Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:00, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Психологии"

Работа содержит 1 файл

соц.психолдогия зачет.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

Формирование  установок является «функцией отрицательного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам». 
Т. Ньюком выделил позитивные и негативные референтные группы. 
Под первыми понимаются такие группы, нормы и ориентации, которые принимаются индивидом и которые вызывают у него стремление быть принятым этими группами. 
Отрицательной референтной группой считается такая группа, которая вызывает у индивида стремление выступить против нее и членом которой он не хочет себя считать. 
М. Шериф подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в систему отсчета не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей картины мира. 
Известный американский социолог Р. Мертон внес существенный вклад в разработку проблемы референтной группы в своей работе 1950 г., которая была посвящена результатам исследования социальных установок и поведения американских солдат. 
В теориях референтной группы нет четкой их классификации, однако всеми признается, что в качестве референтной группы могут выступать самые разнообразные группы: внешние группы и группы членства, реальные и идеальные группы, большие и малые группы и т. д. 
Каждый индивид имеет несколько референтных групп, на которые он ориентируется. 
В 1952 г. Г. Келли обобщил предыдущие исследования в области теории референтной группы Г. Хаймана, Т. Ньюкома, М. Шерифа и Р. Мертона. 
Он отмечает, что понятием «референтная группа» обозначаются два вида различных отношений между индивидом и группой. 
Эти отношения связаны, с одной стороны, с мотивационными, а с другой – с перцептивными процессами. 
На этом основании Г. Келли выделяет функции референтной группы: нормативную и сравнительно-оценочную
Первая функция заключается в том, чтобы устанавливать определенные стандарты поведения и заставлять индивидов следовать им. 
Эти стандарты поведения называют групповыми нормами, поэтому он обозначил эту функцию референтной группы как нормативную. 
Вторая функция референтной группы заключается в том, что она является тем эталоном или отправной точкой для сравнения, с помощью которых индивид может оценивать себя и других, поэтому она и выступает в качестве сравнительно-оценочной функции. 
Р. Мертон выделил условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу: 
1) если группа не обеспечивает достаточного престижа своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, которая обладает большей престижностью, чем их собственная; 
2) чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу; 
3) чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.

ЛЕКЦИЯ  № 14. Динамические процессы, протекающие в группе

Феномен групповой  динамики определяется неоднозначно. М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит их к взаимному удовлетворению. 
Этот процесс объясняет принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе; образование стихийных или неформальных групп. 
Развитие групповой динамики как направления в теории малых групп и социальной технологии связано с именем К. Левина
Каждый член группы признает свою зависимость от других ее членов. 
По определению К. Левина, «групповая динамика» – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. 
При описании и объяснении принципов групповой динамики К. Левин опирался на законы гештальтпсихологии. 
Если рассматривать группу как целое, то закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух законов: 
1) целое доминирует над его частями. Группа – это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов; извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена; каждый член признает, что он зависит от всех других членов; 
2) отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы; человек склонен становиться членом той группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит. 
В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу. 
Понятие групповой динамики включает пять основных элементов и несколько дополнительных. 
Основные элементы – цели группы, нормы группы, структура группы и проблема лидерства, сплоченность группы, фазы развития группы. 
Дополнительные элементы – создание подгруппы (как развитие структуры группы); отношения личности с группой. 
Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют три ее механизма: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразический кредит» и психологический обмен. 
Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт. 
В теории групповой динамики он выступает в качестве интегратора новых структур. 
Термин «идиосинкразический кредит» введен Е. Холландером. Этим понятием обозначается поведение, отклоняющееся от групповых норм. 
«Идиосинкразический кредит» – механизм групповой динамики, когда группа дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным ее членам во имя достижения поставленных целей. 
Девиантность поведения носит характер инновации и запускает новый механизм групповой динамики. 
Малая группа может рассматриваться в трех качествах: как среда для изменения членов группы; как объект изменений; как агент изменений (когда используются организационные усилия группы). 
Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе. 
Характер изменений, которые происходят в малой группе, можно проследить при рассмотрения проблем развития группы. 
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции
Толчок дан работой З. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго». 
Возникла теория развития группы Г. Шеппарда. 
Она построена на осмыслении процессов, которые происходят в группах тренинга. 
Идея развития группы: выделяются две фазы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем. 
Каждая группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели. 
Соприкосновение с реальными группами заставило авторов обратить внимание на ту сторону функционирования группы, которая ранее не исследовалась. 
Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели понятие «социализация группы», при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития. 
Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы: оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей для ее членов); обязательства группы по отношению к членам); преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней). 
На основе критериев фиксируются периоды в жизни группы и соответствующие им позиции членов. 
Сочетания периодов и позиций отражены в предложенной М. Чемерсом системно-процессуальной модели развития группы. 
Введено понятие стадий (периодов) развития группы, которые различаются по набору критериев. 
Каждая стадия связана со сменой состава группы. 
Факторами смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и принятие членом группы ее реальности. 
В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению ориентаций личности: коллективизм индивидуализм
Они рассматриваются как полярные понятия. 
Индивидуализм порождает специфические нормы поведения индивида в группе: ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность. 
Коллективизм как норматив традиционных обществ определяет взаимоотношения индивида с малой группой: позитивное отношение к целям группы, уравнительное распределение «благ» в ней, большую открытость и в общении, готовности поставить цели группы выше собственных. 
Ориентации связаны с процессом развития группы: переход от одной фазы к другой в значительной степени зависит от того, какой конкретный стиль ориентации, а значит, поведения, «победит» в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу. 
Так же, как и в первом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимости развития групп от типа общества, в котором они существуют.

