Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:27, лекция
Цель: Изучение поведения человека под влиянием экономических факторов, отраженных в психике человека.
Таким образом, вырисовываются целые области нерационального поведения, которые не вписываются в постулаты обмена Дж. Хоманса и Т. Парсонса – области негарантированного, неэффективного, неэквивалентного и несимметричного обмена. Именно отодвинутость, отдаленность вознаграждения в социальных отношениях смазывает всю картину правил концепций обмена.
Плодотворная работа взаимная критика психологов и экономистов на протяжении вот уже ста лет привела к расширению понимания поведения человека. Экономисты стали больше учитывать психологические особенности человека, а психологи – принимать во внимание экономические факторы. На настоящий момент принято следующее определение экономического поведения: экономическое поведение – это человеческие решения и выбор относительно альтернативного использования ограниченных ресурсов, к которым относятся деньги, время, пространство, усилия, энергия и другие материальные ресурсы для удовлетворения потребностей личности.
Факторы, влияющие на экономическое поведение.
Выделяют три группы факторов, влияющих на экономическое поведение:
- Факторы окружающей среды и общие социальные ситуационные факторы.
- Субъективные факторы.
- Экономическое поведение.
В первую группу факторов входят три подгруппы факторов, которые также взаимосвязаны друг с другом.
Ситуационные факторы, к которым относится общая система налогообложения, экономические законы, средства массовой информации, уровень инфляции, общий уровень доходов.
Факторы среды, субъективные условия и ограничения, которые непосредственно связаны с субъектом – доход, оценка дохода, долги, статус. В статус субъекта входят демографические характеристики, которые также связаны с другими экономическими категориями – возраст, пол/ гендер, образование, гражданский статус, место жительства, количество детей, матримонианиальный статус.
Факторы, связанные с социальным влиянием других субъектов.
Вторая группа факторов так же содержит три подгруппы факторов:
Подгруппа восприятия выделена Ван Райем отдельно, что бы подчеркнуть восприятие как функцию, связывающую окружающую среду, ситуационные факторы и поведение как фактор, через который преломляются все экономические категории.
Соматические факторы – включают в себя физиологические и биологические особенности субъекта, которые ограничивают или способствуют каким-либо решениям субъекта.
Психологические факторы – установки, знания, мотивы, эмоции, ожидания, личностные особенности, умения.
На рисунке представлено взаимодействие факторов экономического поведения:
Схема
формирования экономического поведения
позволяет учитывать
Литература
1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб., 1998.
2. Дейнека О.С. Экономическая психология: социально-политический аспект. СПб., 1995.
3. Китов А.И. Экономическая психология. М., 1987.
4. Малахов С.В. Экономический человек и рациональность экономической деятельности // Психологический журнал. 1990. Т.11.
5. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.
6. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимосвязи // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М., 1994.
7. Филипов А.В., Ковалев С.В. Психология и экономика // Психологический журнал. 1989. Т. 10.
8. Хейлброннер Р. Экономическая теория как универсальная наука // THESIS>. 1991.Вып. 1.
9. Applied Behavioural Economics: Based on the International Conference of Economics and Psychology / Ed. By S. Maital.Wheatsheat, 1988.
10. Beyond Economic Man/ En. By M. Farber,
J. Nelson. Chicago, 1993.