Лекции по "Методологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:46, лекция

Описание работы

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь теория — это совокупность взглядов», представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Работа содержит 1 файл

17псих.docx

— 70.76 Кб (Скачать)

  еРвные процессы в коре всегда протекают по определен-

  °и системе. При повторном воздействии раздражителя про-

  ссы возбуждения и торможения будут иррадиировать и

  онЦентрироваться уже по проторенным нервным путям, что

  53

   и вызовет образование динамического  стереотипа. Систем-ность (динамическая стереотипия) в работе коры головного мозга обеспечивает целостные реакции организма на вне-шние раздражения и вместе с тем приспособление этих ре-акций к меняющимся условиям среды.

  3. Сигнальная деятельность коры головного мозга. В ра-боте коры головного мозга человека имеют место две сигнальные системы: первая и вторая. Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в которых раздражителями (сигналами) являются непосредственнодействующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители.

  Вторую  сигнальную систему составляют временные связи, в которых условными раздражителями в отличие от первой сигнальной системы являются слова, с помощью которых человек осознает предметы и явления. Она есть только у человека, как у единственно обладающего речью. Это ка-| чественно более высокая форма нервной деятельности. При| помощи второй сигнальной системы осуществляется челд веческое мышление, оперирующее понятиями — основ всей человеческой деятельности, обусловливающее повед ние людей. Именно эта система является способом свя человека с окружающей его социальной средой, средств «межчеловеческой сигнализации», допускающим извес абстрагирование от действительности, но вместе с тем пс воляющим глубоко познавать окружающий мир, включая| социальную среду.

  1. Функциональные системы психики представляютбой такое сочетание (согласованную деятельность) нервнвпроцессов и органов тела человека, которое позволяет е*эффективно выполнять определенные задуманные действиа также исправлять их результаты, если они выполненыверно.
  2. Акцептор результатов действия представляет собой ]положенный в головном мозгу сложный психофизиологческий механизм (аппарат) прогнозирования и оценкизультатов деятельности, функционирующий в процессе npiнятия решения и действующий на основе соотнесения!

  54

  годящейся в памяти моделью предполагаемого результа-

  В ходе его работы нервные процессы как бы опережают течение внешних  событий. На основе прошлого опыта человек (да и животное) предвосхищает, предвидит  будущие воздействия на нервную  систему.

  Окружающая  среда наряду с постоянной изменчивостью  характеризуется и известной  периодичностью своих трансформаций, повторяемостью раздражителей в  каком-то комплексе и последовательности. Это внешний стереотип. Кроме  того, бывают стереотипы внутренние, динамические.

  Динамический  стереотип — закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.

  Термин  «динамический» подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования: формирование и закрепление его  только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение  при утомлении, сильных эмоциях  и заболеваниях. Термин «стереотип»  говорит о закрепленности, целостности  образования, тенденции к повторению, известной автоматичности протекания.

  И.П. Павлов распространял понятие динамического  стереотипа очень широко: от простейших приемов действий человека до его  образа жизни, образа мышления.

  Особенности динамических стереотипов состоят в том, что они:

  • облегчают выполнение стандартных, повторяющихсядействий (многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к ихмаксимальной дифференцированности, выраженности,Делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматическим. Одновременноэто освобождает остальные отделы мозга для творческой работы);
  • обеспечивают длительное сохранение опыта действийв привычных условиях, а также готовность действовать

  55

  

  максимально эффективно в случае, если эти возникнут  и в будущем;

  • вьгзывают по механизму временной связи повышен^готовности к предстоящей деятельности;
  • обеспечивают наилучшее использование прошлогоопыта в новых условиях, для выработки новых связей(взрослый человек, попав в новые условия, совсем непохож на новорожденного, в частности потому, чтопытается разобраться в возникшей ситуации на основесвоего опыта, используя все ценное в нем, т. е. видои^меняет и динамические стереотипы, приспосабливая щк новым условиям);
  • нередко направляют в течение некоторого времени многае мозговые процессы, так как возникнув в результат!какого-то одиночного возбуждения — «толчка», стерео»тип начинает развертываться по привычной схеме и до»минировать в высшей нервной деятельности.

  Поведение и рефлекторная деятельность человека додж* ны рассматриваться как целостный, определенным образок организованный процесс, направленный, во-первых, т адаптацию организма к среде и, во-вторых, на активное преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П.К. Анохиным.

  Функциональная  система — это такое сочетание (согласованная деятельность) нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет ему как эффективно выполнять определенные задуманные действия, так и исправлять их результаты (если они неверны), тем самым адаптируясь в окружающей среде.

  Достижение  приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

  • афферентный синтез всей поступающей в нервнуюстему информации;
  • принятие решения с одновременным формирован»аппарата прогнозирования результата в виде аффере:тной модели акцептора результатов действия;
  • собственно действие;

  56

   . сличение на основе обратной  связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

  • коррекция поведения в случае несогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой)параметров действия.

  Состав  функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В нее могут включаться как  близко, так и отдаленно расположенные  системы организма. Она может  вовлекать отдельные части любых  цельных в анатомическом отношении  систем и даже детали отдельных целых  органов. При этом отдельная нервная  клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать  своей активностью в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включенными в соответствующую  функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая  архитектура самой функциональной системы, а критерием эффективности  этих объединений является конечный приспособительный результат.

  Функциональные  системы характеризуются:

  • степенью пластичности, т. е. способностью менять составляющие их компоненты. Например, функциональная система, обеспечивающая дыхание, состоит преимущественно из врожденных структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, какправило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время функциональная система, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи (до чего-то можно дойти, добежать,Допрыгать, доползти);
  • индивидуальными и меняющимися требованиями кафферентации. Именно количество и качество афферентных импульсов характеризует степень сложности,произвольности или автоматизированности функциональной системы;

  57

  • способностью к саморегуляции, которая присуща ей щ. целому. При возможном дефекте функциональной системы происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энер. гетическим затратам), но все же был бы достигнут. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы функциональной системы составляет афферентный синтез. Важность аф. ферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача данной стадии — собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние кшс цель поведения, как и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мо-тивационного возбуждения, обстановочной афферентащ (т. е. информации о внешней среде) и извлекаемых из пам ти следов прошлого опыта. В результате обработки и синч за этих компонентов принимается решение о том, «что лать», и происходит переход к формированию программ действий, которая обеспечивает выбор и последующа реализацию одного действия из множества потенциалы возможных. Команда, представленная комплексом эффе рентных возбуждений, направляется к периферическим ис« полнительным органам и воплощается в соответствуют! -действие.

  Необходимой частью функциональной системы являе ся акцептор результатов действия — центральный аппар оценки результатов и параметров еще не совершившего( действия. Таким образом, еще до осуществления какого-ли£ поведенческого акта у живого организма уже имеется пре, ставление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемс го результата.

  58

  r процессе реального действия от акцептора идут эффе-нтные сигналы к нервным и моторным структурам, обес-^чиваюшим достижение необходимой цели. Об успешнос-П или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно бы погиб, если бы подобного механизма не существовало.

  Вопросы и задания для повторения

  1. Что является общей и специальной методологиейпсихологии?
  2. Какую роль играет физиология высшей нервной деятельности в понимании психики?
  3. Что лежит в основе психики?
  4. Раскройте содержание рефлекторной деятельности нервной системы и головного мозга человека.
  5. Назовите отличительные особенности безусловныхи условных рефлексов.

Информация о работе Лекции по "Методологии"