ЛЕКЦИЯ  № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах

Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. 
Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма
Чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы. 
Мера конформности – мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (подлинный конформизм), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. 
Негативизм наступает в случае, когда группа оказывает давление на индивида, сопротивляющегося этому давлению и демонстрирующего независимость. 
Негативизм не подлинная независимость, это специфический случай конформности. 
Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то фактически вновь зависит от группы, ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, т. е. быть привязанным к групповому мнению. 
Конформности противопоставлены самостоятельность, независимость. 
Впервые модель конформности продемонстрирована в экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. 
На степень конформности влияют: менее развитый интеллект, более низкий уровень развития самосознания и т. д. 
Степень конформности зависит и от таких факторов, как характер ситуации эксперимента и состав, структура группы. 
Сама модель вариантов поведения, принимаемая С. Ашем, весьма упрощена, так как в ней фигурируют лишь два типа поведения: конформное и неконформное. 
В реальных же ситуациях такой деятельности может возникнуть третий тип поведения. 
Он будет демонстрировать сознательное признание личностью норм и стандартов группы. 
Существуют три типа поведения: 
1) внутригрупповая внушаемость, т. е. бесконфликтное принятие мнения группы; 
2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении; 
3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение, – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива. 
Феномен группового давления как один из механизмов формирования малой группы (вхождения индивида в группу) неизбежно останется формальной характеристикой групповой жизни до тех пор, пока при его выявлении не будут учтены содержательные характеристики групповой деятельности, задающие особый тип отношений между членами группы. 
Давление на индивида могут оказывать не только большие группы, но и меньшинство. М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). 
Групповая сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. 
Исследование проблемы групповой сплоченности опирается на понимание группы как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу. 
В социометрическом направлении сплоченность прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. 
Социометрия предложила индекс групповой сплоченности – отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. 
Другой подход предложен Л. Фестингером, когда сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей, обнаруживаемых в группе. 
Сплоченность определялась как «сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удерживать их в ней». 
«Силы» интерпретировались либо как привлекательность группы для индивида, либо как удовлетворенность членством в группе. 
Существует ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности. 
В исследованиях А. Бейвеласа особое значение придается характеру групповых целей. 
Операциональные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели – цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. 
Сплоченность зависит от реализации и того и другого характера целей. 
Новый подход к исследованию сплоченности: процесс формирования группы и ее дальнейшего развития представлен как процесс все большего сплачивания этой группы, но не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности. 
Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, интегрирован так, что в нем достигнута особая степень развития отношений, при которой все члены группы разделяют цели групповой деятельности. 
В отечественной социальной психологии новые принципы исследования сплоченности разработаны А. В. Петровским
Основная идея: всю структуру малой группы можно представить как состоящую из трех (в последней редакции четырех) основных слоев, страт: внешний уровень групповой структуры (непосредственные эмоциональные межличностные отношения); второй слой представляет собой более глубокое образование, «ценностно-ориентационное единство» (отношения здесь опосредованы совместной деятельностью, совпадением у членов группы ориентации на основные ценности, касающиеся процесса совместной деятельности). 
