Личность и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

В первом вопросе работы будут рассмотрены типы личностей в политике и факторы, влияющие на политическое поведение.
Во втором вопросе - политическая социализация личности, ее основные уровни, факторы, типы, стадии политической социализации.
Третий вопрос работы будет посвящен анализу предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Типы личностей в политике и факторы их политического
поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Политическая социализация личности, её агенты, основные
типы и стадии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Сравнительный анализ предполагаемого отношения личности
и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Работа содержит 1 файл

Контра-политологии.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

   Элементы  названных выше основных систем политической социализации и включенные в них  люди выступают в качестве специфических  агентов социализации. Отдельно фигурируют механизмы, агенты и особые системы ресоциализации, необходимость в которой иногда возникает при резких сменах политической системы, связанных со сменами политического строя, режима и т. д. В каждой политической системе социализация имеет свои особенности, связанные с историческими условиями, характером политического режима, преобладающего типа духовных ценностей, политической культуры в целом.  

  Результатом политической социализации является определенная структура личности, политические ценности которой являются устойчивыми элементами, трансформируясь в убеждения и установки. В человеке изначально не заложены ни консервативные, ни демократические, ни либеральные, ни анархистские взгляды. Они формируются на протяжении длительного процесса под воздействием рассмотренных выше факторов. При этом определяющую роль играет непосредственный жизненный и политический опыт гражданина, который позволяет ему сопоставить предлагаемые различными посредниками и агентами политические теории и концепции с соответствующими жизненными реалиями.

  Процесс политической социализации приводит к  своеобразному расслоению индивидов. Часть из них становится активными  гражданами, часть предпочитает более  пассивное существование. На активных - держится государство, существует и развивается политическая система, строится политическая организация общества. Самые активные становятся ее руководителями  - лидерами.

  Особенно  сильное влияние на процесс социализации оказывают переломные периоды общественного развития. Некоторые события - войны, экономические кризисы, внутренние революции, достижение политической независимости - сильно влияют на изменение политических взглядов людей. 

     3. Сравнительный анализ предполагаемого отношения личности

  и политики в идеологиях либерализма, консерватизма  и социализма 

  Идеологии составляют мировоззренческую основу политики. Политическая идеология выражает в обобщенном теоретическом виде взгляды, интересы, намерения и мотивы, цели и умонастроения социальных групп, политических партий, субъектов  власти, общественных движений и отдельных личностей на происходящие в обществе политические процессы. [4]

  Идеологии включают в себя не только социальные и государственные доктрины, но охватывают и нравственность. Человек должен обладать нравственной ответственностью за свое духовное состояние и поведение - это характерно для всех идеологий.

  Политические  идеологии можно различать по разным основаниям, по разным сферам интересов общества: [2]

  • по предлагаемой модели общества, по приоритету, отдаваемому человеку или государству (социально-политическая парадигма): Социалисты – либералы. Либералы отдают приоритет свободе личности, социалисты исходят из подчинения интересов человека интересам общества в лице государства;
  • по отношению к национальному вопросу: Космополиты – Интернационалисты – Патриоты – Националисты. Космополиты называют себя гражданами мира, интернационалисты призывают к солидарности народов, патриоты отдают приоритет национальным интересам, националисты противопоставляют свою нацию стальным;
  • по религиозному вопросу: Атеисты – Политеисты – Теоцентристы – Клерикалы – Фундаменталисты. Атеисты активно отрицают Бога, политеисты создают личную религиозную модель, теоцентристы утверждают существование единого Бога, небезразличного к человеку, клирикалы и фундаменталисты ставят на первое место Церковь;
  • по характеру идеологии: Радикалы – Умеренные – Консерваторы. Радикалы (radix – корень) стоят за решительные и глубокие, революционные преобразования, консерваторы – за сохранение существующего политического порядка;
  • условная классификация: Левые – Центр – Правые. Эта классификация имеет временный, относящийся к конкретной политической ситуации смысл, ею пользуются для упрощения и краткости. В наше время, в частности в России,  левыми называют социалистов и коммунистов, правыми – либералов.
 

  Первая собственно политическая идеология - либерализм. Это направление в политике, которое выступает за признание политических и экономических прав индивидов в пределах, ограниченных действием законов.

  Это идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. [2]

  За  основание берется естественное право человека, основанное на его  природе. В рамках либерализма впервые была разработана целостная концепция личности как субъекта политической деятельности. Социально-философскими основаниями ее служили такие положения как: самоценность личности и природное равенство всех людей; суверенитет индивидуальной воли; изначальное существование неотчуждаемых прав человека - права на жизнь, свободу и собственность; создание государства на основе общественного договора с целью защиты естественных прав человека; верховенство закона и др. Пафосом всех либеральных политических концепций была идея свободной личности, которая является ценностью сама по себе и в этом качестве образует главный источник власти.

  Создателями классического либерализма были Д.Локк (1632-1704 гг.), А.Смитт (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.), И.Кант (1724-1804 гг.), А. де Токвиль (1805-1859 гг.), Г.Джефферсон (1743-1826 гг.).

