Лекции по "Методологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:46, лекция

Описание работы

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь теория — это совокупность взглядов», представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Работа содержит 1 файл

17псих.docx

— 70.76 Кб (Скачать)
  1. Что такое методология и какое значение она имеетдля той или иной науки?

  Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь теория — это совокупность взглядов», представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

  1. Какие уровни имеет методология каждой науки?

  Обычно  различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает Данная наука. Специальная методология, или методология конкретной науки, позволяет последней формулировать свои собственные (внугринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования

  27

  конкретной  наукой различных явлений, которые  составляют предмет и объект ее анализа.

  1. Что является общей и специальной методологиейпсихологии?

Психологическая наука имеет свою методологию. В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Его основные положения сводятся к следующему:

  • окружающий нас реальный мир материален (состоит на(материи);
  • материя первична, а сознание вторично;
  • материя находится в непрерывном движении, развитии и подчиняется законам: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания;
  • движение и взаимодействие материи определяет собой качественные характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики;
  • психика есть свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
  • сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;
  • сознание — высший этап развития психики;
  • психика, сознание социально обусловлены;
  • окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции и развития.

  Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:

  • принцип детерминизма, т. е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий;
  • принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют не разрывное единство (сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности; деятельность выступает как фор-

  28

  ма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности); . принцип развития означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития;

  • принцип личностного подхода  ориентирует исследователей всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека.

  Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений.

  Применение  конкретных методов и методик психологической науки регулируется следующими правилами:

  • сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами;
  • существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;
  • результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;
  • все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.

  Кроме того, естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности — учение 3 закономерностях высших, наиболее сложных форм функионирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности * Работой организма, поведением человека.

  Согласно  методологии психологической науки  психика психическое) выполняет  определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции

  29

  поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

  1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет своей особенности:

  • это не мертвое, зеркальное, одностороннее отражение на процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
  • при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенность психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);
  • психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

  Субъективность  психического отражения, характерно для человека, активное преобразование отражаемого ни : коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируются в своем сознании реальную картину мира, в соответствии ■ которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенно! гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

  2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности iповедения. Последние не могут не опосредоваться психикой

  30

   как именно с помощью ее человек  осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает  внешней формой проявления психики. 3. Осознание человеком своего места в окружающем фе. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает (себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, [как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними |в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то и се время помогает ему приспосабливаться к другим людям, цивильно строить общение и взаимодействие с ними, дожигать общих целей в совместной деятельности, поддерживить гармонию в обществе в целом.

  Психология  в интересах правильного изучения и анализа исследуемых феноменов имеет собственные взгляды на развитие материального мира и возникновение, совершенствование психического в нем. В процессе развития объективного 1ира развивалась сама материя и формы ее движения. Этот роцедс можно представить в следующем виде.

  Первоначально на заре существования нашей Вселенной  присутствовало движение элементарных частиц, представлявшее собой движение микрочастиц: протонов, нейтронов, электронов и др. Закономерные количественные изменения о взаимодействии элементарных частиц постепенно приели к возникновению новых частиц, имеющих другие качественные характеристики (атомов).

  возникло  физическое движение — более сложный вид провижения, в процессе которого количественные изменения время атомов приводят к возникновению молекул различ-

  веществ с новыми качественными особенностями. На-

  31

   пример, два взаимосвязанных атома  водорода и один атом кислорода образуют молекулу воды.

  В результате в окружающем мире стало  господствовать уже и химическое движение, включавшее в себя движение и трансформацию молекул, сопровождавшееся сложными химическими процессами. Ученые давно уже доказали, что, например, наша нервная деятельность — это результат совокупности проявления сложных физических и химических реакций в коре головного мозга.

  В процессе дальнейшего развития материального  мир физико-химические соединения усложняются  и становят разнообразнее, затем  при определенных благоприятных  условиях на их основе возникает новая форма движения — органического (органическая жизнь), т. е. формирование и развитие живых организмов.

  В ходе своего постоянного совершенствования  же природа создала виды животных, в организме которых большого развития достигает нервная система, ставшая материальной основой функционирования психики, а затем наступила очередь для появления человека. Вместе с ним возникала новая форма движения — сознание с присущими ему качественными особенностями — субъективным отражение объективного мира.

  Одновременно  с развитием и всесторонним совершершенствованием сознания возникает высшая форма движения общественная жизнь, для которой характерны труд, законы экономического и политического развития общества и, общие особенности.

  Существуют  следующие закономерности взаимосвязь различных  форм движения.

  1. Каждая высшая форма движения основывается наиболее простой форме, без которой она не могла бы возник Так, любые общественные явления предполагают существание людей, наделенных сознанием; а любой психический процесс требует особым образом организованных нервных процессов и их физиологических субстратов.
  2. Каждая высшая форма движения обладает своими естественными качественными особенностями и закономерн

  32

  стями, которые не могут быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей низших форм. Так, общественные движения могут быть объяснены только присущими им самим как общественным явлениям закономерностями и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других психологических характеристик людей, участвующих в общественной жизни.

  3. Каждая высшая форма движения представляет собой сложное единство, в котором присутствуют и все низшие формы.

  Наряду  с видами движения материи присутствуют и различные виды отражения: физическое, физиологическое и психическое.

  1. Физическое отражение — простейший вид отражения, в процессе которого воспроизводятся лишь начальные формы движения материи: элементарного, физического и химического. Говоря другими словами, физическое отражение представляет собой форму существования и результат взаимодействия материи в неживой природе (например, сильный дождь является результатом взаимодействия и движения конкретных физических и химических частиц в атмосферных слоях воздуха).

  На  последней стадии развития физического  отражения в неживой природе  возникла элементарная чувствительность (тропизм), проявлявшаяся у начинавших развиваться и совершенствоваться простейших живых организмов в виде приспособления к воздействиям внешней  среды на основе присуще-k го им свойства раздражимости (например, если капнуть в среду простейших живых организмов какой-нибудь едкой жидкости, они сразу же будут разбегаться в разные стороны).

  2. Физиологическое (органическое) отражение — более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению). На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных, которая характеризовалась тем, что:

Информация о работе Лекции по "Методологии"