Третий слой предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность (члены группы разделяют цели групповой деятельности, и здесь могут быть выявлены наиболее серьезные, значимые мотивы выбора членами группы друг друга). 
Третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры. 
Мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием общих ценностей. 
Процесс принятия группового решения связан с проблемой лидерства и руководства, так как принятие решения – одна из важных функций руководителя. 
Групповые решения во многих случаях являются более эффективными, чем индивидуальные. 
Среди различных методов принятия групповых решений велика роль групповой дискуссии. 
Ее закономерности: 
1) позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы; 
2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму
Одна из форм групповых дискуссий, введенная А. Осборном, – «брейнсторминг» («мозговая атака»). 
Для выработки коллективного решения группа разбивается на две части: «генераторов идей» и «критиков». 
Задача «генераторов идей» – набросать больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. 
На втором этапе «критики» начинают критиковать поступившие предложения: отсеивают непригодные, откладывают спорные, принимают удачные. Группа получает набор вариантов решения проблемы. 
Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордоном, – метод синектики, соединения разнородного. 
Основная идея – выработать как можно больше разнообразных и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений. 
Выделяются «синекторы». 
Их задача – наиболее четко формулировать противоположные мнения. 
В ходе дискуссии отбрасываются крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех. 
При исследовании вопроса о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений был обнаружен феномен, получивший название «сдвиг риска»
Ранее при изучении малых групп использовали тот факт, что группа отбрасывает наиболее крайние решения и принимает своего рода среднее от индивидуальных (нормализация группы). 
Положение о нормализации решений отдельных членов группы не подтвердилось в случаях, когда принимаемое решение включало в себя момент риска. 
Эксперимент Дж. Стоунера показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. 
Преимущество группового решения перед индивидуальным зависит от уровня принятия решения: на фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки выигрывают групповые решения. 
Совершенствование процесса принятия группового решения зависит от умения вести эффективную групповую дискуссию, которую развивают при помощи социально-психологического тренинга. 
Из трех форм тренинга – открытое общение, ролевая игра, групповая дискуссия – последняя является одной из самых развитых. 
На качество решения влияет еще один фактор, получивший название «групповой дух», – такая высокая степень включенности в систему групповых представлений и ценностей, которая мешает принятию правильного решения. 
Групповая дискуссия приводит к поляризации группы
Сущность этого явления в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение их большей частью группы. 
Люди могут противостоять давлению группы и часто действительно делают это. Немногочисленные меньшинства могут упорствовать и отказываться соглашаться с окружающими. 
Бывают ситуации, когда отдельные люди или группы могут меняться ролями с большинством и оказывать социальное влияние на других, а не подвергаться ему сами. 
История дает нам множество тому примеров: великие ученые – Г. Галилей, Л. Пастер, З. Фрейд – сталкивались с единодушным большинством, которое резко отвергало их взгляды. 
С течением времени у них появлялось все больше сторонников, пока наконец их взгляды не начинали господствовать. 
Это тот случай когда меньшинству удается оказывать социальное влияние на большинство. 
Данные исследований говорят о том, что больше всего шансов добиться успеха появляется в определенных условиях. 
Во-первых, члены таких групп должны быть последовательными в своем противостоянии мнению большинства. Если они сомневаются или проявляют склонность к подчинению взглядам большинства, их влияние уменьшится. 
Во-вторых, члены меньшинства не должны занимать жесткую и категоричную позицию. Представители меньшинства, настаивающие на своем, менее убедительны, чем те, кто демонстрирует некоторую степень уступчивости. 
В-третьих, важным является общий социальный контекст, в котором действует меньшинство. 
