Личность как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 14:57, реферат

Описание работы

Психологию управления интересует, как те или другие типологические особенности личности, рассматриваемые в общей и социальной психологии, в социологии отражаются на участии личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевая разнообразность проявлений личности в этой сфере.
Психология управления рассматривает проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности - в организации. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации, в первую очередь по вертикали. Главное внимание при этом сосредоточивается на проблеме мотивации личности к успешной деятельности в интересах организации. Вот почему особенное внимание акцентируется на личности руководителя и подчиненного, на необходимых личностных качествах, что определяет актуальность исследований в этой области.
Задачей работы является изучение таких понятий, личность, ее структура, управляемость личностью, а также личность подчиненного как объект управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3.
1. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………….4.
2. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ………………………………………………5.
3. ЛИЧНОСТЬ ПОДЧИНЕННОГО. ТИПЫ ПОДЧИНЕННЫХ……………………………...9.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...12.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..13.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 39.35 Кб (Скачать)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3.

1. ЛИЧНОСТЬ  КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………….4.

2. ПОНЯТИЕ  ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ………………………………………………5.

3. ЛИЧНОСТЬ  ПОДЧИНЕННОГО. ТИПЫ ПОДЧИНЕННЫХ……………………………...9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………...12.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………..13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни  организации, способной многократно  повысить ее эффективность, а само понятие  «управление персоналом» рассматривается  в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического до философско-психологического.

Психологию управления интересует, как те или другие типологические особенности личности, рассматриваемые  в общей и социальной психологии, в социологии отражаются на участии  личности в сфере управленческих отношений, то есть ролевая разнообразность  проявлений личности в этой сфере.

Психология управления рассматривает  проявления личности не просто в социальной группе, а в важнейшей ее разновидности - в организации. Точнее, ее интересует результат, который зависит от многообразия взаимоотношений личности в организации, в первую очередь по вертикали. Главное  внимание при этом сосредоточивается  на проблеме мотивации личности к  успешной деятельности в интересах  организации. Вот почему особенное  внимание акцентируется на личности руководителя и подчиненного, на необходимых  личностных качествах, что определяет актуальность исследований в этой области.

Задачей работы является изучение таких понятий, личность, ее структура, управляемость личностью, а также  личность подчиненного как объект управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИЧНОСТЬ КАК  ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Личность является сложной, многогранной системой. Личность - это действительно высшая интегративная система, некоторая нерасторжимая целостность. И можно считать, что существуют какие-то последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии ее онтогенетического развития.

С этой точки зрения структура  личности - лишь одно из определений  ее единства и целостности, т.е. более  частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны  с мотивацией, отношениями и тенденциями  личности.

Крупнейшей заслугой многих исследователей управления стало изучение человека, его личностных качеств. Многие управленцы, предприниматели в свою очередь использовали в своей  деятельности открытия и достижения психологии в изучении личности Батаршев А.В. Психология управления персоналом: учебное пособие - М: Изд-во Института Психотерапии, 2009..

Новый подход к управлению все более базируется на признании  приоритета личности перед производством, перед прибылью, перед интересами предприятия, фирмы, учреждения. Именно такая постановка вопроса ныне составляет культуру управления. Вот почему без  психологических знаний о личности не обойтись. Теперь уже одной интуиции, личной заинтересованности недостаточно, ибо менеджеру необходимы научные  знания о личности работника, профессиональный подход к работе с персоналом. Люди - персоны, личности - рассматриваются  как конкурентное богатство компании, которое надо создавать, беречь и  умножать.

Создаются и существуют оценочные  центры, в которых работников подвергают тщательному изучению именно как  личностей.

Социально-психологический  подход требует рассмотрения личности в связи с социальной группой, в состав которой она входит.

Индивид, являясь членом группы, занимает определенное положение (позицию) и в системе управленческих отношений, и в системе - производственно-функциональных. Эта позиция обусловлена, прежде всего, профессионально квалификационными  характеристиками работника (образование, профессия и т.д.). В производственной группе четко различаются позиции  директора, бухгалтера, технолога, рабочего и т. д., каждая из позиций имеет  соответствующие права и обязанности. Между позициями существует взаимодействие, оно существует и между людьми, которые их занимают. Например, позиция  руководителя подразумевает существование  позиции подчиненного, а также  и определенных отношений между  ними.

В рамках возникающих отношений  руководитель и подчиненный выполняют  соответствующие "социальные роли". Под "социальной ролью" понимается нормативная система действий, ожидаемых  от индивида в соответствии с его  социальной позицией. Индивид в организации  проигрывает массу ролей. В проигрывании той или иной роли проявляются  разные качества личности (руководитель должен быть настойчивым, профорг - отзывчивым и т.д.). Существует два необходимых  условия соответствия роли требованиям  организации и запросам человека. "Ясность" роли, предполагающая, что  человек, исполняющий ее, понимает содержание работы и способы ее осуществления. И "приемлемость" роли, означающая готовность человека к сознательному  ее выполнению. То есть, цели деятельности организации могут быть достигнуты тогда, когда участники хорошо выполняют  свои роли Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие. - М., Инфра-М, Вузовский учебник, 2008..

Образцы поведения, ожидаемого от личности в организации, обусловливаются  организационно-технической и социальной системами, которые, в свою очередь, предъявляют человеку различные  требования.

