Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности коррекции страхов детей дошкольного возраста с помощью сказки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у дошкольников.
2. Изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть способы коррекции детских страхов с помощью сказки в дошкольном возрасте.
В системе сказкотерапии пока мы выделяем три типа медитативных сказок:
1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической.
Характер этих сказок — путешествие. Сама сказка похожа на «чукотскую песню»: «Что вижу, о том и пою».
Для того чтобы создать такую сказку, необходимо вспомнить ситуацию, когда мы чувствовали себя счастливыми, спокойными, радостными. Когда во внутреннем мире царили Ясность и Гармония. И далее формировать положительные образы по всем пяти модальностям (создать положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестетические образы).
2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными, учеником и Учителем, учеником и учебными предметами, между мужчиной и женщиной. Образы, транслируемые через сказку, могут стать впоследствии духовными ориентирами.
Подобные сказки особенно необходимы детям с явно выраженными страхами. Позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там самый настоящий «энергетический фундамент личности», компенсируя дефицит родительского тепла. Кроме того, такие сказки создают у ребенка образ альтернативных отношений. Конечно, их нет в реальности, но это не означает того, что их вообще не существует. Знание о том, «как может быть» дает ребенку Веру и потенциальную возможность когда-нибудь построить такие отношения.
3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие Философии взаимоотношений и самореализации.
Наверное, если бы каждый человек ощущал свое особое предназначение, место в жизни, чувствовал себя любимым, нужным и хорошим, — психологи и психотерапевты потеряли свою работу. Но такого пока не происходит, поэтому в нашей классификации и появился этот вид медитативных сказок.
Данный вид сказок адресован Идеальному Я человека с целью его поддержания и усиления, с одной стороны. С другой стороны, эти сказки отражают светлую сторону происходящих событий, формируя отношение принятия ситуации.
Создавая подобные сказки, мы фантазируем о том, как жил бы человек, если бы чаще прислушивался к своему внутреннему ритму и образу; как строились бы его взаимоотношения с окружающим миром; какие гармоничные чувства мог бы он испытывать.
Заключение
Издавна психологи и психиатры подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Так, представители различных теоретических направлений в психологической науке сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка, среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.
Мудрецы говорят, что самое главное - напитать душу ребенка добром. Наверное, это самая главная задача сказок. Но будем помнить о том, что разнообразные формы «обыгрывания» сказок необходим для создания положительной мотивации и интереса. Глубинное зерно сказкотерапии заключается в жизненных ценностях, которые несут сказки.
Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но будьте уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.
Список литературы:
1. Гнездилов А.В. Зеркала старинной мансарды. СПб., 2000 г.
2. Гнездилов А.В. Лабиринты волшебного замка. СПб., 2001 г.
3. Дженкинс П.Г. Воспитание духовности у детей. Киев: София, 2004 г.
4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2007 г.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2008 г.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. СПб.: Речь, 2005 г.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Игры в сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005 г.
8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. СПб.: Речь, 2005 г.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001 г.
10. Идрис Шах. Караван сновидений. М., 2000 г.
11. Куличковская Е.В., Степанова О.В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2008 г.
12. Кутовая М.С. Сказки от слез. СПб.: Речь, 2007 г.
13. Карпов А.В. Мудрые зайцы или как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. СПб.: Речь, 2008 г.
14. Ленц Ф. Образованный язык народных сказок. М.: Энигма, 2000 г.
15. Прудиус Е. К. Сказкотерапия в помощь родителям. Там водятся волшебники. СПб.: Речь, 2006 г.
16. Погосова Н.М. Погружение в сказку. СПб.: Речь, 2006 г.
17. Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи -это серьёзно. СПб.: Речь, 2007 г.
22
Информация о работе Коррекция детских страхов с помощью сказки