Личность и коллектив. Модели взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 15:53, контрольная работа

Описание работы

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Содержание

Введение
Общее понятие человека как личности.

Понятие коллектива.
Стадии развития и формирования коллектива.

Личность в коллективе и его воздействия на нее.

Модели взаимоотношений в коллективе.

Заключение
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Контр.раб по психологии.docx

— 56.61 Кб (Скачать)

     Псхилогия и педагогика. Тема: Личность и коллектив. Модели взаимоотношений. 

     Оглавление 

      

    Введение  

  1.  Общее понятие человека как личности.
 
  1. Понятие коллектива.
    1. Стадии развития и формирования коллектива.
 
  1. Личность  в коллективе и его воздействия  на нее.
 
  1. Модели  взаимоотношений в коллективе.
 

    Заключение

    Список  использованной литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

     Процессы  развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся  в нем деловых и межличностных  отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического  и умственного развития, их возможности  и способности обусловливают  воспитательную силу и воздействие  коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем  более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.

     Развитие  творческой индивидуальности детей  и подростков взаимосвязано с  уровнем их самостоятельности и  творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в  коллективной общественно-полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое  на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние  коллектива на развитие его самостоятельности.

     Развитие  личности и коллектива взаимообусловленные  процессы. Человек живет и развивается  в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство  связей предопределяет духовное богатство  личности, богатство связей и общения  выражает общественную, коллективную силу человека.

     В своей работе я хочу рассмотреть  те этические правила и принципы, которые помогут преодолеть недопонимание  в коллективе, построить крепкий фундамент взаимоотношений с коллективом и добиться высокого уровня сотрудничества.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общее понятие человека как личности.

     Один  древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.

           Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле кто ж не знает, что такое человек? Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает  нас, а притягивает как магнит.

    История философии полна различных  концепций сущности человека. В  античной философской мысли он  рассматривался преимущественно  как часть космоса, как некий  микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное.  Плоть человеческая, с точки зрения христианства,— арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности — богу и тем самым обрести спасение в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.

  Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека.

  Проявления человеческой сущности крайне многообразны — это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение... Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

  Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом  его жизни в обществе. И это  относится не только к опыту, который  индивид приобретает в течение  своей жизни. Ребенок появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим богатством, накопленным человечеством за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуры общества, оказывается самым неприспособленным к жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств совсем маленькие дети попадали к животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной речью, а произносимые ими звуки подражали звукам тех животных, среди которых они жили. Их мышление оказалось столь примитивным, что о нем можно говорить лишь с известной долей условности. Это — яркий пример того, что человек в собственном смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности.

  Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

    Главным результирующим свойством  личности выступает мировоззрение. Особым компонентом личности является ее нравственность.

         Личность — это мера цельности человека. Без внутренней цельности нет личности. Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

  Человек формируется и видоизменяется под  влиянием совместной деятельности, и  в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

  Человеческое  общество — это высшая ступень организации живых систем. Личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие коллектива и его виды.

     Коллектив – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного  принятия решения достигается групповое  состояние интегративности. 
        Коллектив – это пик, вершина развития группы; это группа самого высшего уровня развития. 

      Обобщая данные разных источников, можно выделить следующие особенности группы, которые характеризуют ее как коллектив. 
 1) Контактность - постоянное прямое и непосредственное общение. Воспитательная функция коллектива связана прежде всего с этой его особенностью. 
  2) Контагиозность (от лат. contagiosus — заразительный) - взаимовлияние, способность к «взаимозаражению». Коллектив представляет собой динамическую живую систему, в которой происходит обмен информацией между ее отдельными элементами, индивидами, передаются желания и стремления, переживания и мысли. В коллективе создаются суггестивные связи, не всегда осознаваемые субъектом общения.  

    3) Внутренняя природа коллектива  характеризуется товарищеским сотрудничеством  и взаимопомощью при решении  конкретных задач. Деятельность членов коллектива осуществляется на основе принципов добровольности, равноправия и демократичности. Реальным руководящим органом коллектива выступает общее собрание - основная форма создания коллективного мнения Регуляторами общественной жизни в коллективе выступают не столько формальные правовые нормы, сколько нравственные правила, традиции, обычаи, привычки, чувства. 
  4) Социально-психологическая интеграция. Эта черта выражается в единой социальной направленности деятельности и согласованности действий в коллективе, в общих устремлениях и усилиях, единстве личных, коллективных и общественных интересов. Для характеристики сплоченности коллектива в отечественной психологии использовался термин «ценностно-ориентационное единство», им отражается высокая степень позиций и оценок членов группы по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Подчеркивается, что ценностно-ориентационное единство не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов и привычек ее членов. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей. 
    5) Коллектив является относительно устойчивым социально-психологическим образованием с ярко выраженными перспективными линиями развития, в том числе и весьма отдаленными.  В отличии от самых разнообразных видов групп, которые могут поддерживаться короткое время общими целями, коллектив живет сравнительно долго и отличается более стабильной структурой и нормами поведения.

      Высший уровень группового развития  обнаруживается в деятельности  и межличностных взаимодействиях, присущих коллективам. 
    В коллективах формируется особый тип межличностных отношений, для которых характрны: высокая групповая сплоченность, 
коллективистское самоопределение, коллективистская идентификация, 
социально ценный характер мотивации межличностных выборов, 
высокая референтность членов по отношению друг к другу, 
объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные взаимодействия создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют проявлению коллективизма как особого качества развития группы.  
          Группа, в которой развивается и воспитывается личность, является связующим звеном между нею и обществом. Традиционно в центре внимания психологов находится малая группа – объединение взаимодействующих лиц, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. Малая группа рассматривается преимущественно как общность, скрепленная эмоциональными связями (симпатия, антипатия, безразличие и т.д.).

    Сплоченность  малых групп, устойчивость их структуры по отношению к силам, направленным на разрыв внутригрупповых связей, эффективность деятельности группы в зависимости от ее размера, от стиля руководства, а также другие проблемы межличностных отношений – все это стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный раздел под названием групповая динамика. 
         Силу всякого коллектива составляет такой феномен межличностных отношений как сплоченность. Сплоченность может быть очень высокой, когда люди тесно связаны друг с другом и совместно отвечают за достижение целей, стоящих перед ними и перед коллективом в целом, а поэтому делают все для их успешного достижения. Она может быть и очень низкой, когда коллектив не получает даже четкого организационного оформления, отсутствует общая цель, каждый действует сам по себе, стараясь продемонстрировать индивидуальные результаты даже в ущерб другим. 
         Сплоченный коллектив способен легче справляться с трудностями, дружно работать, создавать наиболее благоприятные возможности для развития личности каждого, сохраняться как единое целое в различных неблагоприятныхусловиях. 
        Сплоченность как ценностно-ориентационное единство – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадений оценок, установок и позиций коллектива по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для коллектива.   Индексом сплоченности служит частота совпадений оценок или позиций членов по отношению к объектам. Сплоченность, как черта психологии коллектива, выражающая степень единомыслия и единого действия его членов является показателем их духовной общности и единства.  Для членов коллектива сама по себе сплоченность – привлекательная цель и ценность, то состояние, к которому надо стремиться. Конкретными показателями психологической сплоченности обычно являются: 
  - уровень взаимных симпатий в межличностных отношениях, 
  -     степень привлекательности (полезности) группы для ее членов.

Информация о работе Личность и коллектив. Модели взаимоотношений