Личность и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

В первом вопросе работы будут рассмотрены типы личностей в политике и факторы, влияющие на политическое поведение.
Во втором вопросе - политическая социализация личности, ее основные уровни, факторы, типы, стадии политической социализации.
Третий вопрос работы будет посвящен анализу предполагаемого отношения личности и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Типы личностей в политике и факторы их политического
поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Политическая социализация личности, её агенты, основные
типы и стадии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
3. Сравнительный анализ предполагаемого отношения личности
и политики в идеологиях либерализма, консерватизма и социализма . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Работа содержит 1 файл

Контра-политологии.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

    В тоталитарном и авторитарном режимах доминирует мобилизационный тип участия, в демократических – автономный, хотя могут присутствовать элементы и мобилизационного поведения людей.

  По  характеру участия в политике выделяются следующие типы личности:

  • относительно суверенный рядовой субъект политической жизни. К этому типу относятся люди, специально не занимающиеся политикой и не исполняющие каких-либо должностей в политических организациях и объединениях;
  • представитель какой-либо политической группы. Здесь роль человека оказывается изначально заданной, и он обязан ее выполнять уже в силу своего статуса, принадлежности к определенной организации, устав и нормы которой предписывают ему определенный способ политического поведения, как говорится, noblesse oblige (положение обязывает);
  • политический лидер — человек, осуществляющий властные функции, способный воздействовать на других с целью реализации чьих-либо политических интересов. Крупные политические лидеры выступают в качестве вождя. М. Вебер писал, что для таких людей политическая деятельность является первоочередным делом жизни и основной профессией.
 

  Активное  включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы - материальные, социально- культурные и политико-правовые. [2]

  Материальные  предпосылки:

  - чем богаче общество, тем более  оно открыто демократическим  формам вовлечения личности в  политику;

  - уровень благосостояния оказывает  влияние на политические убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои общества являются более либеральными, а более бедные - нетерпимыми).

  Социально-культурные предпосылки:

- социальная  среда формирует основы мировоззрения  личности, определенные ценностные  ориентации, систему идеалов и норм поведения;

- образование.  Чем выше уровень образования  личности, тем более она политически  ориентирована, предрасположена  к использованию демократических,  легитимных форм политического  участия. Неграмотный человек стоит вне осознанной политики, и в силу своей необразованности может оказаться объектом политического манипулирования, или быть втянутым, вопреки своим интересам, в политические движения экстремистского толка и т.п.

  Политико-правовые предпосылки:

  - определенный политический режим;

  - доминирующая в обществе политическая  культура;

  - правовая обеспеченность демократических  процедур формирования власти;

  - гарантированность политических  прав личности.

  На политическое поведение личности влияет и другие факторы: международная ситуация, внутренняя политическая обстановка, психология личности, ее конкретные установки, цели и мотивы участия в политике. Т.е. факторы политического поведения носят как объективный, так и субъективный характер. При этом объективные условия политической жизни создают реальные возможности проявления индивидуальной политической воли и политического самоутверждения личности. [1, c.289]

    При рассмотрении факторов политического  поведения необходимо также учитывать,  что и объективные, и субъективные факторы политической активности всегда имеют конкретно-историческое проявление.

              2. Политическая социализация личности, её агенты,

                                  основные типы и стадии  

   Становление личности в качестве субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания человека, в процессе его политической социализации. Судьба любого общества в значительной мере зависит от того, каких именно социально-политических ценностей, норм и правил жизнедеятельности придерживаются его члены. Люди не рождаются с готовой суммой знаний о социальных законах развития и политического участия. Это знание приобретается и проверяется ими на протяжении всей жизни. Процесс приобщения индивидов к существующим социальным нормам и культурным ценностям называется социализацией. Учитывая важность этого процесса, социализацию можно определить как «процесс цивилизации общества».

  Понятие социализации было введено в научный оборот в конце 19 в. американским социологом Ф. Гиддингсом и французским социопсихологом Г. Тардом. Они понимали под ним «процесс развития социальной природы человека и формирования личности под влиянием социальной среды». На рубеже 50-60-х гг. 20 века, по аналогии с этим понятием было сформулировано и понятие «политической социализации». [4] Это процесс усвоения определенных политических знании, ценностей и норм, передачи и приобретения политического опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником политической жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике.

  Политическая  социализация имеет место в любой  стране и при любых формах правления, поскольку правящие круги стремятся  популяризировать среди граждан  благоприятные для руководства нормы политического поведения и участия в политике.

  Процесс политической социализации нацелен  на решение следующих основных задач: передачу новым членам общества основных элементов его политической культуры и сознания; создание благоприятных  условий для накопления членами сообщества необходимого политического опыта, для политической деятельности и творчества всех желающих; преобразование соответствующих элементов политической культуры как необходимое условие изменений.

  Процесс осуществляется благодаря различным посредникам: учреждениям (семье, школе, институту, предприятию), группам общения (родственникам, знакомым, группам по интересам), средствам массовой информации (печати, радио, телевидению, компьютерным информационным системам). [4]

  Целесообразно выделять политические факторы социализации: характер и тип государственного устройства, политические институты, партии и движения, а также неполитические: семья, группы сверстников, учебные заведения, работа, культура, наука, искусство, национальные традиции, средства массовой информации (в целом, как инструмент коммуникации). В реальной жизни политические и неполитические факторы переплетены, оказывают сложное, многостороннее и многофакторное воздействие на человека.

