Лингвистические и психологические аспекты общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание работы

Цель работы:
Изучить существующие определения общения;
Изучить общение окружающих людей и выделить его лингвистические и психологические аспекты.

Содержание

Введение
Общение, как объект изучения социальной психологии
Психологическая природа общения
Психологические аспекты
Лингвистические аспекты
Типы и виды общения
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

Лингвистические и психологические аспекты общения..doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и Науки Российской Федерации

Министерство  Образования и Науки Республики Башкортостан

МАОУ  Лицей №155 Октябрьского района Городского Округа г.Уфа 

IV Всероссийский молодежный образовательный форум

«Молодые  интеллектуалы России – 2012» 
 
 
 
 
 

Лингвистические и психологические  аспекты общения. 
 
 
 
 
 

Автор: Стрельникова В.В.

 Научный  руководитель: Тюненок Т.Л. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург  – 2012

Содержание

  1. Введение
  2. Общение, как объект изучения социальной психологии
  3. Психологическая природа общения
  4. Психологические аспекты
  5. Лингвистические аспекты
  6. Типы и виды общения
  7. Заключение
  8. Библиография
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

     Умение  общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

     Выбрав  довольно обширную тему «общение», следовало  сузить объект исследования. Поэтому  я решила выделить лингвистические  и психологические аспекты общения.

     Цель  работы:

    1. Изучить существующие определения общения;
    2. Изучить общение окружающих людей и выделить его лингвистические и психологические аспекты.

     Методы  исследования:

    1. теория
    2. опрос
 
 
 

Общение как объект изучения социальной психологии. 

     На  данный момент существует множество  различных психологических направлений, каждое их которых дает свое определение общения, выделяя  ведущую детерминанту, обуславливающую возникновение, ход и виды общения.

     А. А. Бодалев дает следующее определение  общения: «Общение — это

взаимодействие  людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или

иные взаимоотношения  и при котором между ними устанавливается определенное взаимообращение». Бодалев рассматривает межличностное общение как необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общение может быть самостоятельным видом деятельности, но чаще всего оно оказывается вплетенным в ту или иную деятельность  и тогда оно модифицируется согласно условиям этой деятельности.

     На  общение влияют характеристики общности, где протекает общение, и главная  для данной общности деятельность. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать при взаимодействии с другими людьми.

     Настоящим межличностным общением Бодалев признает диалогическое общение, где оба партнера равны. Он выделяет две роли человека в процессе общения: как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение(интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения

     какой-либо конкретной задачи и в то же время  он сам является объектом познания для того, с кем общается. Бодалев вводит такое понятие как «симптомокомплекс». Он является системой понятий и представлений, которая осуществляет применение именно в данном конкретном сочетании вербальных и невербальных средств общения, чтобы получить в процессе общения желаемый результат.

     По  соотношению «познавательного», «эмоционально-отношенческого» и «поведенческого» компонентов симптомокомплексов выделяются следующие типы личности:

     - тип человека-субъекта общения, который абсолютно не понимает

     уникальности  партнера по общению, подгоняя внутренний мир другого человека под свое стереотипное видение.

     - тип человека-субъекта общения,  который не способен проявлять

     проницательность, не может разнообразить формы обращения с представителями одних общностей людей. Но одновременно с этим он демонстрирует умение схватывать личностное своеобразие другого человека, точно выбирать поведение, ведущее к цели общения, если партнер принадлежит к иной общности.

     -  небольшая группа людей, у которых как у субъектов общения

     тоже  давали о себе знать названные  выше симптомокомплексы, но внутри их как бы сосуществовали многочисленные и разнообразные оценочные эталоны. В то же время в поведенческий компонент этих симптомокомплексов входил состоящий из широкого набора способов обращения с другими людьми инструментарий, отличающийся многообразием как вербальных, так и невербальных средств.

     - тип людей-субъектов общения,  у которых присутствует дисбаланс

     познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов, входивших в симптомокомплекс. У одних из них может быть высокая способность проникать в истинную личностную суть других людей и одновременно неумение устанавливать с ними поведенческий контакт в такой форме, какую каждый из них заслуживал.

     Или у части может наблюдаться  совершенно неадекватная реакция на людей или на их общности, которая влекла за собой использование оценочных эталонов, которые к каждому конкретному случаю никак не подходили. Характер этих симптомокомплексов обусловлен видом субъективной значимости для личности тех людей и общностей, с которыми она должна взаимодействовать.

