Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:40, курсовая работа
Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Введение…………………………………….………………………………………….…3
Краткая биография Л.С. Выготского………………………………………..….......4
Основные положения культурно-исторической теории……………….………....6
Развитие личности по Л.С. Выготскому…………………………………..…….…9
Культурно-историческая природа высших психических функций……………..11
Вклад Л.С. Выготского в развитие психологии …………………………….…...16
Заключение………………………………………………………………………..…....18
Список использованной литературы………………………………………….……...19
Содержание
Введение…………………………………….…………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….…….
Введение
Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.
Во
мнении последующих поколений
Выготский Лев Семенович (1896-1934)
05.11.1896 - родился Выгодский Лев Семенович - выдающийся отечественный психолог, создатель концепции развития высших психических функций. Он родился в белорусском городке Орше, но уже через год Выгодские переехали в Гомель и надолго обосновались там. Его отец, Семен Львович Выгодский был банковским служащим и страховым агентом. Мать, Цецилия Моисеевна, почти всю жизнь посвятила воспитанию своих восьми детей (Лев был вторым ребенком). Кроме Льва Семеновича, это его сестры Зинаида и Клавдия; двоюродный брат Давид Исаакович, один из видных представителей "русского формализма" (где-то в начале 20-х годов он стал публиковаться, а поскольку оба они занимались поэтикой, естественно стремление "размежеваться", чтобы их не путали, и поэтому Лев Семенович Выгодский букву "д" в своей фамилии заменил на "т").
Окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского. С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекции в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций ("Смысл психологического кризиса", рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
В
книге "История развития высших психических
функций" (1930-31, опубликованной 1960) дано
развёрнутое изложение культурно-исторической
теории развития психики: по Выготскому
необходимо различать два плана поведения
- натуральный (результат биологической
эволюции животного мира) и культурный
(результат исторического развития общества),
слитые в развитии психики. Суть культурного
поведения - в его опосредованности орудиями
и знаками, причём первые направлены "во
вне", на преобразование действительности,
а вторые "во внутрь" сначала на преобразование
других людей затем - на управление собственным
поведением. В последние годы жизни Выготский
основное внимание уделял изучению структуры
сознания ("Мышление и речь", 1934). Исследуя
речевое мышление, Выготский по-новому
решает проблему локализации высших психических
функций как структурных единиц деятельности
мозга. Изучая развитие и распад высших
психических функций на материале детской
психологии, дефектологии и психиатрии
В. приходит к выводу, что структура сознания
- это динамическая смысловая система
находящихся в единстве аффективных волевых
и интеллектуальных процессов.
2.
Основные положения
культурно-исторической
теории
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г.
В
работе «История развития высших психических
функций» Л.С. Выготский разработал культурно-историческую
теорию развития психики в процессе освоения
индивидом ценностей человеческой цивилизации.
Психические функции, данные природой
(«натуральные»), преобразуются в функции
высшего уровня развития («культурные»),
например, механическая память становится
логической, импульсивное действие - произвольным,
ассоциативные представления - целенаправленным
мышлением, творческим воображением. Этот
процесс - следствие процесса интериоризации,
т.е. формирования внутренней структуры
психики человека посредством усвоения
структур внешней социальной деятельности.
Это становление подлинно человеческой
формы психики благодаря освоению индивидом
человеческих ценностей.
Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность, осуществляемая с помощью орудий. Л.С. Выготский четко дифференцирует процессы употребления орудий у человека и у обезьян. Он соглашается с размышлениями А.Р. Леруа о недопустимости сравнения технической деятельности первых людей ("примитивов") с ловкостью бильярдного игрока, напоминающей во многом действия обезьяны и других животных. Ловкость в большой мере принадлежит к области инстинкта и передается биогенетическим путем. Техническая же деятельность "примитивов" носила надинстинктивный, надбиологический характер, что исключало возможность их биологического исследования. Изготовление лука или топора не сводится к инстинктивной операции: надо выбрать материал, узнать его свойства, высушить, размягчить, разрезать и т.д. Во всем этом ловкость может придать точность движения, но не может ни осмыслить, ни комбинировать.
Тем самым Выготский с полным основанием мог заявить, что культурно-историческая теория видит основные факторы психологического развития примитива в развитии техники. В какой мере человек создавал технику, в такой же мере она создавала его: общественный человек и техника обусловили существование друг друга. Техника, техническая деятельность обусловили существование культуры. Л.С. Выготский ввел генетический принцип и сформировал культурно-генетический метод. Так в экспериментах Л.С. Выготского исследуются не сами высшие психические функции, а процесс их генезиса, образования. Он подчеркивал, что психические закономерности жизнедеятельности современных людей можно правильно понять лишь при учете, что их поведение является результатом двух слитых в онтогенезе процессов: биологической эволюции человека как представителя органического мира и культурного развития человека как носителя разума на земле. В основу своих исследований Л.С. Выготский кладет три определяющих момента:
При исследовании омертвевших, окаменелых процессов, явлений (автоматизированные и механизированные психические процессы), которые утрачивают свой первоначальный облик и все признаки своего происхождения необходимо «превратить вещь в движение, окаменелость в процесс. Для этого исследователю приходится переделывать автоматический, механизированный, омертвевший характер высшей формы и возвращать ее историческое развитие вспять, чтобы иметь возможность проследить процесс ее возникновения (т.е. динамический анализ – путем указания на происхождение)».
Согласно
Л.С. Выготскому, человек в процессе
своего исторического развития возвысился
до создания новых движущих сил своего
поведения. Только в процессе общественной
жизни человека возникли, сложились и
развились его новые потребности, а сами
природные потребности человека в процессе
его исторического развития претерпели
глубокие изменения. Каждая форма культурного
развития, культурного поведения, считал
он, в известном смысле уже продукт исторического
развития человечества. Превращение природного
материала в историческую форму есть всегда
процесс сложного изменения самого типа
развития, а отнюдь не простого органического
созревания.
3.
Развитие личности
по Л.С. Выготскому
Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).
В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культур, развитием. Личность "не врожденна, но возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собств. поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.
Возникшие
в тот или иной период новообразования
качественно меняют психологическое
функционирование личности. Например,
появление рефлексии у
Информация о работе Культурно-историческая теория Л.С. Выготского