  Политическая  социализация всегда носит конкретно-исторический характер:

  • качественные границы процесса социализации задаются особенностями существующей политической системы;
  • каждому историческому типу социализации соответствует свой «идеал» политического человека (личности);
  • социализация имеет возрастной характер и обладает своими особенностями на каждом из этапов развития личности.

  Прямая  социализация – это непосредственное приобретение политических знаний, установок, навыков.

  Косвенная социализация – своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические качества. Например, положительные или отрицательные установки ребенка по отношению к отцу, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду и т.п.).

  Политическая  социализация личности состоит из нескольких этапов:

  • политизации - уже в раннем детском возрасте формируется понятие, что кроме взрослых в школе и семье, есть еще внешняя власть.
  • персонализации - осознание политической власти через символизирующие ее политические фигуры, например президента, премьер- министра, полицейского, в отличие, скажем, от Деда Мороза.
  • идеализации - приписывание политическому деятелю исключительно положительных качеств.
  • институционализации - переход от персонифицированного восприятия политики к безличному, абстрактному (на уровне восприятия политических институтов). [2]

  Этапы связаны с возрастными изменениями в ходе созревания человека, становления его личности. И продолжается в разных формах всю жизнь. Однако с течением времени, ее этапы и стадии определяются уже не возрастными изменениями, связанными со структурой личности, а с освоением нового социально-политического опыта, усвоением новых социальных и политических ролей, личным участием в политической деятельности. Политическая картина мира, складывающаяся у человека, с годами в значительной степени меняется, однако, ее основные параметры фиксируются в структуре личности. В случаях дисфункций политической системы, затрудняющих передачу политических ценностей новым поколениям и дезориентирующих уже сформировавшихся граждан, в случае ее реформирования или даже полного краха, у зрелых граждан происходит возврат к ранним базовым представлениям, полученным в ходе ранней, первичной социализации.

  В политологии выделяются четыре основных типа (модели) политической социализации (Р. Мерельман).

  1. Гармонический тип. Он предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. В этом случае новые поколения входят в политическую жизнь безболезненно. Этот тип свойственен англо-американской культуре. Важнейшие факторы социализации: семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники.

  2. Плюралистический тип. Возникает в обществе, для которого характерно наличие субкультур. В этом случае первоначальная политическая социализация индивида происходит в своей этнокультурной среде, и лишь затем ее горизонты расширяются. Однако духовное разнообразие не препятствует достижению консенсуса участников политического взаимодействия благодаря существованию единых базовых ценностей либеральной цивилизации и высокому уровню жизни большинства социальных групп. В этом случае индивид способен воспринимать ценности иных общностей, терпимо относится к ним, признает за ними право на политическую самостоятельность. Этот тип характерен для Западной Европы. Ведущие факторы: семья, школа, СМИ, партии и группы интересов.

  3. Конфликтный тип.  Он свойственен для общества также с субкультурами, но характеризующимися низкой общей культурой всей духовной сферы – общей, религиозной, социально-политической (в таких обществах иногда встречается весьма развитая элитарная культура, но она не затрагивает большинство).  Низкая культура, как правило, коррелирует с нищетой большинства населения, жесткой приверженностью индивида местным (лучше, наверное, сказать – местническим) ценностям клана, рода, племени. В этих обществах высока степень политического насилия из-за культурной неоднородности, затруднена возможность согласия, в социальных взаимоотношениях доминируют эгоизм и ненависть. Ведущие факторы: в основном СМИ, партии, группы интересов.

  4. Гегемонистский тип.  Характерен для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих единые ценности для всего общества. Предполагает вхождение индивида в политику исключительно на ценностях кокой-то социальной группы (класса, религии, идеологической группы), имеющей подавляющую власть в обществе. Ведущие факторы: средства массовой информации

  Механизмы политической социализации функционируют  на уровнях: [3]

  • общесоциальном в целом и образующих его больших групп - на человека действует огромное число макросоциальных и макрополитических факторов, подлежащих человеческой оценке и, на основе этой оценки, выработке соответствующего отношения к данному обществу и его политической системе;
  • социально-психологическом - политические цели и ценности передаются системой через группы (большие и малые), членом которых является индивид. На основе непосредственного общения и взаимодействия, человек приобщается к элементам политической системы на житейском уровне, вырабатывая эмоциональное к ним отношение;
  • индивидуальном - в качестве механизмов политической социализации выступают индивидуально-психологические структуры, на основе которых постепенно и формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляют сознанием и поведением человека в политике.

  Принято разделять три основные системы политической социализации:

  • прямая, целенаправленная - к ней относятся непосредственно связанные с человеком элементы государственного устройства, политические институты, партии, организации и движения;
  • стихийная – это неформальные объединения, несущие элементы контркультуры по отношению к господствующей политической культуре. Как правило, сюда входят специфические группировки в рамках молодежной субкультуры, самодеятельные молодежные объединения, кружки, клубы и т. д. Часто это представители иных, не просто субдоминантных, а оппозиционных политических культур;
  • самовоспитание и самообразование, выполняющие функции системы политической аутосоциализации. Она отражает самостоятельный, активный, творческий выбор самосоциализирующегося субъекта, и может включать различные источники политической информации (книги, средства массовой информации, интернет и т. д.).

Информация о работе Личность и политика