Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности коррекции страхов детей дошкольного возраста с помощью сказки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у дошкольников.
2. Изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть способы коррекции детских страхов с помощью сказки в дошкольном возрасте.
Введение
Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.
Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом является признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребенку, которое порождает в нем тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. В связи с этим наиболее актуальным для психологии и педагогики, является задача изучения детских страхов с помощью сказкотерапии в дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучить особенности коррекции страхов детей дошкольного возраста с помощью сказки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у дошкольников.
2. Изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть способы коррекции детских страхов с помощью сказки в дошкольном возрасте.
глава 1. Роль сказки в коррекции страхов детей дошкольного возраста
1.1. Развитие эмоций в дошкольном детстве
Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.
Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.
Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.
Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.
На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.
Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.
Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.
Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.
Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
- освоение социальных форм выражения эмоций;
- формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
- благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.
Характеристика эмоционального развития ребенка дошкольного возраста
1. Эмоциональный фон относительно уравновешен;
2. Развивается эмоциональное восхищение;
3. Слово начинает играть роль регулятора эмоциональных состояний;
4. Формируется чувства долга как по отношению к сверстникам, так и по отношению к взрослым;
5. Эмоции подчиняются общей иерархии мотивов;
1.2. Страхи как проявление эмоционального неблагополучия детей
Эмоциональное состояние - особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта - дискомфорта как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Настроение — в разной степени осознаваемое психическое состояние как положительный или отрицательный фон психической жизни индивида. Эмоциональное самочувствие — ощущение или переживание человеком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.
Г.Г. Филиппова предлагает рассматривать эмоциональное благополучие как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья. Ею выделены компоненты эмоционального благополучия:
- эмоция удовольствия-неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;
- переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;
- переживание успеха — неуспеха в достижении целей;
- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;
- переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.
По мнению А. В. Запорожца эмоциональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Особенности внутреннего мира:
- острая восприимчивость;
- впечатлительность;
- болезненная чувствительность;
- наличие страхов не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
- тревожность, мнительность.
В ситуации социальной нестабильности на ребёнка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Специалисты отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью, агрессивностью, т.е.признаками, характеризующими эмоциональное неблагополучие. В связи с этим особо актуальной для практической психологии и педагогики является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления этого негативного факта.
Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Страх, возникающий из-за серьезного эмоционального неблагополучия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на формирование характера, отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.
Большинство детей начиная с 3-летнего возраста испытывают так называемые типичные возрастные страхи (боятся оставаться одни в комнате, нападения бандитов, умереть, смерти родителей, наказания, определенных сказочных персонажей, страшных снов, некоторых животных, глубины, воды, пожара, уколов, врачей, боли и т. д.). Среднее число страхов выше у девочек, чем у мальчиков… Наиболее чувствительны к страхам дети 6 -7-летнего возраста. Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным неблагополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме беспричинного, беспредметного страха. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. А.И. Захаров считает, что страх — одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Объективный подход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, он выполняет разнообразные функции в жизни человека. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений, мобилизовал научный и творческий потенциал на борьбу со стихией, играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью, а также выступает своеобразным средством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни.
В последнее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широкого распространения среди детей. Для выявления страхов у детей дошкольного возраста могут быть использованы различные методы. Наиболее распространенным методом является беседа, о страхах в процессе которой выявляются и уточняются преобладающие виды страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Разновидностью предыдущей методики можно считать проективную методику «Мои страхи». После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.
Особое место среди детских чувств занимают бурные переживания страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Очень типичными являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряженной тревоги и страха. Страх может быть внушен взрослыми и в тех случаях, когда ребенок видит у них проявление страха. Таким образом, дети начинают бояться грозы, мышей, темноты. Некоторые люди считают позволительным запугивать детей, лишь бы добиться от них послушания («Иди сюда, а то тетя заберет!»; «Не будешь слушаться, вон тот дядя в портфель посадит!»).
Переживание страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица: когда лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д. В необычной, неопределенной ситуации ребенка очень часто охватывает сильное волнение. Типичен в этом отношении страх перед темнотой. Страх перед темнотой объясняется в большой мере тем, что она скрывает все знакомые предметы, что каждый незначительный шум кажется необычным. Если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его. Частые переживания страха влияют на общее физическое и психическое самочувствие ребенка, поэтому взрослые должны воспитывать и поддерживать в ребенке чувство свободы и бесстрашия.
От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.
1.3. Коррекция страхов с помощью сказки
Достоинство сказок
То, что мы должны знать о влиянии сказок, принимая их как метод терапевтического воздействия:
1. Время появления основных сказочных сюжетов невозможно установить. В масштабах человеческой культуры — очень давно.
2. Сказки передаются от старшего поколения младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами.
3. Сказки могут служить матрицами и практически наверняка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев.
4. Большинство основных сюжетов имеют несколько вариантов, из которых в данной местности или стране принят только один. Соответственно каждый конкретный ребенок узнает, как правило, один вариант сюжета.
5. Сказки работают преимущественно на бессознательном уровне. В жизни конкретного человека степень проявленности, а также выбор между заранее подготовленными действиями («сценарными ходами») зависит от конкретных событий и, таким образом — а возможно, иногда и напрямую — от работы сознания.
6. Сказочные предания являются самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников—мифов, законов, даже моральных предписаний и технических приспособлений, — сегодня в первоначальном виде живут в лучшем случае в специально изучающих их науках, но не в живой культуре.
7. Сказки совершенно никому не обязаны приносить никакой пользы. Они прыгают из мозга в мозг - и все (Д. Соколов).
Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, их главные достоинства заключаются в следующем:
• Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
• Неопределенность места действия главного героя, позволяющая наполнить пространство сказки значимыми образами.
• Образность и метафоричность языка, открывающего кладезь мудрости данной культуры, опыта поколений.
• Победа добра, дающая психологическую защищенность.
• Наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.
Возрастная динамика сказочных сюжетов. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами - принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.
Информация о работе Коррекция детских страхов с помощью сказки