Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа
Были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме ПВК психолога-консультанта;
2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта, сформулировать понятие продуктивной;
3. Провести сравнительный анализ полученных данных;
4. Вывести критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов.
Профессиональный
рост практического психолога
Нормативный
правовой статус психолога определяется
соответствующими министерствами и
ведомствами, уполномоченными решать
этот вопрос.
Глава
2. Эмпирическое исследование
критериев оценки эффективности
профессиональной пригодности
будущих психологов-консультантов
2.1 Цели и задачи исследования:
Как
показал теоретический анализ, эффективный
специалист обладает характерными качествами,
которые во многом обуславливают
продуктивность профессиональной деятельности
психолога-консультанта. Все это
требует эмпирической проверки. На
основе качеств, присущих эффективному
специалисту, строится модель желательных
черт профессионала, полученных с помощью
эксперимента, и, таким образом обобщаются
критерии оценки эффективности профессиональной
пригодности будущих
Гипотеза:
представления студентов
В эмпирическом исследовании поставлены две цели:
1.
Сравнить представления
2.
Обобщить критерии оценки
Исходя
из целей исследования были поставлены
следующие задачи:
1. Провести исследование;
2. Осуществить
сравнительный анализ
3. Обобщить
критерии оценки эффективности
профпригодности психологов-
2.2 Организация и ход исследования:
В нашем исследовании всего приняли участие 21 респондентов:
1)
5 человек - продуктивно работающие
психологи, выступающие как
2) 7 человек - студенты факультета психологии пятого курса ДВГГУ;
3)
7 человек - студенты факультета
психологии первого курса
В
ходе исследования испытуемые должны
были перечислить ряд качеств,
которые во многом определяют успешность
деятельности психолога-консультанта
(опрос производился в устной форме).
2.3 Результаты исследования и их обсуждение:
Нами были опрошены 5 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами-консультантами. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов - продуктивно работающих психологов.
Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной мере для обеспечения продуктивной деятельности независимыми экспертами были выделены шесть ведущих качеств:
1. Умение активно слушать;
2. Тактичность;
3. Личная ответственность;
4. Умение понимать последствия своего влияния;
5. Умение понятно говорить;
6. Доброжелательность.
Качества
перечислены в порядке
По мнению студентов пятого курса ДВГГУ психолог-консультант должен обладать следующими качествами:
Сравнивая
ответы продуктивно работающих
психологов и студентов пятого курса мы
видим, что умение активно слушать в обоих
случаях выбрано как необходимое качество
для продуктивной деятельности психолога-консультанта.
Результаты опроса студентов первого курса ДВГГУ:
Эти
результаты показывают еще недостаточную
профессиональную теоретическую и практическую
подготовленность студентов первого курса
к психологической консультативной деятельности
по сравнению как со студентами пятого
курса, так и продуктивно работающими
психологами.
Вышеперечисленные
качества отличаются от
взглядов двух других групп испытуемых.
В ходе исследования нами были получены
результаты подтверждающие гипотезу 1:
представления студентов первого курса,
пятого курса факультета психологии и
работающих психологов отличаются в виду
различного профессионального теоретического
и практического опыта. Следует отметить,
что представления студентов пятого курса
ближе и чаще совпадают нежели взгляды
студентов первого курса на качества,
которые определяют продуктивность профессиональной
деятельности психолога-консультанта.
Мы полагаем, что это объясняется наличием
полной теоретической базы и наличием
опыта диагностической, психолого-педагогической
и консультативной практики у студентов
пятого курса. Все эти знания, умения и
навыки приближают студентов-выпускников
к верному пониманию критериев оценки
эффективности профессиональной пригодности
психологов-консультантов.
Анализируя результаты исследования с точки зрения того, к какой сфере относятся наиболее "популярные" для продуктивной деятельности качества, мы приходим к некоторым выводам, что определяющими для профессиональной деятельности психолога-консультанта являются: коммуникативная и познавательная сферы.
Таким
образом, качества входящие в
коммуникативную (обмен информацией, обогащение
друг друга за счет накопления каждым
запаса знаний) и познавательную сферы
(умение применять старые знания и приобретать
новые) являются необходимыми для продуктивности
деятельности психолога-консультанта.
По результатам исследования были определены качества, являющиеся критериями оценки эффективности профпригодности психологов-консультантов:
Коммуникативная сфера:
Познавательная сфера:
2.4 Выводы:
На основании результатов исследования критериев оценки эффективности профпригодности психологов-консультантов можно сделать следующие выводы:
Были выявлены профессионально важные качества психолога-консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
Они были проранжированы в порядке убывания:
Отсюда
видно, что ведущими критериями оценки
эффективности профпригодности психологов-консультантов
являются умение активно слушать и понятно
говорить.
Гипотеза
о том, что представления студентов
первого курса, пятого курса факультета
психологии и работающих психологов
(независимых экспертов) будут отличаться
в виду различного профессионального
психологического опыта, подтвердилась.
Однако по некоторым пунктам взгляды
на качества, определяющие успешность
профессиональной деятельности психолога-консультанта,
совпадали.
Заключение
В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами выявлены два основных качества, наличие которых является одним из критериев оценки уровня продуктивности профессиональной деятельности психолога-консультанта:
Данные
результаты подтверждают предварительный
теоретический анализ работ А.Ф. Ануфриева,
И.В. Дубровиной, А.К. Болотовой, где говорится
о том, что эффективность слушания зависит
от точного понимания слов говорящего,
а также от понимания невербальных сигналов,
т.е. от умения активно слушать. Свободное
владение речью является составляющей
модели эффективного психолога-консультанта.
Цель нашей работы достигнута, были изучены
и обобщены критерии оценки эффективности
профессиональной пригодности психологов-консультантов.
Для
большей точности и достоверности
полученных данных, представляется целесообразным
провести исследования на большей выборке.
Список
литературы