Лекции по "Психофизиологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:24, лекция

Описание работы

Психофизиология- физиология целостных форм психической деятельности, которая возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов.
Нервная и эндокринная система - комплекс анатомических структур, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к внешней среде регуляции деятельности отдельных органов и тканей.

Работа содержит 1 файл

психофизиология лк.docx

— 45.86 Кб (Скачать)

Дефекты памяти

  1. контаминация
  2. амнестическая афазия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 4.

Т.6. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ

Сознание (узкий смысл)- высшее проявление психики, связанная с абстракцией, отделением  себя от окружающей среды и соц. Контактами с другими людьми

Сознание (широкий смыл)-  бодрствование с возможностью контакта с внешним миром т.е то, что утрачивается во время сна и нарушения при некоторым заболевании

Функция сознания:

-отражательная       -креативная   - регулятивно- оценивающая   -рефлексивная

Прерывание сознания возможна (глобальная (сон, обморок, наркоз), локальная (нет сна, слепой взгляд))

Бессознательная- непознавательный процесс обработки инф-ии, о влиянии которого субъект не дает себе отчета

Виды:

  1. Досознательное-  биологические процесс рефлекса и инстинкта
  2. Подсознательное- все то, что было уже осознанно и может стать осознано вновь в определенных условиях
  3. Сверхсознание интуиция человека, процессы творчества

Уровни активности человека:

  1. Бодрствование- состояние, которое хар-ся повышением двигательной активности, включение в сознание и поддерживается в результате внешних раздрадителей

А) спокойное         В)активная деятельность

Б)внимание           Г) эмоции

2.   сон- состояние, которое хар-ся прекращением или значительным снижением двигательной активностью, понижением ф-ий анализаторов, а так же полном или частичном отключении сознания

А)монофазный (1 раз в сутки)                        Г) патологический сон (опухоль мозга)

Б) полифазный (маленькие дети)                 Д) гипнотический сон

В) наркотический сон

Патологии сна

  1. Инсомния- нарушения ночного сна
  2. Гиперсомния- не сонливость
  3. Парасомния- кошмары
  4. Сонный паралич- паралич мышц во время или после сна

 

 

 

Т.7. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ  ЭМОЦИЙ

Эмоция- особый класс психических процессов и состояние, связанные с потребностями мотивами, которые выражаются в форме непосредственно субъектом переживаний, знания для человека

Особенности:

  1. Субъективный характер
  2. Эмоции обладают особенностями
  3. Эмоции пластичны
  4. Динамика
  5. Эмоции обладают связью с внутри органическими процессами.

Как эмоции влияют на организм:

  1. гнев- разрушает печень
  2. страсть и горе- селезенка, желудочек
  3. печаль- легкие
  4. ужас- почки
  5. страх, радость- сердце, печень, кишечник

психофизиологическая  структура эмоций:

  1. удовольствие/неудовольствие
  2. возбуждение/спокойствие
  3. напряжение/снятие напряжения

Виды эмоций:

  1. деление эмоции по качеству

- положительные

-отрицательные

      2. по степени выраженности и длительности

          -настроение    -страсть     -аффект

    3. по уровню (вызшие/низшие)

Функции эмоций:

  1. отражающая- эмоции охватывают весь организм и предоставляет многовенную оценку поведения в целом
  2. побуждающая- эмоциональные переживания соед-т образ предмета, удостоверение потребностей, свое пространственное отношение к нему
  3. подкрепляющая- эмоции принимают непосредственное участие в процессе общения и памяти
  4. эмоции побуждают человека к изменению его поведения
  5. переключательная- эмоция побуждает человека к изменению его поведения
  6. коммуникативная- с помощью мимики  жестов, позволяют человеку передать свое желание другим людям

с психофизиологической точки зрения за возникновением эмоции отвечает ЛОБНАЯ ДОЛЯ.

При ее повреждении  наблюдается  изменение настроения от эйфории до депрессии, более эмоциональном по мнению ученых явс-ся правое полушарие. А по результатам экспериментов, за положительные эмоции отвечает левое полушарие, а за отрицательные левое полушарие.

Способы управления эмоциями

  1. распределение- расширение круга эмоциональных ситуаций, что приводит к снижению интенсивности эмоций в каждой из ситуаций.
  2. Сосредоточение- концентрация эмоций на одном объекте.
  3. Переключение- перенос переживаний с эмоциональной ситуации на нейтральную

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 лекция

Психологическое функциональное состояние

Функц.состояние-фоновая  активность нервных центров, при  которых реализуется деят-ть чел-ка.

Оптимальное функц.состояние-состояние, когда степень активации коры головного мозга такова, что деят-ть яв-ся наиболее эффективной и результативной.

 

Фазы психолог. процесса

  1. Латентный период (скрытая фаза)
  2. Видимая фаза (реакция на действия фактора)
  3. Мобилизационная фаза
  4. Фаза устойчивости в работе всех системф
  5. Истощение

Виды ФС

- Монотония (скука)-состояние,кот-ое хар-ся неспособностью человека устанавливать такие взаимоотношения с окружающим миром, кот-ые могут эмоционально захватить его и побудить интерес к созидательной деят-ти.

Причины монотонии:

  1. Объективная
  2. Субъективная

Этапы развития монотонии:

  1. Переживание скуки вызывает желание прекратить работу
  2. Организм пытается сопротивляться, усиливается возбуждение нервной сис-мы
  3. Механизмы саморегуляции прекращают действовать-монотония переходит в хроническую

Способы борьбы:

  1. Психологические
  2. Физиологические
  3. Социальные

- Состояние психологического напряжения-функц.состояние, кот-ое возникает во время проф. деят-ти, причиной которого яв-ся высокий темп деят-ти, а также вынужденная бездеят-ть, затянувшееся ожидание предстоящей деят-ти, отсрочка ее выполнения или незапланированное прерывание.

