Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:00, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Психологии"

Работа содержит 1 файл

соц.психолдогия зачет.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ  № 8. Общение как социально-психологическое явление

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. 
На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому. 
В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. 
Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения). 
Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения. 
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи. 
Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым. 
Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств. 
Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. 
Непосредственное общение может быть формальным и межличностным
Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. 
Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т. е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга. 
Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью. 
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу. 
К особому виду общения относится массовое общение, определяющее социальные коммуникативные процессы. 
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. 
Массовое общение может быть прямым и опосредованным. 
Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. 
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. 
Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует. 
У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки. 
Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. 
Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. 
Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. 
Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания. 
Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»). 
Следующий уровень общения – информационный
Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой). 
Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей. 
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека. 
Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом. 
Функций общения определяются по различным критериям: эмоциональному, информационному, социализирующему, связующему, самопознания (А. В. Мудрик); установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения (А. Б. Добрович); сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения (А. А. Брудный); контактному, информационному, побудительному, координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влияния (Л. А. Карпенко) и др. 
Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций. 
1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. 
В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. 
Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность). 
2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. 
Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах. 
3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. 
Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность – общество. 
2. Разновидности восприятия и взаимодействия объектов общения  
Понятие «коммуникация» связано с информационными обменами, которые происходят между людьми в процессе совместной деятельности и общения. 
Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. 
Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. 
Главной задачей коммуникации выступает достижение социальной общности. 
Индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. 
В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. 
Социологический аспект понимания коммуникации выявляет специфику средств связи любых объектов материального и духовного мира. 
Данное понятие часто употребляется применительно к различным средствам массовой передачи информации (средствам массовой коммуникации). 
Их широкое распространение и влияние почти на каждого человека породили понятие общего информационного поля, в котором живут современные люди. 
Как массовый процесс коммуникация представляет собой постоянное распространение информации посредством технических средств связи среди огромных рассредоточенных аудиторий, воздействуя на оценки, мнения и поведение людей. 
Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. 
Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека. 
Человек, передающий информацию, – коммуникатор, человек, воспринимающий ее, – реципиент
В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. 
Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени. 
Информационный обмен – глобальное явление, выходящее за пределы простого человеческого общения. 
Однако специфика именно межличностного информационного обмена значительна. 
Она определяется наличием процесса психологической обратной связи, возникновением коммуникативных барьеров, появлением феноменов межличностного влияния, существованием различных уровней передачи информации, влиянием пространства и времени на передачу содержания информации. 
Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения. 
Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспринимает, т. е. интерпретирует. 
Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта воспринимающего, его знаний, общего уровня развития и т. д. 
Общение – это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информацией, значимой для участников общения. 
Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %. 
Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению. 
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. 
Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным. 
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. 
Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. 
К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке. 
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. 
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. 
Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д. 
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. 
Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения. 
Общение всегда пространственно организовано
Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Xолл, который ввел сам термин «проксемика», перевод которого означает «близость». 
К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. 
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры. 
Эти нормы определены четырьмя расстояниями: 
1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей; 
2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми; 
3) социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении; 
4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями. 
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно. 
Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями. 
Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия
По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности
Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. 
Психологическая совместимость – важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. 
Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость. 
А. Б. Добрович выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность. 
К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека. 
Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность. 
Интровертированному типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру. 
Мобильность и ригидность – качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны. 
Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем. 
При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим. 
Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия актов, или действий
Акт как единицу поведения человека впервые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рассматривать как единицу общения. 
Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения
Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения. 
Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам
По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека – совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации. 
Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас). 
Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. 
Перцепция – процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. 
Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д. 
Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. 
В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. 
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную. 
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. 
В определенном смысле восприятие – это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка. 
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди 
интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются: 
1) эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. 
Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием; 
2) аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. 
Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее, между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. 
Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений; 
3) механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. 
У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. 
Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. 
Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. 
Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.

