Критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов как основа их профессиональной подготовки

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Были выделены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме ПВК психолога-консультанта;
2. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта, сформулировать понятие продуктивной;
3. Провести сравнительный анализ полученных данных;
4. Вывести критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 48.05 Кб (Скачать)

Тема: Критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов  как основа их профессиональной подготовки  

     Введение 

     В связи с расширением сферы  услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. Работа посвящена  изучению профессионально важных качеств, поскольку они во многом определяют успешность психологической деятельности в целом. 
Также, до сих пор остаётся нераскрытым вопрос определения критериев оценки эффективности профессиональной пригодности психолога. Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что критерий дает возможность регулирования, коррекции и развития тех способностей, которые позволят достичь определённых успехов в деятельности психолога-консультанта.  
В качестве объекта исследования выступает ПВК.

     Предметом исследования является влияние ПВК на успешность достижения целей консультирования.

     Были  выделены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературные  источники по проблеме ПВК  психолога-консультанта;

  2. Рассмотреть особенности профессиональной  деятельности психолога-консультанта, сформулировать понятие продуктивной;

  3. Провести сравнительный анализ  полученных данных;

  4. Вывести критерии оценки эффективности  профессиональной пригодности будущих  психологов-консультантов.

  Реализация  поставленных задач исследования осуществлялись с помощью методов:

  1. Опрос;
  2. Беседа;

     3. Метод экспертных оценок;

     4. Интервью. 

     В эксперименте принимали участие: консультирующие  профессиональные психологи (5 человек), студенты-выпускники факультета психологии ДВГГУ (8 человек), студенты ДВГГУ первого  курса (8 человек). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретический  аспект изучения профессионально  важных качеств психолога-консультанта

     1.1 Понятие профессионально важных  качеств (ПВК) в психологии: 

     Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой  отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные  свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и  психомоторных процессов), а также  физические качества, соответствующие  требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией.

     В понимании ПВК существует много  различных подходов и многообразие используемых терминов.

     По  мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности [21].

     Согласно  Е.П. Ермолаевой, «ПВК – психологический  потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки – необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности» [8].

     По  мнению А.К. Маркова, в функции ПВК  могут выступать как собственно психические и личностные, так  и биологические свойства субъекта профессиональной деятельности — соматические, морфологические, нейродинамические и др. [14]

     Ю.В. Котелова рассматривает понятие «профессионально важных признаков» и предлагает отнести к ним психологические особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельностей, а также особенности внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и особенности личности [11].

     Е.С. Шелепова рассматривает профессионально важные качества (ПВК) как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. Среди них широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки, особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности – даже анатомо-морфологические характеристики человека [22].

     М. А. Дмитриева и А.А. Крылов вводят понятие «профессионально важные свойства», к которым относят следующие: индивидуально-типологические (индивидуальный стиль деятельности), сенсорные и  перцептивные (особенности ощущения и восприятия), аттенционные (свойства внимания), психомоторные, мнемические (свойства памяти), иммажитивные (свойства воображения), мыслительные, волевые свойства и интеллектуальные умения [4].

     Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов отмечают, что кроме индивидуальных качеств  личности таких как отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), к ПВК также относятся физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией» [6].

     Многие  ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности.

     Формирование  подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих  посылок:

    • у человека уже есть определенные качества, и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности;
    • общая логика такой перестройки деятельности:

     а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью;

     б) появление и развитие новых качеств  и способностей;

     в) формирование индивидуального стиля  деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала [5].

     А.В. Карпов дает следующее определение: «Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и  достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо  и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными  результативными параметрами –  качеством, производительностью, надежностью» [9].

     Некоторые специалисты обращают внимание на структуру  ПВК как ключевой критерий, обеспечивающий формирование профессиональной пригодности  субъекта. Так, Е.А. Климов выделяет «пять  основных слагаемых системы профессионально  ценных качеств»:

    1. Гражданские качества – идейный моральный облик человека как члена коллектива, общества;
    2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;
    3. Дееспособность, которая образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.);
    4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга;
    5. Навыки, привычки, знания, опыт [10].

     При этом автор указывает на то, что  «при конкретном анализе профессиональной пригодности данного человека и  при соответствующем воспитании следует помнить, что профессионально  ценные качества в каждом случае «не  рядоположены, а образуют нечто целое, систему» [3].

     А.В. Карпов различает четыре основные группы индивидуальных качеств, образующих в  совокупности структуру профессиональной пригодности:

    • абсолютные ПВК – свойства, необходимые для выполнения деятельности как таковой на минимально допустимом или нормативно-заданном – среднем уровне;
    • относительные ПВК, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких («наднормативных») количественных и качественных показателей деятельности «ПВК мастерства»);
    • мотивационная готовность к реализации той или иной деятельности; доказано, что высокая мотивация может существенно компенсировать недостаточный уровень развития многих иных ПВК (но не наоборот);
    • анти-ПВК: структура профессиональной пригодности предполагает минимальный уровень их развития или даже их 
      отсутствие. Это свойства, которые выступают профессиональными противопоказаниями к той или иной деятельности. Они, в противоположность качествам первых трех групп, коррелируют с параметрами деятельности значимо, но отрицательно [6].

     Профессиональная  пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов.

     Психологами установлено, что любая деятельность реализуется на базе системы ПВК, представляющей собой набор своеобразных симптомокомплексов субъективных свойств, специфических для той или иной профессиональной деятельности. Симптомокомплексы формируются у субъекта в ходе освоения им соответствующей деятельности и содержат в себе специфические подсистемы ПВК, обеспечивающие выполнение каждого очередного этапа профессиональной деятельности (формирование вектора «мотив–цель», планирование деятельности, переработка текущей информации, концептуальная модель, принятие решения, действия, проверка результатов, коррекция действий) [22].

     Таким образом, анализ литературы показывает, что любая деятельность реализуется  на базе системы ПВК. Это означает, что каждая деятельность требует  определенной совокупности ПВК, которая  является их закономерно организованной системой. Система ПВК выступает  как определенная совокупность субъектных свойств, специфичная для той  или иной деятельности. Она не задана в готовом виде, а формируется  у субъекта в ходе освоения им деятельности.

     1.2 Особенности профессиональной деятельности 
психолога-консультанта:
 

     Проблеме  изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта [Ю.Б. Алешина, 2000; Г.С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р.С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994].

     Психолог  выступает как индивидуальность, как человек. В этом смысле возникает  множество проблем, связанных с  социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов. В нашем исследовании необходимо определить коммуникативные способности, знания и умения психолога-консультанта. 
Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога - характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель "перспективного" специалиста строится на основе экспертных оценок [Г.Е. Леевик, 1982].

     Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:

  1. Коммуникативная сфера;
  2. Эмоционально-волевая сфера;
  3. Познавательная сфера.

      Перейдем  к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.

    1. Коммуникативная сфера: сфера, являющаяся основной, 
      т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста. Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Следующее важное качество - способность к эмпатии. Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми - это невербальные коммуникации.

        Умение  наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога-консультанта - наблюдательность. Специфическая  особенность наблюдательности в  профессиях типа "человек-человек" состоит в том, что:

    1. Нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические состояния или свойства;
    2. Необходимо дифференцировать признаки;
    3. Связывать с интересом именно к человеку как объекту наблюдения;
    4. Содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей [7].

Информация о работе Критерии оценки эффективности профессиональной пригодности будущих психологов-консультантов как основа их профессиональной подготовки