Личностные компоненты эффективного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить наиболее важные личностные компоненты руководителя для успешного и эффективного управления.

В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

диагностика зависимости успеха руководителя от его личностных качеств;
составление перечня качеств личности современного руководителя;
определение стиля управления коллективом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Сущность работы руководителя и особенности руководства…………...4

1.1 Факторы успешного руководителя………………………………………….....7

1.2 Теории управления и лидерства……………………………………………….14

1.3Мотивация подчиненных: практические способы и методы……………..…18

Глава 2 .Экспериментальная часть…………………………………………..……21

Заключение…………………………………………………………………….……23

Литература…………………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

курсовая старыгина.docx

— 53.12 Кб (Скачать)
  1. Способность к разработке нескольких проблем одновременно.
  2. Способность брать управление на себя.
  3. Настойчивость, бескомпромиссность в отстаивании своих прав.
  4. Способность к сотрудничеству.
  5. Инициативность, напористость и воля, требовательность.
  6. Способность к сочувствию.
  7. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере.
  8. Независимость.
  9. Гибкость, устойчивость к стрессу.
  10. Наличие цели, смелость и решительность.
  11. Руководство сообществом, чувство юмора.
  12. Цельность личностного идеала.
  13. Энергичность, честолюбие.
  14. Стремление к власти, к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой.
  15. Контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой.
  16. Оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, но при необходимости легко перестроиться.
  17. Стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчинённых.

     Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них  можно выработать, воспитать. Остановимся  на некоторых более подробно. (№10, стр 32)

     Рассмотрим  поподробнее некоторые из них:

Уверенность в себе

     Что значит для подчиненных уверенный  в себе руководитель? Прежде всего, то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе, благодаря его стилю руководства.

Креативность

     На  данный момент это один из главных  компонентов эффективного руководителя. Именно на креативность  сейчас, делают ставки.

     На  бытовом уровне креативность проявляется  как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Поэтому это качество очень цениться в руководителях.

     Слово «креатив» или такие его вариации, как «креативный», «креативность», в переводе с английского языка  означает «творчество» или «творческий».Понятие креативности в применении к управлению означает нестандартность решений, мышление по новым стандартам и в новых направлениях, необычный взгляд на давно ставшие привычными вещи. Использование этого дает компании преимущество на рынке перед конкурентами.

                        Методы креативного руководства 
 
Метод потока. Этот метод заключается в полной свободе воображения сотрудников при предложении новых идей. Они могут быть нереальными или трудноисполнимыми, но суть состоит в раскрепощении сознания и предложении как можно больших идей. 
 
Метод использования газетных вырезок. Руководитель сперва просматривает газеты и выбирает статьи, где заголовки тем или иным образом связаны со стоящей перед коллективом проблемой. Этот метод подходит и для индивидуальной работы, и для решения задач всем коллективом. После выбора заголовков он с помощью текста предлагает то или иное решение проблемы. Затем дается определенное время для самостоятельной деятельности сотрудников, в которое каждый предлагает свое решение. Затем эти предложения собираются и раздаются вновь, но в произвольном порядке. Так работник получает предложение другого, и теперь его задача состоит в дальнейшем развитии этой самой полученной идеи. Посредством этого, казалось бы, не очень сложного занятия сотрудники по-новому смотрят на проблему, глазами другого человека, смотрят на нее с другой стороны и воспринимают по-новому. В процессе этого метода выстаивается ассоциативный ряд, помогающий найти решение существующей проблемы. Если же решение не было найдено, то в любом случае остается креативное направление, заданное в процессе этой работы. 
 
Метод вымышленных персонажей. Этот метод в отличие от предыдущих гораздо более подходит для ситуации, когда по тем или иным причинам невозможно или нецелесообразно решать проблемы всей группой. Руководитель мысленно сам создает свою «творческую группу», состоящую из персонажей — и вымышленных, и действительно существующих. В нее могут входить знаменитые люди, выдающиеся мыслители, ученые, лидеры прошлого времени, сказочные герои. Чем более разными они будут, тем лучше. Руководитель мысленно задает им вопросы и пытается понять, как бы они на них ответили. Так один человека может посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. 
 
«Мозговой штурм». Это один из популярнейших методов, получивших широкое распространение. Роль руководителя заключается в постоянной поддержке рабочего настроения группы, направлении дискуссии в нужную сторону. Если он не обладает этими навыками, то для того, чтобы использовать этот метод, необходимо пригласить специалиста-коммуникатора, заранее переговорить с ним, определить направление и сценарий дискуссии в общих чертах. Перед собственно использованием этого метода рекомендуется провести недолгую разминку, которая заключается в поиске решений простых проблем. После начинается «мозговой штурм», результатом которого является список всевозможных предложений, причем не подвергающихся пока оценке. Оценка проводится в дальнейшем, уже после завершения дискуссии, специалистами и аналитикам компании. Участвовать и высказывать идеи должны все сотрудники. Время должно быть ограничено, поскольку работоспособность снизится после продолжительного периода такой деятельности. Рекомендуется установить регламент не более 2 ч. 

Ответственность и надежность

В современном  менеджменте эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя.