ЛЕКЦИЯ  № 10. Определение и характеристика социальных групп

Социальная  группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. 
Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. 
Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности
Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения. 
Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. 
Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. 
Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах. 
Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. 
Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность, вещная среда и так далее – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости. 
Менее устойчивые социальные группы не являются основными в жизни человека, хотя он и может находиться в них продолжительное время. 
Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы. 
Они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта. 
Основные признаки социальной группы: 
1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы и так далее, которые формируются с возникновением и развитием группы; 
2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. 
Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения ее анализа как целого. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. 
К групповым процессам относятся динамические, т. е. меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений; 
3) способность индивидов к согласованным действиям. 
Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели; 
4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих. 
Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. 
Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к группе. 
Существование большого количества различных социальных групп обусловило разработку различных типологий групп. 
Основными критериями выделения типологий могут выступать: количество человек в группе, общественный статус, уровень развития и т. д. 
По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства
Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. 
По количеству членов выделяют большие группы, малые группы и микрогруппы
Состав микрогрупп включает три или два человека (соответственно, триады и диады). 
В социальной психологии они обычно рассматриваются через межличностные отношения неформальной структуры. 
Основными связующими факторами данных групп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело. 
Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики и интегральных психологических феноменов, возникающих в толпе, аудитории, публике. 
Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга. 
Все значимые в жизни человека группы – малые группы. 
Ведущими факторами, объединяющими группу, выступают совместная деятельность и общая цель. 
Малую группу часто обозначают как первичную, поскольку она является ближайшей средой формирования личности, влияющей на потребности, социальную активность и психологическое состояние человека. 
Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. 
Если он ориентируется на нормы, ценности и мнения членов группы, то она относит себя, как с эталоном, определяющим нормы. 
Группа в данном случае является источником социальных установок и ценностных ориентаций субъекта. 
Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. 
Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную
По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы). 
В ассоциации отсутствует объединяющая совместная деятельность, требующая соответствующей организации, однако есть некоторый уровень сплоченности, определяемый совместным общением индивидов. 
В диффузной группе отсутствуют и сплоченность, и организация, и совместная деятельность. 
Важным показателем уровня развития группы выступает ценностно-ориентационное единство, определяемое степенью совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к общей деятельности и важным ценностям группы. 
Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивного – просоциальные, негативного – асоциальные
Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. 
Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. 
Корпорация характеризуется обычно замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением, противопоставлением своих узких интересов общественным. 
Проблема индивидуализма и коллективизма связана с проблемой личностной автономии человека в группе. 
В процессе социализации и воспитания у субъекта развивается характерологическое качество конформности либо нонконформизма. 
Конформность – это зависимость человека от группы, ее влияние на принимаемые им решения. 
Такая зависимость имеет разные степени выраженности – от полного подчинения индивида группе до личностной автономии. 
Конформизм может проявляться не только в рамках конкретной группы, но и в рамках общества, когда его давление достигает столь высокой степени, что люди боятся проявить свою индивидуальность и меняют свой образ мыслей в соответствии с общественными стандартами. 
