Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:03, контрольная работа
Память - одно из основных свойств центральной нервной системы выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма.
Сохранение следов является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в центральной нервной системе происходит ее сложная переработка.
Память это прошлое, или прошлый опыт. Память фундаментальный процесс. Если у человека, общества нет прошлого, то тогда, в каком-то смысле, отсутствует настоящее и будущее.
Введение……………………………………………………………………….3 стр.
1. Модели кратковременной памяти………………………………………..4 стр.
2. Механизмы работы и объем кратковременной памяти………………..5 стр.
3. Методы исследования и основные результаты …………………...........8 стр.
3.1. Определение объема кратковременной памяти
по методу Джекобса..………………………………………...........9 стр.
3.2. Определение индекса кратковременной памяти по методу
Л.С. Мучника и В.М. Смирнова…………………………………11 стр.
3.3. Измерение объёма кратковременной памяти методом
определения отсутствующего элемента …………………….......13 стр.
3.4. Методика «Исследование кратковременной памяти»
А.Р. Лурии………………………………………………………….14 стр.
3.5. Методика «Определения объема кратковременной
зрительной памяти»………………………………………………..17 стр.
3.6. Объем кратковременной слуховой памяти
«Запомни цифры».………………………………………………...18 стр.
Заключение……………………………………………………………………..19 стр.
Список источников и литературы ..………………………………………...20 стр.
Анализ результатов и формулирование выводов об объёме кратковременной памяти проходит на основании полученных количественных данных, а также на основе словесного отчёта испытуемых о ходе процесса запоминания.
В процессе
обработки результатов
Коэффициент объема памяти, вычисляют по формуле:
Пк – обозначение объема кратковременной памяти;
А – наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правильно;
С – количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А;
n – число серий опыта.
Для анализа результатов пользуются следующей шкалой оценки кратковременного запоминания:
Коэффициент объема памяти (Пк) |
Уровень кратковременного запоминания |
10 |
очень высокий (как правило, является
следствием использования |
8-9 |
высокий |
7 |
средний |
6-5 |
низкий |
3-4 |
очень низкий (исследование памяти нужно повторить через несколько дней) |
В норме объем памяти 3-4 вызывается непринятием инструкции.
Низкий и средний уровень
кратковременного запоминания может
быть повышен благодаря
3.2. Определение индекса кратковременной памяти
по методу Л.С. Мучника и В.М. Смирнова
Метод определения индекса кратковременной памяти (ИКП), предложенный Л.С. Мучником и В.М. Смирновым, позволяет дифференцированно определять объем кратковременной и оперативной памяти (соответственно КП и ОП), их соотношение и взаимосвязь.
Методика состоит из двух частей:
1. Определяется
объем кратковременной памяти
на числа по классической
2. Далее определяется объем оперативной памяти по следующей методике:
Сверить результаты каждого
опыта с предъявленным
Составить сводную таблицу
результатов и вычислить
Объем оперативной памяти определяется количеством удержанных результатов сложения, т.е. осуществленной испытуемым деятельности.
Полная характеристика кратковременной памяти индекс кратковременной памяти дается с учетом полученных величин объема КП и ОП. Эти три величины предлагается связать между собой в виде формулы:
ИКП = (ОП + КП) х (ОП / КП), где
ИКП – индекс кратковременной памяти;
ОП – объем оперативной памяти;
КП – объем кратковременной памяти.
Индекс кратковременной памяти есть некоторое абстрактное число, дающее суммарную количественную характеристику кратковременной памяти испытуемого.
По данным Л.С. Мучника и В.М. Смирнова, у здоровых людей индекс кратковременной памяти колеблется в пределах 6,27 - 11,29, при этом отношение объема оперативной памяти к объему кратковременной варьирует в пределах 0,60-0,86.
3.3. Измерение объёма кратковременной памяти методом определения отсутствующего элемента
Этот метод не требует
полного воспроизведения всего
ряда. Такой ряд, заранее заученный
испытуемым, предъявляется ему
Испытуемые предварительно знакомятся с рядом стимулов, которые используются в эксперименте (числовые ряды, слова и др. из 13 двузначных чисел (от 13 до 25)):
Методика определения отсутствующего элемента упрощает и сокращает ответную реакцию испытуемого, но вместе с тем требует осуществления достаточно сложных преобразований предъявленной информации.
