Критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов как основа их профессиональной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме ПВК психолога-консультанта;
2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта, сформулировать понятие продуктивной;
3. Провести сравнительный анализ полученных данных;
4. Вывести критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 48.05 Кб (Скачать)

     Следующие умения, необходимые для успешного  общения:

     1)Умение  учитывать индивидуальное своеобразие  каждого человека;

     2) Умение ставить себя на место  другого и видеть мир, работы, нас, все происходящее его глазами;

     3) Умение выбирать по отношению  к другому человеку наиболее  подходящий способ поведения, способ обращения с ним [12].

     Кроме вербальных средств консультант  должен владеть набором невербальных средств, среди которых и контакт  глаз, и характеристики голоса, и  поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные характеристики относятся к умению психолога консультанта устанавливать и поддерживать контакт с клиентом [17].

     Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников [Ю.Б. Алешина, 2000].

      
2. Эмоционально-волевая сфера:

     В эту группу входят такие качества, как:

    • Саморегуляция – способность контролировать свои чувства, поведение;
    • Ответственность – умение отвечать за свои поступки.

     В экспериментальном исследовании личностных особенностей практических психологов Е.Э. Смирновой эмпирически было показано, что специалисты, характеризующиеся  более высокой ответственностью, выполняют работу на более высоком  профессиональном уровне [18]. Ответственность выполняет компенсаторную функцию по отношению к недостающим качествам, однако такие черты как эмоциональная неустойчивость и высокая тревожность не могут полностью компенсироваться высоким уровнем ответственности.

     Некоторыми  исследователями подчеркивается необходимость  развития у психолога-консультанта для обеспечения эффективности  профессиональной деятельности (в частности  коммуникативной) таких качеств  как эмоциональная устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная заразительность [М.В. Молоканов, 1995; И.М. Юсупов, 1992; Е.Э.Смирнова, 1977].

    • Уверенность в себе;
    • Эмоциональный контроль, стабильность;
    • Критические способности к себе, которые будут способствовать дальнейшему личностному росту.

  3. Познавательная (когнитивная) сфера: 

  • Здравый смысл;
  • Живой, ищущий ум;
  • Гибкость ума – способность заниматься несколькими проблемами одновременно;
  • Внимание к деталям;
  • Креативность - способность к творческому решению задач. В деятельности психолога-консультанта это выражается также в выдвижении нескольких гипотез;

     Поскольку личность во многом определяет уровень  продуктивности коммуникативной деятельности, помимо желательных и необходимых  личностных качеств, некоторые исследователи  выделяют ряд отрицательных качеств, препятствующих психологу-консультанту эффективному выполнению профессиональной деятельности [Аминов Н.А., Молоканов  М.В., 1992; Смирнова Е.Э., 1977]. К отрицательным  качествам психолога-консультанта относят такие личностные особенности  как предрасположенность к синдрому эмоционального сгорания, высокий уровень  тревожности, застенчивость [15].

     Высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных  ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность  в себе, способствует доминированию  направленности на избегание неуспеха, чем на успех [18].

     Е.Э.Смирнова утверждает, что застенчивость мешает практическому психологу, так как  лиц с высокими показателями по данному  фактору отличает сниженная способность  контакта, неуверенность, растерянность, рассеянность [20].

     Как субъект психодиагностической деятельности, которая является составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных качеств), психолог по мнению А.Ф. Ануфриева, должен обладать такими качествами [2]:

      • Общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому;
      • Высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;
      • Тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни;
      • Терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;
      • Свободное владение речью;
      • Критичность и гибкость мышления.

     Автор отмечает, что правомерность выделения  перечисленных психологических  особенностей нуждается в специальной  эмпирической проверке посредством  проведения экспериментальных исследований и соответствующих практических мероприятий [2].

     Р. Кочунас в своей работе "Основы психологического консультирования" говорит, что "наиболее эффективный способ развития коммуникативной компетентности заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности" [12].

     Карл  Роджерс, один из основателей гуманистической  психологии, предложивший "клиентцентрированный" подход, выделил четыре качества, которые необходимы для успешного и развивающего общения психолога с клиентом, их можно предложить в качестве критериев оценки продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта:

  1. Конгруэнтность;
  2. Принятие себя;
  3. Принятие других;
  4. Эмпатическое понимание.

