Кратковременная память: методы исследования и основные результаты

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Память - одно из основных свойств центральной нервной системы выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма.
Сохранение следов является центральным звеном в системе памяти. В процессе накопления и хранения приобретенной информации в центральной нервной системе происходит ее сложная переработка.
Память это прошлое, или прошлый опыт. Память фундаментальный процесс. Если у человека, общества нет прошлого, то тогда, в каком-то смысле, отсутствует настоящее и будущее.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3 стр.
1. Модели кратковременной памяти………………………………………..4 стр.
2. Механизмы работы и объем кратковременной памяти………………..5 стр.
3. Методы исследования и основные результаты …………………...........8 стр.
3.1. Определение объема кратковременной памяти
по методу Джекобса..………………………………………...........9 стр.
3.2. Определение индекса кратковременной памяти по методу
Л.С. Мучника и В.М. Смирнова…………………………………11 стр.
3.3. Измерение объёма кратковременной памяти методом
определения отсутствующего элемента …………………….......13 стр.
3.4. Методика «Исследование кратковременной памяти»
А.Р. Лурии………………………………………………………….14 стр.
3.5. Методика «Определения объема кратковременной
зрительной памяти»………………………………………………..17 стр.
3.6. Объем кратковременной слуховой памяти
«Запомни цифры».………………………………………………...18 стр.
Заключение……………………………………………………………………..19 стр.
Список источников и литературы ..………………………………………...20 стр.

Работа содержит 1 файл

Кратковременная память.docx

— 239.68 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

Лапухина Ольга  Анатольевна

 «КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»

контрольная работа по  психологии познания

студента 1-го курса заочной формы обучения

       

           

 

 

                                                                                                 Преподаватель                                                                                                                

                                                                                                  к.п.н., доцент

                                                                                      Высоков Игорь Евгеньевич

 

 

 

 

 

 

Москва  2012

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….3 стр.

1. Модели кратковременной памяти………………………………………..4 стр.

2. Механизмы работы и объем кратковременной памяти………………..5 стр.

3. Методы исследования и основные результаты …………………...........8 стр.

3.1. Определение объема кратковременной памяти

                по методу Джекобса..………………………………………...........9 стр.

3.2. Определение индекса кратковременной памяти по методу

               Л.С. Мучника и В.М. Смирнова…………………………………11 стр.

3.3. Измерение объёма кратковременной памяти методом

              определения отсутствующего элемента …………………….......13 стр.

3.4. Методика «Исследование кратковременной памяти»

               А.Р. Лурии………………………………………………………….14 стр.

3.5. Методика «Определения объема кратковременной

               зрительной памяти»………………………………………………..17 стр.

         3.6. Объем кратковременной слуховой памяти

                «Запомни цифры».………………………………………………...18 стр.

Заключение……………………………………………………………………..19 стр.

Список источников и литературы ..………………………………………...20 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Память - одно из основных свойств  центральной нервной системы  выражающееся в способности на короткое или длительное время сохранять  информацию (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма.

Сохранение следов является центральным звеном в системе  памяти. В процессе накопления и  хранения приобретенной информации в центральной нервной системе  происходит ее сложная переработка.

Память это прошлое, или  прошлый опыт. Память фундаментальный  процесс. Если у человека, общества нет прошлого, то тогда,  в каком-то смысле, отсутствует настоящее и  будущее.

Рубинштейн С.Л. писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»1.

Память позволяет человеку накапливать сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. На протяжении жизни человека его память становится вместилищем огромного количества информации.

Формирование опыта было бы невозможно, если бы накопленный  индивидуальный опыт исчезал бесследно. Информация, полученная в прошлом, сохраняется  и воспроизводится индивидом  в тех случаях, когда ему это  необходимо.

Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность,  и личность других людей.  Лишившись памяти, человек утрачивает собственное «я», перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающе клинические случаи потери памяти.

Память, по мнению ученых, - это основное условие жизни. Она лежит в основе развития человека. Без памяти, говорил И. М. Сеченов, наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».

