ЛЕКЦИЯ 1.
Т.1 ВВЕДЕНИЕ.
Психофизиология- физиология целостных
форм психической деятельности, которая
возникла в результате необходимости
объяснить психические явления с помощью
физиологических процессов.
Нервная и эндокринная
система.
н/с- комплекс анатомических структур,
обеспечивающих индивидуальное приспособление
организма к внешней среде регуляции деятельности
отдельных органов и тканей.
Функции н/с
- Обеспечивать
связь органов с внешней средой
- Обеспечивать
связь органов между собой
- Осущ.
Регуляции работы всех органов
Строение нейрона
1.тело
2. ядро
3.длинный
отросток (аксон)
4.короткий
отросток (дендрит)
Строение н/с
1 центральная
(головной и спинной мозг)
2. периферическая
(нервные волокна, клетки, которые
расположены вне ЦНС, ПНС яв-ся
связующим звеном между ЦНС
и органами)
Функции спинного мозга:
проводящая и рефлекторная
Головной мозг- представляет собой
расширенный конец спинного мозга и состиоит
из след отделов::
- Продолговатый мозг
- Мозжечок
- Средний мозг
- Промежуточный мозг
- Большие полушария мозга- регуляция приобретенных
форм поведения состоит из: левого и правого
полушария Каждое полушарие состоит из 4 долей
1. лобная доля- регулирует двигательную
активность, а также находится центры
планирования приведения
2. теменная доля- в коре находится зона
телесных ощущений
3. височная доля- расположена первичная
слуховая кора и центр речи
4. затылочная доля- зрительные ощущения.
Свойства н/с- физиологические
св-ва, отражающие особенности протекания
нервных процессов возбуждения и торможения
н/с
- Сила нервных процессов
- Уравновешенность н/п
- Подвижность н/п
Эндокринная /с-совокупность
желез внутренней секреции, которые вырабатывают
специальные вещества (гормоны)
- Гипофез
- Щитовидная железа
- Паращитовидная железа
- Надпочечники
- Яичники
- Плацента
- Поджелудочная железа
При нарушении
работы эндокринной системы неблюдается,
не только ухудшение здоровья, но и
изменяется поведение человека.
Т.2 . СОВРЕМЕННЫЕ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОФИЗТОЛОГИИ.
I группа: общепсихологические
методы
- неэксперементалные методы:
-наблюдение
А) внешнее
*фотография
рабочего дня
*хронометраж
*анализ продуктов
трудовой деятельности
Б) внутренние
*самоотчет
профессионала
*трудовой
метод
1.2 экспериментальный метод
-лабораторный
метод
А)синтетический
метод
Б)аналитический
-естественный
эксперимент
-тестовый
метод
II группа: специальные
методы
2.1. метод анализа
2.2 психомоторные пробы
2.3 анализ кинематики труда
2.4 психофизиологический методы
III группа: электрофизиологические
методы
- регистрация импульса активности нервных клеток
- электроэнцефалограмма
- магнитоэнцефалограмма
- электроокулограмма
- электрическая активность кожи.
- Томография
Т.3. ПСИХОФИЗТОЛОГИЧЕСКИЕ
КОМПОНЕНТЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ
Работоспособность-способность человека
выполнять заданную функцию с той или
иной эффективности за определенный период
времени
Кривая работоспособность:
- Вырабатывание
Первичная
мобилизация
Гипермобилизация
Гиперкомпенсация
- Оптимальная работоспособность
- Полная компенсация
- Стадия неустойчивой компенсации
- Стадия конечного порыва
- Декомпенсация
Выделяют различные
биоритмы и типы личности:
- Совы или лица вечернего типа
- Жаворонки
- Голуби или аритмики
ЛЕКЦИЯ 2.
Т.4. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
- Ощущение- отражение
отдельного чувствительного образа или
недифференцированного и неопределенное
впечатление от окружающего мира, отражение
объективного мира, при непосредственном
воздействии на рецепторы.
Виды:
- Экстрацепция- ощущение, которое возникает с
помощью 5-и органов чувств
- Интероцепция- внутреннее чувство, которое мы
имеем относительно исходящих от внутренних
органов чувств.
- Проприоцепция- неосознаваемой ощущение мышц
и сухожилий, при этом этот процесс связан
с псих-ими ощущениями
- Восприятие- психологический
процесс отражения предметов или явлений,
в совокупности их различных свойств и
частей, при непосредственном воздействии
органов чувств.
Уровни восприятия:
А)
обнаружение Б)
различие
В)идентификация
Г)опознание
Свойства восприятия:
А)
ценность
Г)осмысленность
Б)константность
Д)избирательность
В)структурность
Виды восприятия:
А)
зрительное Д) восприятие
пространства
Б)
слуховое
Е) времени
В)
обоняние
Ж) отношений
Г)вкусовое
З) человека
Типы восприятия:
- По характеру приема инф-ии (целостный
и детализирующий)
- По характеру отражения полученной инф-ии
(описательный и объяснительный)
- По характеру особенности самой личности
(объективный и субъективный)
Ошибки восприятия:
- Эффект ореола- общие благоприятные или неблагоприятные
мнение о человеке переносится на его
неизвестные черты
- Эффект первичности- инф-ии переоценивается по отношению
к последующему
- Эффект роли- поведение, которое принимается
за личностную особенность
- Эффект присутствия- чем лучше человек в чем-либо владеет,
тем лучше он это делает на глазах у окружающих
- Эффект авансирования- к разочаровыванию приводит отсутствие
ранее не сущ-х черт
- Эффект снисходительности- руководитель преувеличивает корпоративные
черты подчиненных и недооценивает негативные.
