Личность и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы: «Личность и деятельность». Объектом исследования является деятельность как основание личности. Предмет исследования – деятельность личности, структурные компоненты деятельности и ее виды, а также аспекты отношения личности к деятельности. Цель исследования: рассмотреть деятельность как неотъемлемое свойство личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………...…
1.1. Общее понятие о личности…………………………………...
1.2. Личность как субъект деятельности………………………....
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ…………....
2.1. Понятие человеческой деятельности………………………...
2.2. Структурные компоненты деятельности…………………….
2.3. Виды человеческой деятельности………………………...….
3. АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………... 3

Работа содержит 1 файл

Личность и деятельность.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     3. Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности  по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е. А. Климовым, где выделяется пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ».

     4. Деятельность принято разделять  также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

     5. В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа [10, с. 96-97].

 

  1. АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 
 

     Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важным является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими. Именно они определяют направленность личности человека. Формирование потребностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессе воспитания.

     В формировании отношения человека к  деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений.

     I. Успех или неуспех в деятельности

     Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности или создании ее продукта, 2) общественное признание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружающие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «с общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка – обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит».

     Ощущение  успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия ее протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек.

     Наиболее  благоприятным для развития личности человека и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к выполнению этого дела, так что же они меня хвалят? Чувства удовлетворения такой успех не приносит и может иметь негативные последствия в отношении человека к данной деятельности. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически еще более трудной, чем она есть на самом деле.

     Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверхтрудности и человек начинает ощущать себя бессильным перед ними.

     Самооценка  и оценка со стороны окружающих оказывает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку, оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определенную сторону, повышая или понижая ее уровень, она в значительной степени формирует и самооценку. Каковы же психологические условия позитивного оценивания деятельности своей и другого человека?

     1. Оценка должна быть результатом, а не целью деятельности. Как говорил С.Л. Рубинштейн, нет более верного средства провалить свой успех, как думать только о нем, забыв о самом деле, которое одно лишь может дать его. Это очень не просто. Каждый человек, делая свое дело, знает, что его ждет общественная оценка, и не может быть к ней равнодушен. Правильное соотношение установок на дело и на успех в этом деле приходит только с приобретением профессионального мастерства. Установка (мотив) на оценку смещает цель, в деятельности наступают те или иные отклонения.

     2. Известно, что значительно легче  делать свое дело в доброжелательной обстановке. Одни и те же задачи и проблемы являются субъективно задачами и проблемами различной трудности, когда их приходится решать в различных социальных ситуациях, в различной эмоциональной атмосфере. При общем благоприятном отношении к человеку отрицательная оценка его действий или деятельности будет восприниматься без обиды, спокойно. При общем неблагоприятном отношении отрицательная оценка воспринимается как результат пристрастного отношения и вызывает обиду и другие негативные реакции.

     3. Следует понимать, что оценка, направленная на личность в целом, действует иначе, чем оценка, направленная на те или иные действия человека или на результат этих действий.

     II. Уровень притязаний и уровень достижений личности

     С возрастом у каждого из нас появляется какая-то определенная область знания или практики, наиболее для нас существенная, интересная, соответствующая, как мы считаем, нашим потребностям, склонностям, способностям, деятельность в этой области воспринимается как весьма социально значимая, а успехи в осуществлении этой деятельности переживаются нами как личностно значимые.

     Самооценка  человека в решающей степени складывается на основании успеха или неуспеха в значимой для него деятельности и формирует тот или иной уровень притязаний личности на достижения в этой области. Реализованный в деятельности уровень притязания личности укрепляет ее самоуважение, нереализованный – разрушает или не дает возможности вообще сформироваться.

     Американский  психолог У. Джеймс вывел формулу самооценки, которую обозначал термином «самоуважение». «Наше довольство собой в жизни, - писал он, - обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначаем. Самоуважение определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым – дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания:

     Самоуважение = Успех / Притязания

     При увеличении числителя или уменьшении знаменателя дробь будет возрастать».

     Таким образом, уровень самоуважения порождается двумя противоположными тенденциями: тенденцией поддерживать свою самооценку, свой успех в деятельности на как можно более высоком уровне; тенденцией снижать свои притязания, чтобы не потерпеть неудачи и тем самым не нанести ущерба привычной самооценке. Умение «примирить» эти тенденции и в ходе конкретной деятельности реалистически отнестись к себе, к своим достижениям – одно из важных условий эффективности деятельности и развития личности. От уровня достижений в деятельности зависит уровень притязаний личности. Поэтому так важно, чтобы уровень достижений соответствовал реальному вкладу труда и творчества человека в деятельность, тогда уровень притязаний его будет оправдан. В противном случае притязания будут формироваться как бы на «пустом месте», что может привести человека к разочарованию не только в деятельности, но и в себе самом, к нервному срыву и т.д.

     Еще на один аспект отношения человека к деятельности и к себе в этой деятельности необходимо обратить внимание: успех и неуспех могут быть поняты по-разному – или как чисто личный успех или как успех коллектива, успех общественного дела. Это зависит от мотивов деятельности: во имя чего человек работает [2, с. 276-282].

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 

     Подводя итоги работы можно сделать следующие  выводы.

     Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объекты внешней по отношению к нему среды и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

     Деятельность  – специфическая форма отношения, имеющая два основных признака:

     1) отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата;

     2) отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата.

     Всякая  человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

     Наряду  с различными аспектами существуют также важнейшие общепсихологические свойства деятельности, как предметность, субъектность, адаптивность и системность деятельности.

     В структуре деятельности можно выделить такие основные элементы, как цель, мотив, действие и операция. Цель – это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Мотив – это психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности. Действие – элемент деятельности, достигающий конкретную, не разлагаемую на более простые, осознанную цель. Операция – одна из составляющих деятельности, определяемая условиями выполнения действия. Операция является способом выполнения действия.

     Единство  деятельности и личности наиболее отчетливо  проявляется в трех группах психических  явлений – умениях, навыках и поступках.

     Умение – это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков.

     Навыки – это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

     Поступок – это действие, осознаваемое самой действующей личностью как акт, выражающий ее определенное отношение (к другим людям, к самому себе или к труду и т. д.).

     Человеческая  деятельность разнообразна и многогранна.

     Традиционно принято считать, что основным и  психологически главным разделением  деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую.

     Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности

     Существует  также классификация видов деятельности по их предметной сфере, т. е. по профессиональной принадлежности.

     Деятельность  принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную).

     В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную.

     В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеют два аспекта:

  1. успех или неуспех в деятельности;
  2. уровень притязаний личности и уровень достижений.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

     
  1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности // Советско-финский симпозиум «Проблемы психологии личности» – М.: Издательство «Наука», 1982. С. 92-98.
  2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
  5. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: «Рефл-Бук», К.: «Ваклер», 2004, – 528 с. – Серия «Образовательная библиотека».
  6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
  7. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
  8. Платонов К.К. О системе психологии. – М.: «Мысль», 1972. – 216 с.
  9. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. – 2-е изд. – Спб.: Питер, 2006. – 656 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
  10. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 248 с.
  11. Щербатых Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен. – Спб.: Питер, 2008. – 272 с.

Информация о работе Личность и деятельность