Лингвистические и психологические аспекты общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель работы:
Изучить существующие определения общения;
Изучить общение окружающих людей и выделить его лингвистические и психологические аспекты.

Содержание

Введение
Общение, как объект изучения социальной психологии
Психологическая природа общения
Психологические аспекты
Лингвистические аспекты
Типы и виды общения
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Лингвистические и психологические аспекты общения..doc

— 115.50 Кб (Скачать)

     Общение с точки зрения психогенетики - это  не только обмен вербальными и невербальными сигналами. В человеческой коммуникации участвует еще и бессознательный радар, именно ему отводится главная роль в людском взаимодействии.

          Бессознательный радар - генетически  обусловленная частота

     электромагнитных  колебаний, излучаемых мозгом, которая, дополняя словесные и невербальные паттерны общения, посылает сигналы в окружающую среду и определяет характер взаимоотношений человека с окружающими, «притягивая» людей, совершенным образом дополняющих его исходную модель поведения. Два человека,

     таким образом, образуют функциональный блок (функциональное звено), взаимно дополняя друг друга: тот, кому в соответствии с семейным законом суждено быть отвергнутым, встретит человека, склонного к отвержению. Склонный к модели беспомощности будет попадать в затруднительные ситуации и т.п.

     Тот же комплекс негативных эмоций передается по наследству детям, внукам, правнукам и проявляет себя в разных формах: злости, склонности к алкоголю, наркотикам, переживаниям, критике - до тех пор, пока не произойдет случайная

     или преднамеренная модификация. Обычно в сознании личности закодирована информация из трех источников: отцовского, материнского и окружающей среды.

     Все и вся подчиняются, большей частью непреднамеренно, своему решающему основному внутреннему направлению. Счастливый человек «притягивает» к себе хороших учителей, друзей, сотрудников и даже благоприятные обстоятельства, которые в совокупности еще более способствуют его процветанию. Неудачник,

     напротив, привлекает нерадивых или жестоких наставников, неверных товарищей, никудышных коллег, опасных незнакомцев, попадает в роковые ситуации, становится жертвой несчастных случаев. Все, кто взаимодействует с носителем позитивного внутреннего направления, - независимо от своей воли - будут помогать ему в достижении целей. Обладатель негативного «радара» у тех же самых людей «выпросит» в первую очередь болезненные реакции или просто позволит обращаться с собой плохо, непритязательно и молчаливо соглашаясь на все. Для обозначения этого используется специальное понятие - «косвенное согласие».

          Косвенное согласие – бессознательная  предрасположенность человека к молчаливому принятию того или иного негативного отношения или воздействия окружающих. Сохраняются и передаются из поколения в поколение нежелательные наследственные черты, которые проявляются в одном аспекте жизни и оказывают

     значительное влияние на другие - брак, взаимоотношения с людьми, здоровье. Один и тот же человек является отрицательным фактором как минимум в двух функциональных блоках, неосознанно способствуя усилению не только своих негативных моделей, но и того, кто с ним взаимодействует. «Жертва» и ее «преследователь» притянуты друг к другу не случайностью или неудачей, а естественным законом. Ч.Тойч объясняет эту открытую им закономерность законом притяжения Ньютона, согласно которому сила притяжения между двумя телами пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Все несчастья селенного бытия объясняются минимальным расстоянием между взаимодействующими людьми, поэтому они будут притягиваться друг к другу   с огромной силой, разрушая свое здоровье, способности, теряя силы на воплощение неблагоприятного генетического кода.

     Поскольку дети обладают электромагнитным мысленным  полем, идентичным родительскому, их основное внутреннее направление, как правило, совпадает с родительским.

          Семейный закон, определяющий основные закономерности поведения и взаимоотношения членов семьи, может быть изменен, если человек захочет «переобучить» свое подсознание и будет настойчиво работать над собой.

     Осознание негативных аспектов своей генетической программы помогает стать хозяевами своей жизни и собственными руками, умом и волей создавать свое настоящее и будущее благополучие.

     С помощью сознательного усилия, соответствующих  действий и положительного жизненного опыта человек может отказаться от позиции жертвы, изменить свое отношение к миру, людям и самому себе.

     Стоит выделить еще одно направление, ориентированное  только на решение практических задач. Основная проблема, которой занимаются психологи в рамках нейро-лингвистического программирования (НЛП) - разработка продуктивной стратегии общения. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.

     В фокусе анализа лежит процесс  взаимодействия как таковой, а не его содержание. Задача НЛП - разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было бы воспроизводить и использовать. Субъективный мир человека, существующий в неповторимых формах и конструкциях и составляющий «собственный» опыт индивида, в НЛП стали называть «картой реальности». Исследование уникального мира человека называют в НЛП  изучении структуры субъективного опыта.

     Раскодировав  структуру этого опыта, изучив его  схемы, создатели НЛП разработали  алгоритмы средств воздействия на внутренний субъективный опыт человека. Ими была описана технология вмешательства, основанная на моделях «краткосрочной терапии», быстро избавляющей клиента от проблем.

     НЛП - это технология коммуникации и  изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включающая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования.

                                   Основные аксиомы НЛП:                             

     1. Смысл коммуникации - в ответной  реакции собеседника.

     2. Карта реальности - это не сама реальность.

     3. Язык - лишь вторичное представление  опыта.

     4. Невербальный язык - самый правдивый  источник информации.

     5. Поведение - это еще не сам  человек.

     6. Каждый выбирает и делает лучшее  из того, на что он способен.

