Лекции по "Методологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:46, лекция

Описание работы

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь теория — это совокупность взглядов», представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Работа содержит 1 файл

17псих.docx

— 70.76 Кб (Скачать)
  • она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;
  • при наступлении раздражения содержание ответногоДвижения, его сила и направленность находятся в полном соответствии с особенностями раздражения.

  33

  При этом само отражение представляет собой  доволь сложную реакцию живого организма на различные воздействия окружающей среды (например, когда мы приближав емся к змее, она начинает шипеть и изготавливается укуси обидчика).

  На  высшей стадии органического отражения  постепен^ но сформировались сложные условные рефлексы животнь позволяющие осуществлять предметное восприятие (напри-f мер, домашние животные всегда знают место, в котором хозяин оставляет для них еду).

  3. Психическое отражение — самый  сложный и наиболе развитый вид отражения. На низших его стадиях психика жи^ вотных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения (например, сложные инстинкты животных).

  На  высшей его стадии в ходе длительной эволюции самого человека сформировались и приняли современ? форму сознание и самосознание людей, совершенствовалас специфика их проявления в общественных и экономиче ских отношениях друг с другом. Для этой стадии отражен* характерны:

  • отражение как путь познания человеком самого себясвоей деятельности и поведения;
  • отражение как самоконтроль и самовоспитание;
  • отражение как путь познания человеком других людей
  • отражение как путь познания людьми социальной жизни и социальных отношений.

  Человек занимает определенное место и играет конкрет ные роли в окружающем мире. Более того, будучи наделе! психикой и сознанием, он определенным образом относит ся и к предметам (явлениям) реальной действительности, \ к другим живым существам, и к самому себе, и к другим лю дям. В связи с этим обычно различают пять его статусов (по ложений).

  1. Человек как вид. Человек —  это представитель вполи определенного биологического вида (вида живых существ) отличающийся от других животных конкретными специфи

  34

   ческими особенностями и уровнем физиологического и психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

  2. Человек как индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

  . это своеобразный представитель  других живых существ, продукт  фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

  • это отдельный представитель  человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения этого понятия  взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

  Наиболее  общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

  В обыденной жизни под индивидом  понимают конкретного человека, со всеми присущими ему особенностями.

  3. Человек как личность. Каждый человек — это индивид, занимающий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общественно полезную деятельностьи отличающийся от других индивидов своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками, т. е. личность. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включаетв себя его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

  Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется  благодаря общественной жизни и  деятельности человека. Человек как  Щественное существо приобретает новые (личностные) чества, когда вступает в отношения с другими людьми и ти отношения «образуют» его личность.

  35

  1. Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источниковпознания и преобразования действительности в ее рамках.Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществлюния и основным продуктом является человек, который все-гда вполне определенно относится к окружающему миру. Егосознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир,самого себя, других людей, отношений с ними.
  2. Человечество как история развития общества. Человек — продукт развития общества. Развитие человека шлопараллельно с развитием общества, с его историей. С другойстороны, люди сами творили и творят историю общества иего экономических отношений. Знание социального, ohtoJи филогенетического развития людей позволяет познать ио}торию общества.

5.Что лежит в основе психики?

  Психика прошла длительный путь исторического развития, который можно разбить на определенные этапы.

  1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных осуществлялись:

  • совершенствование их двигательного аппарата;
  • постепенное формирование их способности дифферен'цированно отвечать на воздействие внешних и внутрен'них раздражителей;
  • одновременное развитие органов рецепции: обоняниязрения, слуха, осязания и др., позволяющих более точ]но дифференцировать внешние раздражения.

  2. Развитие перцептивных процессов животных. На этоэтапе:

  • появляется сложная нервная система;
  • наблюдается значительное развитие и усложнение р<цепторных процессов, а также усложняется их рольповедении;
  • совершенствуются центральные отделы нервной систе4мы, позволяющие образовывать связи между анализа^торами;

  36

   , появляется предметно-образное  отражение действительности; . появляются эмоции.

