Лингвистические и психологические аспекты общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель работы:
Изучить существующие определения общения;
Изучить общение окружающих людей и выделить его лингвистические и психологические аспекты.

Содержание

Введение
Общение, как объект изучения социальной психологии
Психологическая природа общения
Психологические аспекты
Лингвистические аспекты
Типы и виды общения
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Лингвистические и психологические аспекты общения..doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     5. Роль общения в формировании  личности. Роль общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. В общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого - социализация личности и корректировка поведения человека.

     "Как  свидетельствуют психологи, именно  вербальное взаимодействие со  взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребёнком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые в свою очередь вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности.

       Общаясь со взрослыми, ребенок  не только узнаёт, как называются  те или предметы окружающего  мира, но и то, как надо обращаться  с различными предметами, как  устроен мир, как относиться  к людям и как общаться с  людьми. Вне языковой среды ребёнок  не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно.

     Как пишет В.В.Соколова, "речь окружающих, их речевое поведение, обращённое к  ребёнку с первых месяцев его  жизни звучащее слово - основа развития, становления личности. И то, что  это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несёт содержание, - в известной мере задаёт направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина" (там же, С. 72).

Лингвистические аспекты общения

    Лингвистические аспекты общения связаны с внутренней структурой языка и её функциями в речевой деятельности человека.

  • К лингвистическим относятся следующие аспекты:
    • фонетический, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию;
    • грамматический аспект, который заключается в языковых правилах построения словоформ и предложений;
    • семантический аспект, который состоит в соотнесении языковых знаков со смысловым содержанием.
  • При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три уровня:
    • языковой уровень, к которому относятся объём высказываний, лексическая насыщенность и вариативность, наполненность, правильность;
    • речевой уровень, к которому относятся связность между частями предложений и между частями текста, усложнённость высказываний синтаксически сложными построениями и обособленными оборотами, экспрессивность, употребление цитат и фразеологизмов, употребление неинформативных слов;
    • содержательно-смысловой уровень, признаками которого являются количество затронутых вопросов, следование теме, логичность и последовательность изложения, а также выраженность смысловых категорий.

Типы  и виды общения

    Существует  несколько классификаций типов  общения, каждая из которых основана на каком-либо собственном признаке.

    По  содержанию высказывания выделяют такие  типы речи, как повествование, описание и рассуждение.

    Повествование - это рассказ о событиях соответственно их последовательности во времени, сообщение  о развивающихся действиях и  состояниях.

    Описание - это констатирующая речь, которая  даёт понятие о характере, составе и свойствах объекта.

    Рассуждение - тип речи, в котором исследуются  предметы и явления, раскрываются их внутренние признаки, доказываются некоторые  положения.

    Эти функционально-смысловые типы речи могут чередоваться и соединяться  друг с другом в рамках одного текста.

  • Лингвист А.А.Холодович, характеризуя речевое поведение человека, устанавливает следующие пять признаков речевого акта:
    • средство выражения речевого акта (звук, письменный знак, жест);
    • степень коммуникативности речевого акта (от коммуникативности до отсутствия коммуникативности);
    • ориентированность речевого акта (есть ли ожидание ответа);
    • количество участников речевого акта;
    • контактность речевого акта.

    На  основании первого из перечисленных  признаков выделяют устное и письменное общение.

    На  основании четвертого признака выделяют такие типы общения как диалог (разговор двух участников) и полилог (разговор более чем двух участников).

    В зависимости от социального статуса  и личных отношений участников общения  выделяют формальное и неформальное общение, горизонтальное и вертикальное общение.

  • При характеристике психологических целей и свойств общения некоторые авторы выделяют следующие виды общения:
    • "Контакт масок" - формальное общение, не имеющее цели понять и учитывать особенности личности собеседника;
    • примитивное общение, которое устанавливается в зависимости от практической необходимости;
    • формально-ролевое общение, содержание и средства которого регламентированы социальными ролями;
    • деловое общение, предполагающее учет как интересов дела, так и личных интересов;
    • духовное межличностное общение друзей;
    • манипулятивное общение, направленное на извлечение выгоды от собеседника;
    • светское общение, направленное на поддержание отношений, беспредметное по содержанию.
  • При психолингвистическом анализе речевых действий выделяют три типа высказываний:
    • формализованный тип, который отличается высокими показателями по параметрам оформления высказывания и низкими - по параметрам содержательности;
    • многословный тип, характеризующийся средним выражением всех показателей и при этом большим объёмом и большой наполненностью фраз;
    • информационный тип, который характеризуется большим числом ошибок, низким уровнем усложненности и высоким уровнем связности. Высказывания этого типа имеют высокие показатели содержания и низкие показатели оформления.

    Знание  типов и видов общения необходимо для правильного построения текста и понимания целей речевых  действий собеседника. 

Заключение 

"...Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо и не которая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все их бытие тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего 
согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но 
едва бы не хуже ли были мы диких зверей..." М.В.Ломоносов

Информация о работе Лингвистические и психологические аспекты общения