Слабое влияние группового давления определяется как нонконформизм. 
Нонконформизм не имеет ничего общего с негативизмом (конформизмом наоборот), поскольку негативизм проявляется в стремлении человека обязательно поступить вопреки правилам, и в этом смысле он зависит от групповых норм. 
Нонконформист имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению. 
При этом он относится с уважением и к мнениям других людей, но поступать будет в соответствии со своими представлениями о действительности. 
Сосуществование и взаимодействие независимых и свободных индивидов, нонконформистов, представляет собой сложное социальное явление, которое встречается не так уж редко, поскольку чем выше уровень культуры человека, тем в большей степени он способен быть нонконформистом. 
Именно нонконформисты способны реализовать в своих социальных отношениях наиболее продуктивные стратегии взаимодействия – сотрудничество и компромисс, избегая непродуктивных стратегий приспособления и соперничества. 
Относительно адекватное понимание явлений окружающего мира порождает правильные суждения и выводы, которые подтверждаются социальным опытом субъекта. 
А. Маслоу связывал развитие нонконформизма с такими качествами, как честность и смелость, поскольку быть готовым к независимой от окружающих позиции – это весьма нелегкое поведение, требующее мужества. 
Большинство людей в той или иной мере зависят от группового давления и влияния. 
Степень этой зависимости варьируется в разных ситуациях. Можно выделить объективные факторы, определяющие уровень конформности человека в группе. 
Во-первых, это характеристики самого индивида, который подвергается групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и т. д. 
Во-вторых, это характеристики группы, которая является источником давления: величина группы, степень единодушия, наличие членов группы, которые отклоняются от общего мнения. 
Третьим фактором, определяющим уровень конформности, выступают особенности взаимосвязи индивида и группы (статус, степень приверженности к группе, уровень ее референтности). 
И, наконец, содержание задачи, стоящей перед индивидом и группой, не может не сказаться на уровне его конформности. 
Чем больше человек заинтересован в выполнении общей задачи, тем в большей степени он будет подвержен групповому давлению. 
Феномен морально-психологического климата группы возникает не сразу. 
На первой стадии развития коллектива преобладает формальная структура: работники общаются в соответствии с должностным и поведенческими стереотипами, присматриваются друг к другу, подлинные чувства чаще всего скрываются, цели и методы работы совместно не обсуждаются, коллективная работа проявляется слабо. 
На второй стадии происходит переоценка личностных и деловых качеств руководителя, складывается мнение о коллегах, начинается процесс формирования группировок внутри коллектива, возможна борьба за лидерство. 
Разногласия обсуждаются более открыто, предпринимаются попытки улучшить взаимоотношения в коллективе. 
Наконец «притирка» заканчивается, четко просматривается неформальная структура, коллектив достигает определенной степени координации действий своих членов. 
Возникающая при этом групповая сплоченность может иметь позитивную, негативную либо конформистскую направленность. 
В первом случае группа воспроизводит лучшие деловые и нравственные качества своих членов, люди гордятся своей принадлежностью к данному коллективу, возникающие проблемы решаются по деловому, инициативно и творчески. 
Во втором случае большая часть энергии коллектива тратится на участие в конфликтах между различными группировками, неформальными и формальными лидерами, выяснениями отношений с другими подразделениями. 
Производственные проблемы как бы отходят на второй план. 
Конформистская направленность характеризуется чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деятельности, безразличием к коллективным усилиям. 
Сфера интересов сотрудников находится вне коллектива: семья, общественно-политическая деятельность, личные проблемы и т. д. 
Социально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры. 
Структура коллектива, т. е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности, исследуется на двух уровнях – формальном и неформальном. 
Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива. 
Становление неформальной структуры определяется наличием как объективных, так и субъективных факторов. 
К первым можно отнести обусловленную характером и графиком работы возможность контактов между членами группы, а также оптимальный по количеству и половозрастной структуре состав группы, позволяющий удовлетворить потребность в межличностном общении. 
Субъективные факторы зависят от личности руководителя, индивидуальных особенностей сотрудников. Умение сплачивать коллектив, психологическая совместимость, удовлетворенность условиями труда, своим статусом и ролью сказываются на образующихся стихийно дружеских связях, взаимных симпатиях и антипатиях.

