Личностные компоненты эффективного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 14:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить наиболее важные личностные компоненты руководителя для успешного и эффективного управления.

В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

диагностика зависимости успеха руководителя от его личностных качеств;
составление перечня качеств личности современного руководителя;
определение стиля управления коллективом;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Сущность работы руководителя и особенности руководства…………...4

1.1 Факторы успешного руководителя………………………………………….....7

1.2 Теории управления и лидерства……………………………………………….14

1.3Мотивация подчиненных: практические способы и методы……………..…18

Глава 2 .Экспериментальная часть…………………………………………..……21

Заключение…………………………………………………………………….……23

Литература…………………………………………………………………………..24

Работа содержит 1 файл

курсовая старыгина.docx

— 53.12 Кб (Скачать)

    Всероссийская государственная  налоговая академия 

    Финансово-экономический  факультет

    Кафедра психологии управления 
 
 

    Курсовая  работа

    по  дисциплине «Социология  и психология управления»

    ЛИЧНОСТНЫЕ  КОМПОНЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ. 
 
 

                  Выполнила:

                  студентка группы УПО-201

                  Старыгина  К.В. 

                  Научный руководитель:

                  старший преподаватель

                  Дебердеева  Н.А. 
                   
                   
                   

               Москва 2011 

               Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Сущность работы руководителя и особенности руководства…………...4

1.1 Факторы  успешного руководителя………………………………………….....7

1.2 Теории управления и лидерства……………………………………………….14

1.3Мотивация подчиненных: практические способы и методы……………..…18

Глава 2 .Экспериментальная часть…………………………………………..……21

Заключение…………………………………………………………………….……23

Литература…………………………………………………………………………..24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение

Тема  «Личностные компоненты эффективного управления» актуальна, так как  рассматривает психологические  основы личности руководителя и современные  механизмы эффективного управления коллективом и имеет большую  практическую значимость, которая заключается  в возможности улучшения условий  труда, повышения эффективности  управленческого процесса предприятия  путем совершенствования профессионализма руководителей.

Объект  исследования: управление.

Предмет исследования: личностные компоненты.

     Цель  курсовой работы: выявить наиболее важные личностные компоненты руководителя для успешного и эффективного  управления.

       В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи исследования:

  • диагностика зависимости успеха руководителя от его личностных качеств;
  • составление перечня качеств личности современного руководителя;
  • определение стиля управления коллективом;
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1: Сущность работы руководителя и особенности руководства 

Содержание  работы руководителя

Всю работу по управлению можно разделить на две части: управление деятельностью  фирмы и управление людьми (персоналом).

Руководитель  должен иметь: широкое общее представление  о положении дел за пределами  своего подразделения, осознание изменений  во внешней среде и возможностях их использования; чуткость к ситуациям  внутри и вне фирмы; творческий подход и умение мотивировать себя и персонал; желание и способность сотрудничать; понимание результатов, умение планировать  и выполнять планы; способность  идти на риск; способность принимать  решения; готовность дать оценку полученным результатам и определить программу  развития фирмы и ее персонала.

В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко  планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права  и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты  и т. д. (№10,стр 65)

     Менеджмент (management) – это: процесс управляющего взаимодействия, отношения управления; люди, управляющие организацией; управленческие должности; наука управления, область  знания, опыт управления людьми и организациями; искусство управления, совокупность личностных качеств и компетенций (№1,стр 12).

     Характеристика  понятия стиль  руководства

     Для директивного стиля характерно жесткое  единоначалие, а также слабый интерес к работнику как к личности.

     При коллегиальном – руководитель стремится к выработке коллективных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному, человеческому аспекту отношений.

     Либеральный означает полную отстраненность руководителя от дел коллектива.

Однако  нередки случаи, когда форма и содержание действий руководителя далеко не совпадают между собой. Например, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично. Это нередко достигается за счет отработки весьма совершенной техники общения, например, посредством демонстрации внешнего расположения к людям, повышенного интереса к ним, подчеркнутой вежливости. Само по себе это можно было бы только приветствовать, если бы за внешней благожелательностью не скрывались сугубо прагматические цели. Такой руководитель с удовольствием вас выслушает, попросит внести предложения по обсуждаемому вопросу, поблагодарит за участие в дискуссии, но решение в действительности им давно уже принято, и вы узнаете о нем слишком поздно.

     Возможен  и обратный вариант: вполне демократичный  по внутреннему своему содержанию руководитель внешне выглядит этаким автократом. Он недостаточно воспитан, не приобрел соответствующих манер. У него отсутствует то, что мы называем культурой общения. Во-вторых, стиль руководства зависит от многих переменных: специфики ситуации, своеобразия решаемых задач, квалификации и сработанности членов коллектива, их личностных особенностей и т.д. Совершенно очевидно, например, что ситуации, характеризующиеся экстремальностью условий, потребуют даже от очень демократичного руководителя жесткости в управлении коллективом (№1,стр.143).

