Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 11:27, лекция
Цель: Изучение поведения человека под влиянием экономических факторов, отраженных в психике человека.
Личность в экономике
Цель:
Изучение поведения человека под влиянием
экономических факторов, отраженных в
психике человека.
Содержание
лекции:
1. Человек и
рыночная экономика: аспекты
2. Экономический человек.
3. Психология экономического поведения.
4. Концепция обмена.
5. Факторы, влияющие
на экономическое поведение.
1. Человек
и рыночная экономика:
аспекты взаимодействия.
Анализ экономики может осуществляться различными путями на основе дифференцированных позиций. В работах классика английской политической экономики А. Смита, например, значительную роль играл доход, показывающий роль человеческой личности, её психической ориентации. Он считал, что эгоизм каждого - благодаря рынку - приводит к росту общего блага. Этот вариант анализа не получил, должного развития в нашей стране. Отклонив английскую концепцию и выбрав немецкую (теоретическую модель К. Маркса), отечественная наука стала оперировать преимущественно категориям социально-экономического и классового порядка.
Интерес был обращен не к личности, и к рабочей силе, которая рассматривалась в обобщенном виде.
Теория социализма строилась на демонстрации роли масс, а не отдельного человека. В марксисткой политической экономии категория "производительные силы" стоит неизмеримо выше категории личности.
Психологические аспекты анализа проблемы считались значащими, искажавшими реальную картину и потому практически не принимались в расчет. Постепенное восстановление рыночной модели медленно, но верно возвращает уважение к данному понятию.
При изучении взаимодействия экономики и личности необходимо обратить внимание на психологию человека.
Будем исходить из того, что человек вышел на авансцену, отделившись от мира животных. Его прародители обладали лишь совокупностью инстинктов и рефлексов. Формирование человеческого разума привело к качественному изменению живой материи. Соединение мышления с природными функциями высшей первой системы, сделало человека резко отличными от других представителей живого мира.
По своему психическому настрою животные (в рамках одного вида) бывают разными: более спокойными, контактными, а порой весьма агрессивными.
Однако в случае с человеком различия между крайними полюсами эмоциональных реакций несопоставимы с тем, что мы наблюдаем у животных. Следует признать; живая жизнь есть динамическое равновесие, выраженное во взаимном поглощении одной формы живого мира другого.
Развитие
исторических процессов показало, что
рынок помогает сбалансировать агрессивный
перевес в природе человека. Достаточно
вспомнить историю: улучшение отношений
между странами непременно привело
к оживленному взаимному
Рыночные операции - не форма выражения или проявления каких-либо инстинктов или реакций природы. Однако, товарные сделки людей в полной мере базируются на глубинных основах человеческой психики. Рыночный вариант общения - к нему человек пришел постепенно, подстраивая свои интересы к интересам других. Обменные операции - компромисс между целями разных людей.
Формирование
рыночной системы принадлежит к
величайшим открытиям человечества,
позволившим найти одно из эффективных
средств нейтрализации
Аспект
на роли личности в хозяйственном
процессе дает возможность нового понимания
самого термина "экономика". Экономические
процессы неизбежно сопровождаются широким
диапазоном психологических реакций:
мотивация трудовой деятельности, психологические
аспекты предложения, спроса, потребления,
восприятия доходов и налогообложения.
2.
«Экономический человек»
Несмотря на то, что экономисты в своих концепциях использовали психологические теории – мотивации и принятия решений – они рассматривали поведение человека упрощено. Проследив историческое развитие концепции «экономического человека», можно увидеть эволюцию экономических теорий в сторону психологизации. Такое развитие прошли, например, концепции обмена.
Экономическая
модель человека в
экономических теориях
Теория рационального экономического человека рассматривалась в работах А. Смита, А. Маршалла, Дж. Кейнса. Цель деятельности рационального экономического человека в получении дохода, выгоды.
Рассмотрим как изменялась модель человека в экономических теориях. За основу возьмем гипотезу о том, что каждая исследуемая (изучаемая) дисциплина имеет внутренний цикл развития, который условно можно разбить на пять этапов:
1. Доклассический. Когда происходит обоснование дисциплины, обозначаются ее основные понятия и вводятся ключевые термины.
2. Классический. Когда складывается общий дисциплинарный подход, разрабатываются первые системы понятий.
3. Неоклассический. Это этап профессионализации, когда образуется "методологическое ядро".
4. Этап профессиональной зрелости. Дополнение и заполнение "белых пятен". Обозначаются основные исследовательские направления.
5. Этап кризиса. Попытки вторгнуться в смежные области.
Психологические аспекты в экономической модели человека
1. Классический этап
А. Смит (1723 - 1790).
