Личность и коллектив. Модели взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Содержание

Введение
Общее понятие человека как личности.

Понятие коллектива.
Стадии развития и формирования коллектива.

Личность в коллективе и его воздействия на нее.

Модели взаимоотношений в коллективе.

Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контр.раб по психологии.docx

— 56.61 Кб (Скачать)

    По  сплоченности коллективы делят на:  
       1. сплоченные  -  где подавляющее большинство имеет согласие по поводу моральных установок и ролевых обязанностей.  Отношение между людьми носит конструктивный характер.  
       2.  разобщенные  -  когда каждый член коллектива имеет свое мнение и позицию, а мнение других отвергает или проявляет к ним безразличие непонимание.  Отношения носят деструктивный характер.  
        3.  расчлененный  -  согласие  между людьми наблюдается  только в  
малых неформальных подгруппах, что приводит к психологическому расслоению группы.

     
           
2.1. Стадии развития и формирования коллектива.

     
 Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, от стадии зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. 
  Первая стадия называется притиркой. На этой стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стараются показать свое «Я». Взаимодействие происходит в привычных формах при отсутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель. 
 Вторая стадия развития коллектива — «конфликтная» — характеризуется тем, что в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начинается силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между руководителем и отдельными подчиненными. 
 На третьей стадии — стадии экспериментирования — потенциал коллектива возрастает, но он часто работает рывками, поэтому возникает желание и интерес работать лучше, другими методами и средствами. 
 На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творчески.  
 На последней — пятой — стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие уровни. Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов.  
Для высокоразвитого сплоченного коллектива характерно наличие положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, эмоционального сопереживания, сочувствия друг к другу. Наличие или отсутствие этих качеств, служит диагностическим признаком для различия просто группы людей и коллектива.

     Отношения в группах по мере их превращения  в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или  слабо знающие друг друга, не могут  определённо относится друг к  другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё  это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут  измениться как личности. У каждого  человека есть свои положительные и  отрицательные черты, свои особые достоинства  и недостатки. То, какой своей  стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с  людьми, зависит от этих людей и  социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в  данный момент времени. Личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному  в зависимости от складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем  более благоприятные условия  она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отличается от коллектива и  чем ближе она находится к  корпорации, тем большие возможности  она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным  торможением лучших личностных устремлений.

      Важную  роль играет характер взаимоотношений, которые склады- ваются между людьми в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, что проводит всех людей через положение руководителей и исполнителей, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

     Особое  место в креплении межколлективных  связей занимает це- ленаправленное создание временных объединений, позволяющих  орга- низовать деятельность людей в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическое своеобразие этих групп состоит в том, что человек в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько человек, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения.  
 Но главное состоит в том, что только в небольших группах каждый человек может определить для себя такое положение в совместной работе, при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

  1. Личность в коллективе и его воздействие на нее.

     Деятельность  и общение человека определяются его статусом в группе и социальной ролью, а так же его психическим  складом. На исполнение социальной роли, прежде всего, сказывается отношение  индивидуума к своим трудовым обязанностям. При ответственном  отношении к ним люди проявляют  максимальную активность и продуктивность. При индифферентном – формально  исполняют требования, предъявляемые  к ним, и, как правило, достигают  посредственных результатов в своей  деятельности; при отрицательном  отношении стремятся сделать  как можно меньше,                                            не заботясь о качестве и результатах труда. 
Отношение к своим обязанностям зависит от жизненной позиции личности, которая представляет собой систему её отношений к материальным условиям жизни, к обществу и людям, к себе и своим обязанностям. Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, её социальные установки. 
Человек стремиться адаптироваться к условиям жизни и труда в коллективе, к его требованиям. Под адаптацией не следует понимать простое приспособление, а тем более приспособленчество, характерное, как правило, для ярко выраженных эгоистов.

