Креативность как поведенческий фактор и свойство личности. Параметры креативности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:21, контрольная работа

Описание работы

Она реализуется в форме новых идей и подходов в науке, культуре, политике, бизнесе – словом, во всех динамичных областях жизни, где развита конкуренция. Этим и определяется ее ценность для общества. А чем ценно это качество для того, кто им обладает? Самое важное в креативности – совершенствование себя, причем совершенствование одухотворенное. Любое творческое занятие помогает постигать собственные ценности, обретать личностный смысл. А это важнейшая духовная потребность, которая отличает нас от всех живых существ.

Содержание

1.
Введение
3с.
2.
Качества креативной личности.
4с.
3.
Креативная личность и профессиональная карьера.
6с.
4.
Самооценка креативности личности.
10с.
5.
Заключение
15с.
6.
Список используемой литературы.
16с.

Работа содержит 1 файл

СКД.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

Д. Б. Богоявленская соединяет когнитивный  и мотивационный компоненты креативности в едином исследовательском комплексе. Она выделяет три качественных уровня творческих способностей: стимульно-продуктивный (соответствующий минимальному проявлению творчества); эвристический (для которого характерно проявление творчества только в силу необходимости – когда ситуация вынуждает); креативный (для которого характерна внешне нестимулированная творческая активность).

Вопреки укрепившемуся  в психологии мнению о безусловно положительной роли мотивации достижения, в котором мотивация достижения рассматривается как условие  успеха, ее исследования показали, что данная мотивация характерна для стимульно-продуктивного уровня и не является определяющей в структуре креативной личности. Это соотносится с концепцией А. Маслоу о самоактуализирующейся личности, согласно которой высший уровень развития личности заключается в независимости от среды и оценочных суждений других людей. Высшей ценностью ставится деятельность сама по себе и базовым мотивом является внутренняя мотивация.

Исследования отечественных и  зарубежных ученых позволяют говорить о том, что существует тесная связь между эмоциональными и интеллектуальными характеристиками личности. По данным исследований (Волах, Коган, Богоявленская), эвриста характеризует отсутствие внутреннего беспокойства, тревожности, наличие адекватного реагирования, уверенность в своих силах.

Высокий уровень тревожности и  неуверенность в своих силах  способны в какой-то степени препятствовать проявлению креативности. Мотивация  достижения, порождая тревожность, становится тормозом на пути к творчеству.

Это происходит, например, в ситуации соревнования или в ситуации временного ограничения. Мотивация достижения, которая является спутником развивающейся личности, становится преградой при необходимости проявлять креативность.

М. В. Крупина полагает, что мотивационная сфера выступает базовым компонентом в структуре креативной личности. Она же утверждает, что ситуации соперничества, и ситуации временного ограничения значительно снижают продуктивность творческой  деятельности у людей с мотивом избегания неудач. Однако это не означает, что они менее способны к творческой деятельности: снятие моментов соревновательности и временного лимита делают людей с мотивом избегания неудач не менее результативными, чем люди с мотивом достижения (при равных интеллектуальных показателях). Крупиной выявлено, что для креатива характерна внутренняя мотивация, для не креативов же характерна мотивация внешняя положительная или внешняя отрицательная. Креативы – это люди, которые в силу своих внутренних особенностей способны и хотят сами менять окружающую обстановку. Для них деятельность является способом внутреннего самовыражения, а не способом удовлетворения вторичных потребностей и оценка ее окружающими не является столь значимой для них.

Можно сказать, что в  структуре креативной личности достаточным показателем креативности является способность субъекта жить настоящим. То есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни» (А. Маслоу). Основной мотив их поведения стремление к самоактуализации, т.е. реализация своих способностей. Актуализироваться, значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности, опираясь на мотив достижения.

Итак, исследование М. В. Крупиной показало, что в структуре креативной личности мотив достижения успеха становится личностно незначимым. Мотивация достижения (в ситуациях соревнования или временного ограничения) становится тормозом на пути к творчеству, понимаемому как постановка новых проблем. Чем выше уровень мотивации достижения, тем в большей степени понижается проявление познавательной деятельности в ситуации соперничества. Мотив достижения успеха не только не является условием креативности, а, напротив, гасит ее проявления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Самооценка креативности личности.

Предложенная методика представляет собой русскоязычный  адаптированный вариант теста С. Медника (тест отдаленных ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории  психологии способностей Института психологии Российской академии наук на выборке школьников старших классов Л. Г. Алексеевой, Т. В. Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет - А. Н. Ворониным.

Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.

При разработке данного  теста использовались принципы построения методики, не регламентирующей деятельность испытуемого. Так, тестовые задания  были максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.

Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто  скрытого, блокируемого креативного  потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных  условиях.

Задания методики не были как-либо ограничены. Она была построена не по принципу теста или задачи, а как неограниченное поле деятельности в виде однотипных задач.

Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий. Желательно работать с испытуемым индивидуально, хотя возможен и групповой вариант.

Методика (Л. Г. Алексеева, Т. В. Галкина) состоит из разминки и двух серий заданий, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток времени. При выполнении заданий испытуемому не ставится никаких временных ограничений.