ЛЕКЦИЯ  № 11. Проблематика малой группы в социальной психологии

Малая группа – немногочисленная по составу группа, участники которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. 
Малая группа – это группа, реально действующая не в вакууме, а в определенной системе общественных отношений, она выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности. 
Представления о числе членов малой группы колеблется между двумя и семью. 
В некоторых исследованиях Я. Морено, автора социометрической методики, рассчитанной на применение в малых группах, упоминаются группы и по тридцать – сорок человек, когда речь идет о школьных классах. 
Также считается, что если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний. 
Допустимы самые различные основания для классификации малых групп: группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные), по степени тесноты контакта между членами, по способу вхождения индивида и т. д. 
Распространены классификации деления малых групп на: 
1) «первичные» и «вторичные»; 
2) «формальные» и «неформальные»; 
3) «группы членства» и «референтные группы». 
Деление малых групп на первичные и вторичные было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное разделение первичной группы, назвав такие составляющие, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. 
Позднее Ч. Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить характеристику первичных групп, – непосредственность контактов. 
Деление групп на формальные и неформальные было предложено Э. Мэйо
Согласно Э. Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. 
В формальной группе также строго распределены роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти. 
Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще неформальные группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. 
Неформальная группа может создаваться внутри формальной. 
Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее. 
Существуют также понятия формальной и неформальной структуры группы, тогда различаются не группы, а тип, характер отношений внутри них. 
Классификация групп на группы членства и референтные группы была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена референтной группы. 
В экспериментах Г. Хаймена было показано, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. 
Те группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Г. Хаймен назвал референтными группами. 
Выделяют три основных направления в исследовании малых групп: 
1) социометрическое; 
2) социологическое; 
3) школа «групповой динамики». 
Американский психолог Д. Морено, рассматривая совокупность эмоциональных предпочтений членов группы, разработал теорию социометрии. 
Социометрия – это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. 
Д. Морено полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. 
Социометрическая структура группы – совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе межличностных отношений. 
Она определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса ее членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. 
Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определен при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. 
Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе. 
Самыми высокостатусными являются социометрические звезды – члены группы, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. 
Далее идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отрицательных. 
На более низкой ступени межгрупповых отношений находятся изолированные – субъекты, у которых отсутствуют любые выборы, как положительные, так и отрицательные. 
Далее идут отверженные – такие члены группы, которые имеют большое количество отрицательных выборов и малое количество предпочтений. 
На последней ступени социальных предпочтений пренебрегаемые, или изгои – члены группы, не имеющие ни одного положительного выбора при наличии отрицательных. 
Социометрическая звезда, как правило, не является лидером, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами. 
Высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены группы составляют обычно ее большинство. 
К. Левин доказал, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальный фактором, чем отсутствие всякого отношения. 
Знание социометрического статуса не дает полной информации о положении человека в системе межличностных отношений. 
Необходимо знать, является ли выбор субъекта взаимным. Взаимность эмоциональных предпочтений членов группы выступает важной качественной характеристикой самой группы. 
Чем больше взаимных выборов имеет член группы, тем более стабильным и благоприятным является его положение в системе межличностных отношений. 
Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии ее интегральных психологических характеристик. 
Социологическое направление в изучении малых групп связано с традицией, которая была заложена в экспериментах Э. Мэйо. 
Суть их в следующем. 
Компания «Вестерн Электрик» столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. 
Исследования не привели к удовлетворительному объяснению причин. 
В 1928 г. был приглашен Э. Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. 
Эксперименты в Хоторне длились с 1924 по 1936 г. 
В выделенных Э. Мэйо экспериментальной и контрольной группах были введены различные условия труда: в экспериментальной группе освещенность увеличивалась и обозначался рост производительности труда, в контрольной группе при неизменной освещенности производительность труда не росла. 
На следующем этапе новый прирост освещенности в экспериментальной группе дал новый рост производительности труда; но и в контрольной группе – при неизменной освещенности – производительность труда также возросла. 
На третьем этапе в экспериментальной группе были отменены улучшения освещенности, а производительность труда продолжала расти; то же произошло на этом этапе и в контрольной группе. 
Результаты заставили Э. Мэйо модифицировать эксперимент и провести несколько добавочных исследований: теперь изменялась не только освещенность, но более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение оплаты труда, введение дополнительных перерывов и т. д.). 
При введении этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный. 
Э. Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. 
Э. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности – потребности ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. 
Второй линией интерпретации значилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились. 
Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в частности о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. 
Впоследствии на основании этих рекомендаций возникла особая доктрина человеческих отношений, превратившаяся в официальную программу управления. 
Теоретическое значение открытий Э. Мэйо состоит в получении нового факта – существования в малой группе двух типов структур, положившего начало новому направлению в исследовании малых групп, связанному с анализом каждого из двух типов групповых структур. 
Школа «групповой динамики» связана с именем К. Левина
Американский период деятельности К. Левина после эмиграции из Германии начался с создания в Массачусетском технологическом институте специального центра изучения групповой динамики. 
Направление исследований в этом центре опиралось на создание К. Левиным теории поля. 
Ее главное положение – идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где значение приобретает структура, в которой совершается поведение, ее К. Левин назвал полем. 
Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида субъекты его устремлений. 
Центральная идея теории поля состоит в том, что причины социального поведения следует искать через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих. 
Важнейшим методом анализа психологического поля явилось создание в лабораторных условиях групп с определенными характеристиками и последующее изучение функционирования этих групп. 
Вся совокупность этих исследований носила название групповой динамики. 
Основная проблематика сводилась к следующему: 
1) какова природа групп; 
2) каковы условия их формирования; 
3) какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами; 
4) каковы условия их успешного функционирования. 
Большое внимание было также уделено проблемам образования характеристик группы: нормам, сплоченности, соотношению индивидуальных мотивов и групповых целей, лидерству в группах. 
Другая идея К. Левина – идея валентности. Этим понятием К. Левин объяснял направленность индивида в жизненном пространстве: позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность – движение в противоположную от него сторону. 
Отвечая на главный вопрос, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений. 
Практически весь набор проблем малой группы был представлен в работах этого направления. 
«Групповая динамика» оказала большое влияние на последующее развитие социально-психологической мысли. 
В рамках этого направления были высказаны важные идеи относительно групповых процессов, тщательно исследованы некоторые из них, разработаны методики, сохраняющие свое значение до сих пор. 
С другой стороны, теоретический контекст конструкции теории поля является в значительной мере устаревшим. 
В большей степени, чем в случае какой-либо другой области социальной психологии, отбрасывание теоретической концепции К. Левина сочетается с полным или почти полным принятием созданных им методик. 
Они работают и в других теоретических рамках. 
Не полностью решена еще задача выявления степени их допустимого принятия в русле новой теоретической схемы.