     7. Человек способен к адаптации.

     8. Поведение изменяется в соответствии  с контекстом.

     9. Каждое действие имеет позитивное  намерение и поэтому полезно и значимо.

     10. Тело и разум - единая кибернетическая  система.

     11. Чем больше выборов, тем больше  свободы.

     12. У каждого есть ресурсы для изменения.

     13. Все, что возможно в этом  мире, возможно и для меня.

     14. Взгляните на неудачу как на  обратную связь.

     Даже  беглое знакомство с основными базовыми постулатами позволяет почувствовать, что НЛП - это не просто сумма технических приемов и инструментов, предназначенных для терапевтов или специалистов по общению. Это «живая» система коммуникации, которая ориентирована на позитивное видение мира и в своем стремлении к успешному результату способна функционировать

     согласованно, гибко, точно, используя максимум альтернативных выборов.

     Психологическая природа общения

     Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно  тесно связано со структурой индивидуального  сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

  • Общение как психологический феномен определяется:
    • общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи;
    • этнопсихическими особенностями нации;
    • социально-психологическими особенностями социальной группы;
    • индивидуальными психологическими особенностями личности.
  • Рассматривая психологическую природу общения необходимо учитывать, что:
    • 1) общение является формой психической деятельности;
    • 2) общение является формой поведения человека;
    • 3) общение представляет собой межличностное взаимодействие индивидов;
    • 4) в общении проявляются психологические свойства личности, её темперамент и другие психолого-типологические характеристики;
    • 5) личность человека формируется в процессе общения.

     1. Общение как форма психической  деятельности. Общение как деятельность  регулируется мотивами и целями.

     Мотив представляет собой причину, побуждающую  человека к определённой деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми.

     Цели  речевой деятельности включают поддержание  социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.

     Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность имеет иерархическую структуру, включающую ведущий и фоновый уровни.

     Ведущий уровень составляется основными  действиями, направляющими всю деятельность к реализации цели, фоновый уровень  включает дополнительные действия, обеспечивающие выполнение основных.

     Действия  фонового уровня чаще всего характеризуются  автоматизмом. В общении ведущие  действия состоят в формировании и восприятии содержательной стороны  высказываний, а фоновыми является психические операции озвучивания  и восприятия высказываний. Речевая деятельность на родном языке в нормальном случае характеризуется очень высокой степенью автоматизма.

     В структуру деятельности входят также  образ результата и регуляция  промежуточных этапов деятельности.

     Образ результата представляет собой психическую модель реализованной цели деятельности.

     Регуляция предполагает сознательный контроль выполнения отдельных действий и их соответствия конечной цели деятельности.

     2.Общение  как поведение. Общение как  поведение представляет собой  избранный личностью тип организации речевого взаимодействия с окружающими, соответствующий мировоззрению и психическим особенностям личности.

  • К речевому поведению относятся такие феномены, как:
    • подражание (сознательное и неосознанное) речи других людей;
    • эмоциональное "заражение";
    • подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям или нарушение этих норм;
    • лидерство в общении или склонность к пассивному участию в общении.

     3. Межличностное взаимодействие. Межличностное  взаимодействие в общении характеризуется как объективными данными, свидетельствующими о влиянии отношений собеседников на характер общения и речевых действий на развитие этих отношений, так и субъективным восприятием участниками общения речевых действий друг друга.

  • Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:
    • межличностные отношения > характер общения;
    • характер речевых действий > развитие личных отношений;
    • восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;
    • восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.

     4. Психологические характеристики  личности. Психологические характеристики  личности, например, темперамент существенно  влияют на характер речевого  поведения человека. Психологический аспект общения в зависимости от типологических признаков личности говорящих подробно исследован в работе Е.Ю.Чеботарёвой, В.Н.Денисенко и А.И.Крупнова "Психолингвистический анализ речевых действий" (М.: Изд. РУДН, 1998).

  • В этой работе выделяются следующие компоненты психологического аспекта речевых действий:
    • Операционно-динамический компонент, который включает следующие показатели:
      • объём высказывания;
      • темп (скорость говорения);
      • лексическая вариативность;
      • синтаксическая вариативность;
      • отказ от коммуникативного намерения;
      • длительные паузы.
    • Мотивационный компонент, который характеризуется такими показателями, как:
      • количество фраз, в которых автор говорит о других;
      • количество фраз, в которых автор говорит о себе;
      • количество фраз, содержащих обращение к собеседнику;
      • свёрнутость (неполнота) фраз.
    • Когнитивный компонент, который содержит следующие параметры:
      • количество фраз, содержащих оценочность;
      • количество фраз, содержащих сопоставление;
      • наличие названий тем сообщений;
      • количество фраз, содержащих обобщения;
      • выражение причинно-следственных связей;
      • описания внешности;
      • описания действий.
    • Результативный компонент, который характеризуется следующими показателями:
      • содержательность;
      • понятность;
      • выразительность;
      • количество затронутых тем;
      • количество описанных людей;
      • грамматическая правильность;
      • фонетическая правильность;
      • использование риторических приёмов.
    • Эмоциональный компонент, который представляет собой характеристику степени эмоциональной выразительности высказывания и количества и эмоционально окрашенных лексических единиц.
    • Регуляторный компонент, который характеризуется количеством таких речевых действий, как:
      • уточнения;
      • повторы;
      • самоперебивы;
      • вопросы;
      • короткие паузы;
      • ссылки.

Информация о работе Лингвистические и психологические аспекты общения