Креативность как поведенческий фактор и свойство личности. Параметры креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества. А чем ценно это качество для того, кто им обладает? Самое важное в креативности – совершенствование себя, причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ.

Содержание

1.
Введение
3с.
2.
Качества креативной личности.
4с.
3.
Креативная личность и профессиональная карьера.
6с.
4.
Самооценка креативности личности.
10с.
5.
Заключение
15с.
6.
Список используемой литературы.
16с.

Работа содержит 1 файл

СКД.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

ГКОУ СПО «Курганский областной  колледж культуры»

Заочная форма обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 2

 

по предмету «Введение в специальность»

 

студента заочной формы  гр. 3СКД

 

Кадочникововй Елены  Сергеевны

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашний адрес: г.Курган, ул. Тельмана, 16-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2. Креативность как поведенческий фактор и свойство личности. Параметры креативности.

 

План:

1.

Введение

3с.

2.

Качества креативной личности.

4с.

3.

Креативная личность и профессиональная карьера.

6с.

4.

Самооценка креативности личности.

10с.

5.

Заключение

15с.

6.

Список используемой литературы.

16с.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Креативность – это  слово сегодня у всех на устах. Мы восхищаемся креативными людьми, за креативными сотрудниками охотятся компании, это качество встречается в большинстве резюме. Почему оно сегодня так востребовано? И что именно можно считать креативностью?

Креативность – наша способность к творчеству. Она  реализуется в форме новых  идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества. А чем ценно это качество для того, кто им обладает? Самое важное в креативности – совершенствование себя, причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ.

Внутренняя сущность человека, со всеми её изгибами и  неожиданностями, до сих пор остаётся самой неразгаданной загадкой, поэтому раскрыть глубины этой тайны — сложнейшая задача. Даже если только чуть-чуть удастся приоткрыть дверь в необъятные глубины человеческой сущности, то это будет значить выйти на дорогу, на дорогу понимания процесса становления человека, его исторического предназначения, его предыстории, и соответственно его будущего.

Как в настоящем, так  и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру всего человечества в целом. Термин «творчество» указывает, и на деятельность личности, и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. Творчество — это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающему миру, его желания, мечты, чувства, которые и двигают человечество вперёд, несмотря ни на что. В основе творчества лежит открытость к возможностям мира. Творчески направленная личность более открыта для получения внешней информации, она переживает проблемы мира, как свои, её энергия не терпит смирения, ищет выход, пути решения.

Креативность — это  способность к творчеству, способность  порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек — это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует, делая жизнь ярче, интереснее, превращая всё во что-то новое, неповторимое.

 

 

 

 

 

 

 

1. Креативность, как поведенческий фактор и свойство личности.

 

В обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный»  выступают почти синонимами. В  традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый  запас знаний. Такая точка зрения вряд ли верна, хотя и не лишена оснований. Еще древние указывали на отличие «многознающих» от «многомудрых». Однако можно предположить, что для человека недалекого ума процессы приобретения, хранения и адекватного воспроизведения информации представляются затруднительными (на этом, в частности, основано включение заданий на осведомленность в некоторые батареи тестов интеллекта). Но очевидно также, что ум состоит не только в способности приобретать информацию и владеть ею, но активно ею пользоваться для решения разнообразных задач. Причем по-настоящему умным считают человека, способного справляться с задачами, алгоритм решения которых ему заранее не известен, а возможно, не известен вообще никому.

Креативность – творческие способности, которые могут проявляться  в мышлении, чувствах, общении и  характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.

Креативность – это  процесс преодоления косности в  мышлении, чувствах, общении. Креативный человек всегда более терпим к  окружающим: он готов признать, что  привычный для него способ поведения, может быть, не самый лучший, но принятый им именно в силу привычки; что каждый человек живет в своем мире и видит этот мир по-своему, самостоятельно, а не так, как ему диктуют те, кто его окружают.

Одним из крупных, хотя и  не бесспорных достижений XX века стала возможность достаточно объективной оценки умственных способностей с помощью формализованных методов. Пионер тестирования интеллекта А. Бине подчеркивал, что человеческий ум — явление очень разностороннее, и недопустимо сводить его оценку к одному-единственному показателю. Тем не менее, долгое время господствовало привычное представление, что умственная одаренность адекватно измеряется тестами — чем выше балл, тем выше одаренность. А высокая одаренность — это уже талант, исключительно высокая — гений.

Лишь по прошествии полувека пришло осознание того, что признаком  высокой одаренности является не столько ловкость в решении тестовых задач, сколько оригинальность мышления, а самое главное — оригинальность его продукта. Традиционные тестовые задания эту особенность ума практически не выявляют. Она требует пристального изучения и создания соответствующих методов оценки.

В английском языке эта  особенность получила название креативности. Ввиду неблагозвучия буквального  перевода, который по-русски звучал бы как «творческость», англоязычный термин утвердился и в русском языке.

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. Вопрос о компонентах творческого  потенциала человека остается до сих  пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Люди, обладающие таким  типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного  решения, а начинают искать решения  по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество); гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей; оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решение несовпадающих с общепринятыми); законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид; способность видеть проблему там, где ее не видят другие; способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы; способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой. способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части; способность легко ассоциировать отдаленные понятия; способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту; гибкость мышления; способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки; способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний; способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией; легкость генерирования идей; творческое воображение; способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Обычно, креативные люди обладают высоким интеллектом и готовностью к риску, то есть креативный человек не боится высказывать свои идеи вслух, и главной особенностью таких людей является оригинальность, но без стремления подчеркнуть свою необычность.

