Личность и темперамент

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 17:44, реферат

Описание работы

Целью моей работы является проследить за проявлением темперамента в личности.

В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:

1. дать характеристику такому понятию, как «личность» 4

2. дать характеристику понятия «темперамент», проследить за его влиянием на формирование личности

3. представить методы диагностики темперамента

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1.Понятие личности и ее структура……………………………………………………………..…….5

2. Понятие темперамента и его влияние на формирование личности………11

3. Методы диагностики темперамента….………………………………………………………..16

Заключение….……………………………………….....................……………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………………………………………24

Работа содержит 1 файл

Личность и темперамент.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

                                                                                                                                                 2

                                                           Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3

1.Понятие личности и ее структура……………………………………………………………..…….5

2. Понятие темперамента и его влияние на формирование личности………11

3. Методы диагностики темперамента….………………………………………………………..16

Заключение….……………………………………….....................……………………………………….23

Список литературы……………………………………………………………………………………………24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                      
 

                                                                                                                                           3

              Введение

     В настоящее время уже достаточно изучен вопрос о такой психологической  характеристике личности, как темперамент. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Даже сейчас, несмотря на то, что психологическая наука уже дает ответы на многие вопросы эти понятия путают, смешивают и не дифференцируют.

     Говоря  о темпераменте, обычно имеют в  виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и  темпах психической деятельности. Именно в этом смысле обычно говорят, что  у такого - то человека большой или небольшой темперамент, учитывая его импульсивность, стремительность, с которой проявляются у него влечения, и т. д.

     Проблемой изучения таких понятий как «темперамент»  и «личность» занимались многие исследователи, такие как К.А. Альбухановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, М. С. Кагана, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, К. Роджерса, Л. С. Рубинштейна и др. Я хочу отметить, что вопрос о психологических особенностях личности является одним из самых главным в психологии. Тем не менее, он, к сожалению, остается недостаточно изученным. В этом заключается актуальность, выбранной мной, темы.

     Объектом изучения в моей работе является личность.

     Предметом работы являются объективные закономерности, обуславливающие связь между такими понятиями, как «личность» и «темперамент».

     Целью моей работы является проследить за проявлением темперамента в личности.

     В соответствии с целью данной работы поставлены следующие задачи:

     1. дать характеристику такому понятию, как «личность» 

                                                                                                                                                     4

     2. дать характеристику понятия «темперамент», проследить за его влиянием на формирование личности

     3. представить методы диагностики темперамента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                                       

                                                                                                                                               5

     Понятие личности и ее структура

     Реальность, которая описывается понятием «личность», проявляется уже в этимологии этого термина. Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в римском театре маска актера называлась «личина» - лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

     Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых (личностных) качеств.

     Поскольку личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые природно-обусловлены и не зависят от его  жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

     По  определению Р.С.Немова, личность-это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. [4] 

                                                                                                                                               6

     Наряду  с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позволит более полно раскрыть последнее (рис.1).

     

     

       
 

     Рис.1.Соотношение  объемов понятий  «человек», «индивид» и «индивидуальность» с понятием «личность» 

     Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

     Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное – законам развития общества.[3,c. 74]

     Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими

                                                                                                                                               7

     особенностями (такими, как рост, телесная конституция  и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

     Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

     При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не только с понятиями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «собственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

     Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

     Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

     Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия

                                                                                                                                               8

     хорошо  выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности. [3 ]

     Рубинштейн  выделял 3 аспекта психического облика личности:

     - чего хочет личность, что для  нее привлекательно, к чему она  стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

     - что может личность? Это вопрос  о способностях, о дарованиях  человека, о его одаренности;

     - что личность есть, что из ее  тенденций и установок вошло  у нее в плоть и кровь  и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

     Таким образом, Рубинштейн включает в структуру  личности ее направленность, характер и способности. В структуру личности многие авторы включают темперамент, как  психофизиологическую основу личности (Мясищев, Мерлин, Ананьев и др.). Основоположник персонологии Оллпорт писал: “Личность есть такая динамическая организация психофизических систем индивидуума, которая определяет его уникальный способ адаптации к среде”.

     Айзенк, известный персонолог, определял личность как “…более или менее стабильную и устойчивую структуру характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру”.

     Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии. Устойчивость - это относительное постоянство личностных свойств. “Для индивидуума характерно проявление тенденции реагировать одинаковым способом в одинаковых ситуациях, каковая тенденция

                                                                                                                                               9

Информация о работе Личность и темперамент