     Стиль руководства – это «способ  делового общения руководителя с  подчиненными, характер отношений между  ними в процессе исполнения служебных  обязанностей, определяемый форматом распорядительного воздействия  и мерой жесткости проявления единоличной воли руководителя. Стили  руководства подразделяются на авторитарный, демократичный и попустительский» (№3, с.479).

     Стиль управления - это типичная манера и  способ поведения менеджера (№8,стр.67).

     Как правильно поручать работу:

     1-Планируем  задания (планирование начинается  с создания четкой концепции  того, что должно быть сделано.  Даже если вы уже неоднократно  выполняли аналогичную работу ,важно  продумать ее еще раз. Если  же проект вам не знаком, то, что вы должны сделать? Создайте  список: каких целей необходимо  достичь? Какая информация для  этого может понадобиться? Какие  материалы ,инструменты и т.д.  нужны?)

     2-Даем  задания (Руководитель должен  убедиться в том ,что подчиненный  полностью понял и принял задание)

     3-Составляем  план действий

     4-Контролируем  выполнение задания (Контроль  должен стать частью партнерского  подхода, а так же должен  стимулировать подчиненного к  достижению еще больших успехов  в выполнении задания.)(№4 ,стр. 23-25) 
 
 

1.1.Факторы успешного руководителя

     Лидерство возникает там, где есть потребность  в инициативных действиях. Люди следуют  за лидером, прежде всего потому, что  он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их важнейших  потребностей, указать нужное направление  деятельности. Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, анализе  ситуации, определении ближайших  и отдаленных последствий своих  действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных  уверенность, сознание необходимости  совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

     Любое предприятие, организация, учреждение по своей структуре предполагает наличие руководителя. Успешность его  деятельности зависит от многих факторов. Это и личностные особенности, и  деловые качества как его лично, так и его подчиненных.

     Руководство - социальный феномен в системе  отношений, причем роль руководителя заранее  определена в этой социальной организации  и соответствует его реальному  статусу. Функция каждого руководителя предполагает использование им прав и выполнение определенных обязанностей. При этом, как известно, все руководители выполняют различные социальные и управленческие роли.

     Вертикальное  разделение труда способствует образованию  различных уровней управления для  координации действий людей. Руководитель каждого из звеньев системы управления может как выбираться, так и  назначаться на свой пост. Как выбранный, так и назначенный руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение позитивных или негативных санкций. Руководитель каждого уровня управляет производством в соответствии со своим положением в организации. В современных организациях руководитель решает целый ряд задач, основными из которых являются: постановка целей, стимулирование труда персонала, определение методов получения производимой продукции. Поэтому руководитель должен обладать качествами, формирующими в итоге необходимый авторитет.

     Словарь управления персоналом. Авторитет руководителя - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает  своим трудом, профессиональными  знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с  людьми. От того, какой стиль применяет  тот или иной руководитель в конкретной обстановке и как строятся его  отношения с подчиненными, зависит  его авторитет.(№10,стр.9)

     Не  подлежит сомнению тот факт, что  каждый руководитель должен иметь представление  о специфике работы каждого специалиста  своего персонала, их профессиональной квалификации для того, чтобы эффективно организовать производственный процесс.

     Существенное  влияние на успешность деятельности руководителя оказывают его личностные особенности. У руководителя должна быть харизма, которая иногда может  выражаться в эмоциональности и  истеричности либо, наоборот, в жесткости  характера, умении убеждать или влиять на судьбы людей. Среди руководителей  встречаются люди, которые по логике не должны были бы быть успешными руководителями, поскольку они неорганизованные, эмоциональные, взбалмошные. Иногда они  работают откровенно небрежно, но достигают  высоких показателей в работе и сохраняют самые теплые отношения  с людьми. Есть руководители, которые  жестко строили свои отношения с  подчиненными. Подчиненный буквально  вытягивался по струнке и ловил  каждое слово руководителя. Но результат тот же - максимальное выполнение поручений руководителя, высокие показатели в работе.

     Можно выделить некоторые личностные качества, отличающие наиболее эффективных руководителей. Так, исследования показали, что вверх  по иерархической лестнице наиболее быстро продвигались те, кто обладал  высокими показателями активности, упорства, независимости, ориентации на успех. В  различных исследованиях выделяются также личностные черты руководителя, обеспечивающие успешность руководства. К их числу относят: доминантность, уверенность в себе, эмоциональную  уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надежность, независимость, общительность. Такие  личностные качества руководителя, как  быстрая адаптивность и контактность в межличностных коммуникациях, также являются одними из главных  в его работе.(№9,стр. 28)

     Что представляет собой  успешный руководитель?

     Ниже  представлены результаты исследования особенностей поведения 100 действующих  руководителей высшего звена. Ряд  лидерских качеств, общих для  всех успешных топ-менеджеров:

Информация о работе Личностные компоненты эффективного управления