     «Адаптация  личности в коллективе обуславливает  его устойчивость и стабильность, повышает его сплочённость, что способствует улучшению морально-психологического климата, нормальному функционированию и развитию коллектива» (Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в коллективе. Журнал «Социологические исследования» №3 1986г.)  Человек, осознающий свою роль в коллективе, проявляет лояльность по отношению к руководству и вместе с тем стремиться словом и делом оказать ему помощь. Такое отношение не исключает критики руководителя, его распоряжений и действий, если они идут в разрез с социальной направленностью деятельности коллектива. Личность, входя в состав коллектива, отражает его установки и руководствуется ими в своей практике.  
Каждый член коллектива занимает определённое положение или, как говорят, имеет свой социальный статус. Он может входить в состав руководящих органов или быть рядовым сотрудником, может занимать различные позиции в жизни группы, быть новатором и иметь творческий подход к делу, либо быть пассивным наблюдателем, «отбывать» рабочее время в стороне от целенаправленной деятельности, а то и вносить явно деструктивные изменения в работу коллектива.  
 На начальных стадиях формирования коллектива в его составе могут оказаться дезорганизаторы производства, люди недисциплинированные, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, лодыри и т.п. Развивающийся коллектив, используя меры административного и воспитательного воздействия, добивается постепенного выравнивания основных параметров психологии людей, путем «подтягивания» всех членов коллектива до уровня передовых, однако это не значит, что коллектив становиться идеальной группой, просто среднестатистические показатели такого коллектива имеют положительную динамику, либо замирают на средней отметке.

     Однако  имеют место случаи, когда при  неумелом руководстве берут верх отрицательные элементы, тогда коллектив  деградирует в своём развитии.

     
 
 
 
           Нельзя обойти мотивы и потребности поведения индивида в коллективе. Американские учёные Г. Литвин и Р. Стрингер, взяв за основу концепцию личности Генри Мюррея, выделили три потребности поведения личности в коллективе:
  1. потребность в успехе (или «достижении»), выражающаяся в стремлении преуспеть, получить результаты деятельности, сопоставимые с определёнными стандартами; 
  2. потребность в обладании властью, выражающаяся в стремлении влиять на поведение других членов коллектива;  
  3. потребность в афилиации, т.е. иметь близкие, дружественные межличностные отношения.

         В зависимости от того, какой из этих мотивов-потребностей наиболее 
поощряется существующими условиями в организации, различаются её климаты, которые в свою очередь, влияют на поведение членов коллектива и результаты его деятельности. Г. Литвин и Р. Стрингер выделили девять критериев-измерений социально-психологического климата и попытались проанализировать влияние на каждый из вышеназванных мотивов. Среди этих критериев структурные характеристики организации, уровень ограничений, которые они накладывают на действия индивида; степень ответственности индивида; теплота и взаимная поддержка в отношениях членов коллектива; система поощрений-наказаний; уровень конфликтности и т.д. и т.п. Они могут складываться под влиянием общности интересов и увлечений отдельных индивидов, их отношений к коллективным целям, личных симпатий и привязанностей. Личность, входя в состав коллектива, испытывает влияние со стороны официального мнения и воспитательного воздействия всего коллектива, а так же членов микро группы, товарищей и друзей. Эти влияния могут идти в одном русле, но могут быть и противоречивыми, что является причиной скрытых и явных конфликтов внутри микро группы и всего коллектива. 

           Советское научное, да и партийно-идеологическое сообщество не случайно уделяло огромное внимание воспитательной роли коллектива. Такие исследователи как А.С. Макаренко, Е.А. Аркин, Б.В. Беляев,  
К.К. Платонов экспериментально доказали, что личность входящая в группу находится под влиянием коллективной психологии. При этом одни слепо следуют ей, другие сознательно разделяют общие установки, решения и действия. Личность развивается вместе с развитием коллектива, и коллектив не умаляет личных достоинств человека, а, наоборот создает наилучшие условия для расцвета его дарований и реализации общественно значимых интересов. Ведь для полноценного развития личности необходима оценка результатов его деятельности социумом, иначе утрачивается ценность самой деятельности. В свою очередь каждый член коллектива оказывает влияние на коллективную психологию, и это влияние тем значительнее, чем богаче собственный духовный мир человека, чем активнее он участвует в жизни коллектива, в решении стоящих перед ним задач. Воздействие конкретной личности на социально-психологический климат составляет один из важнейших аспектов проблемы взаимовлияния личности и коллектива.

