Курс лекций по "История экспериментальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:33, курс лекций

Описание работы

6.3. Последствия иррационального мышления.
1. Драматизирование, «катастрофизация» - «Не должно быть так плохо, как сейчас»; постоянное ощущение себя несчастным – «Я не могу терпеть это»;
2. Осуждение себя или других за то, что они не делают должного и жизни в целом за то, что она не дает желаемого.
3. Возникновение неадекватных эмоций, препятствующих конструктивному поведению, ведущему к изменению нежелаемой ситуации

Содержание

Тема 1. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда.
Тема 2. Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга.
Тема 3. Социокультурная теория личности Карен Хорни.
Тема 4. Эго-теория Эрика Эриксона.
Тема 4. Гуманистическая теория личности Эриха Фромма.
Тема 5. Феноменологическая теория личности Карла Роджерса.
Тема 6. Когнитивно-бихевиоральная теория Альберта Эллиса.

Работа содержит 1 файл

История экспериментальной психологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Взаимодействие  экзистенциальных потребностей и социального  контекста, среды, в которой живет  человек образует социальный тип человека. Этот тип характера может быть продуктивным и непродуктивным. Ни один из этих типов не существует в чистом виде, поскольку продуктивные и непродуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.

  1. Рецептивные типы.

Пассивный, доверчивый, сентиментальный. Зависимы и пассивны. Стремятся скорее быть любимыми, чем любить.

  1. Эксплуатирующие типы.

Положительные качества: уверенность в себе, чувство  собственного достоинства, импульсивность.

Негативные качества: агрессивность, самонадеянность, надменность, эгоцентризм.

Неспособны к  творчеству. Предпочитают добиваться желаемого силой.

  1. Накапливающие типы.

Положительные качества: предусмотрительность, сдержанность.

Негативные качества: подозрительность, упрямство, ригидность.

По Фромму, стремятся обладать как можно большим количеством материальных благ. Тяготеют к прошлому, боятся нового.

  1. Рыночные типы.

Этот тип личности Фромм рассматривал как продукт  капиталистического общества.

Отношения с  окружающими поверхностны. Девиз: «Я такой, каким вы хотите меня видеть». Другими словами, эти люди готовы проявить любую черту, которая потребуется для того, чтобы выглядеть в глазах другого так, как они ожидают. Личность с их точки зрения оценивается как товар.

Негативные черты: опустошенность, неразборчивость в средствах, бесцельность.

Позитивные качества: открытость, любознательность, щедрость. 

Эти четыре типа относятся к непродуктивным (нездоровым). 

  1. Продуктивный  тип (идеал психического здоровья в понимании Фромма). Конечная цель развития человека.

Независимый, честный, спокойный, любящий, творческий, совершающий социально-полезные поступки.

Способный к  продуктивному мышлению, свободный  от самообмана. Забота, ответственность, уважение, знание. 

Тема  5. Феноменологическая теория личности Карла Роджерса. 

Основные  понятия. 

Самость. Самооценка. Потребность в самоактуализации. Потребность в самоуважении и позитивном отношении к себе. Осознавание опыта, личностный опыт, Я-концепция. Конгруэнтность. Отчуждение от истинной самоценности. Нарушения конгруэнтности. Противоречия в поведении. Неадекватность. Переживание угрозы и психологическая защита. Эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность. 

5.1. Ценности гуманистического подхода. 

В соответствии с гуманистической позицией, в  человеке изначально заложена позитивная схема его развития и сама его психологическая природа движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности. Если внешние обстоятельства не препятствуют человеку, то он сознателен и рационален в своем поведении. Ценности гуманистического подхода – личностный рост, становление, бытийная любовь, вершинные переживания, креативность, конгруэнтность, открытость переживанию, полноценно функционирующий человек, стремление к самоактуализации – к возрастанию сложности, самодостаточности, зрелости, компетентности, экзистенциональное существование (то есть существование «здесь и теперь»), чувство свободы. 
 

5.2. Самость. Самооценка. 

Внутренняя  сущность человека – самость –  выражается в самооценке. Самооценка – отражение истинной сути личности, «Я» человека. Самооценка руководит поведением, помогая понять и отобрать из окружающего то, что присуще именно данному индивиду. Если поведение строится исходя из истинной самооценки, оно отражает истинную сущность личности. 

