Личность и критические ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:37, автореферат

Описание работы

Человек-это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с
третьей стороны существо общественное. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д.,
всеми этими возможностями оно отличается от детеныша животного.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1
Понятие личности…………………………………………………………….2
Индивидуальные свойства личности и характера………………………….4
Психические свойства личности…………………………………………….5
Проблема критической ситуации……………………………………………7
Стресс …………………………………………………………………………8
Фрустрация ………………………………………………………………….10
Конфликт…………………………………………………………………….15
Кризис………………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………...19
Использованная литература…………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 39.10 Кб (Скачать)

   Ценностный  тип может достичь и более высокого постижения смысла жизни, если он ориентирован на самоуглубление и самопознание. Человек при этом осмысливает жизнь в большом плане и распознает то, что в ней истинно значимо, приобретает житейскую мудрость. Именно она позволяет человеку сохранить верность ценности вопреки очевидной абсурдности и безнадежности такой позиции. Примером ценностного типа преодоления критических ситуаций может служить нравственное поведение, законом для которого являются собственные моральные принципы, а не внешние обстоятельства, какими бы жестокими они не были.

   Другим типом преодоления данных ситуаций является творческий, или поведение сложившейся волевой личности, которая в критических ситуациях сохраняет способность сознательно и самостоятельно искать выход из критического поведения, благодаря имеющемуся социальному опыту.

Результатами  такого поведения могут быть или  восстановление прерванной кризисом жизни, ее возрождение, или перерождение ее в другую, по существу, иную жизнь. В  любом случае это порождение собственной, обязательно деятельной жизни, самосозидание, самостроительство, то есть творчество, именно оно является предпосылкой подвига.

   Все описанные типы преодоления критических ситуаций по сути являются идеальными и в обычной жизни в чистом виде встречаются редко.

Реальный процесс  преодоления чаще всего включает в себя несколько типов или  их вариантов. При этом степень сохранности  личности зависит от того, какой  из них доминирует. Гедонистический  тип даже в случае успеха может  привести к регрессу личности, реалистический удерживает ее от деградации ; ценностный и творческий являются исходными  для духовного роста и совершенствования  личности.

   Учитывая эти факты, можно говорить о наиболее успешных, уже апробированных жизнью, техниках адаптации к критическим ситуациям. Некоторые авторы в основу своих систем адаптации кладут сочетание аутогенной тренировки и контроля поведения. Надо отметить, что приемы психологической защиты играют особую роль в профилактике и преодолении дезорганизации и дезадаптации психики, повышают ее устойчивость к критическим ситуациям, служат важным техническим способом выхода из них.

  Психологическая защита может быть более или менее осознанной и выражаться в различных формах. Именно она лежит в основе многих рекомендаций, направленных на улучшение общения с людьми и предотвращения эмоционального стресса.

Конкретными приемами психологической защиты являются: перенос, переключение, сравнение, изменение  масштабов событий, накопление радости, мобилизация юмора, отчуждение, интеллектуальная переработка, «клин клином», разумный эгоизм, разрядка, использование интуиции, создание мысленного барьера, разного  рода релаксации, самовнушение.

Учитывая, что  в современной России число критических  ситуаций достаточно велико, характер их весьма разнообразен, то одним из практических выходов помощи людям  по их преодолению является создание рода центров (психологической помощи, психокоррекции, социальной адаптации  и т.д.), где не только может быть оказана экстренная психосоциальная  помощь, но и будут организованы курсы по обучению конкретным техникам адаптации к такого рода ситуациям.

 

10.Заключение. 

Итак, каждому  из понятий, фиксирующих идею критической  ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления. Такое категориальное поле в плане онтологии отражает особое измерение жизнедеятельности  человека, обладающее собственными закономерностями и характеризуемое присущими  ему условиями жизнедеятельности, типом активности и специфической  внутренней необходимостью.

 Каково значение  этих различений для анализа  критических ситуаций и для  теории переживания вообще? Данная  типология дает возможность более  дифференцированно описывать экстремальные  жизненные ситуации.

       Разумеется, конкретное событие  может затронуть сразу все  "измерения" жизни, вызвав  одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, но именно  эта эмпирическая интерференция  разных критических ситуаций  и создает необходимость их  строгого различения.

       Конкретная критическая ситуация  не застывшее образование, она  имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций  невозможности взаимовлияют друг  на друга через внутренние  состояния, внешнее поведение  и его объективные следствия. 

 

11.Использованная  литература

    1. http://psy.piter.com – 14.05.2010
    2. Леонтьев  А.  Н.  Деятельность,  сознание,  личность.  //  Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А.  Пузырея.  М.,  Изд-во МГУ, 1982.
    3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., «Зеркало». 1994. 251с.
    4. http://www.psy-files.ru/2007/12/10/f.e.-vasiljuk.-problema-kriticheskojj.html - 14.05.2010

Информация о работе Личность и критические ситуации