 

 

 

 

 

 

2. Креативная личность и профессиональная карьера.

 

Решая вопросы карьерного продвижения и принимаясь за то или иное дело, надо суметь учесть большое количество факторов: насколько оно мне интересно; как это дело может повлиять на мое будущее; что будет, если я его сделаю плохо или откажусь от выполнения; сколько я смогу получить за эту работу; сколько за такую работу платят в другом месте; каковы перспективы этой работы; какие дополнительные возможности открывает данная должность; с кем надо пообщаться, прежде чем браться за это дело?

Вот качества творческой личности, которые помогают в профессиональной карьере, выявленные американскими психологами Э. Торренсом и Л. Холлом: высокая способность к действиям, выходящим за рамки обычных явлений; высокая способность к проникновению в нужды других; способность внушать веру в свои силы партнеру по общению, проявлять  сопереживание, интуицию, дружелюбие, оптимизм; способность разрешать конфликты там, где они не имеют логического решения; наличие чувства грядущего — яркое представление того, что будет.

Удачная карьера строится на правильных решениях. Алгоритм решения проблемы обычно разбивают на пять этапов: определение проблемы; нахождение и анализ альтернатив; выбор оптимального варианта; выполнение решения; оценка результатов и их коррекция.

Творческое мышление всегда нешаблонно и отличается умением воспринимать обычные вещи необычным образом, увидеть парадоксально новое в ортодоксально старом. Если говорить образно, то шаблонное мышление — это поиск в одном и том же направлении, углубление одной и той же ямы. Нешаблонное — попытка копать яму в другом месте. Нежелание оставлять вскопанную наполовину яму объясняется отчасти тем, что жаль усилий, затраченных на ее создание. С другой стороны, люди могут находиться в тенетах обязательств перед социумом — необходимость идти по ранее выбранному пути.

По мысли психолога  Э. Боно, существуют 4 основных принципа нешаблонного мышления: осознание господствующих идей и способность отказаться от них; поиски альтернативных подходов к проблеме; высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления; использование случая.

Знаменитый исследователь  проблем менеджмента Генри Минцберг полагал, что при ведении бизнеса  ко многим решениям не могут быть применены  рациональные подходы, так как ситуации в нем часто бывают очень неопределенными. Поэтому в трудных случаях надо обращаться к внутреннему чувству — интуиции, то есть быстрому познанию чего-либо без всякого размышления.

Принципы обращения  к интуиции, разработанные Г. Минцбергом, таковы: для убеждения других и самого себя в правильности интуитивного решения надо в дальнейшем подкреплять его языком логики; чем выше уровень иерархии, на котором принимается решение, тем больше требуется интуиции. На низких уровнях иерархии достаточно формальных правил и процедур; интуиции требуется тем больше, чем больше нестабильности и неопределенности в ситуации.

Интуицию связывают  с процессами мышления, которые осуществляются на бессознательном уровне. Для улучшения  процессов мышления можно улучшить психические познавательные процессы — ощущения, восприятия, память, воображение и др.

В проблематике исследования творческой личности обращается особое внимание на мотивацию, которая тормозит или стимулирует процесс творчества. В частности, Д. Б. Богоявленская  выявила влияние ряда личностных качеств, в том числе мотивационной сферы, на становление творческой личности.

Вопреки бытующему мнению мотивация престижа, достижения в  некоторых случаях становится тормозом на пути к творчеству, понимаемому  как постановка новых проблем. Это  происходит, например, в ситуации соревнования или в ситуации временного ограничения (Волах, Коган, 1965). Чем выше уровень мотивации достижения, считает Д. Б. Богоявленская, тем больше тормозится познавательная деятельность в ситуации соперничества. Мотивация достижения, которая является спутником развивающейся личности, становится преградой при необходимости проявить творчество.

А. Ф. Лазурским было введено  понятие активности, которое, по существу отождествляется с понятием нервно-психической  энергии. С точки зрения А.Ф. Лазурского, необходимо отличать понятия воли и активности, энергии. Энергия выступает как внутренний источник, определяющий уровень психической деятельности. Лазурский подчеркивал, что энергия и активность – не волевое усилие, а «нечто гораздо более широкое, лежащее в основе всех вообще наших душевных процессов и проявлений». Уровень проявления активности рассматривался Лазурским в качестве основного критерия классификации личности. Количество нервно-психической энергии, степень активности – основание для классификации уровней, типов соотношения личности и внешней среды. Таких уровней три: низший психический уровень: индивид недостаточно приспособлен к внешней среде, которая подчиняет себе слабую психику малоодаренного человека. В результате личность не дает и того немногого, что могла бы дать; средний тип: индивид хорошо приспосабливается, приноравливается к внешней среде и находит в ней место, соответствующее внутреннему психическому складу; высший тип: индивид отличается стремлением переделать внешнюю среду согласно своим предпочтениям и потребностям. На этом уровне ярко выражен процесс творчества. Таким образом, третий высший уровень А.Ф. Лазурский связывал не столько с уровнем приспособления к внешней среде, т.е. с более или менее удачным решением встающих перед человеком практических или теоретических задач, сколько с преобразующей деятельностью человека. Содержанием же этой деятельности является, прежде всего, активность, инициатива, порождение новых идей, к которым должно приспосабливаться общество. Тезис Лазурского о том, что высшее проявление таланта состоит не в приспособлении, а в продуцировании новых идей, не потерял своего значения до настоящего времени.

Информация о работе Креативность как поведенческий фактор и свойство личности. Параметры креативности