Личность в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:27, лекция

Описание работы

Цель: Изучение поведения человека под влиянием экономических факторов, отраженных в психике человека.

Работа содержит 1 файл

Личность в экономике.docx

— 44.11 Кб (Скачать)

     Таким образом, вырисовываются целые области  нерационального поведения, которые  не вписываются в постулаты обмена Дж. Хоманса и Т. Парсонса – области негарантированного, неэффективного, неэквивалентного и несимметричного обмена. Именно отодвинутость, отдаленность вознаграждения в социальных отношениях смазывает всю картину правил концепций обмена.

      Плодотворная  работа взаимная критика психологов  и экономистов на протяжении вот уже ста лет привела к расширению понимания поведения человека. Экономисты стали больше учитывать психологические особенности человека, а психологи – принимать во внимание экономические факторы. На настоящий момент принято следующее определение экономического поведения: экономическое поведение – это человеческие решения и выбор относительно альтернативного использования ограниченных ресурсов, к которым относятся деньги, время, пространство, усилия, энергия и другие материальные ресурсы для удовлетворения потребностей личности.

     Факторы, влияющие на экономическое  поведение.

     Выделяют  три группы факторов, влияющих на экономическое  поведение:

     - Факторы окружающей среды и  общие социальные ситуационные  факторы.

     - Субъективные факторы.

     - Экономическое поведение.

     В первую группу факторов входят три  подгруппы факторов, которые также  взаимосвязаны друг с другом.

     Ситуационные  факторы, к которым относится общая система налогообложения, экономические законы, средства массовой информации, уровень инфляции, общий уровень доходов.

     Факторы среды, субъективные условия и ограничения, которые непосредственно связаны с субъектом – доход, оценка дохода, долги, статус. В статус субъекта входят демографические характеристики, которые также связаны с другими экономическими категориями – возраст, пол/ гендер, образование, гражданский статус, место жительства, количество детей, матримонианиальный статус.

     Факторы, связанные с социальным влиянием других субъектов.

     Вторая  группа факторов так же содержит три  подгруппы факторов:

     Подгруппа восприятия выделена Ван Райем отдельно, что бы подчеркнуть восприятие как функцию, связывающую окружающую среду, ситуационные факторы и поведение как фактор, через который преломляются все экономические категории.

     Соматические  факторы – включают в себя физиологические и биологические особенности субъекта, которые ограничивают или способствуют каким-либо решениям субъекта.

     Психологические факторы – установки, знания, мотивы, эмоции, ожидания, личностные особенности, умения.

     На  рисунке представлено взаимодействие факторов экономического поведения:

      

      Схема формирования экономического поведения  позволяет учитывать индивидуальные особенности экономического поведения  субъектов. Выделение процесса экономических  факторов (фактор 1.1) акцентирует важность субъективности и поведенческих  различий людей при воздействии  окружающей среды, позволяет прогнозировать человеческое поведение или поведение  малой группы. Стрелки показывают взаимовлияние факторов и подфакторов. Так, человек может проявлять различное поведение в отношении первой группы факторов, например, приспосабливаться различными способами к налоговой системе или изменять само налоговое законодательство как один из ситуационных факторов.

 

  

      Литература   

    1.                            Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.

    2.                            Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политический аспект. СПб., 1995.

    3.                            Китов А.И. Экономическая психология. М., 1987.

    4.                            Малахов С.В. Экономический человек и рациональность экономической деятельности // Психологический журнал. 1990. Т.11.

    5.                            Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

    6.                            Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимосвязи // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994.

    7.                            Филипов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989. Т. 10.

    8.                            Хейлброннер    Р. Экономическая    теория      как универсальная наука // THESIS>. 1991.Вып. 1.  

    9.                            Applied Behavioural Economics: Based on the International Conference of Economics and Psychology / Ed. By S. Maital.Wheatsheat, 1988.

    10.                       Beyond Economic Man/ En. By M. Farber, J. Nelson. Chicago, 1993.     
     
     
     

Информация о работе Личность в экономике