Лекции по "Психофизиологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 16:24, лекция

Описание работы

Психофизиология- физиология целостных форм психической деятельности, которая возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов.
Нервная и эндокринная система - комплекс анатомических структур, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к внешней среде регуляции деятельности отдельных органов и тканей.

Работа содержит 1 файл

психофизиология лк.docx

— 45.86 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ 1.

Т.1 ВВЕДЕНИЕ.

Психофизиология- физиология целостных форм психической деятельности, которая возникла в результате необходимости объяснить психические явления с помощью физиологических процессов.

Нервная и эндокринная  система.

н/с- комплекс анатомических структур, обеспечивающих индивидуальное приспособление организма к внешней среде регуляции деятельности отдельных органов и тканей.

Функции н/с

  1. Обеспечивать связь органов с внешней средой
  2. Обеспечивать связь органов между собой
  3. Осущ. Регуляции работы всех органов

Строение нейрона

1.тело

2. ядро

3.длинный  отросток (аксон)

4.короткий  отросток (дендрит)

Строение н/с

1 центральная  (головной и спинной мозг)

2. периферическая (нервные волокна, клетки, которые  расположены вне ЦНС, ПНС яв-ся  связующим звеном между ЦНС  и органами)

Функции спинного мозга: проводящая и рефлекторная

Головной мозг- представляет собой расширенный конец спинного мозга и состиоит из след отделов::

  1. Продолговатый мозг
  2. Мозжечок
  3. Средний мозг
  4. Промежуточный мозг
  5. Большие полушария мозга- регуляция приобретенных форм поведения состоит из: левого и правого полушария                                                                                                                                          Каждое полушарие состоит из 4 долей

1. лобная доля- регулирует двигательную активность, а также находится центры планирования приведения

2.  теменная доля- в коре находится зона телесных ощущений

3. височная доля- расположена первичная слуховая кора и центр речи

4. затылочная доля- зрительные ощущения.

Свойства н/с- физиологические св-ва, отражающие особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения н/с

  1. Сила нервных процессов
  2. Уравновешенность н/п
  3. Подвижность н/п

Эндокринная /с-совокупность желез внутренней секреции, которые вырабатывают специальные вещества (гормоны)

  1. Гипофез
  2. Щитовидная железа
  3. Паращитовидная железа
  4. Надпочечники
  5. Яичники
  6. Плацента
  7. Поджелудочная железа

При нарушении  работы эндокринной системы неблюдается, не только ухудшение здоровья, но и  изменяется поведение человека.

 

Т.2 . СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗТОЛОГИИ.

I группа: общепсихологические методы

    1. неэксперементалные методы:

-наблюдение

А) внешнее

*фотография  рабочего дня

*хронометраж

*анализ продуктов  трудовой деятельности

Б) внутренние

*самоотчет  профессионала

*трудовой  метод

1.2 экспериментальный метод

-лабораторный  метод

А)синтетический  метод

Б)аналитический

-естественный  эксперимент

-тестовый  метод

II группа: специальные методы

2.1. метод анализа

2.2 психомоторные пробы

2.3 анализ кинематики труда

2.4 психофизиологический методы

III группа: электрофизиологические методы

    1. регистрация импульса активности нервных клеток
    2. электроэнцефалограмма
    3. магнитоэнцефалограмма
    4. электроокулограмма
    5. электрическая активность кожи.
    6. Томография

Т.3. ПСИХОФИЗТОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Работоспособность-способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективности за определенный период времени

Кривая работоспособность:

  1. Вырабатывание

Первичная мобилизация

Гипермобилизация

Гиперкомпенсация

  1. Оптимальная работоспособность
  2. Полная компенсация
  3. Стадия неустойчивой компенсации
  4. Стадия конечного порыва
  5. Декомпенсация

Выделяют различные  биоритмы и типы личности:

  1. Совы или лица вечернего типа
  2. Жаворонки
  3. Голуби или аритмики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 2.

Т.4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.

  1. Ощущение- отражение отдельного чувствительного образа или недифференцированного и неопределенное впечатление от окружающего мира, отражение объективного мира, при непосредственном воздействии на рецепторы.

Виды:

  1. Экстрацепция- ощущение, которое возникает с помощью 5-и органов чувств
  2. Интероцепция- внутреннее чувство, которое мы имеем относительно исходящих от внутренних органов чувств.
  3. Проприоцепция- неосознаваемой ощущение мышц и сухожилий, при этом этот процесс связан с псих-ими ощущениями

 

  1. Восприятие- психологический процесс отражения предметов или явлений, в совокупности их различных свойств и частей, при непосредственном воздействии органов чувств. 

Уровни восприятия:

А) обнаружение        Б) различие

В)идентификация     Г)опознание

Свойства восприятия:

А) ценность                       Г)осмысленность

Б)константность              Д)избирательность

В)структурность

Виды восприятия:

А) зрительное       Д) восприятие пространства

Б) слуховое            Е) времени

В) обоняние           Ж) отношений

Г)вкусовое              З) человека

Типы восприятия:

  1. По характеру приема инф-ии (целостный и детализирующий)
  2. По характеру отражения полученной инф-ии (описательный и объяснительный)
  3. По характеру особенности самой личности (объективный и субъективный)

Ошибки восприятия:

  1. Эффект ореола- общие благоприятные или неблагоприятные мнение о человеке переносится на его неизвестные черты
  2. Эффект первичности- инф-ии переоценивается по отношению к последующему
  3. Эффект роли- поведение, которое принимается за личностную особенность
  4. Эффект присутствия- чем лучше человек в чем-либо владеет, тем лучше он это делает на глазах у окружающих
  5. Эффект авансирования- к разочаровыванию приводит отсутствие ранее не сущ-х черт
  6. Эффект снисходительности- руководитель преувеличивает корпоративные черты подчиненных и недооценивает негативные.
  7. Эффект гипервзыскательности
  8. Эффект физиологической редукции- вывод на основе внешности
  9. Эффект красоты- более привлекательному приписывается больше положительных качеств
  10. Эффект ожидания- ожидание определяется реакцией, на которую мы провоцируем
  11. Эффект проекции- исходит из того, что другие обладают такими же качествами как и он
  12. Эффект внутригрупповой (фаворитизм)-свой лучше

 

3.воображение-психический процесс создания нового в форме образа представления или идеи

Виды:

  1. Пассивное (произвольное и непроизвольные)
  2. Активное (творческое, воссоздающее и антициптирующие)

Операции:

  1. Диссоциация- отрицательная или подготовительная операция, в ходе которой раздробляется опыт
  2. Ассоциация-создание целостного образа из элементов

Формы:

  1. Агглютинация- склеивание различий в повседневной жизни
  2. Гиперболизация- преувеличение/преуменьшение предмета или его разных частей
  3. Типизация-  выделение сущ-го, повтор в однородных образах
  4. Заострение- подчеркивание отдельных признаков предмета

 

 

4.внимание- направленность сознания на предмет явления вн-ий соеды, а также на свои поступки и действия

А) внутренние/ внешние

Б) произвольное/непроизвольное/после  произвольные

Свойства:

А) объем                                     В) концентрация       Д) переключение

Б) распределение                    Г) устойчивость

5.  мышление- процесс обобщенным отражением действительности и связанными действиями на него

Этапы:

А) замешательство                                В) манипуляция

Б) обращение  к образам памяти      Г) преодоление препятствий

 

 

Виды:

А) по форме  протекания (наглядное- действенное, наглядно-образное,  словесно- логическое)

Б) по степени  организации и новизны (воспроизводящие  и творческие)

В) по характеру  решаемых задач (теоретическое мышление и практическое мышление)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

Т.5. КАК УЛУЧШИТЬ ВНИМАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ.

Операции:

  1. Анализ- мысленное разделение предмета на части, выделение его св-в и признаков
  2. Синтез- мысленное соединение частей в единое целое
  3. Сравнение- смысл сопоставления св-в, предметов или явлений с целью выявления у них общего и различного
  4. Обобщение - объединение предметов, имеющие те или иные общие св-ва
  5. Абстрагирование-  отвлечение от несуществующих признаков предмета и выделение в них главного.
  6. Классификация- объединении предметов кассы на основе их сходства
  7. Аналогия- уст-е сходства каких-либо отношений между предметами или явлений.

Формы:

  1. Понятия- выражается в слове мысль об общих и сущ-х признаков предмета
  2. Суждения- высказанное или отрешенная связь между предметами
  3. Умозаключение- процесс, когда из одно или нескольких суждений завершается мысленный процесс.

Особенности:

  1. Широта ума- разносторонность знаний, умение творчески мыслить, способность к широким обобщением
  2. Глубина ума- умение проникать в сущность сложных вопросов, отделять глубину ума
  3. Гибкость- умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, переключаться с одного способа на другой
  4. Самостоятельность- принимать решения, действовать не шаблонно, не поддаваться постороннему влиянию
  5. Ритмичность- не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому предложению и суждению

Способы (индукция и дедукция)

Нарушения

  1. При психических заболеваниях:

А) нарушение динамики мышления

-ускорение мышления

-инертность мышления или скачка  идей

-непосредственность идей

Б) нарушение операционной системы

-снижение ур-ня обобщения

-искажение процесса обобщения

В) нарушение мотивационного компонента

-разноплановность  мышления

-словесная  опухоль

-нарушение  критичности

-ассоциативность мышления

        2.   бред 

А)изобретательство Б)ревность В)эротический  Г) преследователя

Память- форма отражения, заключения в закреплении, сохранение прошлого опыта, дающего возможность повторения и дальнейшее испытание

Этапы:

  1. Запоминание- закрепление нового материала путем связыванием его с прошлым
  2. Сохранение- поддержание запечатанного материала на протяжении более/менее длительного срока, в доступной форме
  3. Восприятие- актуализация закрепленного ранее материала, путем извлечение его из памяти
  4. Забывание- полная утрата или невозможность припоминания материала ранее запечатанного в памяти

Классификация:

  1. В зависимости от  времени сохранения информации (кратковременная. Долговременная, оперативная)
  2. В зависимости от преобладание канала восприятия информации (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая, эмоциональная )
  3. Вида и формы предъявлении информации (образная, мыслительная)
  4. Методов и системы запоминания (производственная/непроизводственная)

Методы:

-механически  дословное повторение             - мнимо- тех-е приемы                                                                                                                                                   

-логический  пересказ                           -образные приемы запоминания

Нарушения памяти

  1. Гипомнезия (не в состоянии запомнить много)
  2. Гипермнезия (кратковременно)
  3. Парамнезия (ложное воспоминание)
  4. Псевдореминисценция (непроизвольные вспыльчивые воспоминания)
  5. Криптомнезия (истинное событие переносится в другое время)
  6. Пост численная амнезия (забывание во время гипноза)
  7. Охранительная (наносящая вред)

Информация о работе Лекции по "Психофизиологии труда"