         А какого же Воздействие коллектива на личность?

          При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности индивида. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства человек проникается сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами коллектива, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности сотрудников, коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания.        Общественное мнение коллектива при этом выступает действенным  стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

         Общественное мнение коллектива для личности является критерием оценки собственных поступков и собственного поведения. П. П. Блонский писал, отмечая влияние коллектива на формирование личности: коллектив, является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам. Он регулирует не только общественно-моральное поведение своих членов: он доходит иногда до регламентаций мелочей, вплоть до способа до способа выражаться, «носить шапку». Регулируя поведение отдельного члена коллектива не только подробно, но и интенсивно. Хороший, товарищ  вызывает уважение и любовь коллектива. Коллектив выделяется отдельными своими членами. Но в случае конфликта с коллективом индивид рискует подвергнуться очень сильным мерам воздействия вплоть до насмешек, издевательств, побоев, изгнания.

         Непрерывно воздействуя на личность индивида, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

         Такие средства воздействия на личность человека, как деятельность, соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения, то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной ситуации, в которой находится данный индивид.

         Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на волю, и на чувства ученика. Под его воздействием общее настроение неизбежно передается человеку, нередко даже помимо его желания, и при этом захватывает всю сферу индивидуальной психики. Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, личность испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём. Общественное мнение может быть выражено в самых разнообразных формах, например: собранием, сборе, поощрении индивида, рекомендовать всему коллективу брать  с него пример, поместить фотографию наиболее отличившихся в книгу почёта.

       Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение  личности потому, что человек живёт  не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди  них немалое место занимает чувства  душевного подъёма, доставляемого  общественным признанием его заслуг перед коллективом. Стремление заслужить  общественную похвалу вовсе не следует  рассматривать как проявление тщеславия  и себялюбие, так как оно питается не эгоизмом, а выражает нравственную зрелость, оно говорит о том, что  человек высоко ставит общественное мнение, уважает, ценит его.

           Однако некоторым личностям не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и недоброжелательность.

           При рассмотрении данной темы нельзя не увидеть, что общественная похвала оказывается в некоторых случаях значительно весомее личного поощрения начальства. Обычно использование общественного мнения связывают с борьбой против отрицательных поступков и недисциплинированностью сотрудника. О нём вспоминают тогда, когда происходит Ч.П. или когда начальство оказывается бессильным в своих попытках повлиять на личность.

           Одним из эффективных методов в педагогике можно назвать метод одобрения, но при применении этого метода без участия коллектива, появляется множество ненужных слухов и кривотолков в среде коллектива. Награждение сверху без учёта мнений снизу снижает эффективность самого метода. Общественное мнение, выражая одобрение деятельности поступка данной конкретной личности, тем самым преследует цель повлиять на её дальнейшее поведение, содействовать её самоутверждению.

          А.С.Макаренко придерживался, как и многие современные педагоги того, что, общественное мнение одно из наиболее, и даже наиболее эффективное средство в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив.  И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будит и воспитанием каждой личности входящей в коллектив.

         Однако общественное одобрение не должно превратиться в некоторое возвеличивание мнимых заслуг человека, что может привести к появлению зазнайства и других отрицательных черт личности.