1. Модели кратковременной  памяти

Автор

Модель

 

Д. Бронбент

  • обработка информации на уровне сознания ограничена пропускной возможностью канала;
  • существует фильтр, который обеспечивает селекцию и предохраняет канал от перегрузки.

Н. Во

и

Д. Норман

  • хранилище первичной памяти имеет ограниченный объем;
  • информация из первичной памяти исчезает не столько вследствие затухания, сколько в результате интерференции со стороны вновь поступающей информации («старые» элементы вытесняются «новыми»).

 

Р. Аткинсон и

Р. Шиффрин

Трехкомпонентная модель памяти - совместная работа:

  • сенсорных регистров (не более 1 с);
  • кратковременного хранилища (около 30 с);
  • долговременного хранилища (может сохраняться несколько лет).

 

Дж. Сперлинг

Существует особая подсистема памяти,

характеризующаяся большой  ёмкостью и малым временем хранения:

  • время хранения информации в иконической памяти -0,26 – 0,5 с;
  • объем хранимой информации практически неограничен («копия – отпечаток»);
  • забывание происходит по типу стирания следов памяти (не исключено простое угасание следов).

 

 

 

 

2. Механизмы работы и объем кратковременной памяти

Кратковременная память играет большую роль в жизни  человека.

Информация поступает  в кратковременную память из сенсорной  или долговременной памяти. Необходимое условие – для перевода информации в кратковременную память является направленность на эту информацию внимание субъекта.

Механизм кратковременной  памяти - длительная циркуляция импульсов  возбуждения в сетях нейронов или между различными структурами  центральной нервной системы.

Кратковременная память запоминает материал примерно 20-30 секунд. Затем  весь материал подвергается фильтрации: нужное  уходит -  в долговременную память, а ненужное вытесняется новой  информацией.

Запоминание происходит тогда, когда у нервных клеток повышается эффективность связей, называемых синапсами. В случае кратковременной памяти эффект длится всего минуты или часы.

Память формируется как  следствие прохождения сигналов через синапсы:

1. Электрический импульс (потенциал действия) достигает кончика отростка первого нейрона (аксона) , в это время начинается передача сообщения от одного нейрона к другому.

2. Импульс, пришедший в окончание аксона, заставляет синаптические пузырьки, хранящиеся в пресинаптическом нейроне, высвобождать химические вещества (нейромедиаторы) в синаптическую щель второго, постсинаптического нейрона.

3. Нейромедиаторы связываются с рецепторами на дендрите, запуская локальную деполяризацию мембраны постсинаптического нейрона.

Если синапс работает недолго, но с высокой частотой, то он становится более эффективным, и в ответ  на последующие стимулы в нем  будут возникать более сильные  отклонения потенциала. Такое временное усиление синаптической связи лежит в основе кратковременной памяти.

Мы не всегда заранее знаем, какие события следует сохранить в памяти надолго. Если событие достаточно важное или повторяется многократно, то синапсы заставляют нейрон, в свою очередь, выдавать нервные импульсы интенсивно и многократно, заявляя тем самым: «это событие следует запомнить». Включаются соответствующие гены, белки памяти отыскивают те синапсы, в которых удерживается кратковременная память, т.е. как бы помечают их клеймом.

Проводя эксперименты над  животными, молекулярные биологи выяснили, что гены принимают участие в  превращении памяти из кратковременной  в долговременную. Исследователи обнаружили, что если заблокировать процесс транскрипции ДНК в мРНК или трансляции мРНК в белок, то образование долговременной памяти нарушится, в то время как кратковременная не пострадает.

Транскрипционные факторы (CREB) - это управляющие белки, содержащиеся в клеточном ядре, которые отыскивают конкретные последовательности ДНК и связываются с ними. Фактически они являются выключателями, управляющими транскрипцией генов. Поэтому активация CREB в нейроне ведет к активации генов, что приводит к производству таинственных белков, усиливающих синаптическую связь, и превращают кратковременную память в долговременную2.

Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную  память человека и обнаруживает тенденцию  к сохранению в течение всей жизни3.