Человек
- автономный индивид, подвластный природным
мотивам: своекорыстный интерес. Главная
цель - желание получить максимальный
результат при минимальных
Д. Милль (1806 - 1873).
Политэкономия абстрагируется от всех человеческих мотивов, кроме желания обогатиться. Нежелание откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. В это время в континентальной Европе люди удовлетворены меньшими денежными доходами, которые имеют не такую большую ценность по сравнению с покоем и удовлетворением.
К. Маркс (1818 - 1882).
Объективные причины капиталистического строительства ставят людей в настолько жесткие рамки, что их выбор однозначен. Основными экономическими потребностями человека становятся самоудовлетворение, всестороннее развитие способностей, активность творческой жизни.
2. Неоклассический этап:
И. Бентам (1748 - 1832).
Все мотивы человека гедонистичны, сводятся для достижения удовлетворения. Человек лишен эмоций и занимается только действиями для получения максимума счастья.
Л. Вальрас (1834 - 1910).
Теория всеобщего равенства. Она абстрактна. Человек - максимизатор корысти, в основе его поведения - только экономическая рациональность.
А. Маршалл (1842 - 1923).
Пытается ввести в экономическую теорию рационального человека.
В. Парето (1848 - 1923).
Предмет и причины выгоды - неважны. Главное - логика выбора и последовательность действий.
3. Этап профессиональной зрелости:
Д. Кейнс (1833 - 1946).
Вывел на первый план фигуру биржевого спекулянта как наихарактернейшего для своего времени. Рассмотрев экстремальные экономические ситуации и на их фоне - поведение человека при неполной экономической информации.
Г. Госсен (1810 - 1858).
Вводит в экономическую теорию рационального субъекта, поведение которого, в том числе и на работе, характеризуется корыстью.
Г. Минз (1896 - 1982).
Основной мотив экономического поведения - повышение социального статуса, желание иметь престижную работу, социальную защищенность. Человек склонен не только к получению материальных благ, но желание иметь свободное время.
4. Этап кризиса:
М. Фридмен (1912).
Для приумножения свободы предпринимательства необходимо уменьшить роль государства в экономике. Задача государства - регуляция денежной массы в обиходе.
Г. Беккер (1930).
Расширение сферы экономической логики. Важным элементом рациональности становится экономическое расходование ресурсов.
Поведение экономического человека. В основу поведения экономического человека экономисты положили целенаправленное поведение, которое четко структурируется на цели, средства и результаты. Это поведение характеризуется общими чертами. Прежде всего у него есть как некоторое свойство или состояние самого человека. На основании этого предполагается, что у экономического человека есть некоторая упорядоченная структура целей, которую можно изобразить в виде «дерева целей».
Цели в свою очередь дискретны, что позволяет объективно фиксировать конец или границы этапов в процессе достижения целей и сравнивать их. Цель представляется конкретной, достижимой в границах обозримой в границах обозримой ситуации и поэтому ограниченной, конечной. Конкретность цели определяется возможностью измерить, оценить успешность движения к ней, фиксировать степень ее достижения. В качестве социального вознаграждения понимается результат достижения цели (Я.Ф. Наумова, 1988).
Экономическое
поведение характеризуется осоз
Третьей чертой поведения экономического человека является инструментальное подчинение средств целям. Выбор средств (методов, способов действий) производится на основе оценки их эффективности для достижения цели. Средства и сам процесс достижения цели не вознаграждаются. В то же время средства содержательно независимы от целей. Характер средств определяется не столько целью, сколько условиями, обстоятельствами, возможностями.
Четвертая черта касается результатов, последствий – эффективности поведения. Деятельность оценивается по её эффективности, т.е. по результату. В этом смысле целью деятельности является ее результат. Под принятием оценка альтернатив, расчет последствий, выбор способа действий исхода из относительной ценности ожидаемого результата. Предполагается, что так выбираются и средства, и сами цели. В случае, если достижение цели требует слишком большого риска и/ или затрат, то, как полагают экономисты, «экономический человек» отказывается от цели. Поэтому рациональность экономического поведения понимается как расчет (целей, средств, результатов) и последовательность названых шагов.
Безусловно, именно такое представление о рационально поведении человека имеет достаточные основания, так как хорошо воспроизводит специфику самой управленческой деятельности. Кроме того, какой тип поведения наиболее легко наблюдаем, измеряем, исчисляем и поэтому прогнозируем. И последнее: о наиболее управляем, так как его основные компоненты – цели, средства вознаграждения – служат в то же время и компонентами систем воздействия, стимулирования, воспитания и управления.