          Метод общественного обсуждения, выраженного в форме порицания, гнева, негодования и других  искореняет плохие черты человека, помогает им в формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от произвола своевластия, от капризов  отдельных личностей. Публичное осуждение вызывает чувство стыда, неловкости, неприятных переживаний перед своими товарищами. Оно способно вызвать у индивида быструю перестройку его желаний, чувств, стремлений и воплотиться в позитивные  для коллектива действия. В данном случае особо интересным представляется мнение А.С.Макаренко,  который, рассматривая данную ситуацию, замечал, что потрясенные в самой сущности своих отношений к коллективу и поставленные перед необходимостью принять решение, подчиняясь эмоциональному влиянию коллектива ученики  «взрывают» в себе очень многие прежние представления. Но здесь нужно заметить и то, что наблюдения показывают: не все случаи публичного обсуждения приводят к вышеупомянутому взрыву. Иногда наоборот такое осуждение вызывает обиду, озлобление, возмущение.

           Дейл Карнеги  в своей книге «Девять способов воздействия на людей, не оскорбляя их   и не вызывая чувства обиды» писал, что открытая прямая критика может вызвать совершенно обратный ожидаемому результат. Такую критику, тем более, усиленную поддержкой всего или части коллектива, личность может принять за оскорбление.  Она может решить, что критика направлена не на непосредственные его ошибочные действия, а на неё саму, в результате чего она может противопоставить себя коллективу проигнорировав его требования.

           Поэтому было бы разумным считать что при применении того или иного метода необходимо учитывать то к кому применяется этот метод. Тот же метод публичного обсуждения у определённой личности может вызвать душевную боль, которая она пронесёт через всю жизнь. После применения этого метода чувствительный к замечаниям человек будит в последствии испытывать дискомфорт при нахождении в данном коллективе или даже в каком либо ином. Личность может замкнуться в самой себе, что создаст её жизни много различного рода проблем. Но, не смотря на все сложности применения данного метода, нельзя закрывать глаза на его результативность и потенциал. Необходимо его углублять и развивать с учётом современных достижений.

            Разрабатывая проблему «взрыва» А.С.Макаренко раскрыл соотношение медленных изменений и скачка в развитии личности подчеркивал, что медленные изменения являются необходимой стороной, что они, подготавливают какие то предрасположения в духовной структуре, которые ведут к коренным качественным изменениям. Чтобы в сознании личности произошёл перелом, общественное  воздействие на личность должно удовлетворять следующим требованиям:

  • выражать непримиримую волю всего коллектива
  • быть выразительным, эмоционально насыщенным.
  • отражать истину, быть объективным и справедливым.

Особенно важно  последнее требование, так как  отсутствие его приведёт к тяжёлому нравственному травмированию личности.

           При применении общественного мнения коллектива для осуждения того или иного поступка совершённого личностью необходимо учитывать:  характер проступка, индивидуальные особенности личности и её душевное состояние, отношения коллектива к личности и личности к коллективу, а также другие факторы.

          

           Коллектив, единодушно осуждающий какой-либо проступок товарища, убеждается в своей силе, что очень важно для всей его деятельности. Но при использовании общественного мнения больше всего следует опасаться формального осуждения, когда большинство присутствующих равнодушно, молча сочувствуют провинившемуся, или, что ещё хуже, поддерживают его. Поэтому, собираясь подвергнуть какой – либо проступок человека общественному  воздействию необходимо тщательно продумать, готов ли коллектив, способен ли он к искреннему осуждению этого поступка. Это необходимо сделать так как, если он будет не готов  то «проработка» поведения учащихся ничего дать не может или приведёт только к озлоблению человека , против такого использования общественного мнения выступал В.А Сухомлинский. Считая общественное мнение сильным инструментом воздействия на личность, он указывал на большую опасность «подвергнуть перегибу палки», превратив его в средство расправы над школьниками, он рекомендовал прибегать к коллективному осуждению в крайних случаях.

          Лишь тогда когда актив коллектива  является не только творцом, но и выразителем подлинного общественного мнения, его воздействие плодотворно. Общественное мнение является только тогда подлинным, когда оно возникает в процессе общения детей в виде тех требований, правил и оценок, которые нужны им самим и творцом которых  они сами выступают. При этом требования должны усваиваться не одним активом, а всем коллективом или его абсолютным большинством. Если же их усваивает только актив, создаётся формальное общественное мнение, которое используется им как средство принуждения и давления на остальную массу людей.