Количество информации, которое  человек может сохранить в  кратковременной памяти, ограничено.

Джорж Миллер, на основании  проведенных опытов, сделал вывод, что  емкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его  знаменитой работы «Волшебное число 7±2»).

Миллер приводил по этому  поводу такую отдаленную аналогию. «Это похоже на то, как если бы нам  пришлось носить все наши деньги в  кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами. Процесс организации и реорганизации представляет собой всепроникающую отличительную черту человека, и этот процесс мотивируется, по крайней мере, отчасти, стремлением наилучшим образом использовать способности нашей памяти»4.

Современные оценки емкости  кратковременной памяти несколько  ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что емкость кратковременной  памяти увеличивается за счет процесса, называемого «чанкинг» (группировка  объектов).

Например, если предъявить строку: ФСБКМСМЧСЕГЭ, человек будет способен запомнить только несколько букв. Однако, если та же информация будет  представлена иным образом: ФСБ КМС  МЧС ЕГЭ, человек может запомнить  гораздо больше букв, потому что  он способен группировать (объединять в цепочки) информацию о смысловых  группах букв. Идеальный размер для  чангов букв и цифр, неважно осмысленных  или нет, составляет три единицы. Именно поэтому телефонные номера принято  представлять как несколько групп  по 3 цифры и конечной группы из 4-х  цифр, разделенных  на 2 группы по две.

Проблема кратковременной  памяти является одной из центральных  в психологии познавательных процессов.

В многочисленных исследованиях  кратковременной памяти рассматривается  ее операционный состав, оцениваются  ее функциональные возможности, определяются индивидуальные особенности, анализируется  ее роль в организации познавательных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы исследования памяти

В современной психологии все отдельные опыты с памятью  человека сводятся, в основном, к  тому, что испытуемый тем или иным способом усваивает материал, а затем, спустя некоторое количество времени, его воспроизводит, узнаёт усвоенное.

Различия между традиционными  методами экспериментального исследования памяти сводятся главным образом  к модификациям указанных переменных.

В исследованиях памяти экспериментальный  материал может предъявляться зрительно  или на слух. Кроме того, возможны различные варианты этих двух основных способов: зрительно-слухо-моторный и  зрительно-моторный (одновременно со зрительным предъявлением материала испытуемый читает его вслух или про себя), зрительно-слуховой (одновременно со зрительным предъявлением материала его  читает вслух экспериментатор) и  т. п.

Для исследования памяти используют специальную аппаратуру: мнемометры и мнемотахистоскопы различных  конструкций, позволяющие точно  дозировать время экспозиции стимулов и интервалы между экспозициями5.

Вместе с тем широко применяют и так называемые безаппаратурные  методики при строгом соблюдении условий эксперимента, четкой подборке и дозировке экспериментального материала. Кратковременная память представляет собой такой её вид, который характеризуется очень  кратким сохранением материала  после однократного непродолжительного восприятия и только немедленным  воспроизведением. Для измерения  объёма кратковременной памяти могут  использоваться различные методики.

 

 

 

 

3.1. Определение объема кратковременной памяти

по методу Джекобса

Цель  исследования: определить объем кратковременного запоминания 

Материал  и оборудование: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Исследование  можно проводить с одним испытуемым и с группой из 8 – 16 человек. Оно  состоит из четырех аналогичных  серий.

Процедура исследования:

  • испытуемому предъявляются семь рядов цифр, которые содержат от 4 до 10 элементов, ряды цифр составляются случайно;
  • экспериментатор по одному разу читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого, с интервалом 1 с;
  • после прочтения каждого ряда, через 2-3 секунды (по команде «Пишите!»), испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись;
  • опыт повторяется несколько раз на различных цифровых рядах (независимо от результата читаются все семь рядов), интервал между сериями не менее 6-7 минут;
  • после эксперимента испытуемый даёт отчёт о том, какими приёмами он пользовался для запоминания рядов.

Информация о работе Кратковременная память: методы исследования и основные результаты