Организационно-технические  требования диктуют орудия, технологии, цели производства. Социальные требования исходят от окружающих людей, групповых  норм, ценностей и традиций. В  пределах одной организационной  среды индивид может выполнять  множество функциональных ролей: бригадир, рационализатор, токарь, директор и  т.д.

Функциональная роль определяется инструкциями и правилами, где указываются  обязанности, права и официальные  контакты (связи). Четкие должностные  инструкции обеспечивают основу понимания  роли.

Работник в организации  выполняет не только функциональные роли, но и определенные роли в системе  неформальных отношений, например, роль «ученика», «судьи», «аутсайдера». Они  являются следствием индивидуальных особенностей личности. Выполнение человеком формальных и неформальных ролей зависит  от того, насколько он понимает специфику  данной роли и усваивает ее.

Таким образом, управление личностью  может складываться из: правильного  определения социальной роли каждого  работника и его места в  организации; усвоения каждым индивидом  предназначенной ему роли; 3) обеспечения  выполнения каждым работником своей  роли.

Поведение личности как объекта  управления строится на основе соответствующих  социальных норм. Нормы можно определить как "исторически сложившиеся  стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для  индивида необходимым условием включения  в социальную систему". Нормы служат ориентиром личности в ситуации выбора, обеспечивают социальный контроль ее поведения, а также упорядочивают  характер взаимодействий в рамках организации, группы.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРЫ

Человек - это родовое  понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой  природы - к человеческому роду. Человек - это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как  существо биологическое, он подчиняется  биологическим и физиологическим  законам, как существо социальное - он часть социума и продукт  общественного развития.

Личность - это самое главное  в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек - носитель самых  разных свойств, то личность - это основное его свойство, в котором проявляется  его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному  обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д Шейнов В. П. Психология лидерства, влияния, власти -М., Харвест, 2008..

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного  человека. Это также своеобразие  его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические данные, психические особенности), интеллекта, мировоззрения; сочетание семейно-бытовых, производственных и общественных х функций, своеобразие жизненного опыта. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.

В психологической науке  имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о  четырех аксиомах:

1) личность присуща каждому  человеку;

2) личность есть то, что  отличает человека от животных, у которых личности нет;

3) личность есть продукт  исторического развития, т.е. возникает  на определенной ступени эволюции  человеческого существа;

4) личность есть индивидуальная  отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного  человека от другого. Общаясь  с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.

Б.Г. Ананьев считает, что  в структуру личности входят такие  свойства:

- определенный комплекс  коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических,  конституционно-биохимических);

- динамика психофизиологических  функций и структура органических  потребностей, также относимых к  индивидным свойствам.

Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; статус и социальные функции-роли; мотивация поведения и ценностные ориентации; структура и динамика отношений. Основой любой личности является темперамент.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических  процессов и поведения. Темперамент  характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем  ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

В структуре личности выделяют такие составные части:

* психические процессы, как  основной способ существования  психического, его динамические  моменты. Они разделяются на следующие:

- познавательные моменты,  которые позволяют ориентироваться  в окружающем мире. Ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение,  язык, внимание, и другое;

- эмоциональные моменты,  которые выражают отношение к  окружающему миру;

- волевые, которые определяют  саморегулирование деятельности  человека;

* психическое состояние,  как характеристика психической  активности людей в определенных  условиях.

По доминирующим влияниям на деятельность различают:

- позитивные состояния,  то есть те, которые способствуют  решению определенных заданий  (готовность к деятельности, подъем, воодушевление и тому подобное);

- негативные состояния,  то есть те, которые утруждают  решение заданий и вообще жизни  (страх, сомнения, грусть, раздраженность, и тому подобное);

* психические образования,  как продукты психической активности  человека. Ведущим психологическим  образованием, принято считать знание, умение, навыки, опыт и тому подобное;

* психические свойства, как  важнейшие в человеке, их системное  качество.

Выделяют такие психические  свойства:

- само-осознание, то есть  осознание человеком самого себя  и своего места в этом мире;

- направленность, то есть  совокупность стойких мотивов,  целей, потребностей, идеалов, а  также установок, убеждений.

- способности, то есть  особенности человека, которые позволяют  ему успешно справляться с  тем или другим видом деятельности;

- характер, то есть совокупность  стойких индивидуальных особенностей, которые проявляются в общении,  поведении, деятельности;

- темперамент, то есть  естественно обусловленная совокупность  динамических проявлений психики,  протекания психических процессов.

 ЛИЧНОСТЬ ПОДЧИНЕННОГО. ТИПЫ ПОДЧИНЕННЫХ

Быть хорошим руководителем, как считают специалисты, - это, прежде всего, иметь хорошие отношения  с подчиненными. При хорошем руководстве  становится интересной и работа подчиненных. При плохом руководителе подчиненные  отбывают оплачиваемую трудовую повинность.

В рабочем коллективе важен  и нужен каждый человек - от уборщицы до директора, поэтому ко всем надо относиться с одинаковым уважением  и тактом. Руководитель не может  сам делать всю работу на фирме. Не случайно одно из определений менеджмента - это выполнение работы чужими руками.

От того, как подчиненные  будут относиться к своему менеджеру, зависит их отношение к работе. Руководитель не должен считать себя специалистом во всех вопросах, решаемых коллективом. Пост, который занимает руководитель, механически не делает его более компетентным во всех вопросах, чем его подчиненные. Руководитель может не знать досконально каких-то вопросов, решаемых предприятием, да и  не должен. Зачем тогда ему заместители  по направлениям и специалисты?

Информация о работе Личность как объект управления