            Выразителем общественного мнения могут быть выражение отдельных органов коллектива, уполномоченных лиц, если они безоговорочно поддерживаются общественным мнением. В каждой конкретной ситуации когда встречается необходимость использовать силу общественного мнения для воздействия на провинившихся очень важно всесторонне подумать, принесёт ли пользу это воспитательное средство, но даже и тогда, когда начальник абсолютно убеждён в целесообразности и результативности обсуждения какого-либо поступка нельзя допускать, что бы обсуждение это превращалось в судилище, убивающее в личности всё человеческое, в злорадство и глумление, вызываемые чувством превосходства большинства, в насмешки и издевательства, продиктованные жаждой отмщения. Критика должна быть прямой, острой, открытой, но вместе с тем благожелательной, дружеской, гуманной.

          Специфика общественного суждения состоит в том, что даже тогда, когда  его предметом становится конкретная личность, требования коллектива обращены не только к данной личности. Общественное мнение в это же время влияет и на других. Оно носит предупреждающий характер, останавливая тех учеников, которые могли бы совершить плохой поступок заставляет их задумываться над собственным поведением.

          Эффективность общественного мнения в рабочей среде в значительной степени основана на том, что оно представляет позицию, разделяемую большинством в коллективе.  Поэтому индивидуальное мнение вольно или невольно отступает перед его авторитетом, общественное мнение добивается принятия своих требований благодаря двум основным социально-психологическим механизмам: солидаризации и комфортности. Для того человека, который вполне осознанно принимает коллективные нормы без какого-либо психологического принуждения, руководствуются ими в действиях, и признаёт их требования вполне справедливыми и обоснованными, общественное мнение оказывает своё воздействие посредствам механизма солидаризации со своим коллективом, своей группой.

Однако, восприятие требований общественного мнения не всегда происходит осознанно. Иногда индивид подчиняется требованиям и оценкам общественного мнения, не меняя своих взглядов установок, ценностных ориентаций. В таком случае происходит внешнее формальное согласие являющееся результатом психологического давления, нежелания или боязни идти против большинства. В подобных случаях общественное мнение добивается принятие своей позиции, используя социально – психологический механизм комфортности.

          Прямое воздействие общественного мнения на личность может быть применено далеко не в каждом коллективе, эффектность его влияния во многом определяется уровнем зрелости и сплочённости ученического коллектива, опытом его борьбы с отступлениями и нарушениями общепринятых норм поведения. Из этого, однако, вовсе не следует, что в слабых коллективах в обще нельзя прибегать к этому средству. Если речь идёт о положительных фактах, то вокруг них можно и должно создавать общественное мнение на любой стадии развития коллектива. Что же касается отрицательных поступков то для обсуждения в таком классе лучше взять факт, вызвавший возмущение и гнев всего коллектива.

           Прямое воздействие самое распространённое и прочное утвердившееся форма использования общественного мнения. Но есть и другой способ его применения – методика опосредованного воздействия она характеризуется тем, что внимание общественного мнения приковывается не к конкретной личности, а к таким явлениям и событиям в жизни коллектива которые требуют общей оценки, обязывающей всех членов коллектива к определённому поведению. Оно преследует цель, превратить всех членов коллектива в активных носителей педагогического требования в ревнителей коллективной дисциплины выработанных правил и норм. Метод опосредованного воздействия в отличие от прямого воздействия, не даёт ежеминутного результата, хотя влияние его на коллектив оказывается порой более значительным чем, широко практикуемые в школе обсуждения не дисциплинированных учеников.

          При применении метода опосредованного воздействия по созданию общественного мнения  происходило влияние на личность каждого школьника, хотя не один из них не становился объектом специального обсуждения. Требования как бы трансформировались и доходили до индивидане прямо (непосредственно) а постепенно опосредованно, через воздействие формировавшегося общественного мнения.

