Курс лекций по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 20:00, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по "Психологии"

Работа содержит 1 файл

соц.психолдогия зачет.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ  № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии

Социальная  психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г. 
Некоторые вопросы социальной психологии были поставлены давно в рамках философии и носили характер осмысления особенностей взаимоотношения человека и общества. 
Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в XIX в., когда социологи, психологи, философы, литературоведы, этнографы, медики стали анализировать психологические феномены больших социальных групп и особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. 
Поставленные проблемы трудно было изучать только в рамках существовавших тогда наук. Необходима была интеграция социологии и психологии, поскольку психология исследует психику человека, а социология – общество. 
Основные этапы развития социальной психологии как науки. 
Первый этап
– становление социальной психологии как науки (с середины xix в. по 1908 г.). Определяются предмет изучения и основные проблемы. 
Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам социальной психологии. 
На этом этапе решение и теоретический анализ социально-психологических проблем привлекают внимание специалистов различного профиля: психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов и т. д. 
Большинство работ по социальной психологии было издано в первый период развития данной науки. 
Второй этап
(до середины 40-х гг. xx в.) характеризуется появлением научных социально-психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. 
Один из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода – К. Левин, создатель теории групповой динамики. 
Он исследовал проблемы социальных факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, лидерства, личности в группе и т. д. 
Было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли своей актуальности в наше время. 
Третий этап
(с середины 1940-х гг. до наших дней). Он связан с решением практических задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, фундаментальные теоретические разработки отступают на второй план. 
Социальная психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. 
Такое пристальное внимание к социально-психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной стратификации. 
Разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: социально-психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др. 
Сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. 
Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин включает ее в себя в качестве составной части. 
Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. 
Одна из них – объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. 
Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания, родилась «на перекрестке» двух наук. 
Все это создает трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем. 
Потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования пограничных проблем. 
Запросы на социально психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. 
Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, спорта, сферы обслуживания и т. д. 
Все это стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе. Необходимость этого усугубляется двумя обстоятельствами. 
Во-первых, тем, что в истории существования советской социальной психологии как самостоятельной науки был довольно длительный перерыв и новый этап оживления социально-психологических исследований начался лишь в конце 1950-х – начале 1960-х гг. 
Во-вторых, социальная психология по существу является наукой, стоящей весьма близко к социальным и политическим проблемам, а потому возможно использование ее результатов различными общественными силами. 
Для социальной психологии актуально одновременное решение двух задач: выработка практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, необходимых практике; «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований. 
Приступая к решению этих задач, необходимо очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. 
Необходимо выделение из психологической проблематики вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. 
Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. 
Предмет социальной психологии определяется вопросом: «Что изучает данная наука как самостоятельная, независимая отрасль знания?» 
Психология и социология –
«материнские» дисциплины по отношению к социальной психологии. В то же время нельзя считать, что социальная психология – это лишь часть социологии и психологии. 
Самостоятельность данной отрасли научного знания обусловлена спецификой предмета исследования, который не может быть изучен только в рамках какой-либо одной науки. 
Существуют несколько точек зрения на то, что является предметом исследования социальной психологии.

Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. 
В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические процессы индивида, а их специфику в связи с системой социальных взаимодействий. 
С этой точки зрения предметом исследования является человек среди людей. Если и рассматриваются индивидуальные особенности субъекта, то только как результат социального развития, связанный с воспитанием и социализацией. 
Человек изучается во всем многообразии его социальных связей: в процессе личностного развития на протяжении жизни, в системе взаимодействия на межличностном и формальном уровнях и т. д. 
Особое внимание уделяется положению личности в группе, коллективе. 
Социальная психология изучает социальные группы в обществе. Это прежде всего психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповых отношений, межгрупповых отношений и т. д. 
Социальная группа рассматривается как функциональная единица, имеющая интегральные психологические характеристики, такие как групповой разум, групповая воля, групповое решение и др. 
Создаются разнообразные типологии социальных групп, выделяется все большее количество критериев для анализа. Группа рассматривается как уникальная целостность, которая не может быть понята только на основании изучения субъектов, ее составляющих. 
Группа есть нечто большее, чем совокупность членов. Она имеет собственные характеристики, существующие независимо от индивидуальных особенностей входящих в ее состав субъектов. 
Социальная психология изучает социальную психику, или массовидные явления психики
Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния. 
Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков. 
Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте. 
Социальный психолог Г. М. Андреева определила предмет социальной психологии следующим образом: социальная психология изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. 
В рамках социальной психологии можно выделить несколько психологических школ, это: функционализм, бихевиоризм, гуманистическая психология, когнитивизм и интеракционизм. 
Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера
Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. 
Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. 
Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни. 
Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного (И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, Б. Скиннер и др.). 
Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. 
Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. 
Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига. 
Психоаналитическое направление связано с именем З. Фрейда. Исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. 
Он полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. 
Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. 
Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности. 
Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. 
В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации. 
Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). 
Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования. 
Интеракционизм (позднее символический интеракционизм) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. 
Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. 
Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов. 
Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире. 
Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия
Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия». 
Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки
Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально психологического исследования. 
Методы сбора информации: наблюдение, чтение документов (контентанализ), опросы (анкеты, интервью), тесты (наиболее распространен социометрический тест), эксперимент (лабораторный, естественный). 
Наблюдение – «старый» метод социальной психологии. Главная проблема – обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю. 
Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста. 
Для преодоления «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ». 
Это особый метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. 
Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации. 
Опросы – распространенный прием в социально-психологических исследованиях. 
Обычно критические замечания по этому методу выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. 
Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь – логика построения. 
Чаще всего в социальной психологии применяют личностные тесты, реже – групповые тесты
Тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. 
Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами. 
Эксперимент – один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. 
Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном.

ЛЕКЦИЯ  № 2. Социально-психологическая характеристика личности

Личность  – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни. 
Все зависит от личностных и психологических качеств, которые присущи личности, их необходимо правильно понимать и учитывать. 
Социально-психологические особенности личности. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. 
Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. 
Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. 
На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит. 
В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. 
В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли. 
Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено. 
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями. 
Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. 
Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д. 
Анатомофизиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей. 
Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество
Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности. 
В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания. 
Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества. 
Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны. 
Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы– психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. 
Психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. 
Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. 
Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. 
Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним – «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена схема, включавшая компоненты личности и характера: 
1) материя; 
2) структура; 
3) движущие силы. 
Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекта личности: 
1) интересы; 
2) способности; 
3) темперамент. 
Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как: 
1) направленность (установки, интересы, потребности); 
2) способности; 
3) темперамент и характер. 
Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация: 
1) I (дословно – «я») – это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности; 
2) (дословно – «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) – это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого». 
Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия; 
3) self («самость» человека, личность, личностное «я») – совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

ЛЕКЦИЯ  № 3. Понятие и стереотипы социального развития личности

 
Необратимость, направленность и  закономерность выступают основными  характеристиками любого развития как процесса.В психологии понятие социального развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений.Под развитием личности понимается формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. 
Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие рассматривают  в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры психики осуществляется в ходе биологической эволюции вида. 
Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти. 
Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение. 
Учение Л. С. Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования развития психики и социального развития человека в диалектическом единстве. 
Он один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека, выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. 
Определены два уровня психических процессов: естественные и высшие. 
Естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании (как, например, у животных). 
Высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии. 
Определены пять основных признаков ВПФ: сложность, социальность, опосредованность, произвольность и пластичность. 
Сложность проявляется в том, что ВПФ многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. 
Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. 
Социальность ВПФ определяется их происхождением. 
Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. 
Опосредованность ВПФ наблюдается в способах их функционирования. 
Произвольными ВПФ являются по способу осуществления. Человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. 
Произвольность ВПФ определяется тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. 
Пластичность ВПФ представляет собой их способность к относительно устойчивому существованию вне зависимости от некоторых повреждений. 
В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального развития человека, часто декларируемые на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации, к ним относятся: 
1) стереотип ограничения возраста социального развития; 
2) стереотип абсолютизации детства; 
3) стереотип абсолютизации факторов предопределенности; 
4) стереотип абсолютизации задатков и способностей; 
5) стереотип неограниченных возможностей человека. 
Рассмотрим суть первых двух стереотипов. 
Стереотип ограничения возраста социального развития человека возник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии. 
На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, динамике детского развития, возрастным изменениям, противоречиям и кризисам. 
Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное. 
Те или иные формы развития преобладают на разных возрастных этапах жизни. 
Доминирование физического развития сменяется преобладанием интеллектуального, затем социального и духовного. 
Взрослый человек интересен современной психологии не менее, чем ребенок. 
Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрогогика – наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых. 
Второй стереотип понимания социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им. 
Это стереотип абсолютизации детства
Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. 
Детство столь значительно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация на первый взгляд кажется правильной. 
Особое влияние на представления о значении детства оказали всемирно известные работы З. Фрейда и Э. Берна.

