Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:46, лекция
Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь теория — это совокупность взглядов», представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.
33
При этом само отражение представляет собой доволь сложную реакцию живого организма на различные воздействия окружающей среды (например, когда мы приближав емся к змее, она начинает шипеть и изготавливается укуси обидчика).
На высшей стадии органического отражения постепен^ но сформировались сложные условные рефлексы животнь позволяющие осуществлять предметное восприятие (напри-f мер, домашние животные всегда знают место, в котором хозяин оставляет для них еду).
3. Психическое отражение — самый сложный и наиболе развитый вид отражения. На низших его стадиях психика жи^ вотных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения (например, сложные инстинкты животных).
На высшей его стадии в ходе длительной эволюции самого человека сформировались и приняли современ? форму сознание и самосознание людей, совершенствовалас специфика их проявления в общественных и экономиче ских отношениях друг с другом. Для этой стадии отражен* характерны:
Человек занимает определенное место и играет конкрет ные роли в окружающем мире. Более того, будучи наделе! психикой и сознанием, он определенным образом относит ся и к предметам (явлениям) реальной действительности, \ к другим живым существам, и к самому себе, и к другим лю дям. В связи с этим обычно различают пять его статусов (по ложений).
1. Человек как вид. Человек — это представитель вполи определенного биологического вида (вида живых существ) отличающийся от других животных конкретными специфи
34
ческими особенностями и уровнем физиологического и психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.
2. Человек как индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
.
это своеобразный
•
это отдельный представитель
человеческой общности; выходящее за
рамки природной (биологической) ограниченности
социальное существо, использующее орудия,
знаки и через них овладевающее
собственным поведением и психическими
процессами. Оба значения этого понятия
взаимосвязаны и описывают
Наиболее
общими характеристиками индивида являются:
целостность и своеобразие
В
обыденной жизни под индивидом
понимают конкретного человека, со
всеми присущими ему
3. Человек как личность. Каждый человек — это индивид, занимающий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общественно полезную деятельностьи отличающийся от других индивидов своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками, т. е. личность. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включаетв себя его индивидуальный опыт развития и совершенствования.
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря общественной жизни и деятельности человека. Человек как Щественное существо приобретает новые (личностные) чества, когда вступает в отношения с другими людьми и ти отношения «образуют» его личность.
35
5.Что лежит в основе психики?
Психика прошла длительный путь исторического развития, который можно разбить на определенные этапы.
1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных осуществлялись:
2. Развитие перцептивных процессов животных. На этоэтапе:
36
, появляется предметно-образное отражение действительности; . появляются эмоции.
3. Развитие интеллектуальных действий животных. Наэтом этапе:
.
появляется способность к
.
интеллектуальные действия
4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда. На этом этапе у человека:
5-
Развитие сознания человека. На
этом этапе у человека
"•
Развитие самосознания
• познания себя путем познания других;
37
7.
Развитие социального
4Какую роль играет физиология высшей нервной деятельности в понимании психики?
2.2. Роль естественно-научных основ в психологии
Естественно-научные основы психологической наук описываются особой отраслью знаний — физиологией вые шей нервной деятельности (ВНД), или психофизиологией. Она ставит перед собой следующие задачи:
В целом естественно-научные основы позволяют обеспе чивать психологии правильное осмысление:
38
bix систем П.К. Анохина, в соответствии с которой психи-еская и физиологическая деятельность составляют единое mjioe, в котором отдельные механизмы объединены общей задачей и целью в совместно действующие комплексы, ориентированные на достижение полезного, приспособительного результата (именно по этой причине теперь есть все предпосылки для более точного и полного изучения не только деятельности психики, но и самой нервной системы);
Естественно-научные основы психологии описывают физиологию человека, его головного мозга, высшей нервной деятельности. Для понимания психики человека также важно уяснить целый ряд фундаментальных положений ВНД, физиологии головного мозга, нервной системы человека.
Психология и физиология не стоят на месте, они постоянно развиваются, в том числе и совместно. В настоящее время они активно исследуют следующие проблемы.
1-
Раскрытие нервных механизмов
психических процессов.
• психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное как физиологическую деятельность мозга. Но психическое тождественно не любой физиологической деятельности, а только высшейнервной деятельности;
39