         Таким образом, общественное мнение в коллективе может быть использовано как средство прямого воздействия на личность и как средство опосредованного воздействия на коллектив и отдельных лиц  путём создания устойчивых правил, традиций, норм отражающихся в коллективном сознании и поддерживаемых авторитетом совместного мнения.

          Необходимо  заметить, что при рассмотрении необходимости прямого воздействия (обсуждении личности на собрании) – необходимо учитывать  наличие  у личности сформировавшейся социальной нормы в отношении рассматриваемой ситуации.

          Если такая норма создана, обсуждение  положительно влияет на личность, если нет, обсуждение не достигает цели или оборачивается против личности и против коллектива. Цель  руководства формированием общественного мнения – создать такое общественное мнение, которое выражало бы социальные нормы, ценности представления о хорошем и плохом, должном и недолжном, служила бы основанием для образования устойчивых традиций и правил. Ведь любая традиция, как правило перестаёт влиять как только они лишаются поддержки общественного мнения, и наоборот, его поддержка – обязательное условие возникновения и внедрения каждой новой нормы.

          Необходимо отметить и тот факт, что общественное мнение до определённого времени не получает официального выражения. Оно существует в мнении отдельных лиц. Но вот тогда когда обстоятельства требуют выражение к явлению, факту, поступку личности то оно получает официальное выражение, как правило, прежде всего через органы коллектива.

         Сила влияния общественного мнения зависит самым существенным образом от авторитета того, кто является его выразителем. Вот почему так важно проявлять постоянную заботу об авторитете органов самоуправления, использующих как рупор общественное мнение. Высокий моральный авторитет органов коллектива ведёт к повышению эффективности общественного мнения, и, наоборот, отсутствие авторитета способно свести на нет и дискредитировать его как действенный воспитательный метод. Общественное мнение становится результативным воспитательным средством, если использование его связано с проявлением чуткости, внимания, доверия к личности, если оно побуждает и стимулирует развитие лучших черт характера, апеллирует к совести личности, к её социальным чувствам. 

 
  1. Модели  взаимоотношений в коллективе.

         Выделение моделей основывается на оценке трех сторон:

1)  уровень развернутости психологического потенциала коллектива;

2)   степень реализации его в данный момент;

3) тенденцию дальнейших изменений психологического потенциала коллектива;

    

      Вариант А.

         Высокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива, которому соответствует и степень его реализации. При работе с полной отдачей сохраняется необходимый резерв сил для дальнейшего совершенствования условий и организации труда, не происходит работы на износ. Четкая организация труда и управления в коллективе в сочетании с необходимым резервом сил и удовлетворенностью от ощутимой отдачи открывают перспективу дальнейшего развертывания социально-психологического потенциала коллектива.

      Вариант Б.

         Высокий уровень развернутости психологического потенциала коллектива при крайне низкой степени его реализации в данный момент, что связано с несовершенством сложившейся в рамках системы, выходящей за пределы данного коллектива, организации труда и управления. Отсюда – наметившаяся тенденция свертывания социально-психологического потенциала коллектива и снижения в целом уровня его профессиональной социально-экономической эффективности и тенденции роста неудовлетворенности системой организации и управления, выходящей за рамки данного коллектива, и перерастание этой неудовлетворенности в конфликт.

      Вариант В.

          Невысокий уровень развернутости социально-психологического потенциала коллектива компенсируется работой (хоть и устаревшими методами, но с полной отдачей – на износ). Данный случай в перспективе сулит срыв в работе и резкое падение социально-экономической эффективности.

          Эти варианты взаимоотношений , разумеется, не исчерпывают их реального многообразия. Влияние на взаимоотношения может оказывать и внешняя среда. Сотрудники имеют частные контакты с посторонними людьми или их близкими, что требует проявления высокихморальных качеств, человеческих чувств, способности использовать психоэмоциональное направление в процессе обращения.

Информация о работе Личность и коллектив. Модели взаимоотношений