Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 19:42, контрольная работа
1.Личность и ее жизненный путь
2. Личностные черты и особенности поведения потребителя
В исследовании
Д.Шаффер и Л.Пегалис
Такимобразом, можно
сделать вывод о том, что
самораскрытие зависит от
4. Стратегии и тактики самопредъявления
В зарубежной психологии одной из центральных проблем изучения самопредъявленияявляется вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. Интерес к этойпроблеме обусловлен его большой практической значимостью, поскольку каждыйчеловек, с одной стороны, хочет умело владеть этими стратегиями, а с другойстороны, стремится видеть и опознавать их в поведении своих партнеров пообщению. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал,свидетельствующий о влиянии многих социально-психологических и личностных характеристик субъекта самопредъявленияи его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реализацию разныхстратегий и тактик презентации своего образа (1, 5, 7).
Стратегия самопредъявления является совокупностью поведенческих актовличности, разделённых во времени и пространстве, направленных на созданиеопределённого образа в глазах окружающих. Тактика самопредъявления – этоопределённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегиясамопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременнымявлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненнойситуации.
Э.Джонс и Т.Питтман в 1982 годусоздали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную нацелях и тактиках, которые используютлюди в общении с окружающими (9). По их мнению, самопрезентация позволяетчеловеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживаявлияние в межличностных отношениях.
1. Стремление понравиться – инграциация.Эта стратегия рассчитана на властьобаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить исоглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казатьсяпривлекательным.
2. Самопродвижение – демонстрациякомпетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоитв доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель – казатьсякомпетентным.
3. Примерность – стремление служитьпримером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоитв демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждатьдругих людей. Цель - казаться моральнобезупречным.
4. Запугивание – демонстрация силы,которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основнаятактика состоит в угрозе. Цель - казаться опасным.
5. Демонстрация слабости или мольба.Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основнаятактика – просить о помощи, умолять. Цель - казаться слабым.
По зарубежным данным
наиболеераспространенными
Р.Баумайстер выделяет две
стратегии самопрезентации, различающихся
поспособам, которыми они достигаются,
и по наградам, которых они достигают:
«ублажающаястратегия» –
Д.Тедески и Линдсколд выделяютутверждающий и оборонительный видстратегий:
· утверждающаястратегия предполагает поведение,направленное на создание позитивной идентичности в глазах окружающих;
· оборонительнаястратеги
Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создатьпозитивное впечатление. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание,запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения.
Наиболее детальная
классификация стратегий
В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку насоздание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активностисубъекта в создании образа и степеньпроявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основесочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления.
1. Позитивное самопредъявление. Девиз «Я хороший». Этот вид самопредъявления содержит активныено не агрессивные действия по созданию позитивного впечатления о себе. К этойгруппе относятся стратегии стремление нравиться, самопродвижение, служениепримером. Основные тактики следующие:
· Гретьсяв лучах чужой славы. Она была впервые описана Р.Чалдини, который занималсяизучением психологии влияния. Она основана на ассоциировании себя с известнымии уважаемыми людьми.
· Ассоциированиесебя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себякак участника сражения или стройки).
· Усилениезначимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, скоторыми ему довелось общаться.
·
· Демонстрация идентификации с аудиторией. Человекдемонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.
2. Наступательное самопредъявление. Основано на стремлении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это агрессивный способ созданияжелаемого образа, все тактики которого направлены на критику конкурента. Здесьприменяются следующие тактики:
· Подрывоппозиции. Сообщается негативная информацияо конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.
· Критическаяустановка в оценке любых явлений действительности. Она создает иллюзиюкомпетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.
· Критикав адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости состороны критикующих. Например, политикичасто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.
· Изменениетемы дискуссии в выйгрышную для себя сторону.
3. Предохранительноесамопредъявле
Тактики, применяемые в этом случаеследующие:
· Избеганиепубличного внимания;
·
·
· Минимизациясоциального взаимодействия.
4.Оборонительное самопредъявление. Субъект ведет себя активно в создании образа, но имеетустановку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило,разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-тонежелательному событию. Чем более велика роль человека в этом событии, и чемоно тяжелее, тем труднее человеку изменить свой негативный образ в сторонупозитивного.
Для этойстратегии характерны
следующие тактики
· Отрицаниесобытия. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым егообвиняют.
· Изменениеинтерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человекпризнает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.
· Диссоциация.Человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремитсяотмежеваться от него.
· Оправдание.Человек может настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументыв свою пользу.
· Извинения.Человек утверждает, что не могпоступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.
· Признаниевины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.
Этитактики могут
разворачиваться
Этаклассификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления.В работах М.Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, котораясостоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся отнего действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут(4). Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потомучто другие стратегии, выделенные Э.Джонсом и Т.Питманом, основаны надемонстрации превосходства над партнером. Если человек на самом деле былспособен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнестик разряду манипулятивных тактик.
Психологическиблизкой
к ней является тактика создания
искусственных препятствий
М.Лири ссоавторами выделяют такую тактику, как красование (11). В английском языке онаполучила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, которыйбыл влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточносложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтомусубъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которуюрассчитано оформление его внешности.
В заключениенеобходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления взависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуютнаиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют егоимиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста,принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своихличностных особенностей.
Литература
1. Амяга Н.В. Самораскрытие исамопредъявление личности в общении //Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.- С. 37-74.
2. Болотова А.К. Психология времени вмежличностных отношениях. М.: изд-во МПСИ, 1997. 120 с.
3. Зинченко Е.В. Самораскрытие личностикак социально-психологическое явление // Прикладная психология, 1998, №5,с.59-69.
4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.:Питер, 1998. 688с.
5. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентациякак фактор формирования впечатления о коммуникаторе и рецепиенте // Мирпсихологии, 1999, № 3, с.132-139.
6. Филонов Л.Б. Психологические аспектыустановления контактов между людьми. Методика контактного взаимодействия. Пущино,1982. 40 с.
7. ШкуратоваИ.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении //Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону, изд-воФолиант, 2004, с.267-283.
8. Colvin C.R., Longueuil D. ElicitihgSelf-Disclosure: The Personality and Behavioral Correlates of the Opener Scale //Journal of Research in Personality, 2001, 35, pp. 238-246.
9. Jones E.E., Pittman T.S. Toward ageneral theory of strategic self-presentation // Psychological perspectives ofthe self. Hillsdale, NJ:Erlbaum, 1982, pp. 231-263.
10.LearyM.R., Kovalsky R.M. Impression management: a literature review andtwo-component model // Psychological bulletin, 1990, vol.107, No.1, pp.34-47.
11.Sсhutz A.Assertive, Offensive, Protective and Defencive Styles of Self-presentation: aTaxonomy // Journal of psychology interdisciplinary and applied. 1997, vol.132,pp.611-619.
12.ShafferD. R., Pegalis L. The “opener”: Highly skilled as interviewee // Personalityand Social Psychology Bulletin, 1990, vol. 16(3), pp.511-520.