Если меньшинство утверждает позицию, согласующуюся с текущими социальными тенденциями, его шансы повлиять на большинство больше, чем если бы представители этого меньшинства утверждали позицию, которая расходится с такими тенденциями. 
Даже в тех случаях, когда меньшинство является последовательным, уступчивым и его позиция согласуется с текущими социальными тенденциями, оно все равно вынуждено вести жесткую борьбу. 
Власть большинства велика отчасти и потому, что в однозначных или сложных социальных ситуациях люди рассматривают большинство как источник более достоверной информации о реальности. 
Одно из возможных объяснений тому, что меньшинство иногда способно заявить о себе, следующее: когда люди сталкиваются с меньшинством, взгляды которого они сначала не разделяют, у них возникает определенный интерес, они заинтригованы, им приходится прикладывать когнитивные усилия для того, чтобы понять, почему представители меньшинства занимают такую позицию и почему они столь явно не желают подчиняться широко распространенным взглядам. 
Некоторые люди, сталкиваясь с мнением меньшинства, начинают уделять все больше и больше времени тщательному изучению пропагандируемых им идей. 
Данные исследований Зданюка и К. Левина говорят о том, что простое предвосхищение того, что нужно оказывать влияние, будучи представителем меньшинства, оказывается достаточным, чтобы усилить мыслительные способности. 
Во время реальных групповых дебатов существует возможность, что меньшинство заставит людей рассматривать идеи и их альтернативы, которые те прежде игнорировали. 
Франклин Рузвельт сказал: «Никакая демократия не продержится долго, если не будет уделять достаточно внимания проблемам меньшинств».\ 
Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают эффективность групповой деятельности, которая может быть исследована на различных уровнях. 
Когда малая группа понимается как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность деятельности по выполнению конкретного задания. 
В таких группах выявлены общие характеристики эффективности деятельности: зависимость эффективности от сплоченности группы, от стиля руководства, влияние на эффективность способа принятия групповых решений и т. д. 
Данные исследования не изучают влияние на эффективность деятельности группы характера этой деятельности. 
Проблема оборачивается сведением эффективности деятельности группы к ее продуктивности, к производительности труда в ней. 
Из двух показателей эффективности – продуктивности труда и удовлетворенности членов группы трудом последний практически не исследован. 
Результаты экспериментальных исследований противоречивы: в некоторых случаях такого рода удовлетворенность повышала эффективность деятельности группы, в других случаях – нет. 
Здесь эффективность связывалась с совместной деятельностью группы, а удовлетворенность – с системой межличностных отношений. 
Проблема удовлетворенности имеет другую сторону – проблему удовлетворенности трудом, т. е. выступает в непосредственном отношении к совместной групповой деятельности. 
Принятие принципа совместной деятельности в качестве важнейшего интегратора группы диктует требования к изучению эффективности. 
Она должна быть исследована на каждом этапе развития группы. Группы на разных стадиях развития обладают различной эффективностью при решении разнообразных задач. 
На ранних этапах развития группа не в состоянии успешно решать задачи, требующие сложных навыков совместной деятельности, но ей доступны легкие задачи, которые можно разложить на составляющие. 
Следующий этап развития дает больший групповой эффект, но при условии личной значимости групповой задачи для каждого участника совместной деятельности. 
Если все члены группы разделяют социально значимые цели деятельности, эффективность проявляется и в том случае, когда решаемые группой задачи не приносят непосредственной личной пользы членам группы. 
Возникает новый критерий успешности решения группой задачи – критерий общественной значимости задачи. 
Среди критериев групповой эффективности присутствует «сверхнормативная активность» – стремление членов группы добиваться высоких показателей сверхнеобходимого задания. 
Следует учитывать обе фазы, присутствующие во всякой трудовой деятельности: подготовительную и инструментальную. 
Концентрация внимания на инструментальной фазе не учитывает того, что на определенном уровне развития группы особое значение приобретает первая фаза – здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы. 
Так же, как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.