Репутация стоит дороже денег, и если она  потеряна, то — навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. К сожалению, нынче ответственность  и надежность являются большим дефицитом, и мы постоянно ощущаем это  в политике, в экономике и в  морали. Однако можно утверждать, что  будущее за теми компаниями и руководителями, девиз которых — отличное качество, надежность исполнения и верность в  отношениях с клиентами 

Независимость

Важной  личностной чертой руководителя является независимость. Независимость —  это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести  ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать  сам. Независимость далека от волюнтаризма, самодурства. Чем более независимой  является личность руководителя, чем  самостоятельнее он себя ведет, тем  ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно. Следует заметить, что выдающиеся предприниматели  поощряют инакомыслие в своих  компаниях. Это важно со всех точек  зрения, ведь единомышленники —  это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и  том же. Сильный, самостоятельный  руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих  людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление.(№11,стр 65)

1.2.Теории управления и лидерства   

В мировой  и отечественной литературе, посвященной  вопросам управления, описаны сотни  качеств, необходимых менеджерам для  эффективного управления. В то же время  каждый конкретный руководитель кроме  общих качеств, характерных для  целых групп, обладает личностными  качествами.

Специальные социально-психологические исследования, изучение личностей талантливых  менеджеров и их опыта работы позволили  выявить обобщенные характеристики и личностные качества, необходимые  для успешного управления. К таким  качествам относится лидерство, наиболее часто выделяющее активного  менеджера из общей массы, объединяющее способность руководить и вести за собой коллектив организации для достижения определенных целей.   

 Рассмотрим  вопросы власти и лидерства  в деятельности менеджеров, личностные  и организационные источники  власти, основные подходы к проблеме  лидерства, теории и стили лидерства.

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они  по доброй воле стремились достичь  неких целей.(№2,стр.54)  

1.2.1 Теория "рационального управления"

Управлять – это значит:

1.Предвидеть  – изучать будущее и устанавливать  программу действий

2.Организовывать  – строить двойной организм  предприятия: материальный и социальный

3.Распоряжаться  – приводить в действие персонал  предприятия 

4.Согласовывать  – связывать и объединять, сочетать  все действия и усилия 

5.Контролировать  – наблюдать, чтобы все происходило  сообразно установленным правилам  и распоряжениям

Существует  четыре типа управления:

  • консервативно - аналитический;
  • консервативно - интуитивный.
  • новаторско - интуитивный;
  • новаторско - аналитический;

Наваторско  –аналитический тип управления включает в себя следующие элементы поведения менеджера:

  • преданность организации (фирме);
  • энергичность и новаторство;
  • чуткость к новой информации и идеям;
  • генерирование большого числа идей и инициатив;
  • быстрое принятие решений;
  • хорошая интеграция коллективных действий;
  • четкость в формировании целей и установок;
  • готовность учитывать мнение других;
  • терпимость к неудачам.

Именно  новаторско - аналитический тип управления является наиболее

эффективным, ибо он способен обеспечить организационное  выживание в условиях острейшей  рыночной конкуренции.(№8,стр 145.)

1.2.2 Теория "соучаствующего управления"

Строго  говоря, единой теории соучаствующего управления не существует. Тем не менее, существует некоторый "набор" характеристик, с которым согласны все сторонники этого подхода. Суть подхода заключается  в том, что управление становится более эффективным при условии  привлечения сотрудников к постановке и решению управленческих задач - при условии их "соучастия". Соучаствующее управление есть своеобразный тип руководства. Каковы его основные черты?

  • регулярные совещания руководителя с подчиненными;
  • открытость в отношениях между руководителем и подчиненными;
  • вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений;
  • делегирование руководителем, подчиненным ряда полномочий;
  • участие рядовых работников в планировании и осуществлении организационных мероприятий;
  • создание микрогрупп с правом самостоятельно разрабатывать и предлагать идеи, формулировать проблемы и их решения.

Несмотря  на внешнюю привлекательность "соучаствующего управления", следует иметь в  виду, что он не может в равной мере использоваться любым руководителем  в любой ситуации. По мнению сторонников  данной концепции, существуют определенные условия его реализации.

Руководитель, способный к реализации "соучаствующего управления" должен обладать следующими качествами:

  • уверенностью в себе;
  • высоким образовательным уровнем;
  • способностями к оценкам предложений подчиненных;
  • ориентированностью на развитие креативных (творческих, созидающих) качеств своих подчиненных.

Соучаствующее управление соответствует определенному типу задач. Это задачи:

  • предполагающие множественность решений;
  • требующие теоретического анализа и высокого профессионального исполнения;
  • работа, над которыми осуществляется средними по напряжению усилиями.

Так что "соучаствующее управление" применимо  в достаточно узких границах и  только при определенных условиях.(№8,стр.176)

1.2.3 Теория "ситуационного лидерства"

Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они  по доброй воле стремились достичь  неких целей. 
Несмотря на то, что руководство — существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других.

Теория "ситуационного лидерства" родилась в результате многолетних наблюдений американских психологов, которые, стремясь понять, что такое эффективное  управление, вели наблюдения, записывали и анализировали как эффективные  и неэффективные менеджеры выполняют  свои ежедневные задачи. После обработки  полученных данных был получен ошеломительный результат: эффективен только тот руководитель, который обладает таким управленческим качеством как лидерство. Только лидер может быть эффективным  управлением вне зависимости  от стиля управления, особенностей задачи и других условий. (№8,стр.189)

Информация о работе Личностные компоненты эффективного управления