Курс лекций по "История экспериментальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:33, курс лекций

Описание работы

6.3. Последствия иррационального мышления.
1. Драматизирование, «катастрофизация» - «Не должно быть так плохо, как сейчас»; постоянное ощущение себя несчастным – «Я не могу терпеть это»;
2. Осуждение себя или других за то, что они не делают должного и жизни в целом за то, что она не дает желаемого.
3. Возникновение неадекватных эмоций, препятствующих конструктивному поведению, ведущему к изменению нежелаемой ситуации

Содержание

Тема 1. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда.
Тема 2. Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга.
Тема 3. Социокультурная теория личности Карен Хорни.
Тема 4. Эго-теория Эрика Эриксона.
Тема 4. Гуманистическая теория личности Эриха Фромма.
Тема 5. Феноменологическая теория личности Карла Роджерса.
Тема 6. Когнитивно-бихевиоральная теория Альберта Эллиса.

Работа содержит 1 файл

История экспериментальной психологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

4) в эксплуатации других(манипуляции)(при этом боязнь самому быть используемыми другими);

5) в силе (эмоциональная зависимость от того, что является символом силы для данного невротика: это может быть физическая сила, интеллектуальная сила, власть, деньги и т.п., презрительное отношение к слабости);

6) в четких ограничениях (такой человек стремится ограничить жизнь узкими рамками, первостепенное значение для него имеет установленный порядок, для его поддержания и сохранения он может довольствоваться малым и подчиняться другим).

7) в общественном признании (представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса)

8) в восхищении собой (потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих, создается приукрашенный образ себя);

9) в честолюбии (невротические амбиции, стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия, страх неудачи);

10) в безупречности и неопровержимости (нельзя делать ошибки, нельзя терпеть неудачи, нельзя быть критикуемым – ищут в себе недостатки, чтобы исправить их и таким образом скрыть от других, поддерживают во что бы то ни стало впечатление совершенства и добродетели).  

3.3. Невротический стиль.

В реализации невротических  потребностей человек может сформировать невротический стиль. Это некий тип поведения или вектор построения отношений с окружающими и в каждой из установок делается акцент на один из компонентов базальной тревоги: изоляцию, враждебность или беспомощность.

- Стратегия "К людям" (согласие) Человек принимает свою беспомощность и полностью полагается на других. Это уступчивый тип. Им руководит иррациональное убеждение «Если я уступлю, меня не тронут». Он завязывает отношения с единственной целью избежать чувства беспомощности, ненужности и одиночества. Ему необходимо, чтобы в нем нуждались, защищали его и руководили им.

- Стратегия "ОТ людей» (отчуждение) Защитная установка – «Мне все равно». Это обособленный тип. Индивид не желает ни принадлежать другим, ни соперничать с ними и сохраняет отстраненную позицию. «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке». В результате человек утрачивает истинную заинтересованность в людях.

- Стратегия "ПРОТИВ людей"(вызов) Враждебный тип. Индивид допускает и считает не требующей доказательств враждебность окружающих, и делает выбор в пользу борьбы с ними. Доминирование, враждебность и эксплуатация. Такой тип способен действовать тактично и дружески, но в итоге его поведение всегда направлено на обретение контроля и власти над другими. Любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции «Что я буду от этого иметь?» 

3.4. Идеализированный образ.

Для преодоления  чувства неадекватности человек  может создать ложный идеализированный образ себя, оправдывая проблемное поведение. Идеализированный образ Я" препятствует росту, т.к. он либо осуждает недостатки человека, либо просто отрицает их, идеалы же должны быть динамичными и побуждающими человека к достижениям. Таким образом, вместо самореализации – развития своего потенциала - невротик стремится к самоактуализации (у Хорни этот термин имеет негативное значение) – воплощению своего идеализированного образа. Продолжающееся насилие над собой – тирания долженствований, стремление к «совершенству» приводят к ненависти, деструктивному поведению по отношению к себе.  

Тема  4. Эго-теория Эрика Эриксона. 

Основные  понятия. 

Эго-психология. Эпигенетический принцип созревания. Идентичность. Способность к интимности. Интеграция Эго. Кризисы развития. Стадии развития (базовое доверние-недоверие, автономия-зависимость, инициатива-пассивность, мастерство-неполноценность, идентичность-диффузия идентичности, интимность-изоляция, творчество-застой, целостность-отчаяние). Стыд, сомнение, вина, компетентность, чувство состоятельности. 

4.1. Эпигенетический принцип созревания. 

  1. Личность  развивается ступенчато. Переход  от одной ступени к другой предрешен  готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.
  2. Общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных связей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
 

4.2. Понятие идентичности. 

Идентичность  Эго Эриксон определяет как «внутреннюю тождественность самому себе». «Это сумма внутреннего опыта, сочетающаяся с развившейся уверенностью индивида в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими». 

4.3. Способность к интимности (близости в межличностных отношениях).  