- Состояние эмоционального выгорания-состояние, выражающееся в 3х факторах:

1) Эмоциональное  или физическое истощение

2) Деперсонализация

3) Снижение  работоспособности, что приводит  к снижению самооценки

 

Внешние факторы, способствующие эмоциональному выгоранию:

- перенапряженность  и высокий объем работы

- вложение  в работу чрезмерных личностны  ресурсов

- недостаток  похвалы

- недостаток  отдыха

-конфликты  на раб.месте

- недостаточная  поддержка среди коллег

 

- Стресс-неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

Виды стресса:

  1. На рабочем месте

- рабочий

-организационный

-профессиональный

 

      2)    Проф.стресс

-эмоциональный

-информационный

-коммуникативный

 

     3)     По природе воздействия

-полезный  стресс (эустресс)

-вредный  стресс (дистресс)

 

Сценарий стресса

  1. В зависимости от частоты и силы проявления
  2. В зависимости от направления стрессовой агрессии
  3. В зависимости от механизма запуска стрессовых реакций

Стадии стресса

-организм  сталкивается с раздражителем  и пытается приспособиться

-адаптация  организма к новым условиям

-истощение

Методы исследования стресса

  1. Психологические
  2. Социологические
  3. Физиологические

          -регистрация частоты сердечных  сокращений

          -определение показателей артериального  давления

          -электрокардиография

          -определение параметров функционирования  дыхательной сис-мы

 

 

 

 

Психологические методы управления стрессом (защитные механизма)

  1. Приписывание поступков другим людям
  2. Подавление
  3. Регрессия (поступаем так как в детстве)
  4. Рационализация (ищем рациональные причины стрессовых ситуаций)
  5. Сублимация (преобразование социального неприемлемого поведения)

 

 

Проф отбор и проф пригодность

 

Проф пригодность-совокупность психических и физиологических особенностей чел-ка, необходимых и достаточных для достижения цели заданной профессией, общеприемлемые эффективности труда.

Виды:

  1. Абсолютная. Хар-ся природными особенностями, кот-ые с трудом поддаются формированию, зависят от нервной сис-мы. (св-ва нервной сис-мы)
  2. Относительная. Включает качества, кот-ые поддаются формированию при соответствующих условиях и мотивациях.

Профессия-род трудовой деят-ти, являющийся источником существования чел-ка и требующий определенной квалификации.

Специальность-комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деят-ти в рамках той или иной профессии.

???? -степень общей и проф подготовки работника, обладающего необходимыми знаниями и навыками для выполнения определенных работ.

Должность-служебное место в орг-ии, связанное с исполнением определенных обязанностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 лекция

Основные этапы развития человека как субъекта труда

  1. Стадия предыгры - от 0 до 3 лет
  2. Стадия игры - от 3 до 6-8 лет
  3. Стадия овладения учебной деятельностью - от 6-8 до 11-12 лет
  4. Стадия оптации - от 11-12 до 14-18 лет
  5. Стадия адепта - от 17-18 до 20-23 лет
  6. Стадия адаптанта - от 20-23 до 25 лет
  7. Стадия интернала - 25-30 лет
  8. Стадия мастера - 30-40 лет
  9. Стадия авторитета - 40-50 лет
  10. Стадия наставника

 

Самоопределение-процесс развития чел-ка, в котором выделяют несколько структурных элементов постоянно взаимодействующих между собой:

-жизненное самоопределение  (определение и реализация себя  относительно общечеловеских критериев  смысла жизни)

-личностное самоопределение  (определение и реализация себя  относительно выработанных в  обществе и принятых данных  человеком критериев)

-социальное  самоопределение (определение и  реализация себя относительно  выработанных в обществе и  принятых данным человеком критериев  принадлежности к определенной  сфере общественных отношений)

-профессиональное  самоопределение (определение человеком  себя относительно выработанных  в обществе и принятых данным  человеком критериев профессионализма)

 

Альтернативный  взгляд на профессиональное самоопределение

  1. Наиболее распространенный вариант. У каждого человека есть свое уникальное и единственное призвание.
  2. Гармоничное развитие человека можно обеспечить только через освоение многих областей проф деят-ти.

Профессиональная  ориентация

Это комплекс психолого-педагогических, медицинских  и социальных мероприятий, направленных на формирование проф самоопределения  чел-ка, оптимизацию трудоустройства  чел-ка с учетом его склонностей, интересов и способностей, а также  с учетом потребности об-ва в специалистах.

 

 

Основные  стадии проф ориентации

  1. Проф просвещение
  2. Проф информация
  3. Проф консультация
  4. Проф обучение
  5. Включение в проф деят-ть

Основные  профориентационные факторы

-родители

-предпочтение  чел-ка

-друзья, знакомые и родственники

-соц  приоритеты, транслируемые через  СМИ

-школа

-служба  занятости и ее структура

-платные  профориентационные услуги

 

Алгоритм  типовой проф консультации

Работа  по трем областям:

  1. Хочу
  2. Могу
  3. Надо

Виды профессий

  1. Человек – природа
  2. Человек – техника
  3. Человек – человек
  4. Человек – знак
  5. Человек – худ образ

Психологические особенности чел-ка, от кот-ых зависит  успешность выполнения той или иной деят-ти, легкость приобретения знаний, умений и навыков называются способностями  чел-ка.

Информация о работе Лекции по "Психофизиологии труда"