Коррекция детских страхов с помощью сказки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности коррекции страхов детей дошкольного возраста с помощью сказки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у дошкольников.
2. Изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть способы коррекции детских страхов с помощью сказки в дошкольном возрасте.

Работа содержит 1 файл

Коррекция страхов дошкольников с помощью сказок.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

1.3.1.     Страхи в сказках

В работе со страхами целесообразно придумать и продек­ламировать какой-нибудь простенький стишок, с помощью которого герой (а с ним и дети) прогнал бы страх.

Например, на занятии по куклотерапии по методике И. Я. Медведевой, посвященном страхам, дети разучивают та­кое четверостишие:

Страх, страшок, страшилка, Брысь, брысь, брысь! В смех, смешок, смешилку

Превратись!

А в программе Т. А. Арефьевой и Н. И. Галкиной предлага­ется такое стихотворение:          

        Злые духи и Кощей

       Не живут среди вещей.

       Но бывает из-за страха

      Я в прихожей вижу Аха!

        Нужно громко крикнуть «АХ!» —

       И тотчас исчезнет страх!

Вот, например, как может строиться психотерапевтиче­ская сказка по преодолению «больничных» страхов.

Жил да был Медвежонок. Был он очень веселый, шуст­рый, любил лазить по деревьям и лакомиться медком. Но однажды напали на него пчелы, да так искусали, что пришлось беднягу положить в лесную лечебницу. Весь он распух и сделался похожим на плюшевый мячик. Где гла­за., где нос, где голова, а где лапы — не разберешь.

В больнице, конечно, оказалось несладко. Хотя мама Медведица каждый день приносила Медвежонку горшо­чек меда, это все равно не могло подсластить горьких пилюль, которые давали Мишке врачи. А главное -уко­лов! Медвежонок так боялся уколов, что начинал о них думать еще с вечера и дрожал от страха всю ночь, не в силах заснуть...

    Дальше сказку следует сочинять (по возможности разыг­рывая в куклах) вместе с ребенком. Полезно читать детям вслух жизнеутверждающие рассказы и сказки, в которых зву­чит тема исцеления от тех или иных недугов.

Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребен­ка. Поэтому, выстраивая свою работу с детьми, каждый будет придумывать собственный сценарий путешествия по сказке.

Сказочные образы несут в себе огромный смысловой и чув­ственный заряд. Например, образ зайца в русских народных сказках сцеплен с такими человеческими качествами, как тру­сость, нерешительность, он вызывает у детей сочувствие, со­переживание, желание помочь. Робкие дети нередко отожде­ствляют себя с этим сказочным персонажем. Победа трусли­вого сказочного зайчишки над волком или лисой восприни­мается ими как их собственная и может послужить стимулом к преодолению собственных страхов ребенка.  Очень часто только в сказочной форме дошкольники могут познакомиться с та­кими сложнейшими явлениями и чувствами, как верность и предательство, бескорыстие и алчность, самоотверженность и подлость. В сказках все это изображено вполне доступно для восприятия ребенка и в то же время совсем не примитивно.

Если говорить о сказкотерапии, то имеется немало опы­тов диагностических и коррекционных сказочных сюжетов, работающих на обесценивание страхов. Множество сказок, направленных на удаление страха, были написаны специаль­но под конкретных людей, исходя из их личностных особен­ностей и страхов. Узнавая конкретный страх, мы можем уже направленно работать с ним, сочиняя сказочную историю дляконкретного человека и наделяя главного героя схожими переживаниями…                                   

 

1.3.2. Типология сказок    

     Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет следующие виды сказок.

Художественные сказки — все литературное наследие на­ших предков, то, что мы и привыкли называть сказками, ми­фами, легендами и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими. Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей, как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки — это сказки, которые придумы­вают педагоги для создания положительной мотивации к учеб­ному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной метафорической форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Психокоррекционные сказки — это сказки, сочиняемые психологами, психотерапевтами, педагогами и родителями. В них метафорически отражаются проблемы пациента: эмо­циональные и поведенческие затруднения, проблемы во вза­имоотношениях, тревоги, обиды, страхи и пр.

 

Психотерапевтические сказки — это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глу­бинные механизмы бытия, рассуждения о философских поня­тиях «любовь», «добро», «гордыня», «смерть»... Примером мо­гут служить замечательные сказки петербургского сказочника А. В. Гнездилова. Большим плюсом этих сказок является тот факт, что они сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог, а иногда сказка пишется для конкретного клиента. Как указывает С. А. Черня­ева, актуальная проблема представлена в сказке и, как прави­ло, приписана значимому герою.

Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению.

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1.   Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бесстрашного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2.   Ожившие объекты окружающего мира способны действо­вать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3.   Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4.   Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5.   Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:

—   сказки о животных, взаимоотношениях людей и живот­ных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, ста­раются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

—   бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все закан­чивается свадьбой, и никто не говорит, что будет потом, ошиба­ются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуа­ций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в
коррекции страхов.

— страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упы­рей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моде­лируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобож­даются от напряжения и приобретают новые способы реагирова­ния. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» на­пряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей старшего дошкольного возраста. При этом, обычно, вводятся два правила: рассказывать историю нужно  «страш­ным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обяза­тельно неожиданно смешным.

— волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для старшего дошкольника. Благодаря волшебным сказкам в бессоз­нательное человека поступает «концентрат» жизненной мудро­сти и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисова­ние.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хотим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, наверное, выберем авторскую сказ­ку, несмотря, на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).

Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют на­чинающему не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы будем помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отноше­нием, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влия­ния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продук­тивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблемати­ке (неадекватное, неэффективное поведение).

Создать психокоррекционную сказку нетрудно, и многие пи­сатели, сами не осознавая этого, сочиняют их блестяще.

Алгоритм психокоррекционной сказки:

1.  В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.

2.  Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3.  Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все пере­живания ребенка.

4.  Герой начинает искать выход из создавшегося положе­ния. Или мы начинаем усугублять ситуацию, при­водить её к логическому концу, что также подтал­кивает героя к изменениям. Герой может встре­чать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встре­чает «фигуру психотерапевта» — мудрого настав­ника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь из­менений.

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину угнетающих ребенка страхов.

В создании психокоррекционных сказок нам по­может наш жизненный опыт. Ведь многие ситуа­ции уже пережиты нами в детстве, и мы можем поделиться этим с ребятами в сказочной форме.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребен­ку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Даже если он не проявил восторгов по поводу сказки, она все равно попала в его душу, и через некоторое время его поведение изменится. Нам остается только подождать.

Если ребенок хочет, можно обсудить с ним сказку, сформули­ровать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисун­ков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки. ... Сказки, врачующие Душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих собы­тий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой сто­роны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставля­ют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует про­цесс личностного роста.

В процессе создания психотерапевтической сказки чрезвычайно важен образ главного героя. Этот образ будет отражать скрытое, сокровенное «Я» человека с которым мы работаем. Как же найти этот образ?

С одной стороны, нам может помочь сам ребенок, отвечая на наш вопрос: «В кого бы вы хотели превратиться в сказке с помощью Доброго Волшебника?» Таким образом, героем сказ­ки станет Идеальное Я нашего ребенка.

С другой стороны, в основу образа главного героя могут быть положены наши собственные ассоциации: если внимательно приглядеться к ребенку, то можно найти сходство между ним и каким-либо сказочным героем. В этом случае, посредством опи­сания героя сказки и событий, происходящих с ним, мы даем клиенту символическую обратную связь о том, как мы почув­ствовали его лучшую стороны, «королевское начало».

Однако героями психотерапевтической сказки могут быть и спонтанно выбираемые нами образы. В этом случае наша сказ­ка приобретает характер притчи, повествующей о ситуации, сим­волически отражающей переживания или события жизни кли­ента.

Создавая психотерапевтические сказки, мы представляем ребенка в образе сказочного героя и фантазируем, какие события могли бы с ним произойти. Наша задача — помочь ребенку принять ситуацию, разобрать в смысле происходя­щего. Если необходимо, показать, что даже тяже­лые, неоднозначные события могут стать благом для развития Души и силы Духа; дать возмож­ность малышу проследить тонкие аспекты ситуа­ции, увидеть в ней Смысл Урока.

Переводя сказку на язык наших будней, можно переформули­ровать базовый принцип взаимодействия с ребенком. Зачастую мы ему транслируем: «Ты трус и должен исправиться!» А сказка советует нам иное: «Я вижу в тебе спит бесстрашный рыцарь – попробуем его разбудить!»

Медитативные сказки создаются для накопле­ния положительного образного опыта, снятия пси­хоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок — со­общение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим Миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медита­тивных сказок — это отсутствие конфликтов и злых героев.

Информация о работе Коррекция детских страхов с помощью сказки