ЛЕКЦИЯ  № 12. Лидерство – понятие и классификация

Лидерство и  руководство рассматриваются в  социальной психологии как групповые  процессы, связанные с социальной властью в группе. 
В общих теориях лидерства под лидером и руководителем понимается человек, оказывающий ведущее влияние на группу: лидер – в системе неформальных отношений, руководитель – в системе формальных отношений. 
В социально-психологическом смысле лидерство и руководство – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действия группы вокруг индивида, выполняющего функцию лидера или руководителя. 
Феномены лидерства и руководства близки по своей психологической сущности, но они не совпадают полностью, поскольку руководитель чаще всего ориентируется на задачу совместной деятельности, а лидер – на групповые интересы. 
Выделяют два аспекта власти – формальный и психологический – в зависимости от ориентации и лидеров и руководителей. Формальный, или инструментальный, аспект власти связан с правовыми полномочиями руководителя, а психологический определяется личностными возможностями руководителя воздействовать на членов группы. 
Различия между лидером и руководителем
1) лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формальные. 
Лидер связан только с внутригрупповыми отношениями, руководитель же обязан обеспечить определенный уровень отношений своей группы в микроструктуре организации; 
2) лидер является представителем своей группы, ее членом. Он выступает как элемент микросреды, в то время как руководитель входит в макросреду, представляя группу на более высоком уровне социальных отношений; 
3) лидерство является стихийным процессом в отличие от руководства. 
Руководство выступает как явление более стабильное, нежели лидерство; 
4) руководитель в процессе влияния на подчиненных имеет значительно больше санкций, чем лидер. 
Он может использовать формальные и не формальные санкции. Лидер имеет возможности использовать только неформальные санкции; 
5) различие между лидером и руководителем связано с процессом принятия решений. 
Для их реализации руководитель использует большой объем информации, как внешней, так и внутренней. 
Лидер владеет только той информацией, которая существует в рамках данной группы. 
Принятие решений лидером осуществляется непосредственно, а руководителем – опосредованно. 
Сфера деятельности руководителя шире, поскольку у лидера она ограничивается рамками данной группы. 
Лидер всегда авторитетен, в противном случае он не будет лидером. 
Руководитель же может обладать авторитетом, а может и не иметь его совсем. 
Некоторые социально психологические закономерности влияния справедливы как для лидерства, так и для руководства. 
В некоторых источниках феномены лидерства и руководства рассматриваются как идентичные. 
Так, Д. Майерс считает, что лидерство – это процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу. 
При этом лидер может быть официально назначен или избран, но может быть и выдвинут в процессе групповых взаимодействий. 
К социологическим теориям лидерства относятся: теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей, реляционная теория. 
Теория черт включает идею о том, что лидерство – феномен, рождаемый специфическими чертами лидера. 
В социологических концепциях М. Вебера и Э. Трельча был введен специальный термин для обозначения такой специфической черты лидера, как харизма – исключительная одаренность человека, которая производит особое впечатление на окружающих его людей. 
Теория получила достаточно много опровержений в связи с тем, что разные виды жизнедеятельности социальной группы требуют разных качеств лидера. 
Ситуационная теория провозглашает значимость ситуации в процессе выдвижения лидера. 
Лидер – функция ситуации. 
Если социальная ситуация существования группы кардинально меняется, высока вероятность смены лидера. 
Т. Шибутани выделил два психологических фактора, которые зависят от изменения ситуации: степень формализации группы и степень автономии членов группы. 
Типы социальных ситуаций в зависимости от изменения степени формализации отношений и автономии субъектов: 
1) внезапные критические ситуации. Они являются непредсказуемыми, возникают как стихийный процесс и способствуют выдвижению нового лидера; 
2) критические повторяющиеся, предсказуемые ситуации. Лидеров и руководителей специально готовят для определенных действий в таких ситуациях; 
3) типичные повторяющиеся ситуации, в основе которых лежат конвенциональные нормы. 
Такие ситуации обычно не предполагают наличия лидера. 
Люди, склонные к доминированию в общении, часто здесь выступают в роли лидера; 
4) типичные повторяющиеся конвенциональные ситуации, возникающие в учреждениях разного вида (все, что связано с работой большинства людей); 
5) групповые ритуалы. Это неформальные отношения, определяющие шаблоны социального поведения большинства членов группы. 
Ситуационные теории лидерства повлекли за собой разработку теории определяющей роли последователей
Лидерство – функция от ожиданий (экспектаций) последователей. Лидер не может существовать без социальной группы. 
Если группа не поддерживает лидера, то он утрачивает возможность влиять на ее деятельность, в связи с этим необходимо изучать требования и интересы группы. 
В рамках теории черт, ситуационной теории и теории определяющей роли последователей изучались различные проблемы влияния и руководства. 
Поскольку и черты лидера, и ситуация, в которой он действует, и мнение последователей являются значимыми почти во всех условиях деятельности лидера, была разработана комплексная (реляционная) теория лидерства, включающая в себя основные идеи всех трех теорий. 
В концепциях психоаналитического направления лидерство рассматривалось как эффект нереализованных в социальной жизни некоторых влечений человека (З. Фрейд). 
А. Адлер считал, что стремление к власти порождается страхом. Кто боится людей, видит необходимость властвовать над ними. 
В современной социальной психологии популярность обрели психологические теории менеджмента, нацеленные на разработку проблем руководителей так называемого среднего уровня. 
Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых). 
К. Левин выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). 
Авторитарный стиль проявляется в жестких способах управления, отсутствии обсуждения принимаемых решений, управлении группой только одним человеком – руководителем, который сам вырабатывает решения, контролирует и координирует работу подчиненных. 
Демократический стиль отличается коллегиальным обсуждением проблем в группе, поощрением руководителем инициативы подчиненных, активным обменом информацией между лидером и членами группы, принятием решений на общем собрании. 
Попустительский стиль выражается в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, устранении от руководства, передаче функций управления членам группы. 
Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки.