Медник придавал большое  значение разминке (warm up). Испытуемые, имеющие  разминку перед основной серией, имели  явное преимущество перед испытуемыми, лишенными ее. Разминка необходима для облегчения процесса вхождения  испытуемого в деятельность и адаптацию к ней.

Разминка в русскоязычной  модификации представляет собой  вербальные задания, построенные по «принципу омонизма»: испытуемому  предлагают два слова-качества двух разных значений омонима, необходимо подобрать  соответствующее каждому общее слово. Таким образом, испытуемый только вводится в деятельность по решению вербальных задач, однако принцип решения основных заданий не дается.

Непосредственно после  разминки дается первая серия основных заданий. Вторая серия проводится с  испытуемым через определенный промежуток времени (3—5 дней) после первой серии. Характерной чертой первой серии является то, что дается инструкция, не содержащая установки на достижение оригинальных результатов, то есть испытуемому просто предлагается решать вербальные задачи, без какой-либо ориентации на то, что необходимы оригинальные, образные и многочисленные решения.

Особенности процедуры  тестирования заключаются в следующих  принципах работы:

Работа проводится индивидуально, но можно работать и с небольшими группами (до 20 человек). Для проведения эксперимента выбирается тихое, хорошо освещенное помещение. Обязательно, чтобы испытуемый сидел за столом один (случай работы с группой) для исключения общения во время эксперимента. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых испытуемый записывает варианты своих ответов.

Перед началом работы у испытуемого должно быть серьезное  и доброжелательное отношение к  эксперименту, что можно достичь  продуманными объяснениями, соответствующими возрасту и состоянию испытуемого. Закончив вступительную беседу, экспериментатор предлагает инструкцию к разминке. Разминка представляет собой своеобразное обсуждение возможностей решения тестовых задач.

Инструкция к разминке:

«Сейчас я предложу вам  небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе механизм их решения. Я даю вам два слова. Вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло составить с ним словосочетание. Например, вам даются слова: деревянная, пионерская. Ответом могут служить слова: линейка, комната. Какие еще слова вы можете предложить?

Возьмем другую пару: горячая, кафельная. Ответ: плитка. Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол.»

Испытуемому предлагают карточки с заданиями разминки, которые  он последовательно решает, записывая  ответы на самих карточках.

Задания разминки: фирменные, рекордные; детская, чернильница; шахматная, изящная; бумажный, осенний; вкусный, английский.

С испытуемым постоянно  обсуждается момент возможности-невозможности  употребления определенных выражений. Экспериментатор в процессе обсуждения подводит испытуемого к мысли  о возможности употребления самых  невероятных словосочетаний.

Если разминка представляет собой своеобразное обсуждение, то есть работу испытуемого в паре с экспериментатором, то подобное общение полностью исключается при проведении основных серий. Экспериментатор зачитывает инструкцию, затем предлагает задать возникшие вопросы. Для ответа на них экспериментатор вновь зачитывает вслух соответствующие места из инструкции. Чтобы не нарушить адекватность условий эксперимента, экспериментатор не должен пытаться разъяснять своими словами смысл заданий и примеры решений. Убедившись, что испытуемый понял сущность задания, экспериментатор разрешает взять первую карточку из первой серии.

Инструкция:

«Итак, переходим к  основной серии задач. Суть каждого  задания примерно такая же, что  и в заданиях разминки. Только теперь вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например, быстрый, зеленый, полный, словом-ответом быть слово поезд. Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например, часы, скрипка, единство. Ответом может служить: мастер: часовой мастер, скрипичный мастер, единственный мастер, или с предлогом - мастер по часам.

Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если вы изменяете слова-стимулы, то пишите только предлагаемое слово. Работайте удобном для вас режиме, во времени вы не ограничены. Так как здесь важны сугубо ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально.»

 

Тест

1.

случайная

гора 

долгожданная

любовь, ребенок, вывод

2.

вечерняя 

бумага 

стенная

картина,  часы

3.

обратно

родина 

путь 

далекий, дорога, идти

4.

далеко 

слепой

будущее

страх, ужас,

5.

народная 

страх

мировая

господство

6.

деньги 

билет

свободное

плавание, получить, отдать, подарить

7.

человек

погоны 

завод

новый

8.

дверь

доверие

быстро

вход

9.

друг 

город

круг

замкнутый

10.

поезд

купить 

бумажный

билет,

11.

цвет 

заяц 

сахар

бумага

12.

ласковая 

морщины

сказка

мама

13.

певец

Америка

тонкий

толстый

14.

тяжелый

рождение 

урожайный

год

15.

много

чепуха 

прямо

говорить

16.

кривой 

очки 

острый

глаз

17.

садовая

мозг 

пустая 

голова

18.

гость

случайно 

вокзал 

встреча




 

Алгоритм расчета  основных показателей теста.

Все результаты, полученные на определенной выборке, фиксируются  и сводятся в общую таблицу, где  по вертикали заносятся фамилии  испытуемых, а по горизонтали все  предложенные испытуемым ответы на слова-стимулы. На серию делается отдельная таблица.

Критерии оценки:

1. Количество  ассоциаций.

,

где х — общее количество ответов; у — общее количество заданий.

Информация о работе Креативность как поведенческий фактор и свойство личности. Параметры креативности