- Эффект гипервзыскательности
- Эффект физиологической редукции- вывод на основе внешности
- Эффект красоты- более привлекательному приписывается
больше положительных качеств
- Эффект ожидания- ожидание определяется реакцией,
на которую мы провоцируем
- Эффект проекции- исходит из того, что другие обладают
такими же качествами как и он
- Эффект внутригрупповой (фаворитизм)-свой лучше
3.воображение-психический
процесс создания нового в форме образа
представления или идеи
Виды:
- Пассивное (произвольное и непроизвольные)
- Активное (творческое, воссоздающее и
антициптирующие)
Операции:
- Диссоциация- отрицательная или подготовительная
операция, в ходе которой раздробляется
опыт
- Ассоциация-создание целостного образа из
элементов
Формы:
- Агглютинация- склеивание различий в повседневной
жизни
- Гиперболизация- преувеличение/преуменьшение предмета
или его разных частей
- Типизация- выделение сущ-го, повтор в однородных
образах
- Заострение- подчеркивание отдельных признаков
предмета
4.внимание-
направленность сознания на предмет явления
вн-ий соеды, а также на свои поступки и
действия
А) внутренние/
внешние
Б) произвольное/непроизвольное/после
произвольные
Свойства:
А) объем
В) концентрация Д)
переключение
Б) распределение
Г) устойчивость
5. мышление-
процесс обобщенным отражением действительности
и связанными действиями на него
Этапы:
А) замешательство
В) манипуляция
Б) обращение
к образам памяти
Г) преодоление препятствий
Виды:
А) по форме
протекания (наглядное- действенное, наглядно-образное,
словесно- логическое)
Б) по степени
организации и новизны (воспроизводящие
и творческие)
В) по характеру
решаемых задач (теоретическое мышление
и практическое мышление)
ЛЕКЦИЯ 3
Т.5. КАК УЛУЧШИТЬ
ВНИМАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ.
Операции:
- Анализ- мысленное разделение предмета
на части, выделение его св-в и признаков
- Синтез- мысленное соединение частей в
единое целое
- Сравнение- смысл сопоставления св-в, предметов
или явлений с целью выявления у них общего
и различного
- Обобщение - объединение предметов, имеющие
те или иные общие св-ва
- Абстрагирование- отвлечение от несуществующих
признаков предмета и выделение в них
главного.
- Классификация- объединении предметов кассы на
основе их сходства
- Аналогия- уст-е сходства каких-либо отношений
между предметами или явлений.
Формы:
- Понятия- выражается в слове мысль об общих
и сущ-х признаков предмета
- Суждения- высказанное или отрешенная связь
между предметами
- Умозаключение- процесс, когда из одно или нескольких
суждений завершается мысленный процесс.
Особенности:
- Широта ума- разносторонность знаний, умение
творчески мыслить, способность к широким
обобщением
- Глубина ума- умение проникать в сущность сложных
вопросов, отделять глубину ума
- Гибкость- умение быстро оценивать ситуацию,
быстро обдумывать и принимать необходимые
решения, переключаться с одного способа
на другой
- Самостоятельность- принимать решения, действовать
не шаблонно, не поддаваться постороннему
влиянию
- Ритмичность- не считать верной первую пришедшую
в голову мысль, подвергать критическому
предложению и суждению
Способы (индукция и дедукция)
Нарушения
- При психических заболеваниях:
А) нарушение динамики
мышления
-ускорение мышления
-инертность мышления или скачка
идей
-непосредственность идей
Б) нарушение операционной
системы
-снижение ур-ня обобщения
-искажение процесса обобщения
В) нарушение мотивационного
компонента
-разноплановность
мышления
-словесная
опухоль
-нарушение
критичности
-ассоциативность
мышления
2. бред
А)изобретательство Б)ревность В)эротический
Г) преследователя
Память- форма отражения,
заключения в закреплении, сохранение
прошлого опыта, дающего возможность повторения
и дальнейшее испытание
Этапы:
- Запоминание- закрепление нового материала
путем связыванием его с прошлым
- Сохранение- поддержание запечатанного материала
на протяжении более/менее длительного
срока, в доступной форме
- Восприятие- актуализация закрепленного ранее
материала, путем извлечение его из памяти
- Забывание- полная утрата или невозможность
припоминания материала ранее запечатанного
в памяти
Классификация:
- В зависимости от времени сохранения
информации (кратковременная. Долговременная,
оперативная)
- В зависимости от преобладание канала
восприятия информации (зрительная, слуховая,
обонятельная, осязательная, вкусовая,
эмоциональная )
- Вида и формы предъявлении информации
(образная, мыслительная)
- Методов и системы запоминания (производственная/непроизводственная)
Методы:
-механически
дословное повторение
- мнимо- тех-е приемы
-логический
пересказ
-образные приемы запоминания
Нарушения памяти
- Гипомнезия (не в состоянии запомнить
много)
- Гипермнезия (кратковременно)
- Парамнезия (ложное воспоминание)
- Псевдореминисценция (непроизвольные
вспыльчивые воспоминания)
- Криптомнезия (истинное событие переносится
в другое время)
- Пост численная амнезия (забывание во
время гипноза)
- Охранительная (наносящая вред)