Личность в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:27, лекция

Описание работы

Цель: Изучение поведения человека под влиянием экономических факторов, отраженных в психике человека.

Работа содержит 1 файл

Личность в экономике.docx

— 44.11 Кб (Скачать)
 
 

Личность  в экономике

Цель: Изучение поведения человека под влиянием экономических факторов, отраженных в психике человека.  

Содержание  лекции:  

1. Человек и  рыночная экономика: аспекты взаимосвязи.

2. Экономический  человек.

3. Психология  экономического поведения.

4. Концепция  обмена.

5. Факторы, влияющие  на экономическое поведение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Человек и рыночная экономика: аспекты взаимодействия.  

    Анализ  экономики может осуществляться различными путями на основе дифференцированных позиций. В работах классика английской политической экономики А. Смита, например, значительную роль играл доход, показывающий роль человеческой личности, её психической  ориентации. Он считал, что эгоизм каждого - благодаря рынку - приводит к росту  общего блага. Этот вариант анализа  не получил, должного развития в нашей  стране. Отклонив английскую концепцию  и выбрав немецкую (теоретическую  модель К. Маркса), отечественная наука  стала оперировать преимущественно категориям социально-экономического и классового порядка.

    Интерес был обращен не к личности, и  к рабочей силе, которая рассматривалась  в обобщенном виде.

    Теория  социализма строилась на демонстрации роли масс, а не отдельного человека. В марксисткой политической экономии категория "производительные силы" стоит неизмеримо выше категории личности.

    Психологические аспекты анализа проблемы считались  значащими, искажавшими реальную картину  и потому практически не принимались  в расчет. Постепенное восстановление рыночной модели медленно, но верно  возвращает уважение к данному понятию.

    При изучении взаимодействия экономики  и личности необходимо обратить внимание на психологию человека.

    Будем исходить из того, что человек вышел  на авансцену, отделившись от мира животных. Его прародители обладали лишь совокупностью  инстинктов и рефлексов. Формирование человеческого разума привело к  качественному изменению живой  материи. Соединение мышления с природными функциями высшей первой системы, сделало  человека резко отличными от других представителей живого мира.

    По  своему психическому настрою животные (в рамках одного вида) бывают разными: более спокойными, контактными, а  порой весьма агрессивными.

    Однако  в случае с человеком различия между крайними полюсами эмоциональных  реакций несопоставимы с тем, что мы наблюдаем у животных. Следует  признать; живая жизнь есть динамическое равновесие, выраженное во взаимном поглощении одной формы живого мира другого.

    Развитие  исторических процессов показало, что  рынок помогает сбалансировать агрессивный  перевес в природе человека. Достаточно вспомнить историю: улучшение отношений  между странами непременно привело  к оживленному взаимному товарообмену, от которого выигрывали все.

    Рыночные  операции - не форма выражения или  проявления каких-либо инстинктов или  реакций природы. Однако, товарные сделки людей в полной мере базируются на глубинных основах человеческой психики. Рыночный вариант общения - к нему человек пришел постепенно, подстраивая свои интересы к интересам других. Обменные операции - компромисс между целями разных людей.

    Формирование  рыночной системы принадлежит к  величайшим открытиям человечества, позволившим найти одно из эффективных  средств нейтрализации дисбаланса человеческой психики.

    Аспект  на роли личности в хозяйственном  процессе дает возможность нового понимания  самого термина "экономика". Экономические процессы неизбежно сопровождаются широким диапазоном психологических реакций: мотивация трудовой деятельности, психологические аспекты предложения, спроса, потребления, восприятия доходов и налогообложения.   

     2. «Экономический человек»  

     Несмотря  на то, что экономисты в своих  концепциях использовали психологические  теории – мотивации и принятия решений – они рассматривали поведение человека упрощено. Проследив историческое развитие концепции «экономического человека», можно увидеть эволюцию экономических теорий в сторону психологизации. Такое развитие прошли, например, концепции обмена.

     Экономическая модель человека в  экономических теориях  

     Теория  рационального экономического человека рассматривалась в работах А. Смита, А. Маршалла, Дж. Кейнса. Цель деятельности рационального экономического человека в получении дохода, выгоды.

     Рассмотрим как изменялась модель человека в экономических теориях. За основу возьмем гипотезу о том, что каждая исследуемая (изучаемая) дисциплина имеет внутренний цикл развития, который условно можно разбить на пять этапов:

     1.                Доклассический. Когда происходит обоснование дисциплины, обозначаются ее основные понятия и вводятся ключевые термины.

     2.                Классический. Когда складывается общий дисциплинарный подход, разрабатываются первые системы понятий.

     3.                Неоклассический. Это этап профессионализации, когда образуется "методологическое ядро".

     4.                Этап профессиональной зрелости. Дополнение и заполнение "белых пятен". Обозначаются основные исследовательские направления.

     5.                Этап кризиса. Попытки вторгнуться в смежные области.

     Психологические аспекты в экономической  модели человека

     1.                Классический этап

     А. Смит (1723 - 1790).

