Личность и критические ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:37, автореферат

Описание работы

Человек-это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с
третьей стороны существо общественное. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д.,
всеми этими возможностями оно отличается от детеныша животного.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………1
Понятие личности…………………………………………………………….2
Индивидуальные свойства личности и характера………………………….4
Психические свойства личности…………………………………………….5
Проблема критической ситуации……………………………………………7
Стресс …………………………………………………………………………8
Фрустрация ………………………………………………………………….10
Конфликт…………………………………………………………………….15
Кризис………………………………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………...19
Использованная литература…………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 39.10 Кб (Скачать)

                                    План.

  1. Введение………………………………………………………………………1
  2. Понятие личности…………………………………………………………….2
  3. Индивидуальные свойства личности и характера………………………….4
  4. Психические свойства личности…………………………………………….5
  5. Проблема критической ситуации……………………………………………7
  6. Стресс …………………………………………………………………………8
  7. Фрустрация ………………………………………………………………….10
  8. Конфликт…………………………………………………………………….15
  9. Кризис………………………………………………………………………..16
  10. Заключение…………………………………………………………………...19
  11. Использованная литература…………………………………………………20

 

  Человек-это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо,  с

третьей стороны  существо  общественное.   Человек  рождается на свет  уже  человеком.  Строение  тела  обуславливает возможность  прямохождения,  структура  мозга   -   потенциальный   развитый интеллект, строение рук - перспективу использования  орудий  труда  и  т.д.,

всеми этими  возможностями оно отличается от детеныша животного.

  Из всех  проблем, с которыми сталкивались  люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является  загадка самой человеческой природы.  В каких только направлениях  не велись поиски, какое множество  различных концепций было выдвинуто,  но ясный и точный ответ  до сих пор ускользает от  нас. Существенная трудность состоит  в том, что между нами очень  много различий. Люди разнятся  не только своим внешним видом.  Но и поступками, зачастую чрезвычайно  сложными и непредсказуемыми. Среди  людей на нашей планете не  встретишь двух в точности  похожий друг на друга. Эти  громадные различия усложняют,  если не делают вообще невозможным,  решение задачи по установлению  того общего, что объединяет представителей  человеческой расы. Астрология, теология, философия, литература и социальные  науки – вот лишь некоторые  из течений, в русле которых  предпринимаются попытки понять  всю сложность человеческого  поведения и саму сущность  человека. Какие-то из этих путей  оказались тупиковыми, в то же  время другие направления находятся  на пороге своего расцвета. Сегодня  проблема стоит остро. Как никогда,  поскольку большинство серьёзных  недугов человечества – стремительный  рост численности населения, глобальное  потепление, загрязнение окружающей  среды, ядерные отходы, терроризм.  Наркомания, расовые предрассудки, нищета – является следствием  поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем,  как, возможно, и само существование  цивилизации, будут зависеть от  того, насколько мы продвинемся  в понимании себя и других.

 

    2. Понятие личности 

Личность –  понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, – это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для  человека социальных качеств. Но и природная  индивидуальность оказывает свое влияние  на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или  только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому  личность как социальная индивидуальность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных  факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она  аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии –  это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место  в мире и в истории. Личность здесь  рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии  деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой  и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в  обществе. Только в деятельности индивид  выступает и самоутверждается как  личность, иначе он остается “вещью в себе”. Сам человек может  думать о себе что угодно, но то, чем  он является в действительности, обнаруживается только в деле.

 

    3.Индивидуальные  свойства личности  и характера 

Введение в  психологию понятия личности  означает,  прежде  всего,  что  в

объяснении психических  явлений  исходят  из  реального  бытия  человека  как реального  существа, в его взаимоотношениях с материальным миром.

   При объяснении  любых психических явлений личность  выступает  как  воедино  связанная совокупность внутренних  условий, через  которые   преломляются  все внешние воздействия.  Поэтому введение  личности  в   психологию  представляет собой  необходимую предпосылку для  объяснения психических явлений.  Поскольку внутренние условия,  через  которые  в  каждый  данный  момент  преломляются  внешние воздействия на личность, в свою очередь формировались  в  зависимости от предшествующих  внешних взаимодействий, положение   о  преломлении  внешних  взаимодействий  через  внутренние  условия  означает  вместе  с   тем,   что психологический  эффект каждого внешнего  (в   том  числе  и  педагогического)  воздействия на личность обусловлен  историей ее развития.   В  качестве собственно личностных  свойств из  всего  многообразия  свойств человека обычно выделяются  те, которые  обусловливают   общественно  значимое

поведение или  деятельность человека. Основное место  в них, поэтому  занимают система  мотивов  и  задач,  которые  ставит  себе  человек,  свойства   его характера, обусловливающие  поступки людей (т. е.  те  их  действия,  которые реализуют или выражают отношения человека  к  другим  людям)  и  способности человека (т. е. свойства, делающие его пригодным  к  исторически  сложившимся формам общественно полезной деятельности).