Интимность  может также включать в себя эмпатию, открытость между друзьями и в  более широком смысле способность  человека вверять себя кому-то. 

4.4. Этапы развития идентичности. 

Человек переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он начинает себя идентифицировать. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис сопровождается эволюционной задачей – проблемой в социальном развитии, которая в свое время предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Качества, которые Эго приобретает на каждой стадии, не снижают его восприимчивости к новым внутренним конфликтам или меняющимся условиям. 

1. Базовое доверие  - Недоверие.(0 – 1 г.) Период в жизни ребенка, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия – основа здоровой личности – возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (матерью, в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности.  

2. Автономия - Зависимость.(1 – 3 г.) Период становления базовых принципов по отношению к миру. В «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и её подавленности.  

3. Инициатива - Пассивность.(4 – 5 л.) Период становления поло-ролевой идентичности, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае, вина ограничивает его открытость реальности.  

4. Мастерство - Неполноценность.(6 – 11 л.) Школьные годы, период активной социализации. Ребенок «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники).  

5. Идентичность - Диффузия  идентичности.(12 – 18 л.) Подростковый период – становление эго-идентичности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации.  

6. Близость - Изоляция. Период развития близких отношений с противоположным полом. Стабильная сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за чувства угрозы потери идентичности.  

7. Творчество - Застой. Период активной заботы о детях и творческой продуктивности.  

8. Целостность - Отчаяние. Кульминация жизни. Эго-целостность характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни. Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.  

Тема 4. Гуманистическая  теория личности Эриха  Фромма. 

Основные понятия. 

Позитивная свобода, ответственность, механизмы бегства  от свободы, экзистенциальные потребности, социальные типы характера. 

4.1. Понятие позитивной свободы. 

Причина трудностей в существовании современного человека заключается в пропасти между свободой и безопасностью. Борьба за свободу и автономию вызывает чувство отчуждения от общества. С одной стороны, человек стремится обладать властью над своей жизнью, то есть иметь право выбора, с другой – он нуждается в объединении с другими людьми. Этот конфликт является наиболее мощной мотивационной силой в поведении человека. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения, согласно Фромму, зависят от экономических и политических систем общества. Благодаря опыту позитивной свободы человек может избавиться от чувства одиночества и отстраненности. При этом человек является автономным, не теряя ощущения единения с другими. Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Развитие позитивной свободы осуществляется с помощью таких ключевых моментов, как любовь и труд. Благодаря любви и труду люди объединяются с другими, не теряя при этом ощущение целостности и индивидуальности. 

4.2. Механизмы бегства от свободы. 

1. Авторитаризм. Определяется Фроммом как стремление «сплавить свое «Я» с кем-то или чем-то внешним для того, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным «Я».

Авторитаризм  проявляется в мазохистских и  садистских тенденциях. При мазохистской форме авторитаризма в отношениях с другими человек проявляет зависимость, подчиненность и беспомощность. Садистская форма выражается в доминировании, контроле и эксплуатации других. У человека обычно присутствуют обе тенденции.

2. Деструктивность. Чувство неполноценности преодолевается путем покорения или унижения других.  Рационализация деструктивных действий может проявляться в форме долга, любви и патриотизма.

3. Абсолютное подчинение или конформность автомата – проявляется в том, что человек становится таким, как другие, полностью подчиняется социальным нормам и правилам, регулирующим поведение. При этом он прекращает быть собой, он превращается в топ тип личности, какого требует модель культуры и становится таким, каким его хотят видеть. Такие люди, как животные с защитной окраской, становятся неотличимы от своего окружения. 

4.3. Экзистенциальные потребности. 

-Потребность в установлении связей. Для преодоления изоляции и отчужденности человеку необходимо заботиться о ком-то, нести ответственность за кого-то. Идеальный способ связи с другими людьми осуществляется посредством продуктивной любви. Это помогает быть вместе и одновременно сохранять индивидуальность.

-Потребность в преодолении. Чтобы обладать властью над своей жизнью, что предполагает активность, надо преодолеть пассивную животную природу. Оптимальное разрешение этой потребности - творчество, с помощью которого достигается чувство свободы и значимости. Акт творчества, созидания (искусство, материальные ценности, идеи, дети) позволяет человеку подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым достичь свободы и собственной значимости.

-Потребность в корнях. Эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. Человек нуждается в основах, чувстве стабильности и прочности, в ощущении безопасности, что сходно с тем, что он получал в детстве от матери.

-Потребность в идентичности или тождества с самим собой. Все люди испытывают эту внутреннюю потребность, благодаря которой они осознают, кто и что они на самом деле и чувствуют свою непохожесть на других.  Человек с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимает себя как хозяина своей жизни, а не как следующего чьим-то указаниям.

-Потребность в опорной ориентации и преданности чему-то. Для объяснения сложности мира человеку необходима стабильная опора. Это совокупность убеждений, которые позволяют воспринимать и постигать реальность. 

4.4. Социальные типы характера. 

Информация о работе Курс лекций по "История экспериментальной психологии"