ЛЕКЦИЯ  № 16. Социальная установка. Определение и классификация

1. Исследования понятия и динамики социальных установок

Понятие, которое  в определенной степени объясняет  выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки
Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. 
Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности. 
Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией. 
Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной
Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека. 
Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. 
Этот круг вопросов рассматривался И. Н. Мясищевым в его концепции отношений человека
Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами», объясняет направленность будущего поведения личности. 
Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. 
Для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». 
В 1918 г. У. Томас и Ф. Знанецкий установили две зависимости, без которых нельзя было описать процесс адаптации: взаимозависимость индивида и социальной организации. 
Они предложили характеризовать обе стороны вышеприведенного отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для характеристики социальной организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для характеристики индивида). 
Впервые было внесено понятие аттитюда – «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». 
После открытия феномена аттитюда начался бум в его исследовании. 
Возникло несколько различных толкований аттитюда: определенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение. 
В качестве основного метода были использованы различные шкалы, предложенные Л. Тернстоуном
Функции аттитюдов
1) приспособительная (адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 
2) функция знания – аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту; 
3) функция выражения (функция саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; 
4) функция защиты – аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности. 
В 1942 г. М. Смитом определена структура аттитюда: 
1) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки); 
2) аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта); 
3) поведенческий компонент (последовательное поведение по отношению к объекту). 
Стереотип – это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т. д. 
Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией. 
В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность человека воспринимать что – то определенным образом и действовать тем или иным способом. 
Особенности формирования социальных установок связаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды). 
Установка может помогать воспринимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу увеличительного стекла при аттракции, а может и блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу искажающего зеркала. 
Д. Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активности человека, а значит, является показателем возможных направлений деятельности. 
Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. 
Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. 
Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном. 
На смысловом уровне установки носят наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида. 
Целевые установки связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. 
Они определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности. 
Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к его продолжению. 
Эффект незавершенного действия был открыт К. Левиным и более основательно изучен в исследованиях В. Зейгарника (эффект Зейгарника). 
На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации, способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения. 
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. 
Первый этап охватывает период детства до 12 лет. 
Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. 
С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, их формирование связано с усвоением социальных ролей. 
Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. 
К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно. 
Любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. 
Степень их изменяемости и подвижности зависит от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. 
Выдвинуто много различных моделей объяснения процессам изменения социальных установок. 
Большинство исследований социальных установок осуществляется в русле двух основных теоретических ориентаций – бихевиористской и когнитивистской
В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов (обозначение «социальной установки» в западной социальной психологии)) используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. 
Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки. 
Если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, то изменение возможно лишь при условии «включения» социальных факторов. 
Подчиненность самой социальной установки более высоким уровням диспозиций обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к «подкреплению». 
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия Ф. Хайдера, Г. Ньюкома, Л. Фестингера, Ч. Осгуда. 
Изменение установки происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. 
Стимулом для изменения аттитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, упорядоченного восприятия внешнего мира. 
Феномен социальных установок обусловлен как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми. 
Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок, недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняющих их.

Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто в ответ на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. 
Выполнить эти требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. 
2. Разновидности существующих в обществе социальных установок

