим, позволяя юноше  проявить положительные качества и  почувствовать себя взрослым и значительным, благотворно влияет на его самоуважение, самооценку. Но как, ни приятно юноше  чувствовать себя сильным и нужным, этот тип отношений всё-таки не отвечает его представлению о дружбе. Хотя общение с младшим и важно, оно воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как  её альтернатива. У тех, кто дружит исключительно с младшими, выбор  в большинстве случаев вынужденный. Либо это следствие отставания в развитии, когда по кругу интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо результат каких-то психологических трудностей: застенчивости, боязни соревновательности, особенно свойственной мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей. Перенос эмоциональной привязанности на младших в этом случае компенсаторный. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду юношеских привязанностей. «На вопрос: «Часто ли встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?» от 45 до 72% старшеклассников ответили, что редко, причём доля оптимистических ответов снижается. Это говорит, прежде всего, о повышении уровня требований к дружбе о об усложнении её критериев. Психологическая близость с друзьями, мера приписываемого им понимания и собственной откровенности ними в юности максимальна и значительно превосходит все прочие взаимоотношения. От друга юноша ждёт не только оценок близких к его собственной самооценке, но и превышающих её. В действительности всё происходит точно так же. Это служит косвенным подтверждением мысли о том, что одной из главных неосознаваемых функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности» Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989, с. 172. Юношеская дружба уникальна так же и в возрастном плане. Как первая самостоятельно выбранная глубокая индивидуальная привязанность, она не только предвосхищает её, но отчасти включает её в себя.

Однако в дружбе юношей отчётливо проявляются и  противоречия этого возраста. Известная  неопределённость и неустойчивость представлений о собственном  «Я» рождают желание проверить  себя путём разыгрывания каких-то несвойственных ролей. Юноша страдает от того, что  у него не хватает средств и  возможностей выразить свой внутренний мир.

Нуждаясь в  сильных эмоциональных привязанностях, молодые люди подчас не замечают реальных свойств их объекта. При всей их исключительности, дружеские отношение в таких  случаях обычно кратковременны. Юность эмоциональна; старшеклассники бурно  увлекаются новыми людьми, идеями, делами. Подростковый и юношеский эгоцентризм  суживает возможности межличностной  коммуникации, порождает своеобразную псевдоинтимность, когда при внешней близости друзья фактически не слышат друг друга.

Психология юношеской  дружбы тесно связана с особенностями  личности. Коммуникативные свойства весьма устойчивы. Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины  и исключительности, изучены слабо. «Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче  раскрываются перед другими, и это  вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность  в психологической дружбе вообще мало развита. Это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной  бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый  предметной деятельностью, уделяет  меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям» Немов Р.С. Психология М.:,2003. - Кн. 1, с. 345.

Одна из самых  распространённых проблем юношеского возраста - застенчивость, однако благоприятный  климат в коллективе и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность Вопрос о соотношении генезиса самосознания и психологической интимности стал предметом спора двух американских психологов - Э.Г. Эриксона и Г.С. Саллливэна. По мнению Э.Эриксона, становление идентичности, то есть целостного самосознания, предшествует вызреванию у личности способности к устойчивой психологической близости с другим человеком. «Только когда формирование идентичности в основном завершено, становится возможной истинная интимность, которая фактически является одновременно и слиянием, и противопоставление индивидуальностей… Юноша, который не уверен в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же склонен к такой интимности, в которой есть только видимость «совместимости», но без подлинного слияния или реального самозабвения» Бернс Р.  Я-концепция и воспитание Психология подростка. Хрестоматия / сост. Фролов Ю.И. - М., 1997, с. 212

Информация о работе Любовь и дружба в юношеском возрасте