Личность и темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Целью моей работы является проследить за проявлением темперамента в личности.

В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:

1. дать характеристику такому понятию, как «личность» 4

2. дать характеристику понятия «темперамент», проследить за его влиянием на формирование личности

3. представить методы диагностики темперамента

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1.Понятие личности и ее структура……………………………………………………………..…….5

2. Понятие темперамента и его влияние на формирование личности………11

3. Методы диагностики темперамента….………………………………………………………..16

Заключение….……………………………………….....................……………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Личность и темперамент.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

     Сумму баллов по нечетным утверждениям отложите на горизонтальной оси, а по четным - на вертикальной.

     Ваш тип темперамента определяется тем, где  окажется соответствующая  этим значениям координата.

     3.Опросник Стреляу позволяет выявить объективные количественные оценки свойств ВНД и на этой основе отнести индивидов к тому или иному типу темперамента:

     1) Сангвиник - сильный,  оптимально возбудимый, уравновешенный, быстрый  тип;

     2) Флегматик - сильный,  оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный тип;

                                                                                                                                                   22

     3) Холерик - сильный,  повышенно возбудимый, безудержный, неуравновешенный;

     4) Меланхолик - слабый, пониженно возбудимый, неуравновешенный тип.

     По  результатам тестирования испытуемых выявляется количественная оценка силы процессов возбуждения  и торможения, подвижности  нервных процессов  индивидов, производится расчет степени уравновешенности нервной системы.

     4. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента. Опросник состоит из 9 шкал: предметная эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп и скорость, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность и контроль.

     5. Еще одна методика - теппинг-тест Е.П. Ильина - направлен на определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям.

     Данный  тест основан на утверждении, что  сила нервных процессов является показателем работоспособности  нервных клеток и нервной системы  в целом. Сильная нервная система  выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Эта методика основывается на определении динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: сильный, стабильный, слабый, среднеслабый, среднесильный.

     Я перечислила лишь основные методы диагностики  темперамента. На самом деле на сегодняшний  день их очень много. Первую диагностику  Белова (ТЕСТ «ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА») я провела среди своих одногруппников. Результаты представлены ниже, в заключении. 

                                                                                                                                            

                                                                                                                                             23

     Заключение

     Таким образом, на основании проанализированной литературы, посвященной темпераменту и личности можно сделать выводы о том,  что  данная тема интересовала людей со времен древности, что личность была  предметом исследования  многих  ученых. До  сих  пор  существуют  несколько   разные   взгляды   на   природу темперамента.  Значительная  часть  ученых  считает  темперамент  врожденным качеством. Мне ближе подход, сформулированный Столяренко, считающим,  что роль среды (воспитания) при  формировании  темперамента  велика  и  что  при правильном учете свойств темперамента и  на  основе  этих  свойств  возможно формирование полноценной  для  общества  личности.     Это  перекликается  с точкой зрения Немова о сложном  процессе взаимодействия темперамента  и характера, темперамента и личности в целом.

           Исследования связи темперамента  и  личности показывают  важность учета этого фактора при выборе профессии,      как самим человеком,  так  и образовательными организациями  и  производствами  при  приеме  на  учебу  и работу.

           За пределами  рассмотрения  остались  вопросы о связи темперамента с особенностями культуры  и психологии  различных  этносов,  о  влиянии   темперамента   на   творческий процесс.

           Знакомство с литературой по  рассмотренной теме позволяет  взглянуть  по-новому на себя как личность, понять,  как особенности темперамента  повлияли на характер, на учебу и попытаться  разрешить некоторые   проблемы  общения, учебы, изменить отношение к себе.

     Я  также проводила исследования по методике Белова, то есть тест на выявление  темперамента, представленного выше. В тесте принимало участие 15 человек. После общих подсчетов выяснилось следующее: среди 15 человек взятых за 100%-40% сангвиники,30%-холерики,15%-флегматики и 15%-меланхолики. Следовательно, среди опрошенных мною людей -большинству присущи свойства сангвиника. 
 

                                                                                                                                             24

     Список  использованной литературы 

     1.А.В.Батаршев. Диагностика темперамента и характера.-Спб.:Питер,2006.

     2. Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учеб. для вузов. — М.: НОРМА–ИНФРА–М, 1999.

     3. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002.

     4. Николаенко В.М. Психология и педагогика. –М.:ИНФРА-М;Новосибирск:НГАЭиУ,2000.

     5. Немов Р. С. Психология. Учеб.: В 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. — М.: Владос, 1998.

     6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1998.

     Рогов Е.И. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

     7. Рогов Е.И. Общая психология /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

     8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 22-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) - Ростов н/Д: Феникс, 2009. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Личность и темперамент