Кратковременная память: методы исследования и основные результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Память - одно из основных свойств центральной нервной системы выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма.
Сохранение следов является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в центральной нервной системе происходит ее сложная переработка.
Память это прошлое, или прошлый опыт. Память фундаментальный процесс. Если у человека, общества нет прошлого, то тогда, в каком-то смысле, отсутствует настоящее и будущее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 стр.
1. Модели кратковременной памяти………………………………………..4 стр.
2. Механизмы работы и объем кратковременной памяти………………..5 стр.
3. Методы исследования и основные результаты …………………...........8 стр.
3.1. Определение объема кратковременной памяти
по методу Джекобса..………………………………………...........9 стр.
3.2. Определение индекса кратковременной памяти по методу
Л.С. Мучника и В.М. Смирнова…………………………………11 стр.
3.3. Измерение объёма кратковременной памяти методом
определения отсутствующего элемента …………………….......13 стр.
3.4. Методика «Исследование кратковременной памяти»
А.Р. Лурии………………………………………………………….14 стр.
3.5. Методика «Определения объема кратковременной
зрительной памяти»………………………………………………..17 стр.
3.6. Объем кратковременной слуховой памяти
«Запомни цифры».………………………………………………...18 стр.
Заключение……………………………………………………………………..19 стр.
Список источников и литературы ..………………………………………...20 стр.

Работа содержит 1 файл

Кратковременная память.docx

— 239.68 Кб (Скачать)

Анализ  результатов и формулирование выводов  об объёме кратковременной памяти проходит на основании полученных количественных данных, а также на основе словесного отчёта испытуемых о ходе процесса запоминания.

В процессе обработки результатов исследования необходимо установить:

  • ряды, воспроизведенные полностью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспериментатором. Для удобства их обозначают знаком «+»;
  • наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правильно;
  • количество правильно воспроизведенных рядов, больших, чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях.

Коэффициент объема памяти, вычисляют по формуле:

Пк – обозначение объема кратковременной памяти;

А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;

С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;

n – число серий опыта.

Для анализа результатов  пользуются следующей шкалой оценки кратковременного запоминания:

Коэффициент объема памяти (Пк)

Уровень кратковременного запоминания

10

очень высокий

(как правило, является  следствием использования испытуемым  логических средств или специальных  приемов мнемотехники - в редких случаях такое запоминание являет собой феномен)

8-9

высокий

7

средний

6-5

низкий

3-4

очень низкий

(исследование памяти  нужно повторить через 

несколько дней)


 

В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.

Низкий и средний уровень  кратковременного запоминания может  быть повышен благодаря систематической  тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.

3.2. Определение индекса кратковременной памяти

по методу Л.С. Мучника и В.М. Смирнова

Метод определения  индекса кратковременной памяти (ИКП), предложенный Л.С. Мучником и В.М. Смирновым, позволяет дифференцированно  определять объем кратковременной  и оперативной памяти (соответственно КП и ОП), их соотношение и взаимосвязь.

Методика  состоит из двух частей:

1. Определяется  объем кратковременной памяти  на числа по классической методике (метод Джекобса).

2. Далее  определяется объем оперативной памяти по следующей методике:

  • испытуемому предъявляют случайные однозначные числа, которые он должен попарно складывать в уме и запоминать результаты сложения;
  • после окончания испытуемый должен воспроизвести все (во всех случаях сумма не превышает 9).

Сверить результаты каждого  опыта с предъявленным материалом. Знаком «+» отмечаются правильно  воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью, воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, отмечаются знаком «–».

Составить сводную таблицу  результатов и вычислить процент  правильно воспроизведенных рядов  каждой длины.

Объем оперативной  памяти определяется количеством удержанных результатов сложения, т.е. осуществленной испытуемым деятельности.

Полная  характеристика кратковременной памяти индекс кратковременной памяти дается с учетом полученных величин объема КП и ОП. Эти три величины предлагается связать между собой в виде формулы:

ИКП = (ОП + КП) х (ОП / КП), где

ИКП – индекс кратковременной памяти;

ОП – объем оперативной памяти;

КП – объем кратковременной памяти.

Индекс кратковременной  памяти есть некоторое абстрактное  число, дающее суммарную количественную характеристику кратковременной памяти испытуемого.

По данным Л.С. Мучника  и В.М. Смирнова, у здоровых людей  индекс кратковременной памяти колеблется в пределах 6,27 - 11,29, при этом отношение  объема оперативной памяти к объему кратковременной варьирует в пределах 0,60-0,86.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента

Этот метод не требует  полного воспроизведения всего  ряда. Такой ряд, заранее заученный  испытуемым, предъявляется ему последовательно  зрительно или на слух.

Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые  используются в эксперименте (числовые ряды, слова и др. из 13 двузначных чисел (от 13 до 25)):

  • затем эти стимулы предъявляются им в случайном порядке;
  • испытуемых должен определить, какой из элементов ряда отсутствует в предъявленной последовательности.

Методика определения  отсутствующего элемента упрощает и  сокращает ответную реакцию испытуемого, но вместе с тем требует осуществления  достаточно сложных преобразований предъявленной информации.

Испытуемому нужно назвать  лишь одно число. Но если он называет его  правильно, то это значит, что некоторое  время он сохраняет все предъявленные  в случайном порядке числа, упорядочивает  их и обнаруживает, какое не было предъявлено. По данным Бушке, испытуемые могут удерживать в памяти 9 - 11 чисел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Методика «Исследование кратковременной памяти»

А.Р. Лурии

Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она  позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Испытуемому четко произносится подряд 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.

После чего предлагается сразу же их повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

1. Обработка результатов:

  • посчитать общее количество правильно воспроизведенных слов при каждом повторении, и записать в графе протокола V;
  • построить по этим данным график заучивания. На оси абсцисс откладываются порядковые номера повторений, а на оси ординат – значения V.

График заучивания слов

 

  • подсчитать частоту воспроизведения каждого слова за все количество повторений и вычислить для них коэффициент запоминания по формуле (точность вычислений равна 1%):

Кi —коэффициент запоминания первого слова;

Рi — его абсолютная частота;

n — количество повторений.

Построить график частоты  запоминания каждого слова. На оси  абсцисс откладываются порядковые номера слов, на оси ординат –  значения

Характеристика испытуемого:

  • если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
  • зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
  • «кривая» в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

 

График частоты  запоминания слов.

Составить сводные таблицы  по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.

Наряду с этим, можно  вычислить процент потери информации через час после запоминания:

Vдолговрем. - объем долговременной памяти (через один час);

V6 - количество воспроизведенных слов в 6-й серии.

Проанализировать формы  полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы.

По форме кривой можно  сделать выводы относительно особенностей запоминания.

Так, у здоровых детей  с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят  меньше количество, могут демонстрировать  застревание на «лишних» словах. Большое  количество «лишних» слов свидетельствует  о расторможенности или расстройствах  сознания.

При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с  нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может  указывать на ослабление внимания, и/либо выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том  случае, если испытуемый (взрослый или  ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем, с каждым разом все  меньше и меньше (кривая на графике  не возрастает, а снижается). Кроме  того, если испытуемый воспроизводит  все меньше и меньше слов, это  может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный  характер кривой свидетельствует о  неустойчивости внимания. Кривая, имеющая  форму «плато», свидетельствует  об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. 

Следует обратить внимание на наличие «краевого эффекта». 
Число слов, удержанных и воспроизведенных в первой серии, показывает объем слуховой кратковременной памяти. Нормой считается объем, равный 7±2 слов (единицы информации).

Число слов, удержанных и  воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Методика «Определения объема кратковременной

зрительной памяти»

Методика состоит в  следующем:

  • испытуемому предлагается  поочередно 2 рисунка стимульных изображения ломаных линий;

  • затем выдаются трафареты для воспроизведения с просьбой нарисовать на ней все линии, которые он видел и запомнил на каждой части рисунка.

По результатам двух опытов устанавливается среднее количество линий, которое он воспроизвел по памяти правильно.

Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей  линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более  чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.

3.6. Объем кратковременной слуховой памяти

 «Запомни цифры»

Экспериментатор зачитывает последовательно ребёнку ряд цифр (громко, четко, выразительно), с интервалом в одну секунду между цифрами.

После прослушивания каждого  ряда ребенок должен его повторить  вслед за экспериментатором. Это  продолжается до тех пор, пока ребёнок  не допустит ошибки. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 ± 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц. Средний объем кратковременной памяти ребенка в дошкольном возрасте, приблизительно равен его возрасту в годах.

Баллы

Объем памяти

Возраст

Вывод

10

8 и более единиц

10-12 лет

Полностью готовы к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объему кратковременную память.

7 - 8 единиц

6 - 9 лет

8

5 - 6 единиц

6 - 9 лет

В общем, готовы к обучению в школе и имеют среднеразвитую по объему кратковременную память.

6 - 7 единиц

10 - 12 лет

4

3 - 4 единицы

6 - 9 лет

Не достаточно готовы к обучению

в школе.

4 - 5 единиц

10 - 12 лет

2

1 - 2 единицы

6 - 9 лет

Не готовы к обучению в школе.

2 - 3 единицы

10-12 лет

0

0 единиц

6 - 9 лет

Совершенно не готовы к  обучению

в школе

0-1 единица

10-12 лет

Информация о работе Кратковременная память: методы исследования и основные результаты