Испытуемому нужно назвать лишь одно число. Но если он называет его правильно, то это значит, что некоторое время он сохраняет все предъявленные в случайном порядке числа, упорядочивает их и обнаруживает, какое не было предъявлено. По данным Бушке, испытуемые могут удерживать в памяти 9 - 11 чисел.
3.4. Методика «Исследование кратковременной памяти»
А.Р. Лурии
Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.
Испытуемому четко произносится подряд 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов.
После чего предлагается сразу же их повторить в любом порядке.
Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.
1. Обработка результатов:
График заучивания слов
Кi —коэффициент запоминания первого слова;
Рi — его абсолютная частота;
n — количество повторений.
Построить график частоты
запоминания каждого слова. На оси
абсцисс откладываются
Характеристика испытуемого:
График частоты запоминания слов.
Составить сводные таблицы по показателям V и К для группы испытуемых; вычислить средние показатели и нанести эти данные на индивидуальные графики данного испытуемого. Сопоставить индивидуальные данные со средними значениями по группе.
Наряду с этим, можно вычислить процент потери информации через час после запоминания:
Vдолговрем. - объем долговременной памяти (через один час);
V6 - количество воспроизведенных слов в 6-й серии.
Проанализировать формы полученных графиков, привлекая материал словесного отчета и наблюдений за ходом работы.
По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания.
Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньше количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.
При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит, правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может
указывать на ослабление внимания,
и/либо выраженную утомленность. Повышенная
утомляемость регистрируется в том
случае, если испытуемый (взрослый или
ребенок) сразу воспроизвёл 8-9 слов,
а затем, с каждым разом все
меньше и меньше (кривая на графике
не возрастает, а снижается). Кроме
того, если испытуемый воспроизводит
все меньше и меньше слов, это
может свидетельствовать о
Следует обратить внимание
на наличие «краевого эффекта».
Число слов, удержанных и воспроизведенных
в первой серии, показывает объем слуховой
кратковременной памяти. Нормой считается
объем, равный 7±2 слов (единицы информации).
Число слов, удержанных и воспроизведенных один час спустя, показывает объем слуховой долговременной памяти.
3.5. Методика «Определения объема кратковременной
зрительной памяти»
Методика состоит в следующем:
По результатам двух опытов
устанавливается среднее
Правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не ненамного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона). Полученный показатель, равный числу правильно воспроизведенных линий, рассматривается как объем зрительной памяти.
3.6. Объем кратковременной слуховой памяти
«Запомни цифры»
Экспериментатор зачитывает последовательно ребёнку ряд цифр (громко, четко, выразительно), с интервалом в одну секунду между цифрами.
После прослушивания каждого ряда ребенок должен его повторить вслед за экспериментатором. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибки. Средний объем кратковременной памяти взрослого человека составляет 7 ± 2 единицы, т.е. находится в пределах от 5 до 9 единиц. Средний объем кратковременной памяти ребенка в дошкольном возрасте, приблизительно равен его возрасту в годах.
Баллы |
Объем памяти |
Возраст |
Вывод |
10 |
8 и более единиц |
10-12 лет |
Полностью готовы к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объему кратковременную память. |
7 - 8 единиц |
6 - 9 лет | ||
8 |
5 - 6 единиц |
6 - 9 лет |
В общем, готовы к обучению в школе и имеют среднеразвитую по объему кратковременную память. |
6 - 7 единиц |
10 - 12 лет | ||
4 |
3 - 4 единицы |
6 - 9 лет |
Не достаточно готовы к обучению в школе. |
4 - 5 единиц |
10 - 12 лет | ||
2 |
1 - 2 единицы |
6 - 9 лет |
Не готовы к обучению в школе. |
2 - 3 единицы |
10-12 лет | ||
0 |
0 единиц |
6 - 9 лет |
Совершенно не готовы к обучению в школе |
0-1 единица |
10-12 лет |
Информация о работе Кратковременная память: методы исследования и основные результаты