По З. Фрейду, чувство вины может рассматриваться  как форма самонаказания. 
Самоконтроль невозможен без «я-образов». 
Пока человек не способен относиться к себе как к перцептуальному объекту и ясно представить себе, как ему следует поступить, он не может реагировать на свои действия. 
Когда человек сформировал «я-образ», происходит воображаемая репетиция, в ходе которой оцениваются возможные реакции других на его поступок. 
Самосознание служит защитой от импульсивного поведения. Оно позволяет людям изолировать себя от других и делать свое поведение более конвенциальным. 
Благодаря обдуманному планированию действия становятся менее спонтанными. 
Самоконтроль связан с таким поведением, которое изменяется в зависимости от того, как оно выглядит с точки зрения, приписываемой другим участникам совместной деятельности. 
Сущность полоролевой идентификации индивидов – усвоение субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. 
В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о соматических, психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

ЛЕКЦИЯ  № 7. Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности

 
Социальная роль
– фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Социальная  роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки. 
Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтономи, Дж. Мидом
Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей. 
Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. 
Акт интернализации определяется индивидуально психологическими особенностями каждого конкретного носителя данной роли. 
Социальная роль оставляет «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно назвать «стилем исполнения роли»
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом
Это масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. 
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. 
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. 
Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. 
Формализация социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. 
Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения. 
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. 
Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность. 
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. 
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. 
Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. 
Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д. 
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями человека. 
Среди индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли. 
В межличностных отношениях каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе. 
По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли. 
По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации. 
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. 
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. 
Чем больше диапазон, тем больше масштаб. 
Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. 
С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой – отношения регулируются также и нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. 
В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями, взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу. 
Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим. 
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. 
Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. 
Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. 
Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате специальных усилий. 
Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека. 
Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности
Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. 
Экспектации окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации. 
Даже различие исторических эпох может предопределить разнообразие эмоциональных проявлений людей, обусловленное их социальными ролями.\ 
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. 
Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. 
Формальные отношения часто сопровождаются не формальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. 
Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми. 
Так, коллеги, работающие вместе и связанные формальными отношениями, скорее всего испытывают по отношению друг к другу какие-то чувства, хотя работа предполагает согласованность действий прежде всего на конвенциональном уровне. 
Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступают как побочный, но относительно стойкий эффект. 
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. 
Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д. 
При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются как: 
1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений; 
2) функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию; 
3) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.); 
4) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия в зависимости от их статуса в обществе, и системе межличностных отношений; 
5) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами; 
6) система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами; 
7) открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение; 
8) представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации; 
9) предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию; 
10) набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения. 
Социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция. 
Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Дж. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях. 
Т. Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени. 
Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями. 
Обязанность – это то, что человек вынужден делать исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. 
Выполняя свои обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому. 
Обязанности всегда сопровождаются правами. 
Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена. 
Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение
Влияние социальной роли на развитие личности велико. 
Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. 
Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. 
Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. 
Освоение новой роли может кардинально повлиять на человека. 
В психотерапии существует соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия. 
Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль. В основе имаготерапии лежит метод психодрамы Д. Морено
Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни. 
Развивающаяся личность вносит в «исполнение» социальной роли индивидуальное своеобразие. 
Это происходит не только за счет специфики характера, темперамента, личностных особенностей. 
Ролевое самопроявление всегда определяется и внутренней структурой психики экстериоризацией, сложившейся под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека. 
В жизни человека освоение социальной роли – явление сложное и противоречивое. 
Д. А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой
Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием. 
Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли. 
Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т. е. освоить ее технически. 
Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания. 
Многие социальные роли усваиваются легко, некоторые требуют особых усилий и способностей. 
Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя. 
Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия. 
Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль. 
С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей. 
Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении
Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т. д. 
Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями. 
Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным. 
Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени. 
В этом случае роль может «покорить «личность: за ролью личность уже не будет видна. 
Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его раз-витию. 
Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. 
Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования. 
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые
К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. 
В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». 
Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности. 
Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей. 
Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность. 
Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. 
Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. 
Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа. 
Ролевые конфликты являются частым явлением. 
Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда. 
Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. 
Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.\ 
Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона
Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов. 
Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя. 
Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли. 
К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию. 
Исходя из анализа этих факторов, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

Информация о работе Курс лекций по "Психологии"