Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:46, лекция
Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь теория — это совокупность взглядов», представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
еРвные процессы в коре всегда протекают по определен-
°и системе. При повторном воздействии раздражителя про-
ссы возбуждения и торможения будут иррадиировать и
онЦентрироваться уже по проторенным нервным путям, что
53
и вызовет образование
3. Сигнальная деятельность коры головного мозга. В ра-боте коры головного мозга человека имеют место две сигнальные системы: первая и вторая. Первую сигнальную систему составляют условные временные связи, в которых раздражителями (сигналами) являются непосредственнодействующие на зрительный, слуховой, кожный и другие рецепторы раздражители.
Вторую сигнальную систему составляют временные связи, в которых условными раздражителями в отличие от первой сигнальной системы являются слова, с помощью которых человек осознает предметы и явления. Она есть только у человека, как у единственно обладающего речью. Это ка-| чественно более высокая форма нервной деятельности. При| помощи второй сигнальной системы осуществляется челд веческое мышление, оперирующее понятиями — основ всей человеческой деятельности, обусловливающее повед ние людей. Именно эта система является способом свя человека с окружающей его социальной средой, средств «межчеловеческой сигнализации», допускающим извес абстрагирование от действительности, но вместе с тем пс воляющим глубоко познавать окружающий мир, включая| социальную среду.
54
годящейся в памяти моделью предполагаемого результа-
В ходе его работы нервные процессы как бы опережают течение внешних событий. На основе прошлого опыта человек (да и животное) предвосхищает, предвидит будущие воздействия на нервную систему.
Окружающая
среда наряду с постоянной изменчивостью
характеризуется и известной
периодичностью своих трансформаций,
повторяемостью раздражителей в
каком-то комплексе и
Динамический стереотип — закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.
Термин
«динамический» подчеркивает функциональный
характер этого физиологического образования:
формирование и закрепление его
только после соответствующих
И.П.
Павлов распространял понятие
Особенности динамических стереотипов состоят в том, что они:
55
максимально эффективно в случае, если эти возникнут и в будущем;
Поведение и рефлекторная деятельность человека додж* ны рассматриваться как целостный, определенным образок организованный процесс, направленный, во-первых, т адаптацию организма к среде и, во-вторых, на активное преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П.К. Анохиным.
Функциональная система — это такое сочетание (согласованная деятельность) нервных процессов и органов тела человека, которое позволяет ему как эффективно выполнять определенные задуманные действия, так и исправлять их результаты (если они неверны), тем самым адаптируясь в окружающей среде.
Достижение
приспособительного результата осуществляется
с помощью специфических
56
. сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;
• коррекция поведения в случае несогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой)параметров действия.
Состав
функциональной системы не определяется
пространственной близостью структур
или их анатомической принадлежностью.
В нее могут включаться как
близко, так и отдаленно расположенные
системы организма. Она может
вовлекать отдельные части
Функциональные системы характеризуются:
57
• способностью к саморегуляции, которая присуща ей щ. целому. При возможном дефекте функциональной системы происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов так, чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энер. гетическим затратам), но все же был бы достигнут. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы функциональной системы составляет афферентный синтез. Важность аф. ферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача данной стадии — собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние кшс цель поведения, как и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мо-тивационного возбуждения, обстановочной афферентащ (т. е. информации о внешней среде) и извлекаемых из пам ти следов прошлого опыта. В результате обработки и синч за этих компонентов принимается решение о том, «что лать», и происходит переход к формированию программ действий, которая обеспечивает выбор и последующа реализацию одного действия из множества потенциалы возможных. Команда, представленная комплексом эффе рентных возбуждений, направляется к периферическим ис« полнительным органам и воплощается в соответствуют! -действие.
Необходимой частью функциональной системы являе ся акцептор результатов действия — центральный аппар оценки результатов и параметров еще не совершившего( действия. Таким образом, еще до осуществления какого-ли£ поведенческого акта у живого организма уже имеется пре, ставление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемс го результата.
58
r процессе реального действия от акцептора идут эффе-нтные сигналы к нервным и моторным структурам, обес-^чиваюшим достижение необходимой цели. Об успешнос-П или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно бы погиб, если бы подобного механизма не существовало.
Вопросы и задания для повторения