Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:21, контрольная работа
Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества. А чем ценно это качество для того, кто им обладает? Самое важное в креативности – совершенствование себя, причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ.
1.
Введение
3с.
2.
Качества креативной личности.
4с.
3.
Креативная личность и профессиональная карьера.
6с.
4.
Самооценка креативности личности.
10с.
5.
Заключение
15с.
6.
Список используемой литературы.
16с.
Заочная форма обучения
Контрольная работа № 2
по предмету «Введение в специальность»
студента заочной формы гр. 3СКД
Кадочникововй Елены Сергеевны
Вариант 2. Креативность как поведенческий фактор и свойство личности. Параметры креативности.
План:
1. |
Введение |
3с. |
2. |
Качества креативной личности. |
4с. |
3. |
Креативная личность и профессиональная карьера. |
6с. |
4. |
Самооценка креативности личности. |
10с. |
5. |
Заключение |
15с. |
6. |
Список используемой литературы. |
16с. |
Введение
Креативность – это
слово сегодня у всех на устах.
Мы восхищаемся креативными
Креативность – наша способность к творчеству. Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества. А чем ценно это качество для того, кто им обладает? Самое важное в креативности – совершенствование себя, причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ.
Внутренняя сущность человека, со всеми её изгибами и неожиданностями, до сих пор остаётся самой неразгаданной загадкой, поэтому раскрыть глубины этой тайны — сложнейшая задача. Даже если только чуть-чуть удастся приоткрыть дверь в необъятные глубины человеческой сущности, то это будет значить выйти на дорогу, на дорогу понимания процесса становления человека, его исторического предназначения, его предыстории, и соответственно его будущего.
Как в настоящем, так
и в прошлых столетиях
Креативность — это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.
1. Креативность, как поведенческий фактор и свойство личности.
В обыденном сознании
понятия «умный» и «
Креативность – творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.
Креативность – это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к окружающим: он готов признать, что привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают.
Одним из крупных, хотя и не бесспорных достижений XX века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум — явление очень разностороннее, и недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами — чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность — это уже талант, исключительно высокая — гений.
Лишь по прошествии полувека
пришло осознание того, что признаком
высокой одаренности является не
столько ловкость в решении тестовых
задач, сколько оригинальность мышления,
а самое главное —
В английском языке эта
особенность получила название креативности.
Ввиду неблагозвучия
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.
Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество); гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решение несовпадающих с общепринятыми); законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид; способность видеть проблему там, где ее не видят другие; способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы; способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой. способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части; способность легко ассоциировать отдаленные понятия; способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; гибкость мышления; способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки; способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; легкость генерирования идей; творческое воображение; способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Обычно, креативные люди обладают высоким интеллектом и готовностью к риску, то есть креативный человек не боится высказывать свои идеи вслух, и главной особенностью таких людей является оригинальность, но без стремления подчеркнуть свою необычность.
2. Креативная личность и профессиональная карьера.
Решая вопросы карьерного продвижения и принимаясь за то или иное дело, надо суметь учесть большое количество факторов: насколько оно мне интересно; как это дело может повлиять на мое будущее; что будет, если я его сделаю плохо или откажусь от выполнения; сколько я смогу получить за эту работу; сколько за такую работу платят в другом месте; каковы перспективы этой работы; какие дополнительные возможности открывает данная должность; с кем надо пообщаться, прежде чем браться за это дело?
Вот качества творческой личности, которые помогают в профессиональной карьере, выявленные американскими психологами Э. Торренсом и Л. Холлом: высокая способность к действиям, выходящим за рамки обычных явлений; высокая способность к проникновению в нужды других; способность внушать веру в свои силы партнеру по общению, проявлять сопереживание, интуицию, дружелюбие, оптимизм; способность разрешать конфликты там, где они не имеют логического решения; наличие чувства грядущего — яркое представление того, что будет.
Удачная карьера строится на правильных решениях. Алгоритм решения проблемы обычно разбивают на пять этапов: определение проблемы; нахождение и анализ альтернатив; выбор оптимального варианта; выполнение решения; оценка результатов и их коррекция.
Творческое мышление всегда нешаблонно и отличается умением воспринимать обычные вещи необычным образом, увидеть парадоксально новое в ортодоксально старом. Если говорить образно, то шаблонное мышление — это поиск в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы. Нешаблонное — попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вскопанную наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных на ее создание. С другой стороны, люди могут находиться в тенетах обязательств перед социумом — необходимость идти по ранее выбранному пути.
По мысли психолога Э. Боно, существуют 4 основных принципа нешаблонного мышления: осознание господствующих идей и способность отказаться от них; поиски альтернативных подходов к проблеме; высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления; использование случая.
Знаменитый исследователь
проблем менеджмента Генри
Принципы обращения к интуиции, разработанные Г. Минцбергом, таковы: для убеждения других и самого себя в правильности интуитивного решения надо в дальнейшем подкреплять его языком логики; чем выше уровень иерархии, на котором принимается решение, тем больше требуется интуиции. На низких уровнях иерархии достаточно формальных правил и процедур; интуиции требуется тем больше, чем больше нестабильности и неопределенности в ситуации.
Интуицию связывают с процессами мышления, которые осуществляются на бессознательном уровне. Для улучшения процессов мышления можно улучшить психические познавательные процессы — ощущения, восприятия, память, воображение и др.
В проблематике исследования
творческой личности обращается особое
внимание на мотивацию, которая тормозит
или стимулирует процесс
Вопреки бытующему мнению мотивация престижа, достижения в некоторых случаях становится тормозом на пути к творчеству, понимаемому как постановка новых проблем. Это происходит, например, в ситуации соревнования или в ситуации временного ограничения (Волах, Коган, 1965). Чем выше уровень мотивации достижения, считает Д. Б. Богоявленская, тем больше тормозится познавательная деятельность в ситуации соперничества. Мотивация достижения, которая является спутником развивающейся личности, становится преградой при необходимости проявить творчество.
А. Ф. Лазурским было введено понятие активности, которое, по существу отождествляется с понятием нервно-психической энергии. С точки зрения А.Ф. Лазурского, необходимо отличать понятия воли и активности, энергии. Энергия выступает как внутренний источник, определяющий уровень психической деятельности. Лазурский подчеркивал, что энергия и активность – не волевое усилие, а «нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений». Уровень проявления активности рассматривался Лазурским в качестве основного критерия классификации личности. Количество нервно-психической энергии, степень активности – основание для классификации уровней, типов соотношения личности и внешней среды. Таких уровней три: низший психический уровень: индивид недостаточно приспособлен к внешней среде, которая подчиняет себе слабую психику малоодаренного человека. В результате личность не дает и того немногого, что могла бы дать; средний тип: индивид хорошо приспосабливается, приноравливается к внешней среде и находит в ней место, соответствующее внутреннему психическому складу; высший тип: индивид отличается стремлением переделать внешнюю среду согласно своим предпочтениям и потребностям. На этом уровне ярко выражен процесс творчества. Таким образом, третий высший уровень А.Ф. Лазурский связывал не столько с уровнем приспособления к внешней среде, т.е. с более или менее удачным решением встающих перед человеком практических или теоретических задач, сколько с преобразующей деятельностью человека. Содержанием же этой деятельности является, прежде всего, активность, инициатива, порождение новых идей, к которым должно приспосабливаться общество. Тезис Лазурского о том, что высшее проявление таланта состоит не в приспособлении, а в продуцировании новых идей, не потерял своего значения до настоящего времени.