     Конгруэнтность - термин, который мы используем для  обозначения точного соответствия нашего опыта и его осознания.  
Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства настолько хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть правдивыми, а это очень важно [19, с.58].

     Психологу-консультанту целесообразно провести самостоятельную  работу с четырьмя правилами, которые  предлагает Роджерс, чтобы принять  себя таким, какой ты есть:

    • Прочь от слова "должен";
    • Прочь от соответствия ожиданиям;
    • Вера в свое "Я";
    • Положительное отношение к самому себе.
 

     Опишем  представления Р.Кочюнаса о модели эффективного психолога-консультанта, он выделяет наличие следующих качеств:

    1. аутентичность (полное осознание настоящего момента, выбор способа жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор);
    2. открытость собственному опыту (как искренность в восприятии собственных чувств, но не откровенность перед другими людьми);
    3. развитие самопознания (чем больше консультанта знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя);
    4. сила личности и идентичность (консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией);
    5. толерантность к неопределенности (так как многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Именно такие ситуации являются спутниками консультирования);
    6. принятие личной ответственности (понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования);
    7. глубина отношений с другими людьми (способность оценивать людей без осуждения, уметь свободно выражать свои чувства);
    8. постановка реалистичных целей (важно понимать ограниченность своих возможностей);
    9. эмпатия. 

     В работе Р. Кочюнаса "Основы психологического консультирования" перечислены три постулата, которые можно выделить как факторы продуктивной деятельности психолога-консультанта:

    1. Личная зрелость консультанта – успешно решает свои проблемы, терпим, откровенен, искренен к себе;
    2. Социальная зрелость консультанта – терпим, откровенен, искренен по отношению к другим;
    3. Зрелость консультанта – это процесс, а не состояние [16, c.32].
 
    1. Профессионально важные качества психолога и психолога-консультанта:
 

     Важнейшее качество деятельности психолога-консультанта – профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога-консультанта проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

     Психолог-консультант должен быть разносторонне подготовленным специалистом. Поэтому его профессиональная эрудиция включают в себя не только знания в области психологии, но и определенную совокупность знаний в области философии, истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания [1].

     Профессиональные  умения определяют успешность практической деятельности психолога, его способность  применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические  «техники».

     Профессиональные  навыки – это упрочившиеся, легко  и уверенно выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу-консультанту эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист [13].

     В области психологии специалист должен:

  1. понимать цели, методологию и методы профессиональной деятельности психолога;
  2. владеть инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований;
  3. понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
  4. знать историю развития и современные проблемы психологической науки;
  5. знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
  6. понимать мозговые механизмы психических процессов и состояний;
  7. знать природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности человека;
  8. знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
  9. знать психологические закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
  10. знать механизмы внимания, эмоциональных явлений, процессы волевой регуляции;
  11. иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
  12. знать психологические закономерности общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;
  13. знать закономерности психического развития человека на каждой возрастной ступени;
  14. знать основные закономерности психологии образования;
  15. знать критерии нормы и патологии психических процессов, состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;
  16. иметь представление о психологических проблемах трудовой деятельности человека;
  17. знать основные сферы и виды деятельности психолога;
  18. знать основы психодиагностики и психологического консультирования;
  19. знать основы психотерапии, коррекционной и развивающей работы психолога;
  20. владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии [15].

     Кроме того, в рамках соответствующей специализации  психолог должен владеть целым рядом  углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации  относятся:

  1. общая психология;
  2. психология личности;
  3. социальная психология;
  4. политическая психология;
  5. психология менеджмента;
  6. психология труда и организационная психология;
  7. клиническая психология;
  8. психофизиология;
  9. специальная психология;
  10. психология развития и возрастная психология;
  11. педагогическая психология;
  12. психологическое консультирование;
  13. психология социальной работы;
  14. юридическая психология;
  15. спортивная психология.

     Данные  требования как минимум необходимы для профессиональной деятельности психолога-консультанта. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности [17].

     В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических  наук) и ученых званий (доцент и профессор) [1].

     Для успешной работы в сфере научной  психологии необходимы соответствующие  способности. К.А. Рамуль считает необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, «для ученого-психолога не представляется необходимым или весьма важным обладание какой-нибудь специальной особенностью, помимо тех способностей, которые необходимы или весьма важны для каждого ученого вообще...» [13].

Информация о работе Критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов как основа их профессиональной подготовки