Лидерство и руководство: психологические проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа ор¬ганизуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем управленческой психологии. Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко¬водить коллективом в силу своих организаторских способ¬ностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Проблемы общения……………………………………………………………….4
2. Барьеры общения…………………………………………………………………5
3. Слушание………………………………………………………………………….5
4. Проблема уверенности в процессе управленческого общения
и пути ее формирования…………………………………………………………….7
5. Межличностные конфликты. Проблемы конфликтов………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….....14
Список использованной литературы……………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Психология управления.doc

— 100.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Психология управления»

на тему: «Лидерство и руководство: психологические  проблемы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Проверил:

      Выполнил:

      специальность: ЭКУ

      гр., шифр:  
 
 
 
 
 
 
 
 

      2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Проблемы общения……………………………………………………………….4

2. Барьеры общения…………………………………………………………………5

3. Слушание………………………………………………………………………….5

4. Проблема уверенности в процессе управленческого общения

и пути ее формирования…………………………………………………………….7

5. Межличностные конфликты. Проблемы конфликтов………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….....14

Список использованной литературы……………………………………………...15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      При характеристике динамических процессов  в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем управленческой психологии. Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей.

      Лидеры  нужны для определения целей  и задач, для организации, координации, обеспечения межличностных контактов с подчиненными и выбора оптимальных, эффективных путей решения тех или иных проблем. Очевидно, что организации, где наличествуют лидеры, могут достичь всего этого гораздо быстрее, чем организации без лидеров.

      Слово лидер происходит от английского  lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций. 
 
 
 
 
 
 
 

     Проблемы  общения 

     Общение – основная форма человеческого  бытия. Отсутствие или недостаток общения  может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем, и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Практически все проблемы управления так или иначе связаны с общением. Опросы свидетельствуют, что 73% американских, 60% английских и 86% японских менеджеров считают неумение эффективно общаться главным препятствием на пути достижения целей, стоящих перед организациями. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из 4 граней. В процессе общения мы познаем других людей, обмениваемся с ними информацией, взаимодействуем с другими и вместе с этим переживаем собственные состояния, возникающие в результате этого.

     Таким образом, общение – это процесс  установления и развития контактов  между людьми, порождаемый потребностями  в современной деятельности и  включающий:

  • восприятие, познание и понимание партнера по общению (перцептивная сторона общения),
  • обмен информацией (коммуникативная сторона общения),
  • выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона общения).

     Неумение  слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Иногда это может оказаться опасным или даже роковым.

     Барьеры общения

     В результате многолетней практики обучения искусству общения доктор Томас  Гордон разделил наши ответные суждения на двенадцать категорий. Эти суждения, названные им барьерами общения, приводятся ниже. Каждый раз, когда мы высказываем эти или подобные суждения, мы создаем трудности общения.

     Барьеры общения:

  1. Приказ, указание, команда.
  2. Предупреждение, угроза, обещание.
  3. Поучение, указание на целесообразность.
  4. Совет, рекомендация или решение.
  5. Нравоучения, логическая аргументация.
  6. Осуждение, критика, несогласие, обвинение.
  7. Похвала, согласие.
  8. Брань, необоснованное обобщение, унижение.
  9. Интерпретация, анализ, диагностика.

     10.     Успокаивание, сочувствие, поддержка, утешение.

     11.     Выяснение, допрос.

     12.     Увод от проблемы, отвлечение внимания, шутка.

     Эти виды реакции из-за их разрушительного  воздействия на общение иногда называют барьерами слушания. Они, как правило, мешают собеседнику и нарушают ход его мыслей. Большинство из них означает желание изменить ход мыслей или переделать самого собеседника. Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение. В результате он начинает отстаивать свою точку зрения или стремится скрыть свои мысли и чувства, вместо того чтобы раскрыть их перед Вами.

     Ирония  заключается в том, что эти  помехи мы чаще всего создаем  в  силу привычки, а не сознательно. Но эффект один и тот же: мы не слышим что нам говорят.

     Слушание

     Мы  слышим, конечно, многое, но прислушиваемся лишь к незначительной части того, что слышим. Наши уши подвергаются такой бомбардировке звуками, что  мы отключаем сознательное внимание от всего, кроме тех звуков, которые  нас интересуют в данный момент.

     Слушание  становится возможным вследствие различия скорости устной речи и умственной деятельности слушающего. Обычно люди говорят со скоростью 125 слов в минуту, хотя мы можем воспринимать речь, произносимую в три-четыре раза выше обычной. Различие между скоростью речи и умственной деятельностью может стать причиной невнимания, особенно в случаях, когда говорят медленно или неинтересно.

