Личность и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы: «Личность и деятельность». Объектом исследования является деятельность как основание личности. Предмет исследования – деятельность личности, структурные компоненты деятельности и ее виды, а также аспекты отношения личности к деятельности. Цель исследования: рассмотреть деятельность как неотъемлемое свойство личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………...…
1.1. Общее понятие о личности…………………………………...
1.2. Личность как субъект деятельности………………………....
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ…………....
2.1. Понятие человеческой деятельности………………………...
2.2. Структурные компоненты деятельности…………………….
2.3. Виды человеческой деятельности………………………...….
3. АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………... 3

Работа содержит 1 файл

Личность и деятельность.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….
    1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………...…
      1. Общее понятие о личности…………………………………...
      2. Личность как субъект деятельности………………………....
    2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ…………....
      1. Понятие человеческой деятельности………………………...
      2. Структурные компоненты деятельности…………………….
      3. Виды человеческой деятельности………………………...….
    3. АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………...

    3

    9

    9

    10

    14

    14

    18

    23

    26

    30

    32

 

 

      ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью.

     Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

     Современный человек живет в окружении  таких предметов, ни один из которых  не является чистым творением природы.

     Ко  всем таким предметам, особенно на работе и в быту, оказались в той  или иной степени приложенными руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены достижения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в деятельность выступает как собственное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не производят ничего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для удовлетворения своих потребностей животные пользуются только тем, что им предоставила природа.

     Иными словами, деятельность человека проявляется  и продолжается в творениях, она  носит продуктивный, а не только потребительский характер.

     Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек кроме способностей развивает свои потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

     Деятельность  человека принципиально отличается от активности животных и в другом отношении. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается и поддерживается искусственными потребностями, возникающими благодаря присвоению достижений культурно-исторического развития людей настоящего и предшествующих поколений. Это – потребности в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие.

     Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны  со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, – умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

     Система движений, совершаемых животными, обусловлена  анатомо-физиологическим устройством  организма. С предметами человеческой материальной культуры (книга, карандаш, ложка и т.п.) животные обращаются так, как если бы они были обычными природными предметами, без учета их культурного назначения и способа употребления людьми. У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам культуры использования соответствующих предметов, т.е. становятся искусственными, более совершенными и социально обусловленными.

     Животные  только потребляют то, что им дано природой. Человек, напротив, больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность животных, носила в основном потребительский характер, то нескольким десяткам поколений людей не удалось бы за исторически сравнительно короткий срок достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это – благодаря деятельностному характеру человеческой активности.

     Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему:

  1. Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создает.
  2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.
  3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.
  4. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.
  5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.

     Деятельность  отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична [6, с. 146-149].

     Деятельность  – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

     Побудительными  причинами деятельности человека являются мотивы совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи [4, с. 121-122].

     Всякая  деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности [6, с.150]. Более детально вышеуказанные элементы будут описаны в параграфе «Структурные компоненты деятельности».

     Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицировать все виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобы представить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислить наиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико, что обусловлено индивидуальными особенностями людей.

     Однако  можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее – тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития [4, с.123]. Виды деятельности будут подробно рассмотрены в отдельном параграфе данной курсовой работы.

     Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. Существенно важным является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими. Именно они определяют направленность личности человека. Формирование потребностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессе воспитания. В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет два аспекта: успех или неуспех в деятельности и уровень притязаний личности и уровень достижений [2, с. 276]. Этим аспектам в данной курсовой работе отведена целая глава.

     Тема  моей курсовой работы: «Личность и деятельность». Объектом исследования является деятельность как основание личности. Предмет исследования – деятельность личности, структурные компоненты деятельности и ее виды, а также аспекты отношения личности к деятельности. Цель исследования: рассмотреть деятельность как неотъемлемое свойство личности. 

 

  1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
 

1.1. Общее понятие о личности 
 
 

     Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии.

     В русском языке слово «личность» близко к понятиям «лицо» и «личина» (маска) – то есть относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам. В английском языке слово personality происходит от лат. persona, обозначавшего маску, которую надевали актеры в античных представлениях. Таким образом, понятие личность отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Однако каждая психологическая школа по-своему трактовала это понятие. Одни психологи (Гордон Олпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, детерминирующую его поведение и мышление. Другие (Зигмунд Фрейд) определяли личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (Карл Густав Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Эрик Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов и т. д.

     Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания. При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения:

Информация о работе Личность и деятельность