Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа
Были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме ПВК психолога-консультанта;
2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта, сформулировать понятие продуктивной;
3. Провести сравнительный анализ полученных данных;
4. Вывести критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов.
Следующие умения, необходимые для успешного общения:
1)Умение
учитывать индивидуальное
2)
Умение ставить себя на место
другого и видеть мир, работы,
нас, все происходящее его
3) Умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним [12].
Кроме вербальных средств консультант должен владеть набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные характеристики относятся к умению психолога консультанта устанавливать и поддерживать контакт с клиентом [17].
Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников [Ю.Б. Алешина, 2000].
2. Эмоционально-волевая сфера:
В эту группу входят такие качества, как:
В
экспериментальном исследовании личностных
особенностей практических психологов
Е.Э. Смирновой эмпирически было
показано, что специалисты, характеризующиеся
более высокой
Некоторыми
исследователями подчеркивается необходимость
развития у психолога-консультанта
для обеспечения эффективности
профессиональной деятельности (в частности
коммуникативной) таких качеств
как эмоциональная
3.
Познавательная (когнитивная) сфера:
Поскольку
личность во многом определяет уровень
продуктивности коммуникативной деятельности,
помимо желательных и необходимых
личностных качеств, некоторые исследователи
выделяют ряд отрицательных качеств,
препятствующих психологу-консультанту
эффективному выполнению профессиональной
деятельности [Аминов Н.А., Молоканов
М.В., 1992; Смирнова Е.Э., 1977]. К отрицательным
качествам психолога-
Высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в себе, способствует доминированию направленности на избегание неуспеха, чем на успех [18].
Е.Э.Смирнова утверждает, что застенчивость мешает практическому психологу, так как лиц с высокими показателями по данному фактору отличает сниженная способность контакта, неуверенность, растерянность, рассеянность [20].
Как субъект психодиагностической деятельности, которая является составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных качеств), психолог по мнению А.Ф. Ануфриева, должен обладать такими качествами [2]:
Автор отмечает, что правомерность выделения перечисленных психологических особенностей нуждается в специальной эмпирической проверке посредством проведения экспериментальных исследований и соответствующих практических мероприятий [2].
Р. Кочунас в своей работе "Основы психологического консультирования" говорит, что "наиболее эффективный способ развития коммуникативной компетентности заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности" [12].
Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии, предложивший "клиентцентрированный" подход, выделил четыре качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения психолога с клиентом, их можно предложить в качестве критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта:
Конгруэнтность
- термин, который мы используем для
обозначения точного
Это значит, что мне нужно знать свои собственные
чувства настолько хорошо, насколько это
возможно, а не показывать какое-либо отношение
к человеку, чувствуя совсем другое на
более глубоком или подсознательном уровне.
Откровенность также включает желание
выражать в словах и поведении свои различные
чувства и отношения. Только так мои отношения
могут быть правдивыми, а это очень важно
[19, с.58].
Психологу-консультанту целесообразно провести самостоятельную работу с четырьмя правилами, которые предлагает Роджерс, чтобы принять себя таким, какой ты есть:
Опишем представления Р.Кочюнаса о модели эффективного психолога-консультанта, он выделяет наличие следующих качеств:
В работе Р. Кочюнаса "Основы психологического консультирования" перечислены три постулата, которые можно выделить как факторы продуктивной деятельности психолога-консультанта:
Важнейшее качество деятельности психолога-консультанта – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога-консультанта проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог-консультант должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания [1].
Профессиональные
умения определяют успешность практической
деятельности психолога, его способность
применять психологические
Профессиональные
навыки – это упрочившиеся, легко
и уверенно выполняемые профессиональные
действия, которые позволяют психологу-
В области психологии специалист должен:
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся:
Данные требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога-консультанта. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности [17].
В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор) [1].
Для успешной работы в сфере научной психологии необходимы соответствующие способности. К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, «для ученого-психолога не представляется необходимым или весьма важным обладание какой-нибудь специальной особенностью, помимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого ученого вообще...» [13].