  Идеология консерватизма во многом противоположна либерализму. Защищая частную собственность как основу общественного устройства, она вместе с тем всячески стремится к обеспечению его стабильности и незыблемости. В качестве политической философии, ориентированной на защиту традиционных ценностей, консерватизм сформировался в 18 веке. По этой теории развитие общества и государства является результатом естественной эволюции жизни, а не общественного договора, как утверждается в либерализме, поэтому людям не следует активно вмешиваться в процесс общественной жизни. Отсюда и отрицание представителями консерватизма важности политической активности рядовой личности и в целом народных масс. И хотя свободу личности как таковую данная идеология не отрицает, однако в политическом плане акцент делается на ее подчинение власти, которая должна принадлежать политической элите.

  Основоположники консерватизма: Э. Берк (1729-1797 гг.), Ж. де Местр (1754-1821 гг.), Л. де Бональд (1754-1840 гг.).

  Социально-экономическая  доктрина социализма возникла в начале 19 века, и была представлена двумя течениями: марксизмом (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) и социал-демократией (Э. Бернштейн, К.Каутский, Г.В.Плеханов).

  Выводы  марксизма – о непрерывном  усилении классовой борьбы, о полной связанности надстройки базисом, о неизбежности краха капитализма вследствие общего кризиса, в долгосрочной перспективе не оправдались.

  Социал-демократия сегодня представляет собой направление, синтезировавшее самые разные идеологии, что связано, прежде всего, с изменением социальной структуры современных обществ. Ныне в рядах социал-демократии состоят представители разных слоев населения: рабочие, служащие, интеллигенция, предприниматели.

    Ввиду широкой социальной базы  социал-демократических партий их  политические программы и заявления  имеют весьма демократическую  структуру общества, демократичны, хотя и очень расплывчаты. Широкая  внутрипартийная демократия, свобода дискуссий, терпимость к различным точкам зрения создают благоприятные условия для политической активности личности в рамках социал-демократии.

    Идеологическая основа социал-демократии  — демократический социализм, включающий утверждение принципов свободы, равенства, солидарности и социальной справедливости. Включение в программные документы столь широких и привлекательных для каждого человека лозунгов создает благоприятные условия для дискуссий и политической активности личности. Этому в большой степени способствует и то, что политическая установка демократического социализма направлена на обеспечение прав и свобод личности, господство закона, реальное участие каждого человека в управлении государством.

  Основные  положения социал-демократии в областях: [2]

  политической  демократии

  • наличие свободных выборов;
  • представление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами;
  • возможность смены правительства мирными средствами;
  • гарантия прав личности и меньшинства;
  • существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.

  экономической демократии

  • «плюралистическая экономика, основанная на началах самоуправления, предполагающая элементы планирования и сохранение рынка, как регулятора производства»;
  • государство регулирует рынок в интересах людей;
  • развитие «соучастия» представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также развитие «самоуправления».

  социальной  демократии

  • более высокое качество жизни, которое характеризует степень социальной свободы человека;
  • условия и содержание его труда;
  • доступность системы образования и духовных ценностей;
  • состояние окружающей среды.

  международной  демократии - мир и сотрудничество государств.  

                                              Заключение 

  В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей  и через людей. Какую бы значительную роль ни играли социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

  Превращению индивида в сознательный и активный субъект политики способствует такая  система политической социализации, которая не только предоставляет  ему мотивации к активности и создает возможности участия в политической жизни, но и одновременно с этим обеспечивает индивида необходимыми знаниями и навыками практической деятельности, формируя у него способности к пониманию политической действительности и самоопределению в ней на основе адекватного отношения к политическим реалиям. 

  В современной политической многоголосии России, безбрежном идеологическим плюрализме, при политической ангажированности представителей СМИ и всевластии денег, голос рядовой личности в политике остается чаще всего неуслышанным. Механизм реализации политической активности личности, превращения ее в субъекта политической деятельности практически отсутствует. Политическая реальность сегодня приводит к убеждению, что власти это и не нужно. Это приводит к отчуждению личности от политики, которое приобретает целостный характер, затрагивает не только практическую политическую жизнь личности, но и ее сознание, в том числе и политическую психологию. Поэтому сегодня перед государством и правительством стоят не только экономические и практически-политические задачи, но и психолого-политические проблемы. Государство и власти на деле должны доказать, что способны служить интересам всего общества и отдельной личности, что они заинтересованы в развитии ее политической активности, в превращении человека из объекта политики в ее главный субъект. Без этого нельзя создать ни гражданского общества, ни правового государства.  [5] 

  Подлинным субъектом политических отношений  личность может стать только в таком обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. Политическая демократия - это важнейшая политико-юридическая предпосылка субъектности личности, создающая формальные условия для раскрытия политических потенций каждого гражданина. При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы: 

  1. Политология: Учебник для вузов/  В.Н. Лавриненко, А.С.Гречин, В.Ю.Дорошенко и др.; под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2001.- 367с.

  2.  Схемы по политологии http://www.sibupk.nsk.su/                                                   

  3. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии,

http://www.i-u.ru/biblio/archive/olshanskiy_political_psihiligy_bases/

  4. http://politologs.ucoz.ru

Информация о работе Личность и политика