Предубеждение – особый тип установки (главным образом негативной) по отношению к членам определенной социальной группы. 
Дискриминация – негативные действия, направленные против этих людей, установки, переведенные в действия. 
Предубеждение – это отношение (обычно негативное) к представителям какой-либо социальной группы, основанное лишь на их принадлежности к этой группе. 
Человек, имеющий предубеждение против какой-то социальной группы, по особому (обычно отрицательно) оценивает ее членов по принадлежности к этой группе. 
Их индивидуальные черты или поведение не играют роли. 
Люди, с предубеждением относящиеся к определенным группам, зачастую обрабатывают информацию об этих группах иначе, чем информацию о других группах. 
Они уделяют больше внимания информации, согласующейся с их предвзятыми взглядами, она чаще повторяется и в результате запоминается точнее, чем информация, которая не согласуется с этими взглядами. 
Если предубеждение является особым типом установки, то оно может не только включать в себя негативную оценку группы, против которой направлено, но также содержать негативные чувства или эмоции людей, его выражающих, когда те оказываются в присутствии или думают о представителях той группы, которая им так не нравится. 
Предубеждение может включать в себя мнения и ожидания относительно членов различных социальных групп – стереотипы, предполагающие, что все члены этих групп демонстрируют одни и те же черты и ведут себя одним и тем же образом. 
Когда люди размышляют о предубеждении, они обычно фокусируют внимание на его эмоциональных или оценочных аспектах. 
Предубеждение связано с определенными аспектами социального познания – способами, посредством которых мы выделяем, храним, возвращаем из памяти и позднее используем информацию о других людях. 
В своих попытках найти объяснения различным явлениям социального мира часто используем кратчайшие когнитивные пути. 
Обычно это делается, когда наши способности справляться с социальной информацией достигают своего предела; тогда мы с наибольшей вероятностью опираемся на стереотипы как на кратчайшие ментальные пути для понимания других людей или формирования суждений о них. 
Социальные установки не всегда отражаются во внешних действиях. 
Во многих случаях люди, негативно относящиеся к представителям различных групп, могут не выражать этих взглядов открыто. 
Законы, социальное давление, страх возмездия – это удерживает людей от открытого выражения своих предубеждений. 
Многие люди, имеющие предубеждения, чувствуют, что открытая дискриминация – это плохо, и воспринимают подобные действия как нарушение личных поведенческих стандартов. 
Когда они замечают, что проявили дискриминацию, то испытывают чувство большого дискомфорта. 
В последние годы вопиющие формы дискриминации – негативных действий по отношению к объектам расовых, этнических или религиозных предубеждений – наблюдаются редко. 
Новый расизм более утонченный, но такой же жестокий. 
Социальный контроль – это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение человека. 
В социальный контроль входят экспектации, нормы и санкции. Экспектации – требования окружающих по отношению к данному человеку, выступающие в форме ожиданий. 
Социальные нормы – образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. 
Социальная санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. 
Формы социального контроля – многообразные способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами. 
Они предопределяют переход внешней социальной регуляции во внутри-личностную. 
Это происходит за счет интериоризации социальных норм. 
В процессе интериоризации происходит перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. 
Наиболее распространенные формы социального контроля: 
1) закон – совокупность нормативных актов, обладающих юридической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства; 
2) табу включают в себя систему запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека. 
Социальный контроль осуществляется через повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе, – обычаи
Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. 
Главный признак обычая – распространенность. 
Обычай определяется условиями общества в данный момент времени и тем отличается от традиции, которая носит вневременной характер и существует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколение. 
Традиции – такие обычаи, которые сложились исторически в связи с культурой данного этноса; передаются из поколения в поколение; определяются менталитетом народа. 
Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в интеграции общества. 
Существуют особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе, – мораль
Категория нравов служит для обозначения обычаев, имеющих нравственное значение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке. 
На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения. 
Манеры включают совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы. 
Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз повторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер. 
Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. 
Любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля, который не всегда осознается индивидом из-за процессов и результатов интериоризации. 
Социальные нормы – это некие образцы, предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать, делать в конкретных ситуациях. 
Чаще всего нормы представляют собой установленные модели, эталоны поведения с точки зрения не только общества в целом, но и конкретных социальных групп. 
Нормы выполняют регулятивную функцию как по отношению к конкретному человеку, так и по отношению к группе. 
Социальная норма выступает как общественное явление, не зависящее от индивидуальных вариаций. 
Большинство социальных норм – это неписаные правила. Признаки социальных норм: 
1) общезначимость. Нормы не могут распространяться только на одного или нескольких членов группы или общества, не затрагивая поведение большинства. 
Если нормы являются общественными, то они общезначимы в рамках всего общества, если же групповыми, то их общезначимость ограничивается рамками данной группы; 
2) возможность применения группой или обществом санкций, наград или наказаний, одобрения или порицания; 
3) наличие субъективной стороны. 
Проявляется в двух аспектах: человек вправе решать сам, принимать или не принимать нормы группы или общества, выполнять их или не выполнять; 
4) взаимозависимость. В обществе нормы взаимосвязаны и взаимообусловлены, они образуют сложные системы, регулирующие действия людей. 
Нормативные системы могут быть различными, и это различие иногда содержит в себе возможность конфликта, как социального, так и внутри личностного. 
Некоторые социальные нормы противоречат друг другу, ставя человека в ситуацию необходимости выбора; 
5) масштабность. Нормы различаются по масштабу на собственно социальные и групповые. 
Социальные нормы действуют в рамках всего общества и представляют собой такие формы социального контроля, как обычаи, традиции, законы, этикет и т. д. 
Действие групповых норм ограничивается рамками конкретной группы и определяется тем, как здесь принято себя вести (нравы, манеры, групповые и индивидуальные привычки). 
Все процедуры, при помощи которых поведение индивида приводится к норме социальной группы, называются санкциями. Социальная санкция – мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. 
Виды санкций: негативные и позитивные, формальные и неформальные
Негативные санкции направлены против человека, отступившего от социальных норм. 
Позитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам. 
Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем. 
Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников и т. д. 
Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных. Сила воздействия санкций зависит от многих обстоятельств, самым важным из которых выступает согласие по поводу их применения.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"