Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа
В первом вопросе работы будут рассмотрены типы личностей в политике и факторы, влияющие на политическое поведение.
Во втором вопросе - политическая социализация личности, ее основные уровни, факторы, типы, стадии политической социализации.
Третий вопрос работы будет посвящен анализу предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Типы личностей в политике и факторы их политического
поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Политическая социализация личности, её агенты, основные
типы и стадии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Сравнительный анализ предполагаемого отношения личности
и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
В тоталитарном и авторитарном режимах доминирует мобилизационный тип участия, в демократических – автономный, хотя могут присутствовать элементы и мобилизационного поведения людей.
По характеру участия в политике выделяются следующие типы личности:
Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы - материальные, социально- культурные и политико-правовые. [2]
Материальные предпосылки:
- чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам вовлечения личности в политику;
-
уровень благосостояния
Социально-культурные предпосылки:
- социальная
среда формирует основы
- образование.
Чем выше уровень образования
личности, тем более она политически
ориентирована,
Политико-правовые предпосылки:
- определенный политический режим;
-
доминирующая в обществе
-
правовая обеспеченность
-
гарантированность
На политическое поведение личности влияет и другие факторы: международная ситуация, внутренняя политическая обстановка, психология личности, ее конкретные установки, цели и мотивы участия в политике. Т.е. факторы политического поведения носят как объективный, так и субъективный характер. При этом объективные условия политической жизни создают реальные возможности проявления индивидуальной политической воли и политического самоутверждения личности. [1, c.289]
При рассмотрении факторов
2. Политическая социализация личности, её агенты,
Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации. Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, каких именно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельности придерживаются его члены. Люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией. Учитывая важность этого процесса, социализацию можно определить как «процесс цивилизации общества».
Понятие социализации было введено в научный оборот в конце 19 в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским социопсихологом Г. Тардом. Они понимали под ним «процесс развития социальной природы человека и формирования личности под влиянием социальной среды». На рубеже 50-60-х гг. 20 века, по аналогии с этим понятием было сформулировано и понятие «политической социализации». [4] Это процесс усвоения определенных политических знании, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике.
Политическая социализация имеет место в любой стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся популяризировать среди граждан благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике.
Процесс политической социализации нацелен на решение следующих основных задач: передачу новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта, для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.
Процесс осуществляется благодаря различным посредникам: учреждениям (семье, школе, институту, предприятию), группам общения (родственникам, знакомым, группам по интересам), средствам массовой информации (печати, радио, телевидению, компьютерным информационным системам). [4]
Целесообразно выделять политические факторы социализации: характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения, а также неполитические: семья, группы сверстников, учебные заведения, работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средства массовой информации (в целом, как инструмент коммуникации). В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека.
Политическая социализация всегда носит конкретно-исторический характер:
Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний, установок, навыков.
Косвенная социализация – своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические качества. Например, положительные или отрицательные установки ребенка по отношению к отцу, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду и т.п.).
Политическая социализация личности состоит из нескольких этапов:
Этапы связаны с возрастными изменениями в ходе созревания человека, становления его личности. И продолжается в разных формах всю жизнь. Однако с течением времени, ее этапы и стадии определяются уже не возрастными изменениями, связанными со структурой личности, а с освоением нового социально-политического опыта, усвоением новых социальных и политических ролей, личным участием в политической деятельности. Политическая картина мира, складывающаяся у человека, с годами в значительной степени меняется, однако, ее основные параметры фиксируются в структуре личности. В случаях дисфункций политической системы, затрудняющих передачу политических ценностей новым поколениям и дезориентирующих уже сформировавшихся граждан, в случае ее реформирования или даже полного краха, у зрелых граждан происходит возврат к ранним базовым представлениям, полученным в ходе ранней, первичной социализации.
В политологии выделяются четыре основных типа (модели) политической социализации (Р. Мерельман).
1. Гармонический тип. Он предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. В этом случае новые поколения входят в политическую жизнь безболезненно. Этот тип свойственен англо-американской культуре. Важнейшие факторы социализации: семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники.
2. Плюралистический тип. Возникает в обществе, для которого характерно наличие субкультур. В этом случае первоначальная политическая социализация индивида происходит в своей этнокультурной среде, и лишь затем ее горизонты расширяются. Однако духовное разнообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единых базовых ценностей либеральной цивилизации и высокому уровню жизни большинства социальных групп. В этом случае индивид способен воспринимать ценности иных общностей, терпимо относится к ним, признает за ними право на политическую самостоятельность. Этот тип характерен для Западной Европы. Ведущие факторы: семья, школа, СМИ, партии и группы интересов.
3. Конфликтный тип. Он свойственен для общества также с субкультурами, но характеризующимися низкой общей культурой всей духовной сферы – общей, религиозной, социально-политической (в таких обществах иногда встречается весьма развитая элитарная культура, но она не затрагивает большинство). Низкая культура, как правило, коррелирует с нищетой большинства населения, жесткой приверженностью индивида местным (лучше, наверное, сказать – местническим) ценностям клана, рода, племени. В этих обществах высока степень политического насилия из-за культурной неоднородности, затруднена возможность согласия, в социальных взаимоотношениях доминируют эгоизм и ненависть. Ведущие факторы: в основном СМИ, партии, группы интересов.
4. Гегемонистский тип. Характерен для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих единые ценности для всего общества. Предполагает вхождение индивида в политику исключительно на ценностях кокой-то социальной группы (класса, религии, идеологической группы), имеющей подавляющую власть в обществе. Ведущие факторы: средства массовой информации
Механизмы политической социализации функционируют на уровнях: [3]
Принято разделять три основные системы политической социализации: