Критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов как основа их профессиональной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме ПВК психолога-консультанта;
2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта, сформулировать понятие продуктивной;
3. Провести сравнительный анализ полученных данных;
4. Вывести критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 48.05 Кб (Скачать)

     Профессиональный  рост практического психолога оценивается  в квалификационных категориях, которые  ему присваиваются экспертными  комиссиями. В сфере практической психологии система оценки уровня профессиональной квалификации включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые  присваиваются в зависимости  от опыта работы, качества владения профессиональными умениями. Способности, профессионально необходимые для  практического психолога, пока изучены  мало.

     Нормативный правовой статус психолога определяется соответствующими министерствами и  ведомствами, уполномоченными решать этот вопрос. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Эмпирическое исследование критериев оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов 

     2.1  Цели и задачи исследования:

     Как показал теоретический анализ, эффективный  специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают  продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это  требует эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту, строится модель желательных  черт профессионала, полученных с помощью  эксперимента, и, таким образом обобщаются критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов.

     Гипотеза: представления студентов первого  курса, пятого курса факультета психологии и работающих психологов отличаются в виду различного профессионального  теоретического и практического  опыта;

     В эмпирическом исследовании поставлены две цели:

     1. Сравнить представления студентов  первого курса, пятого курса  факультета психологии, и работающих  психологов о качествах, которые  определяют уровень эффективности  профессиональной пригодности;

     2. Обобщить критерии оценки эффективности  профпригодности будущих психологов-консультантов; 

     Исходя  из целей исследования были поставлены следующие задачи: 
1. Провести исследование;

2. Осуществить  сравнительный анализ результатов  исследования;

3. Обобщить  критерии оценки эффективности  профпригодности психологов-консультантов. 

2.2 Организация  и ход исследования:

     В нашем исследовании всего приняли  участие 21 респондентов:

     1) 5 человек - продуктивно работающие  психологи, выступающие как независимые  эксперты;

     2) 7 человек - студенты факультета  психологии пятого курса ДВГГУ;

     3) 7 человек - студенты факультета  психологии первого курса ДВГГУ.

     В ходе исследования испытуемые должны были  перечислить ряд качеств, которые во многом определяют успешность деятельности психолога-консультанта (опрос производился в устной форме). 

     2.3 Результаты исследования и их  обсуждение:

     Нами  были опрошены 5 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами-консультантами. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых  экспертов - продуктивно работающих психологов.

     Среди качеств, которыми психолог-консультант  должен обладать в полной мере для  обеспечения продуктивной деятельности независимыми экспертами были выделены шесть ведущих качеств:

     1. Умение активно слушать;

     2. Тактичность;

     3. Личная ответственность;

     4. Умение понимать последствия  своего влияния;

     5. Умение понятно говорить;

     6. Доброжелательность.

     Качества  перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующим качеством, определяющим продуктивность деятельности психолога-консультанта является умение активно слушать.

     По  мнению студентов пятого курса ДВГГУ  психолог-консультант должен обладать следующими качествами:

  1. Умение активно слушать;
  2. Умение понимать последствия влияния;
  3. Профессионализм;
  4. Уверенность в себе;
  5. Здравый смысл;
  6. Работоспособность.

     Сравнивая ответы продуктивно работающих 
психологов и студентов пятого курса мы видим, что умение активно слушать в обоих случаях выбрано как необходимое качество для продуктивной деятельности психолога-консультанта.

     Результаты  опроса студентов первого курса  ДВГГУ:

  1. Умение понятно говорить;
  2. Профессионализм;
  3. Здравый смысл;
  4. Внимательность;
  5. Умение активно слушать;
  6. Личная ответственность;
  7. Самоуважение;
  8. Приятная внешность.
 

     Эти результаты показывают еще недостаточную 
профессиональную теоретическую и практическую подготовленность студентов первого курса к психологической консультативной деятельности по сравнению как со студентами пятого курса, так и продуктивно работающими психологами.

     Вышеперечисленные качества отличаются от 
взглядов двух других групп испытуемых. В ходе исследования нами были получены результаты подтверждающие гипотезу 1: представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии и работающих психологов отличаются в виду различного профессионального теоретического и практического опыта. Следует отметить, что представления студентов пятого курса ближе и чаще совпадают нежели взгляды студентов первого курса на качества, которые определяют продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. Мы полагаем, что это объясняется наличием полной теоретической базы и наличием опыта диагностической, психолого-педагогической и консультативной практики у студентов пятого курса. Все эти знания, умения и навыки приближают студентов-выпускников к верному пониманию критериев оценки эффективности профессиональной пригодности психологов-консультантов.

