Креативность как поведенческий фактор и свойство личности. Параметры креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества. А чем ценно это качество для того, кто им обладает? Самое важное в креативности – совершенствование себя, причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ.

Содержание

1.
Введение
3с.
2.
Качества креативной личности.
4с.
3.
Креативная личность и профессиональная карьера.
6с.
4.
Самооценка креативности личности.
10с.
5.
Заключение
15с.
6.
Список используемой литературы.
16с.

Работа содержит 1 файл

СКД.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

(В данном варианте  теста в каждой серии предлагалось  по двадцать заданий. Если на 20 заданий испытуемый предложил  36 ответов, его индекс оригинальности  будет равен 36/20= 1,8).

2. Индекс оригинальности.

Сначала считается индекс оригинальности каждого ответа, а затем индекс оригинальности всех ответов испытуемого, то есть индекс оригинальности его работы.

Работа проводилась  следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный в данном выборе, и подсчитывается частота встречаемости каждого ответа.

,

где Z — индекс оригинальности каждого ответа; i — номер задания; r - частота встречаемости конкретного  ответа у каждого испытуемого относительно данной однородной выборки.

Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого  складываются.

,

где Nор – индекс оригинальности работы испытуемого; Х – общее количество ответов.

Например, на стимул «быстрый, зеленый, полный», из 50 испытуемых 46 дали ответ «поезд», индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким  образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов испытуемого: 1/5 + 1/6 + 1/7 + 1/24 = 9,8.

Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен 9,8/20 = 0,49.

3. Индекс уникальности  ответов. Уникальным считается ответ, у которого индекс оригинальности Zi= 1

,

где Nун — индекс уникальности ответов (относительно данной выборки); l — количество уникальных ответов (Zi = 1)

4. Индекс селективного  процесса.

Для получения этого индекса требуется дополнительная процедура, которая заключается в следующем: все предложенные в данной выборке на каждый стимул ответы сводятся в общую таблицу и затем предлагаются испытуемому. Испытуемый из всех зафиксированных ответов должен выбрать наиболее оригинальный и яркий.

Подобный выбор проводится и группой экспертов. Затем выборы сравниваются.

Индекс селективного процесса вычисляется по следующей  формуле:

,

где Р — число совпадений выборов; У — общее количество заданий.

При анализе результатов  более информативными являются качественные показатели (Nоп, Nум). Количественный показатель (Nа) важен лишь с точки зрения, высказанной Медником, что среди большого количества ответов с большей вероятностью может быть получен оригинальный ответ.

Испытуемые упорядочиваются  по шкале креативности по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности. И лишь затем происходит коррекция по количественному показателю. Индекс селективного процесса является наименее объективным, так как зависит от мнения экспертов, и учитывается в последнюю очередь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из исследований в области психологии творчества, в творческой активности человека выделяются два аспекта: операциональный (креативность, творческие способности и т.д.) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность и т.д.), причем второй аспект имеет решающее значение для творческого поведения. Утверждается высокая роль мировоззрения человека в становлении его как творца: «Если интеллектуальная одаренность не влияет непосредственно на творческие успехи человека, если в ходе развития креативности формирование определенной мотивации и личностных черт предшествует творческим проявлениям, то можно сделать вывод об особом типе личности – «Человек творческий».

Таким образом, креативность – это  обширная характеристика личности, которая  на данном этапе развития психологии определяется не только способностью к творчеству, но и комплексом иных психических свойств личности: эмоциональной подвижностью, мотивацией, эмпатией, определенным интеллектуальным уровнем, коммуникативными качествами, определенным  восприятием и т.д. В данном случае способность к творчеству понимается широко, с позиции личностного подхода, который позволяет трактовать эту способность как явление развивающееся и соответственно с ней развивается креативность.

Сегодня среди нас все больше тех, кто находит время и силы, чтобы на досуге заниматься творчеством – будь то пение, танцы или роспись по глине. Многие сейчас нацелены на зарабатывание денег, но работа не всегда дает возможности самовыражения, а возможность реализоваться, уважать себя для нас – одна из главных жизненных потребностей. Когда мы не можем удовлетворить ее, мы очень плохо себя чувствуем. Разбудив в себе творческое начало, мы меняемся сами и изменяем свою жизнь: тот, кто сделал этот шаг, становится более уверенным и устойчивым в жизни человеком. И это отражается не только в личной жизни, но и в трудовом процессе. Начинает видеть новые возможности творчески проявить себя, в том числе и в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Бабошина, Е. Б. Саморазвитие  личности студента в образовательном  пространстве вуза: Учебное пособие. – Курган: Изд-во КГУ, 2004. – 162с.

2. Богоявленская, Д.Б.  Психология творческой способности  / Д.Б. Богоявленская.- М.: Академия, 2002. – 320 с.

3. Выготский Л.С. Психологические основы творческой деятельности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования / Сост. В. И. Аксенова, Р. Г. Карандашова. – Ставрополь: СКИПКРО, 2000.

4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 488с.

5. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: учеб пособие / А. В. Морозов. – М.: Акад. Проект: Традиция, 2001. – 559с .

6. Разумникова О.М. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности / О. М. Разумникова, О. С. Шемелина // Вопросы психологии, 1999, № 5.




Информация о работе Креативность как поведенческий фактор и свойство личности. Параметры креативности