Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:57, реферат
Цель работы:
Изучить существующие определения общения;
Изучить общение окружающих людей и выделить его лингвистические и психологические аспекты.
Введение
Общение, как объект изучения социальной психологии
Психологическая природа общения
Психологические аспекты
Лингвистические аспекты
Типы и виды общения
Заключение
Библиография
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Министерство Образования и Науки Республики Башкортостан
МАОУ
Лицей №155 Октябрьского района Городского
Округа г.Уфа
IV Всероссийский молодежный образовательный форум
«Молодые
интеллектуалы России – 2012»
Лингвистические
и психологические
аспекты общения.
Автор: Стрельникова В.В.
Научный
руководитель: Тюненок Т.Л.
Санкт-Петербург – 2012
Содержание
Введение.
Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
Умение общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.
Выбрав довольно обширную тему «общение», следовало сузить объект исследования. Поэтому я решила выделить лингвистические и психологические аспекты общения.
Цель работы:
Методы исследования:
Общение
как объект изучения
социальной психологии.
На данный момент существует множество различных психологических направлений, каждое их которых дает свое определение общения, выделяя ведущую детерминанту, обуславливающую возникновение, ход и виды общения.
А. А. Бодалев дает следующее определение общения: «Общение — это
взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или
иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение». Бодалев рассматривает межличностное общение как необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общение может быть самостоятельным видом деятельности, но чаще всего оно оказывается вплетенным в ту или иную деятельность и тогда оно модифицируется согласно условиям этой деятельности.
На общение влияют характеристики общности, где протекает общение, и главная для данной общности деятельность. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать при взаимодействии с другими людьми.
Настоящим межличностным общением Бодалев признает диалогическое общение, где оба партнера равны. Он выделяет две роли человека в процессе общения: как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение(интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения
какой-либо конкретной задачи и в то же время он сам является объектом познания для того, с кем общается. Бодалев вводит такое понятие как «симптомокомплекс». Он является системой понятий и представлений, которая осуществляет применение именно в данном конкретном сочетании вербальных и невербальных средств общения, чтобы получить в процессе общения желаемый результат.
По соотношению «познавательного», «эмоционально-отношенческого» и «поведенческого» компонентов симптомокомплексов выделяются следующие типы личности:
- тип человека-субъекта общения, который абсолютно не понимает
уникальности партнера по общению, подгоняя внутренний мир другого человека под свое стереотипное видение.
-
тип человека-субъекта общения,
проницательность, не может разнообразить формы обращения с представителями одних общностей людей. Но одновременно с этим он демонстрирует умение схватывать личностное своеобразие другого человека, точно выбирать поведение, ведущее к цели общения, если партнер принадлежит к иной общности.
- небольшая группа людей, у которых как у субъектов общения
тоже давали о себе знать названные выше симптомокомплексы, но внутри их как бы сосуществовали многочисленные и разнообразные оценочные эталоны. В то же время в поведенческий компонент этих симптомокомплексов входил состоящий из широкого набора способов обращения с другими людьми инструментарий, отличающийся многообразием как вербальных, так и невербальных средств.
-
тип людей-субъектов общения,
у которых присутствует
познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов, входивших в симптомокомплекс. У одних из них может быть высокая способность проникать в истинную личностную суть других людей и одновременно неумение устанавливать с ними поведенческий контакт в такой форме, какую каждый из них заслуживал.
Или у части может наблюдаться совершенно неадекватная реакция на людей или на их общности, которая влекла за собой использование оценочных эталонов, которые к каждому конкретному случаю никак не подходили. Характер этих симптомокомплексов обусловлен видом субъективной значимости для личности тех людей и общностей, с которыми она должна взаимодействовать.
Б. Г. Ананьев определяет общение как механизм, посредством которого устанавливаются и развиваются связи человека с «миром предметов» и «миром людей». Общение определяется им как ведущий вид деятельности. Особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Межличностное взаимодействие всегда определяется системой общественных отношений, в которую оно включено, но поскольку оно также постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. На любом
уровне
и при любой сложности
того, чтобы познавать самого себя. В отличие от отечественных психологов, занимавшихся определением места общения, его роли в жизни человека, западные психологи решали сугубо
практические задачи, вырабатывали техники оптимизации общения. Каждое направление по-своему определяет природу общения, ведущие причины,препятствующие эффективному общению и способы преодоления этих причин.
Наиболее полно процесс общения описан Э.Берном. Разрабатывая свою концепцию, Э. Берн опирался на психоанализ, гуманистическую психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно-бихевиорального подхода. Им был разработан особый метод – метод транзактного анализа (далее ТА). ТА можно определить как уникальную теоретическую модель личности, ее внутренней и
внешней коммуникации, в рамках которой была разработана система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия. Цель ТА - понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия. ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия, определяет основные составляющие общения.
Рассматривая коммуникацию как процесс обмена, ТА выделяет особую единицу социального обмена - трансакцию - и занимается ее анализом. Существует три пласта личности: родитель, взрослый и ребенок. Родитель-это пласт требований, социальных установок. Его суть можно выразить одним словом, «надо». Ребенок-это
сфера желаний, потребностей, что можно обозначить как «хочу». Взрослый же является областью регулирования поведения между «хочу» и «надо», соотнося желания с возможностями. Общение может протекать на различных уровнях, между ребенком одного партнера и взрослым другого, на уровне взрослый-взрослый или
родитель-ребенок и т.д. Общения на разных уровнях, их взаимодействие и получило название транзакции. Транзакция – это единица социального взаимодействия. Агент (инициатор общения) и респондент (тот, кто отвечает на стимул) в процессе взаимодействия обмениваются транзакциями, которые могут
быть:
-Дополнительными, т.е. ответная реакция респондента отвечает
ожиданиям агента.
-Перекрестными,
когда ответная транзакция
Пока транзакции дополняют друг друга, общение будет протекать гладко. Когда транзакции становятся перекрестными, нормальный процесс общения разрушается.
Часто встречается вариант, когда транзакции происходят на двух уровнях: социальном и психологическом, что Берн назвал скрытой транзакцией. Транзакции выстраиваются в цепочки, образуя ритуалы. Ритуал - это серия простых дополнительных транзакций, запрограммированная социальными силами. Ритуалы обеспечивают потребность в общении. Более сложными образованиями, призванными
также
удовлетворить потребности
Если все упомянутые выше авторы утверждают, что все нормы, образцы или ритуалы привносятся извне, т.е. межличностному общению надо обучаться.
Дж.Тойч и Ч.Тойч разработали совершенно отличную теорию, объясняющую поведение в процессе общения как генетически обусловленное. Главными детерминантами выбора стиля общения психогенетика определяет основное внутреннее направление и негативные эмоции, которые, переплетаясь с жизненными обстоятельствами, формируют определенную модель поведения,
неизменно повторяющуюся из поколения в поколение. Модель поведения – это устойчивая, регулярно повторяющаяся, «узнаваемая» форма поведения(паттерны). В отечественной психологии принято считать, что привычки или черты характера формируются в процессе жизни, воспитания. Психогенетика не
противоречит этому тезису, а добавляет сюда очень существенную деталь. Паттерны, подобно физиологической информации, передаются из поколения в поколение: индивидуальная история человека повторяет историю его родителей или одного из его предков. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, история семьи до третьего-четвертого колена заложена в индивидуальной модели поведения.
Информация о работе Лингвистические и психологические аспекты общения