Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности коррекции страхов детей дошкольного возраста с помощью сказки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у дошкольников.
2. Изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть способы коррекции детских страхов с помощью сказки в дошкольном возрасте.
1.3.1. Страхи в сказках
В работе со страхами целесообразно придумать и продекламировать какой-нибудь простенький стишок, с помощью которого герой (а с ним и дети) прогнал бы страх.
Например, на занятии по куклотерапии по методике И. Я. Медведевой, посвященном страхам, дети разучивают такое четверостишие:
Страх, страшок, страшилка, Брысь, брысь, брысь! В смех, смешок, смешилку
Превратись!
А в программе Т. А. Арефьевой и Н. И. Галкиной предлагается такое стихотворение:
Злые духи и Кощей
Не живут среди вещей.
Но бывает из-за страха
Я в прихожей вижу Аха!
Нужно громко крикнуть «АХ!» —
И тотчас исчезнет страх!
Вот, например, как может строиться психотерапевтическая сказка по преодолению «больничных» страхов.
Жил да был Медвежонок. Был он очень веселый, шустрый, любил лазить по деревьям и лакомиться медком. Но однажды напали на него пчелы, да так искусали, что пришлось беднягу положить в лесную лечебницу. Весь он распух и сделался похожим на плюшевый мячик. Где глаза., где нос, где голова, а где лапы — не разберешь.
В больнице, конечно, оказалось несладко. Хотя мама Медведица каждый день приносила Медвежонку горшочек меда, это все равно не могло подсластить горьких пилюль, которые давали Мишке врачи. А главное -уколов! Медвежонок так боялся уколов, что начинал о них думать еще с вечера и дрожал от страха всю ночь, не в силах заснуть...
Дальше сказку следует сочинять (по возможности разыгрывая в куклах) вместе с ребенком. Полезно читать детям вслух жизнеутверждающие рассказы и сказки, в которых звучит тема исцеления от тех или иных недугов.
Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, выстраивая свою работу с детьми, каждый будет придумывать собственный сценарий путешествия по сказке.
Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чувственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как трусость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, сопереживание, желание помочь. Робкие дети нередко отождествляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусливого сказочного зайчишки над волком или лисой воспринимается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребенка. Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках все это изображено вполне доступно для восприятия ребенка и в то же время совсем не примитивно.
Если говорить о сказкотерапии, то имеется немало опытов диагностических и коррекционных сказочных сюжетов, работающих на обесценивание страхов. Множество сказок, направленных на удаление страха, были написаны специально под конкретных людей, исходя из их личностных особенностей и страхов. Узнавая конкретный страх, мы можем уже направленно работать с ним, сочиняя сказочную историю дляконкретного человека и наделяя главного героя схожими переживаниями…
1.3.2. Типология сказок
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие виды сказок.
Художественные сказки — все литературное наследие наших предков, то, что мы и привыкли называть сказками, мифами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей, как отдельного автора, так и этноса в целом.
Дидактические сказки — это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.
Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы пациента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр.
Психотерапевтические сказки — это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о философских понятиях «любовь», «добро», «гордыня», «смерть»... Примером могут служить замечательные сказки петербургского сказочника А. В. Гнездилова. Большим плюсом этих сказок является тот факт, что они сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог, а иногда сказка пишется для конкретного клиента. Как указывает С. А. Черняева, актуальная проблема представлена в сказке и, как правило, приписана значимому герою.
Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению.
Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бесстрашного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.
Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:
— сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
— бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все заканчивается свадьбой, и никто не говорит, что будет потом, ошибаются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в
коррекции страхов.
— страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей старшего дошкольного возраста. При этом, обычно, вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданно смешным.
— волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для старшего дошкольника. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисование.
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря, на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).
Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы будем помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).
Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие писатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.
Алгоритм психокоррекционной сказки:
1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить её к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину угнетающих ребенка страхов.
В создании психокоррекционных сказок нам поможет наш жизненный опыт. Ведь многие ситуации уже пережиты нами в детстве, и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.
Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.
Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.
Психотерапевтические сказки. ... Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.
В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное «Я» человека с которым мы работаем. Как же найти этот образ?
С одной стороны, нам может помочь сам ребенок, отвечая на наш вопрос: «В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?» Таким образом, героем сказки станет Идеальное Я нашего ребенка.
С другой стороны, в основу образа главного героя могут быть положены наши собственные ассоциации: если внимательно приглядеться к ребенку, то можно найти сходство между ним и каким-либо сказочным героем. В этом случае, посредством описания героя сказки и событий, происходящих с ним, мы даем клиенту символическую обратную связь о том, как мы почувствовали его лучшую стороны, «королевское начало».
Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказка приобретает характер притчи, повествующей о ситуации, символически отражающей переживания или события жизни клиента.
Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем ребенка в образе сказочного героя и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Наша задача — помочь ребенку принять ситуацию, разобрать в смысле происходящего. Если необходимо, показать, что даже тяжелые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа; дать возможность малышу проследить тонкие аспекты ситуации, увидеть в ней Смысл Урока.
Переводя сказку на язык наших будней, можно переформулировать базовый принцип взаимодействия с ребенком. Зачастую мы ему транслируем: «Ты трус и должен исправиться!» А сказка советует нам иное: «Я вижу в тебе спит бесстрашный рыцарь – попробуем его разбудить!»
Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок — это отсутствие конфликтов и злых героев.
Информация о работе Коррекция детских страхов с помощью сказки