     Б. Г. Ананьев определяет общение как  механизм, посредством которого устанавливаются и развиваются связи человека с «миром предметов» и «миром людей». Общение определяется им как ведущий вид деятельности. Особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Межличностное взаимодействие всегда определяется системой общественных отношений, в которую оно включено, но поскольку оно также постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. На любом

     уровне  и при любой сложности поведения  личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношение; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованием внутреннего мира самой личности. Общественные отношения создают тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются коммуникативные черты характера. Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для

     того, чтобы познавать самого себя. В отличие от отечественных психологов, занимавшихся определением места общения, его роли в жизни человека, западные психологи решали сугубо

     практические  задачи, вырабатывали техники оптимизации  общения. Каждое направление по-своему определяет природу общения, ведущие причины,препятствующие эффективному общению  и способы преодоления этих причин.

     Наиболее  полно процесс общения описан Э.Берном. Разрабатывая свою концепцию, Э. Берн опирался на психоанализ, гуманистическую  психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно-бихевиорального подхода. Им был разработан особый метод – метод транзактного анализа (далее ТА). ТА можно определить как уникальную теоретическую модель личности, ее внутренней и

     внешней коммуникации, в рамках которой была разработана система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия. Цель ТА - понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия. ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия, определяет основные составляющие общения.

     Рассматривая  коммуникацию как процесс обмена, ТА выделяет особую единицу социального обмена - трансакцию - и занимается ее анализом. Существует три пласта личности: родитель, взрослый и ребенок. Родитель-это пласт требований, социальных установок. Его суть можно выразить одним словом, «надо». Ребенок-это

     сфера желаний, потребностей, что можно  обозначить как «хочу». Взрослый же является областью регулирования поведения между «хочу» и «надо», соотнося желания с возможностями. Общение  может протекать на различных уровнях, между ребенком одного партнера и взрослым другого, на уровне взрослый-взрослый   или

     родитель-ребенок  и т.д. Общения на разных уровнях, их взаимодействие и получило название транзакции. Транзакция – это единица социального взаимодействия. Агент (инициатор общения) и респондент (тот, кто отвечает на стимул) в процессе взаимодействия обмениваются транзакциями, которые могут

     быть:

     -Дополнительными,  т.е. ответная реакция респондента отвечает

     ожиданиям агента.

     -Перекрестными,  когда ответная транзакция направлена  совершенно по иному вектору,  нежели стимул.

     Пока  транзакции дополняют друг друга, общение  будет протекать гладко. Когда  транзакции становятся перекрестными, нормальный процесс общения разрушается.

     Часто встречается вариант, когда транзакции происходят на двух уровнях: социальном и психологическом, что Берн назвал скрытой транзакцией. Транзакции выстраиваются  в цепочки, образуя ритуалы. Ритуал - это серия простых дополнительных транзакций, запрограммированная социальными силами. Ритуалы обеспечивают потребность в общении. Более сложными образованиями, призванными

     также удовлетворить потребности общения  и структурирования времени являются игры. Игры - это серии транзакций, характеризующиеся наличием скрытого смысла и выигрыша для всех участников игры. Берн подробно описал множество видов игр, их сценариев и возможных участников. Берн определяет игры как негативный способ взаимодействия, а потому задачей психотерапевта, психолога становится диагностирование  игры, в которую играет клиент, достигаемого им выигрыша и переориентация на нормальное, «неформализированное» общение.

     Если  все упомянутые выше авторы  утверждают, что все нормы, образцы или  ритуалы привносятся извне, т.е. межличностному общению надо обучаться.

     Дж.Тойч и Ч.Тойч разработали совершенно отличную теорию, объясняющую поведение  в процессе общения как генетически  обусловленное. Главными детерминантами выбора стиля общения психогенетика  определяет основное внутреннее направление и негативные эмоции, которые, переплетаясь с жизненными обстоятельствами, формируют определенную модель поведения,

     неизменно повторяющуюся из поколения в  поколение. Модель поведения – это  устойчивая, регулярно повторяющаяся, «узнаваемая» форма поведения(паттерны). В отечественной психологии принято считать, что привычки или черты характера формируются в процессе жизни, воспитания. Психогенетика не

     противоречит  этому тезису, а добавляет сюда очень существенную деталь. Паттерны, подобно физиологической информации, передаются из поколения в поколение: индивидуальная история человека повторяет историю его родителей или одного из его предков. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом, история семьи до третьего-четвертого колена заложена в индивидуальной модели поведения.

Информация о работе Лингвистические и психологические аспекты общения