Личность и деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Тема моей курсовой работы: «Личность и деятельность». Объектом исследования является деятельность как основание личности. Предмет исследования – деятельность личности, структурные компоненты деятельности и ее виды, а также аспекты отношения личности к деятельности. Цель исследования: рассмотреть деятельность как неотъемлемое свойство личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...….
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ………………………………………...…
1.1. Общее понятие о личности…………………………………...
1.2. Личность как субъект деятельности………………………....
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ…………....
2.1. Понятие человеческой деятельности………………………...
2.2. Структурные компоненты деятельности…………………….
2.3. Виды человеческой деятельности………………………...….
3. АСПЕКТЫ ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..…………………... 3

Работа содержит 1 файл

Личность и деятельность.doc

— 166.00 Кб (Скачать)
  1. Личность любого человека представляет собой совокупность индивидуальных и специфичных характеристик человека, отличающих его от других людей.
  2. В то же время в каждом конкретном обществе личности людей несут общие черты, которые определяются историческими, национальными, политическими или религиозными особенностями конкретной социальной общности.
  3. Личность имеет относительно устойчивую структуру, в которой отдельные черты личности взаимосвязаны между собой в сложную иерархическую систему.
  4. Личность человека не является чем-то застывшим и неизменным, а развивается и меняется в процессе индивидуального развития и воздействия на нее внешних обстоятельств.

     Таким образом, мы можем дать определение  личности.

     Личность  есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом [11, с. 198-199]. 
 
 

1.2. Личность как субъект  деятельности 
 
 

     Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином "личность".

     Дело  вовсе не в том, чтобы констатировать, что человек есть и природное, и общественное существо. Это бесспорное положение указывает лишь на разные системные качества, проявляемые человеком, и ничего еще не говорит о сущности его личности, о том, что ее порождает. А в этом как раз и заключается научная задача. Задача эта требует понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида, в результате преобразования его деятельности. Ведь никакое развитие непосредственно не выводимо из того, что составляет лишь необходимые его предпосылки. Марксистский диалектический метод требует идти дальше и исследовать развитие как процесс "самодвижения", т.е. исследовать его внутренние движущие отношения, противоречия и взаимопереходы, так что его предпосылки выступают как в нем же трансформирующиеся, его собственные моменты.

     Такой подход необходимо приводит к положению  об общественно-исторической сущности личности. Положение это означает, что личность впервые возникает в обществе, что человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) лишь как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и что личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к ее подлинно научному психологическому пониманию [3].

     Взаимоотношение между внешним и внутренним Я  человека, между его личностью  и сущностью во многом определяются процессом формирования личности. Для традиционной психологической науки этот процесс имеет психолого-педагогическую природу и целиком относится к сфере духовного производства. В свое время А.Н. Леонтьев отмечал: «Традиционный психолог… требует, чтобы психология во что бы то ни стало оставалась в пределах «психологического», которое он понимает как чисто субъективное. Даже психологическое изучение промышленной деятельности он сводит лишь к исследованию ее «психологических компонентов», т.е. тех психических способностей, на которые предъявляет спрос техника. Он не в состоянии увидеть, что сама промышленная деятельность неотделима от порождаемых ее развитием общественных отношений людей».

     Главный недостаток такой односторонней  формулировки проблемы развития личности заключается в том, что личность рассматривается как стоящая один на один с миром деятельностей и социальной средой, в которой она, по образному выражению Б.Ф. Ломова, как бы «прорывает свой собственный туннель». Однако причиной этой робинзонады является не столько доминировавший в отечественной психологии деятельностный подход к проблеме развития личности, сколько недостаточно последовательное его проведение: деятельностный анализ развития потребностных состояний на полюсе субъекта (личности) необходимо дополнить деятельностным анализом мира профессий на полюсе объекта.

     Интеграция  личности и сущности, становление  аутентичной личности, личностный рост или же, напротив, дезинтеграция  личности и сущности, деградация личности на сводятся исключительно к субъективным процессам, но имеют также отношение к объективной действительности, к миру деятельностей и социальных отношений. Если рассматривать данные процессы в рамках традиционной психологической проблематики, лишь в их субъективном аспекте, то может возникнуть представление, что развитие личности полностью детерминирует и перестраивает объективную действительность. Но действительность (помимо того характера, который она имеет для личности) обладает рядом объективных характеристик, существующих независимо от тех психологических особенностей, которые личность привносит в мир. Вот как иллюстрирует эту общую связь на примере отношения личности и профессиональной деятельности И.С. Кон: «Творческое отношение к труду – это психологическая установка… Такая установка – продукт определенной системы воспитания, ее можно выработать по отношению к любому виду труда, как творческому, так и механическому. Но не всякий труд является творческим объективно, по своему характеру».

     Для того чтобы данное различение субъективного  отношения к делу и объективного характера дела стало еще более отчетливым, приведем в качестве примера образ героя повести Н.В. Гоголя «Шинель», вечного титулярного советника А.А. Башмачкина, главной чертой которого была склонность к переписыванию казенных бумаг: ни «докуки» молодых чиновников, ни прелести досуга, ни деспотическая холодность начальников. По всем психологическим параметрам перед нами подлинная внутренне мотивированная деятельность.

     Этот  пример хорошо иллюстрирует тезис о  двух аспектах (субъективном и объективном) личностного развития, о существовании на ряду с отношением личность – сущность (субъективность) и отношения личность – действительность (объективность). Эти два аспекта развития личности можно показать и иначе, рассмотрев структуру мотивационного отношения, которое, как показано выше, характеризуется не только потребностным состоянием, но и тем мотивом (объективным содержанием деятельности), в котором данная потребность опредмечена; в психологическую характеристику потребности с необходимостью входит содержание ее предмета, мотива.

     Следовательно, психологический анализ развития личности предполагает изучение содержания различных  форм деятельности как потенциальных  мотивов, в которых могут опредмечиваться потребности личности [7, с. 81-83].

 

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
 
    1. Понятие человеческой деятельности
 
 
 

    Деятельность  человека – сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности.

    Находясь  в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, размышляет и т.д. Жить – это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, созидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

    Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни.

    Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

    Потребности – источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Что такое потребность? Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности. Переживаемая человеком нужда (потребность) побуждает его к поиску предмета ее удовлетворения, к совершению деятельности. Сама деятельность состоит в изыскании способов и средств, которые могли бы удовлетворить потребность, а также в самих действиях, при которых эта потребность удовлетворяется.

    Потребности оказывают влияние на чувства, мышление и волю человека. Удовлетворение потребностей вызывает приятное чувство, неудовлетворенная потребность вызывает неприятное чувство.

    Для удовлетворения потребностей человек  ищет определенные пути и средства - это активизирует его мышление. Усилием воли человек в состоянии преодолевать трудности на пути достижения цели, удовлетворения своих потребностей [2, с. 269-270].

     Более общей категорией, с помощью которой  определяется деятельность, выступает  общепсихологическое понятие «отношения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.

     Деятельность  – это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

     Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности – не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной.

     Во-вторых, деятельность – это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности) [10, с. 86-87].

     Всякая  человеческая деятельность имеет внешние  и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

     Соотношение внутренних и внешних компонентов  деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический  переход внешних компонентов  во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход – экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми [6, с. 151].

     Наряду  с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические  свойства деятельности.

  1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.
  2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит – связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.
  3. Адаптивность деятельности, т. е. способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.
  4. Системность деятельности. Деятельность предстает не рядоположеной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, – так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем [10, с. 87].

Информация о работе Личность и деятельность