     Человек - автономный индивид, подвластный природным  мотивам: своекорыстный интерес. Главная  цель - желание получить максимальный результат при минимальных затратах. Личный интерес может идти в разрез с общественным. Это проявляется в действиях обойти конкурента.

     Д. Милль (1806 - 1873).

     Политэкономия абстрагируется от всех человеческих мотивов, кроме желания обогатиться. Нежелание откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. В это время в континентальной  Европе люди удовлетворены меньшими денежными доходами, которые имеют  не такую большую ценность по сравнению  с покоем и удовлетворением.

     К. Маркс (1818 - 1882).

     Объективные причины капиталистического строительства  ставят людей в настолько жесткие  рамки, что их выбор однозначен. Основными  экономическими потребностями человека становятся самоудовлетворение, всестороннее развитие способностей, активность творческой жизни.

        2.         Неоклассический этап:

        И. Бентам (1748 - 1832).

        Все мотивы человека гедонистичны, сводятся для достижения удовлетворения. Человек лишен эмоций и занимается только действиями для получения максимума счастья.

        Л. Вальрас (1834 - 1910).

        Теория  всеобщего равенства. Она абстрактна. Человек - максимизатор корысти, в основе его поведения - только экономическая рациональность.

        А. Маршалл (1842 - 1923).

        Пытается  ввести в экономическую теорию рационального  человека.

        В. Парето (1848 - 1923).

        Предмет и причины выгоды - неважны. Главное - логика выбора и последовательность действий.

        3.         Этап профессиональной зрелости:

        Д. Кейнс (1833 - 1946).

        Вывел на первый план фигуру биржевого спекулянта как наихарактернейшего для своего времени. Рассмотрев экстремальные экономические ситуации и на их фоне - поведение человека при неполной экономической информации.

        Г. Госсен (1810 - 1858).

        Вводит  в экономическую теорию рационального  субъекта, поведение которого, в  том числе и на работе, характеризуется  корыстью.

        Г. Минз (1896 - 1982).

        Основной  мотив экономического поведения - повышение  социального статуса, желание иметь  престижную работу, социальную защищенность. Человек склонен не только к получению  материальных благ, но желание иметь  свободное время.

        4.         Этап кризиса:

        М. Фридмен (1912).

        Для приумножения свободы предпринимательства  необходимо уменьшить роль государства  в экономике. Задача государства - регуляция  денежной массы в обиходе.

        Г. Беккер (1930).

        Расширение  сферы экономической логики. Важным элементом рациональности становится экономическое расходование ресурсов.

      Поведение экономического человека. В основу поведения экономического человека экономисты положили целенаправленное поведение, которое четко структурируется на цели, средства и результаты. Это поведение характеризуется общими чертами. Прежде всего у него есть как некоторое свойство или состояние самого человека. На основании этого предполагается, что у экономического человека есть некоторая упорядоченная структура целей, которую можно изобразить в виде «дерева целей».

      Цели  в свою очередь дискретны, что  позволяет объективно фиксировать  конец или границы этапов в  процессе достижения целей и сравнивать их. Цель представляется конкретной, достижимой в границах обозримой в границах обозримой ситуации и поэтому  ограниченной, конечной. Конкретность цели определяется возможностью измерить, оценить успешность движения к ней, фиксировать степень ее достижения. В качестве социального вознаграждения понимается результат достижения цели (Я.Ф. Наумова, 1988).

      Экономическое поведение характеризуется осознанностью цели. Без этого трудно говорить о субъективной полезности и порядке предпочтений. Ведь именно с этим связана возможность построения иерархии целей, выстраивания их по степени и порядку предпочтений, исходя из чего, всегда можно сказать, какая из двух целей предпочтительнее, и что на смену достигнутой цели должна приходить цель, следующая по порядку предпочтений из предыдущего перечня, а не со стороны (новая).

      Третьей чертой поведения экономического человека является инструментальное подчинение средств целям. Выбор средств (методов, способов действий) производится на основе оценки их эффективности для достижения цели. Средства и сам процесс достижения цели не вознаграждаются. В то же время средства содержательно независимы от целей. Характер средств определяется не столько целью, сколько условиями, обстоятельствами, возможностями.

      Четвертая черта касается результатов, последствий  – эффективности поведения. Деятельность оценивается по её эффективности, т.е. по результату. В этом смысле целью деятельности является ее результат. Под принятием оценка альтернатив, расчет последствий, выбор способа действий исхода из относительной ценности ожидаемого результата. Предполагается, что так выбираются и средства, и сами цели. В случае, если достижение цели требует слишком большого риска и/ или затрат, то, как полагают экономисты, «экономический человек» отказывается от цели. Поэтому рациональность экономического поведения понимается как расчет (целей, средств, результатов) и последовательность названых шагов.

     Безусловно, именно такое представление о  рационально поведении человека имеет достаточные основания, так  как хорошо воспроизводит специфику самой управленческой деятельности. Кроме того, какой тип поведения наиболее легко наблюдаем, измеряем, исчисляем и поэтому прогнозируем. И последнее: о наиболее управляем, так как его основные компоненты – цели, средства вознаграждения – служат в то же время и компонентами систем воздействия, стимулирования, воспитания и управления.

Информация о работе Личность в экономике