 

4.Психические  свойства личности

Личность - система  социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

   Если  понятие индивида включает в  себя общие качества homo sapiens -

представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие

личности связано  с понятием индивидуальности - с  творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

   Как личность  человек характеризуется уровнем  развития его сознания,

соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою

очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах

личности проявляются  возможности данного человека к  участию в общественных отношениях.

   Существенной  стороной личности является ее  отношение к обществу, к

отдельным людям, к себе и своим общественным и  трудовым обязанностям.

Личность характеризуется  уровнем осознанности своих отношений  и их устойчивостью.

   В личности  существенна не только ее позиция,  но и способность к

реализации своих  отношений. Это зависит от уровня развития творческих

возможностей  человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых  и интеллектуальных качеств.

   Человек  не рождается с готовыми способностями,  интересами, характером и т.п.  Эти свойства формируются при  жизни человека, но на определенной  природной основе.

   Наследственная  основа человеческого организма  (генотип) определяет

его анатомо-физиологические  особенности, основные качества нервной

системы, динамику нервных процессов.

   В биологической  организации человека, в его природе  заложены возможности будущего  его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности -благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

   Природные  стороны человека не следует  противопоставлять его социальной  его сущности. Сама природа человека  является продуктом не

только биологической  эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в

человеке нельзя понимать как наличие в нем  какой-то "животной" стороны. Все  природные биологические задатки  человека являются человечески-

ми, а не животными  задатками.

   Но становление  человека как личности происходит  только в конкретных

общественных  условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

   То, что  на первый взгляд представляется  естественными качествами

человека (например, черты его характера), в действительности является

закреплением  в личности общественных требований к ее поведению.

   Движущей  силой развития личности являются  внутренние противоречия

между постоянно  растущими общественно обусловленными потребностями и

возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное

расширение ее возможностей и формирование новых  потребностей.

   Уровень  развития личности определяется  характерными для нее отношениями.  Низкие уровни развития личности  характеризуются тем, что ее  отношения обусловлены в основном  утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития  личности характеризуется преобладанием  общественно значимых отношений.  Регулируя свою жизнедеятельность  в обществе, каждый индивид решает  сложные жизненные задачи. Личность  проявляется в том, как она  решает эти задачи. Одни и те  же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных). 
 
 
 

 

    5.Проблема критической ситуации

Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой  субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей  и пр.). Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные  ситуации.

Критические ситуации в самом общем виде можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит  смысла в дальнейшей жизни человека.

Условия современной  России способствуют тому, что большое  количество людей постоянно оказывается  в такого рода ситуациях. В связи  с этим принципиально важной является проблема адаптации к критическим  ситуациям. Одним из способов решения  данной проблемы является изучение наиболее распространенных механизмов адаптации  к ним, разработка на их основе приемлемых техник и обучение таковым.

Современная психологическая  наука предлагает четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические  ситуации: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

 

6.Стресс

   Стресс можно определить как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности. Непроясненность категориальных оснований и ограничений более всего сказалась на понятии стресса. Означая сначала неспецифический ответ организма на воздействие вредных агентов, проявляющийся в симптомах общего адаптационного синдрома, это понятие относят теперь ко всему, что угодно, так что в критических работах по стрессу сложилась даже своеобразная жанровая традиция начинать обзор исследований с перечисления чудом уживающихся под шапкой этого понятия таких совершенно разнородных явлений, как реакция на холодовые воздействия и на услышанную в свой адрес критику, гипервентиляция легких в условиях форсированного дыхания и радость успеха, усталость и унижение.

   И в самом деле, в современных психологических работах по стрессу предпринимаются настойчивые попытки, так или иначе, ограничить притязания этого понятия, подчинив его традиционной психологической проблематике и терминологии. Р. Лазарус с этой целью вводит представление о психологическом стрессе, который, в отличие от физиологической высокостереотипизированной стрессовой реакции на вредность, является реакцией, опосредованной оценкой угрозы и защитными процессами. Из сказанного следует, что если уж психология берет на вооружение понятие "стресс", то ее задача состоит в том, чтобы, отказавшись от неоправданного расширения объема этого понятия, тем не менее сохранить основное его содержание - идею неспецифичности стресса. Чтобы решить эту задачу, нужно эксплицировать те мыслимые психологические условия, при которых эта идея точно отражает задаваемый ими срез психологической реальности. Мы говорим о точности вот почему. Спору нет, нарушения самоактуализации, контроля и т.д. вызывают стресс, это достаточные условия его. Но дело состоит в том, чтобы обнаружить минимально необходимые условия, точнее, специфические условия порождения неспецифического образования - стресса. Итак, категориальное поле, которое стоит за понятием стресса, можно обозначить термином "витальность", понимая под ним неустранимое измерение бытия, "законом" которого является установка на здесь-и-теперь удовлетворение.

Информация о работе Личность и критические ситуации