Курение на рабочем месте

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:48, реферат

Описание работы

Осознание пагубного влияния курения сигарет возросло после шестидесятых годов, когда главный хирург США опубликовал первый отчет по этой теме. С тех пор отношение к курению становилось все более и более отрицательным. На пачках сигарет стали обязательными надписи с предупреждением о том, что курение вредно для здоровья. В некоторых странах была запрещена реклама сигарет по телевидению; в некоторых общественных местах были созданы зоны, где не разрешалось курить, а в других местах курение вообще было запрещено.

Содержание

Введение
Курение на рабочих местах
Табачный дым в окружающей среде
Влияние курения на расходы работодателей
Политика и правила в отношении курения
Программы прекращения курения
Альтернативный подход к достижению прекращения курения на работе
Оценка эффективности
Борьба с курением в мире
Заключение

Работа содержит 1 файл

Курение на рабочем месте.docx

— 57.70 Кб (Скачать)

 

Политика и правила  в отношении курения

В восьмидесятые годы возросло как количество, так строгость  законов и добровольных правил, направленных на ограничение курения на работе. Лидерами в этом отношении являются некоторые правительственные и  детские учреждения. Другие законы и правила распространяются как  на правительственные, так и на частные  учреждения. Для них характерно следующее: полный запрет курения на работе ("свободные  от курения" рабочие места); ограничение  курения в общих помещениях, таких  как кафетерии и конференц-залы; курение разрешено только в специально отведенных для этого местах; удовлетворяются  интересы как курящих, так и некурящих, причем предпочтение отдается пожеланиям некурящих.

Некоторые программы регулируют курение на тех рабочих местах, где присутствуют опасные материалы. Например, в 1976 году в Норвегии были изданы правила, запрещающие назначение курящих людей на работу в такие  зоны, где они могут подвергаться воздействию асбеста. В 1988 год Испания  запретила курение в любом  месте, где комбинация вредных факторов, обусловленных курением и профессиональной деятельностью, способствует более  высокой степени риска для  здоровья работников. В Испании также  запрещено курение в любых  местах, где работают беременные женщины. Другими странами, которые приняли  законодательные меры в отношении ограничения курения на работе, являются Коста-Рика, Куба, Дания, Исландия и Израиль (ВОЗ, 1992).

Законодательство, ограничивающее курение на работе, все чаще становится частью всеобъемлющих правил, запрещающих  курение в общественных местах. Новая  Зеландия, Норвегия и Швеция приняли  такие законы, тогда как Бельгия, Голландия и Ирландия приняли  законы, запрещающие курение в  большинстве общественных мест. Закон, принятый во Франции в 1991 году, запрещает  курение во всех местах, предназначенных  для коллективного использования, в частности, в школах и в общественном транспорте (ВОЗ, 1992).

Хотя федеральные агентства  США и Канады и приняли политику, направленную на борьбу с курением, утверждение законов было оставлено  на усмотрение штатов, провинций и  муниципалитетов. К 1989 году 45 американских штатов приняли законы, ограничивающие курение в общественных местах, тогда  как 19 штатов и округ Колумбия приняли  указы, ограничивающие курение в  частных учреждениях (Bureau of National Affairs, 1989). В штате Калифорния ожидается принятие закона, согласно которому будет полностью запрещено курение во всех закрытых рабочих помещениях и который будет обязывать работодателя предпринимать разумные меры, направление на запрет курения для посетителей (Maskin, Connoly and Noonan, 1993). На протяжении некоторого времени Администрация профессиональной безопасности и здоровья (ISHA) в американском Министерстве Труда обсуждает введение правил в отношении пассивного курения на работе, рассматривая табачный дым и как отдельное токсичное вещество, и как компонент воздуха в помещении (Corporate Health Policies Group, 1993).

Еще одним стимулом для работодателей для проведения мероприятий по борьбе с курением на работе являются случаи потери трудоспособности из-за пассивного курения на рабочих местах, в отношении которых судами была назначена компенсация в пользу работника. В 1982 году федеральный апелляционный суд признал работодателя ответственным за уход работника на пенсию из-за потери трудоспособности, поскольку истец была вынуждена работать в насыщенной табачным дымом атмосфере (Parodi vs. Veterans Administration, 1982). Аналогично, работникам была выплачена денежная компенсация, поскольку у них возникали неблагоприятные реакции из-за наличия табачного дыма на рабочих местах. William Reilly, бывший руководитель агентства по охране окружающей среды США (ЕРА), выразил надежду, что угроза привлечения работодателя к ответственности, возросшая в связи с недавним признанием со стороны ЕРА пассивного курения в качестве существенной угрозы здоровью, заставит федеральное правительство принять новые правила в отношении курения (Noach, 1993).

Еще одним фактором, способствующим принятию политики, направленной на сокращение курения на работе, является изменение  общественного мнения, отражающее: (1) признание все увеличивающихся  научных доказательств вредного воздействия курения как на курящих, так и на некурящих; (2) снижение числа курящих; (3) все более негативное отношение к курению в обществе; (4) возросшее осознание прав у некурящих. Американская легочная ассоциация (1992) опубликовала данные последовательного роста процента взрослых, поддерживающих политику ограничения курения на работе, с 81 % в 1983 году до 94 % в 1992 году. Вместе с тем, за тот же период времени число людей, поддерживающих полный запрет курения, возросло с 17% до 30%, а число тех, кто выступал за отмену ограничений, упало с 15% до 5%.

Профсоюзы также все активнее выступают в поддержку политики ограничения курения.

Недавно проведенное в  США обследование выявило отчетливую тенденцию роста принятия правил не только по ограничению курения, но также и их увеличивающуюся строгость (Bureau of National Affairs, 1986, 1991). Число компаний, где действуют правила по ограничению курения, возросло с 36 % в 1986 году до 85 % в 1991 году. Одновременно за этот период времени на 16 % увеличилось число компаний, которые полностью запретили курение на рабочих местах (Bureau of National Affairs, 1991; Coalition on Smoking and Health, 1992).

 

Программы прекращения  курения

Рабочее место все больше и больше становится базой для  проведения мероприятий по образованию  в области здоровья и его сохранения. Среди нескольких упоминавшихся  исследований (Coalition on Smoking and Health, 1992), одно сообщает, что 35,6 % компаний предлагают сотрудникам определенную помощь по борьбе с курением. Еще одно исследование показало, что политика отказа о курения также может оказать поддержку тем людям, которые пытаются бросить курить, за счет создания соответствующей окружающей обстановки. Таким образом, политика отказа от курения также может рассматриваться как важный элемент программы прекращения курения.

Методы прекращения  курения подразделяются на две категории:

  • Методы без оказания помощи, включающие прекращение курения без помощи каких-либо специальных приемов; постепенное уменьшение числа выкуриваемых за день сигарет; использование сигарет с низким содержанием смол и никотина; прекращение курения вместе с друзьями, родственниками или знакомыми; использование специальных фильтров или мундштуков для сигарет; применение других не медицинских рекомендаций; замена сигарет другими видами табака (нюхательный табак, жевательный табак, курение трубки или сигар).
  • Методы с оказанием помощи, включающие посещение платной или бесплатной программы или курса по борьбе с курением; консультации у психолога; гипноз; акупунктуру и использование никотиновой жвачки или никотиновых кожных наклеек.

Эффективность разных методов  вызывает много споров, главным образом, из-за трудностей и затрат, связанных  с исследованием отдаленных результатов, а также из-за очевидной выгоды для поставщиков таких программ и продуктов. Еще одно серьезное  ограничение относится к возможности  проверки положения дел с курением у участников программы (Elixhauser, 1990). Тесты слюны, определяющие котинин - метаболит никотина, являются эффективными объективными индикаторами того, курил ли недавно человек. Однако, это сравнительно сложные и дорогие тесты, и поэтому они не нашли широкого применения. Поэтому приходится полагаться на индивидуальные отчеты, надежность которых сомнительна либо в отношении успеха борьбы с курением, либо в сокращении количества выкуренных сигарет. Эти проблемы вызывают чрезвычайные трудности при сопоставлении различных методов друг с другом, даже при использовании контрольной группы.

Несмотря на эти сложности  можно сделать два общих вывода. Во-первых, те индивидуумы, которые  добились успеха в деле бесповоротного прекращения курения, делают это  самостоятельно, часто после множества  попыток. Во-вторых, не учитывая метод  прекращения курения без какой-либо помощи, по-видимому, комбинация многочисленных вмешательств усиливает предпринятые усилия по борьбе с курением, в особенности, когда это сопровождается оказанием поддержки в деле воздержания от курения в сочетании с информацией, направленной на прекращение курения (Bureau of National Affairs, 1991). Важность последнего соображения подтверждается одним исследованием (Sorenson, Lando and Pechasek 1991), которое установило, что быстрее всего прекратили курить те люди, которые работали в большом коллективе некурящих, часто обращавшимся к ним с просьбой не курить. Однако за шесть месяцев бросило курить только 12%, а в контрольной группе - только 9 %. Отсюда со всей очевидностью следует, что, в общем, программы борьбы с курением не приносят быстрых положительных результатов, они требуют непрерывных, терпеливых усилий, направленных на достижение цели - прекращение курения.

Некоторые программы борьбы с курением на рабочих местах были слишком упрощенными или даже наивными в плане тех методов, которые они использовали, другим программам не хватало долгосрочной нацеленности и решимости добиться результатов. Компании перепробовали  все, начиная от простого ограничения  курения в специально отведенных для этого местах или автократического, внезапного объявления, которое вообще запрещало любое курение на работе, до организации дорогостоящих и  интенсивных (но не долго существующих) программ, предлагавшихся внешними консультантами. Проблема и задача заключаются в том, чтобы обеспечить успешный переход к прекращению курения на рабочем месте, не принося при этом в жертву настроение работников и производительность труда.

В следующем разделе будет  описан метод, основанный на наших современных  знаниях тех трудностей, с которыми сталкиваются люди при прекращении  курения, и позиция работодателя, необходимая для обеспечения  наилучшего пути реализации цели - прекращение  курения на работе.

 

Альтернативный подход к достижению прекращения курения  на работе

Прошлый опыт показал, что  простое предложение программ борьбы с курением всем желающим не способствует прекращению курения на рабочих  местах, поскольку большинство курящих  просто не принимает участия в  таких программах. В любой отдельный момент времени только 20% курильщиков готовы бросить эту привычку, и только меньшая их часть примет участие в такой программе. Что касается оставшихся 80% курильщиков, которые не хотят бросать курить или не верят, что они смогут это сделать, то, когда их организация станет свободным от курения местом, то простой запрет курения на рабочем месте заставит их перейти в предназначенное для курения место или вообще курить в рабочее время вне здания организации. Эта "проблема 80%", заключающаяся в том, что 80% курильщиков не хотят, чтобы им помогали, и даже не будут рассматривать свое участие в программе борьбы с курением, если бы она была им предложена, имеет многочисленные отрицательные воздействия на взаимоотношения работников, производительность труда, текущие расходы, а также затраты, связанные со здоровьем.

Организация Addiction Management Systems, расположенная в Торонто, Канада, разработала альтернативный и успешный метод. Он базируется на знании того, что изменение поведения является процессом, который может планироваться и управляться при помощи организационных и поведенческих подходов. Этот метод рассматривает процесс борьбы с курением на рабочем месте как любое другое мероприятие по изменению деятельности компании. В частности, в подобных случаях руководство принимает решения на базе той информации, которую ему представляет репрезентативная группа сотрудников. Управление мероприятиями, направленными на борьбу с курением, осуществляется путем оказания поддержки тем руководителям, которые отвечают за контроль над вносимыми изменениями, и посредством превращения курильщиков в позитивных участников такого изменения за счет обеспечения их "средствами", помогающими им приспособиться к новой среде без курения, не требуя от них бросить курить. При этом акцент делается на общении и формировании коллектива путем привлечения и просвещения всех тех, на кого оказывает влияние такое изменение в политике организации.

Фактический процесс перехода к организации рабочих мест, свободных  от курения, начинается с объявления о внесении изменений в политику учреждения в начале переходного  периода продолжительностью в несколько  месяцев, прежде чем эта новая  политика вступит в силу. С точки  зрения поведенческих аспектов, предстоящее  изменение политики действует как "стимул к изменению" и создает  новую среду, в которой для  курильщиков лучшим выходом является поиск путей для успешной адаптации  к новой обстановке.

За объявлением о таком  изменении политики следует принятие программ общения для всех сотрудников, которые предназначены, главным  образом, для двух основных групп  работников: контролеров, которые должны внедрять новую программу по борьбе с курением и следить за ее исполнением, и курильщиков, которым необходимо научиться адаптироваться к новой обстановке. Важной частью этой программы общения является доведение до сознания курильщиков того, что, хотя от них не требуют прекратить курить, они, тем не менее, должны строго придерживаться правил новой политики по запрещению курения на рабочем месте в течение рабочего дня. Все сотрудники информируются о новой политике и предстоящих изменениях.

В течение переходного  периода контролеры обеспечиваются коммуникационными материалами  и программами обучения, что дает им возможность понять изменения  в политике учреждения и предвидеть вопросы, проблемы и другие беспокойства, которые могут возникнуть в процессе внесения изменений или после  этого. Поскольку курильщики являются той группой работников, которую  изменения, при их вступлении в силу, затронут самым непосредственным образом, с ними проводятся консультации по имеющимся у них конкретным потребностям, и они также получают материалы  программы обучения. Особый акцент в этих материалах сделан на том, чтобы  ознакомить курильщиков с программой добровольного контроля за курением, которая содержит целый ряд вариантов, позволяющих курильщикам понять эту программу и научиться изменять свои привычки с целью воздержания от курения в течение рабочего дня, как того требует новая политика. Это дает возможность каждому курильщику создать свою собственную программу, успешность которой определяется самим курильщиком в том смысле, что он прекратит курение вообще или просто научится не курить в течение рабочего дня. Этим нейтрализуется возмущение курильщика, а переход к свободному от курения рабочему месту становится положительной мотивацией для самого курильщика.

Конечным результатом  такого метода является то, что, когда  наступает дата вступления в силу изменений в политике, переход  к отказу от курения на рабочем  месте происходит не как особо  важное событие - это просто случается  и притом успешно. Так происходит потому, что предшествующая работа заложила основу, была осуществлена программа  необходимых коммуникаций, а все  те, кого касались эти изменения в политике, понимали необходимость этого и имели все необходимые средства для успешного внедрения этих изменений.

Информация о работе Курение на рабочем месте