     Анализируя  результаты исследования с точки  зрения того, к какой сфере относятся  наиболее "популярные" для продуктивной деятельности качества, мы приходим к  некоторым выводам, что определяющими  для профессиональной деятельности психолога-консультанта являются: коммуникативная  и познавательная сферы.

     Таким образом, качества входящие в 
коммуникативную (обмен информацией, обогащение друг друга за счет накопления каждым запаса знаний) и познавательную сферы (умение применять старые знания и приобретать новые) являются необходимыми для продуктивности деятельности психолога-консультанта.

     По  результатам исследования были определены качества, являющиеся критериями оценки эффективности профпригодности  психологов-консультантов:

     Коммуникативная сфера:

  1. Умение активно слушать;
  2. Умение понятно говорить.

    Познавательная  сфера:

  1. Профессионализм;
  2. Умение понимать последствия своего влияния;
  3. Здравый смысл.

     
    2.4 Выводы:

     На  основании результатов исследования критериев оценки эффективности профпригодности психологов-консультантов можно сделать следующие выводы:

     Были  выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, которые набрали  наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и степень развития которых позволяют оценивать  уровень продуктивности профессиональной деятельности психолога-консультанта.

     Они были проранжированы в порядке убывания:

  1. Умение активно слушать;
  2. Умение понятно говорить;
  3. Профессионализм;
  4. Понимание последствий своего влияния;
  5. Внимательность;
  6. Здравый смысл;
  7. Самообразование;
  8. Личная ответственность;
  9. Уверенность в себе;
  10. Интеллектуальность;
  11. Самоуважение;
  12. Доброжелательность;
  13. Владение теорией;
  14. Стрессоустойчивость;
  15. Эмпатия;
  16. Рефлексия;
  17. Внимание к деталям.

     Отсюда  видно, что ведущими критериями оценки 
эффективности профпригодности психологов-консультантов являются умение активно слушать и понятно говорить.

     Гипотеза  о том, что представления студентов  первого курса, пятого курса факультета психологии и работающих психологов (независимых экспертов) будут отличаться в виду различного профессионального  психологического опыта, подтвердилась. Однако по некоторым пунктам взгляды  на качества, определяющие успешность профессиональной деятельности психолога-консультанта, совпадали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами выявлены два основных качества, наличие которых  является одним из критериев оценки уровня продуктивности профессиональной деятельности психолога-консультанта:

    • Умение активно слушать;
    • Умение понятно говорить.

     Данные  результаты подтверждают предварительный 
теоретический анализ работ А.Ф. Ануфриева, И.В. Дубровиной, А.К. Болотовой, где говорится о том, что эффективность слушания зависит от точного понимания слов говорящего, а также от понимания невербальных сигналов, т.е. от умения активно слушать. Свободное владение речью является составляющей модели эффективного психолога-консультанта. 
Цель нашей работы достигнута, были изучены и обобщены критерии оценки эффективности профессиональной пригодности психологов-консультантов.

     Для большей точности и достоверности  полученных данных, представляется целесообразным провести исследования на большей выборке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

  1. Абрамова  Г.С. Практическая психология: учебное  пособие. - М., 1997. - 368 с.;
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1998;
  3. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи // Вопросы психологии: Журнал №5, 1988;
  4. Дмитриева М.А., Крылов А.А.. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Ленинград, 1979;
  5. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей / В.Н. Дружинин. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с.;
  6. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной информационной и организационной деятельности / Под ред. Б.А. Душкова. - М., 2005;
  7. Забродин Ю.М. "Модель личности" в психодиагностике: учебное пособие для практических психологов. – М., 1994;
  8. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - С-Пб.: Питер, 2006;
  9. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности. // Психология труда. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 — 352 с.;
  10. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996;
  11. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М.: МГУ, 1986;
  12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999;
  13. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие. - М.,1997. – 365 с.;
  14. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.;
  15. Молоканов М.В. Личностные компоненты успешности практического психолога. – М.: Изд-во «Дисс», 1994;
  16. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 2000;
  17. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебное пособие. - М., 2000;
  18. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989;
  19. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.,1994;
  20. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л., 1977;
  21. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательская корпорация "Логос", 1996;
  22. Шелепова Е.С. В проблеме профессионально важных качеств субъекта трудовой деятельности. - Тверь: ТГУ, 2007.

Информация о работе Критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов как основа их профессиональной подготовки