Базовое положение теории личности Роджерса состоит в том, что мысли, чувства и поведение человека мотивировано и направляется конструктивной силой, а именно врожденной тенденцией организма к актуализации. Нарушения же личности возникают вследствие интроекций условного принятия от родителей и других значимых других. Эти интроекции условного отношения создают несоответствие между организмическим переживанием и Я-концепцией. Когда Я оказывается под гнетом условий ценности человек становится тревожным и уязвимым. 

5.3. Конгруэнтность. 

Опыт, который  возникает у человека в процессе жизни, Роджерс называет «феноменальным полем». Этот опыт уникален и индивидуален, и при этом он может совпадать  или не совпадать с реальной действительностью, потому что не все окружающее осознается человеком. Мир, создаваемый человеком, может отличаться от реального. Степень тождественности этого внутреннего поля реальной действительности Роджерс называет конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности достигается тогда, когда то, что человек сообщает другим, то, что происходит, и то, что осознает человек совпадает между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он реально думает или хочет сделать. Это приводит к росту напряженности и как следствие, к невротизации. К невротизации также приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс считает основной потребностью личности. 

5.4. Развитие и самореализация. 

Чтобы самореализоваться  и развиваться нужны определенные условия:

  1. Конгруэнтность – точность в передаче собственного опыта, искренность, честность, откровенность в отношениях
  2. Эмпатия – понимание и общение с внутренним миром другого человека.
  3. Принятие человека – безусловное положительное отношение к другому – целостное принятие человека без оценки и осуждения.
 

Тема  6.  Когнитивно-бихевиоральная теория Альберта Эллиса. 

Основные  понятия. 

Рациональные  и иррациональные убеждения. “Черно-белое» мышление. Долженствования. Адекватные и неадекватные реакции. Конструктивное поведение и непродуктивное поведение (уход, откладывание, зависимости). Драматизирование, катастрофизация. Расстройства Эго. Интегральная негативная оценка себя, других, мира (жизни). Тревожность, депрессия, вина, стыд гнев. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия (РЭПТ). 

6.1. ABC-модель.  

А (activating events) – активирующие события;

В  (beliefs) – оценка (иррациональные или рациональные убеждения);

С (consequences) – эмоциональные и поведенческие реакции. 

6.2. Рациональные и иррациональные убеждения. 

В основе теории – идея о существовании  двух основных видов убеждений, определяющих отношение человека к себе и миру. 

  1. Рациональные  убеждения – оценочные суждения значимости личности, носящие характер предпочтения. Выражаются в форме желаний, потребностей, симпатий и антипатий. Позитивные чувства в ответ на достижение цели и негативные эмоции когда человек на получает то, чего хотел бы. Эти отрицательные эмоции (печаль, озабоченность, сожаление, досада) являются соответственными реакциями на негативные события и не оказывают значительного влияния на процесс постановки новых целей и задач.

- Безоценочные наблюдения (Я вижу). Не развертываются дальше доступных данных. Безоценочные, потому что не имеют от ношения к нашим целям. Когда они релевантны нашим целям, они становятся оценочными.

- Безоценочные заключения (Человек идет на почту). Выходят за пределы имеющихся данных. Это гипотезы относительно наших наблюдений.

- Позитивные оценки-предпочтения (Я предпочитаю, чтобы или Мне нравится, когда (но они не обязаны это делать). Это гибкие и неабсолютные утверждения и относятся к тому, что определяется позитивно.

- Негативные оценки-предпочтения (Я предпочитаю, чтобы люди не были мной недовольны – но они не обязаны это делать) 

  1. Иррациональные убеждения
 

    а) вызывают отрицательные эмоции (вина, гнев, тревожность, депрессия), препятствующие постановке цели и ее достижению;

    б) абсолютны  по своей природе – выражаются в форме «должен», «следует», «обязан»;

    в) приводят к  непродуктивным формам поведения – уход, откладывание, зависимости (алкоголь и т.д.). 

6.3. Последствия иррационального мышления. 

1. Драматизирование, «катастрофизация» - «Не должно быть так плохо, как сейчас»; постоянное ощущение себя несчастным – «Я не могу терпеть это»;  

2. Осуждение себя или других за то, что они не делают должного и жизни в целом за то, что она не дает желаемого.  

3. Возникновение неадекватных эмоций, препятствующих конструктивному поведению, ведущему к изменению нежелаемой ситуации.  

Информация о работе Курс лекций по "История экспериментальной психологии"