При авторитарном стиле качество решений руководителя зависит от информации, которой он обладает, и от его способности правильно ее интерпретировать. 
Однако авторитарный руководитель не всегда владеет достаточной информацией для принятия решений, поскольку между ним и его группой существует большая социальная дистанция. 
Авторитарный руководитель никогда не дает своим подчиненным полной информации о ходе дел, что может вызывать фрустрацию членов группы и ускорить формирование неформальных микрогрупп. 
Авторитарный стиль предполагает четкое планирование работы, выполнение всех дел в соответствии со сроками. 
При демократическом стиле руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что облегчает принятие решений и делает их более адекватными ситуации. 
Однако само принятие осуществляется медленнее в связи с демократическими процедурами. 
Руководитель должен обладать особыми качествами: гибкостью поведения, толерантностью по отношению к подчиненным, терпением и сдержанностью при высоком уровне общительности. 
Данный стиль способствует более благоприятному психологическому климату в группе, нежели авторитарный. Здесь у руководителя могут быть проблемы в связи с контролем деятельности. 
Попустительский стиль встречается реже. 
При таком стиле группа существует самостоятельно и сама определяет основные направления своей жизнедеятельности. 
Постепенно происходит полный отказ от формальных отношений, социальная дистанция между членами группы резко сокращается. 
В такой ситуации может снизиться интерес к делу, и совместная цель может быть и не достигнута. 
Только высокий уровень личностного или профессионального развития членов группы может способствовать нормальной работе группы при таком управлении. 
Наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля в зависимости от условий деятельности. 
Основные факторы изменения стиля руководства: степень срочности принятия решения, конфиденциальность задачи, величина группы, личность руководителя, умственные способности подчиненных или уровень их профессионализма.

ЛЕКЦИЯ  № 13. Теория и функции референтной группы

Референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ее ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентации индивида. 
Разработка теорий референтной группы связывается с такими именами, как Г. Хайман, Т. Ньюком, М. Шериф, Г. Келли, Р. Мертон и др. 
Термин «референтная группа» был введен американским социальным психологом Г. Хайманом в 1942 г. в исследовании представлений личности о собственном имущественном статусе по сравнению со статусом других людей. Г. Хайман использовал понятие «референтная группа» для обозначения группы людей, с которой испытуемый сравнивал себя при определении своего статуса. 
Результатом сравнения являлась самооценка испытуемым своего статуса. 
Позже понятие «референтная группа» было использовано Т. Ньюкомом для обозначения группы, «к которой индивид причисляет себя психологически» и поэтому разделяет ее цели и нормы и ориентируется на них в своем поведении.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"