     Для того, чтобы слышать, прежде всего, надо хотеть слушать. Иначе слова попадут  в глухие уши, как это часто и бывает. Усталому или занятому человеку трудно слушать и еще труднее услышать.

     Часто ли мы действительно слушаем, когда  речь собеседника нам не интересна  или когда мы чувствуем себя усталыми? Да, мы слушаем, но в пол-уха, без энтузиазма. Оказывается, что мы почти ничего не услышали из того, что нам говорилось, поскольку на самом деле мы не слушали, и в основном потому, что не хотели.

     Чтобы услышать, мы должны заплатить вниманием, то есть отдать одно взамен на другое. Слушая мы отдаем наше внимание, нашу заинтересованность и усилия с тем, чтобы получить взамен информацию, понимание, а возможно, и комфорт или развлечение. Слушание тяжелый труд, вот почему мы не можем слушать долго. Но умение слушать – это еще и дар, ценнейший дар, которым можно одарить другого.

     Слушание  – активный процесс, так как мы делим с говорящим ответственность  за общение. Этот процесс требует  наличия определенных навыков. Слушание на самом деле является умением общаться и учиться этому надо в первую очередь, поскольку слушать приходится часто. Кроме того, из всех видов общения умению слушать меньше всего учатся и меньше всего совершенствуют. Каждый из нас может слушать более эффективно, только надо научиться.

     Проблема  уверенности в  процессе управленческого  общения и пути ее формирования. 

     Главное психологическое условие успешной деятельности – это уверенность  в своих силах. Чувство уверенности  может быть привитым с детства, но может вырабатываться и целенаправленно. К основным путям выработки уверенности можно отнести следующие:

  • Освоение и совершенствование профессионального мастерства,
  • Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения,
  • Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности,
  • Создание и поддержание благоприятного внешнего облика.

     Только  в результате усилий человека на этих направлениях формируется уверенность как положительное качество характера. Как много в процессе делового общения порой зависит от нашей уверенности, от умения предстать партнером, который знает, чего он хочет, и вместе с тем считается с мнением, устремлениями, желаниями окружающих его людей. Вне зависимости от содержательности своей речи, люди, которые мямлят, говорят несвязно, воспринимаются как менее значительные, чем те, которые говорят ясно и убедительно. Именно последние воспринимаются нами как уверенные в себе люди.

     Межличностные конфликты. Проблемы конфликтов. 

     Конфликт  – это столкновение противоположных  интересов (целей, позиций, мнений и  др.) на почве соперничества; это  отсутствие взаимопонимания по различным  вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

     В числе основных структурных компонентов  конфликта можно выделить следующие:

  • объект конфликта,
  • участники конфликта,
  • конфликтная ситуация,
  • инцидент.

     Объект  конфликта – социальное явление, вызывающее данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть этим явлением и приводит к конфликту. Объект конфликта характеризуется тем, что он:

  • может быть как материальным, так и психологическим,
  • всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной,
  • обычно является одним из факторов, определяющих поведение конфликтующих. Вот почему точное знание объекта позволяет относительно точно спрогнозировать это поведение.

     Участники (оппоненты) конфликта – отдельные  лица, группы людей и даже организаций. Наличие объекта и участников конфликта образует конфликтную ситуацию. Участники конфликта связаны определенными отношениями, каждый из них претендует на единоличное манипулирование объектом.

     Однако  конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне, не переходя в реальную плоскость. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников (оппонентов) конфликта, направленные на овладение объектом и ущемляющие интересы другой стороны. Итак, конфликт есть конфликтная ситуация плюс инцидент.

     Наряду  с основными структурными элементами конфликта, существуют и дополнительные, служащие фоном. К ним необходимо отнести следующие.

     Условие протекания. Характер любого разногласия  существенно определяется внешней  средой, в которой возникает конфликт. Основными параметрами могут быть:

  • пространственно-временные (место осуществления и время, в течение которого конфликт должен быть разрешен);
  • социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);
  • социальные (вовлеченность в конфликт интересов различных социальных групп: половых, семейных, профессиональных, этнических национальных и др.).

     Положительное разрешение конструктивного конфликта  – это прежде всего устранение недостатков, причин, к нему приведших. А поскольку причины эти – объективные, отражающие несовершенство организации управления, то устранение их означает усовершенствование самой организации. Деструктивные конфликты порождаются чаще всего субъективными причинами, к которым относятся неправильные действия руководителя и подчиненных, а также психологическая несовместимость отдельных людей.

Информация о работе Лидерство и руководство: психологические проблемы