  3. Развитие интеллектуальных действий животных. Наэтом этапе:

  . появляется способность к интеллектуальному  поведению при возникновении  препятствий на пути достижения  цели;

  . интеллектуальные действия носят  примитивный характер и не  являются следствием знания объективных  законов природы;

  • интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении;
  • изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.

  4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда. На этом этапе у человека:

  • руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процессатруда особенности предметов;
  • появляется способность к мышлению;
  • появляется потребность к общению с другими людьми;
  • появление речи содействовало развитию абстрактногомышления;
  • отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

  5- Развитие сознания человека. На  этом этапе у человека юявляются способности:

  • познавать общее и особенное в окружающей действительности;
  • определенным образом относиться к окружающей действительности;
  • заниматься творчеством.

  "•  Развитие самосознания человека. На этом этапе у че-°века появляются способности:

  • познания себя путем познания других;

  37

  • самопознания путем анализа собственной деятелити и поведения;
  • самоконтроля и самовоспитания.

  7. Развитие социального поведения  человека. На этом: пе психика и сознание человека достигают совершенств

4Какую роль играет физиология высшей нервной деятельности в понимании психики?

  2.2. Роль естественно-научных основ в психологии

  Естественно-научные основы психологической наук описываются особой отраслью знаний — физиологией вые шей нервной деятельности (ВНД), или психофизиологией. Она ставит перед собой следующие задачи:

  • изучение нервных структур и центров, деятельность которых связана с психическими процессами и поведе»нием человека;
  • познание физиологических механизмов психическойпознавательной деятельности (восприятий, памяти,мышления, эмоций, воли) и поведения;
  • продолжение разработки учения об условных рефлексах,
  • изучение безусловных рефлексов и инстинктов человека и животных.

  В целом естественно-научные основы позволяют обеспе чивать психологии правильное осмысление:

  1. знаний о взаимосвязях психологии с другимиственно-научными дисциплинами. Психология опирается jтолько на физиологию ВНД, но и на другие естественно-н^учные дисциплины, например биологические и медици!]ские, так как они помогают лучше понять психику;
  2. представлений о структуре и специфике функциощрования нервной системы человека. Нервная система чел4века является физиологическим носителем психики человеи(неточно понимая структуру и специфику функциониров!ния нервной системы, невозможно правильно исследова|психическую деятельность и поведение человека);
  3. представлений о взаимосвязях нервной системы iхики человека. Они основываются на теории функционал!

  38

   bix систем П.К. Анохина, в соответствии с которой психи-еская и физиологическая деятельность составляют единое mjioe, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата (именно по этой причине теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной системы);

  1. знаний и учета закономерностей высшей нервной деятельности человека. Закономерности ВНД позволяют правильно осмыслить особенности функционирования такихсложных психических феноменов, как динамический стереотип, первая и вторая сигнальная системы, функциональныесистемы психики и акцептор действия;
  2. истинных представлений о сущности рефлексов головного мозга. Рефлексы головного мозга являются главными механизмами приспособления организма животного и человека к внешней среде, и им присущи следующие особенности:
 
  
  • они всегда начинаются с нервного возбуждения, вызванного каким-либо раздражителем  в том или другомрецепторе;
  • они всегда заканчиваются определенной реакцией организма на соответствующее раздражение.

  Естественно-научные основы психологии описывают физиологию человека, его головного мозга, высшей нервной деятельности. Для понимания психики человека также важно уяснить целый ряд фундаментальных положений ВНД, физиологии головного мозга, нервной системы человека.

  Психология  и физиология не стоят на месте, они постоянно развиваются, в том числе и совместно. В настоящее время они активно исследуют следующие проблемы.

  1- Раскрытие нервных механизмов  психических процессов. Согласно  сложившимся представлениям:

  • психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное как физиологическую деятельность мозга. Но психическое тождественно не любой физиологической деятельности, а только высшейнервной деятельности;

  39

  • психическое — это особый вид (высшая форма) не.рвных процессов, обладающий свойствами, не прису-щими всем остальным процессам в нервной деятель-ности;
  • психическое — это особые (психонервные) процессукоторые связаны с отражением объективной реальности и отличающиеся субъективным компонентом — наличием внутренних образов и их переживанием.

Информация о работе Лекции по "Методологии"