Коррекция детских страхов с помощью сказки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности коррекции страхов детей дошкольного возраста с помощью сказки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у дошкольников.
2. Изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть способы коррекции детских страхов с помощью сказки в дошкольном возрасте.

Работа содержит 1 файл

Коррекция страхов дошкольников с помощью сказок.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

В системе сказкотерапии пока мы выделяем три типа меди­тативных сказок:

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слу­ховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.

Характер этих сказок — путешествие. Сама сказка похожа на «чукотскую песню»: «Что вижу, о том и пою».

Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. Когда во внутреннем мире царили Ясность и Гар­мония. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слу­ховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические об­разы).

2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, чело­веком и окружающим миром, животными, учеником и Учите­лем, учеником и учебными предметами, между мужчиной и жен­щиной. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впос­ледствии духовными ориентирами.

Подобные сказки особенно необходимы детям с явно выраженными страхами. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там са­мый настоящий «энергетический фундамент лич­ности», компенсируя дефицит родительского теп­ла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает того, что их вообще не суще­ствует. Знание о том, «как может быть» дает ребенку Веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие от­ношения.

3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потен­циала личности, раскрытие Философии взаимоотношений и са­мореализации.

Наверное, если бы каждый человек ощущал свое особое пред­назначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим, — психологи и психотерапевты потеряли свою работу. Но такого пока не происходит, поэтому в нашей классифи­кации и появился этот вид медитативных сказок.

Данный вид сказок адресован Идеальному Я человека с це­лью его поддержания и усиления, с одной стороны. С другой стороны, эти сказки отражают светлую сторону происходящих событий, формируя отношение принятия ситуации.

Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окру­жающим миром; какие гармоничные чувства мог бы он испы­тывать.


Заключение

Издавна психологи и психиатры подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Так, представители различных теоретических направлений в психологической науке сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка, среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.

Мудрецы говорят, что самое главное - напитать душу ребенка добром. Наверное, это самая главная задача сказок. Но будем помнить о том, что разнообразные формы «обыгрывания» сказок необходим для создания положительной мотивации и интереса. Глубинное зерно сказкотерапии заключается в жизненных ценностях, которые несут сказки.

Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздей­ствие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давле­ния. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воз­действие.


Список литературы:

1.                  Гнездилов А.В. Зеркала старинной мансарды. СПб., 2000 г.

2.                  Гнездилов А.В. Лабиринты волшебного замка. СПб., 2001 г.

3.                  Дженкинс П.Г. Воспитание духовности у детей. Киев: София, 2004 г.

4.                  Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2007 г.

5.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2008 г.

6.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб.: Речь, 2005 г.

7.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005 г.

8.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2005 г.

9.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001 г.

10.             Идрис  Шах. Караван сновидений. М., 2000 г.

11.             Куличковская  Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть  свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2008 г.

12.             Кутовая  М.С. Сказки от слез. СПб.: Речь, 2007 г.

13.             Карпов А.В. Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2008 г.

14.             Ленц Ф. Образованный язык народных сказок. М.: Энигма, 2000 г.

15.             Прудиус  Е. К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. СПб.: Речь, 2006 г.

16.             Погосова  Н.М. Погружение в сказку. СПб.:  Речь, 2006 г.

17.             Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи -это серьёзно. СПб.: Речь, 2007 г.

 

 

22

 



Информация о работе Коррекция детских страхов с помощью сказки