Коррекция детских страхов с помощью сказки

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности коррекции страхов детей дошкольного возраста с помощью сказки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у дошкольников.
2. Изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть способы коррекции детских страхов с помощью сказки в дошкольном возрасте.

Работа содержит 1 файл

Коррекция страхов дошкольников с помощью сказок.doc

— 118.50 Кб (Скачать)


 

 

Введение

Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связа­но с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Страх, возникаю­щий из-за серьезного эмоционального неблагополу­чия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, не­благоприятное воздействие на формирование харак­тера, отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорят о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом является признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребенку, которое порождает в нем тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. В связи с этим наиболее актуальным для психологии и педагогики, является задача изучения детских страхов с помощью сказкотерапии в дошкольном возрасте.

 

Цель исследования: изучить особенности коррекции страхов детей дошкольного возраста с помощью сказки.

 

Задачи исследования:

1.                  Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме проявления страхов у дошкольников.

2.                  Изучить особенности проявления страхов у детей дошкольного возраста.

3.                  Рассмотреть способы коррекции детских страхов с помощью сказки в дошкольном возрасте.

 


глава 1. Роль сказки в коррекции страхов детей дошкольного возраста

1.1.           Развитие эмоций в дошкольном детстве

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теря­ют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются труд­ноконтролируемыми эмоции, связанные с органиче­скими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности до­школьника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрос­лого, то теперь он может испытывать радость, пред­видя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — инто­нация, мимика, пантомимика. Овладение этими вы­разительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказыва­ет развитие познавательной сферы личности, в частно­сти, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формировать­ся чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окру­жающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чув­ство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способ­ствует развитию удивления, радости открытий.

Эстетические чувства также получают свое дальней­шее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

- освоение социальных форм выражения эмоций;

- формируется чувство долга, получают дальней­шее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

- благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического само­чувствия.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмо­треть их сравнительную характеристику.

Характеристика эмоционального развития ребенка дошкольного возраста

1.                       Эмоциональный фон относительно уравновешен;

2.                       Развивается эмоциональное восхищение;

3.                       Слово начинает играть роль регулятора эмоциональных состояний;

4.                       Формируется чувства долга как по отношению к сверстникам, так и по отношению к  взрослым;

5.                       Эмоции подчиняются общей иерархии мотивов;

 

1.2. Страхи как проявление эмоционального неблагополучия детей

Эмоциональное состояние - особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта - дискомфорта как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Настроение — в разной степени осознаваемое пси­хическое состояние как положительный или отрица­тельный фон психической жизни индивида. Эмоциональное самочувствие — ощущение или переживание человеком эмоционального комфорта-дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

Г.Г. Филиппова предлагает рассматривать эмо­циональное благополучие как показатель оптималь­ности общего развития ребенка и его психического здоровья. Ею выделены компоненты эмоционального благополучия:

- эмоция удовольствия-неудовольствия как содер­жание преимущественного фона настроения;

- переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;

        - переживание успеха — неуспеха в достижении целей;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.

По мнению А. В. Запорожца эмоциональное развитие дошкольника является одним из важней­ших условий его воспитания.   Особенности внутреннего мира:

- острая восприимчивость;

- впечатлительность;

- болезненная чувствительность;

- наличие страхов не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;

- тревожность, мнительность.

В ситуации социальной нестабильности на ребёнка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенци­альных возможностей личности, но и повернуть про­цесс ее развития вспять. Специалисты отме­чают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью, агрессивностью, т.е.признаками, характеризующими эмоциональное не­благополучие. В связи с этим особо актуальной для практической психологии и педагогики является за­дача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления этого негативного факта.

Известно, что появление различных эмоциональных нарушений и других психологических проблем связа­но с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве. Страх, возникаю­щий из-за серьезного эмоционального неблагополу­чия, может иметь крайние формы выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясение), затяжное течение, полное отсутствие контроля со стороны сознания, не­благоприятное воздействие на формирование харак­тера, отношения с окружающими и приспособление к внешнему миру.

Большинство детей начиная с 3-летнего возраста испытывают так называемые типичные возрастные страхи (боятся оставаться одни в комнате, нападения бандитов, умереть, смерти родителей, наказания, определенных сказочных персонажей, страшных снов, некоторых животных, глубины, воды, пожара, уколов, врачей, боли и т. д.). Среднее число страхов выше у девочек, чем у мальчиков… Наиболее чувстви­тельны к страхам дети 6 -7-летнего возраста. Иначе обстоит дело у детей с эмоциональным не­благополучием. Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявля­ется в форме беспричинного, беспредметного страха. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребен­ка, тем вероятнее возможность возникновения ситуа­ций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. А.И. Захаров считает, что страх — одна из фун­даментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Объективный под­ход к рассмотрению эмоции страха требует указать на то, что, несмотря на свою отрицательную окраску, он выполняет разнообразные функции в жизни челове­ка. На всем протяжении человеческой истории страх сопровождал людей, выражаясь в боязни темноты, огня, природных явлений, мобилизовал научный и творческий потенциал на борьбу со стихией, играл и играет защитную роль, позволяя избежать встречи с опасностью, а также выступает своеобразным сред­ством познания реалий окружающего мира, приводя к более критическому и избирательному отношению к явлениям жизни.

В послед­нее время вопросы диагностики и коррекции страхов приобрели важное значение ввиду их довольно широ­кого распространения среди детей. Для выявления страхов у детей дошкольного воз­раста могут быть использованы различные методы. Наиболее распространенным методом является беседа, о страхах в процессе которой выявляются и уточ­няются преобладающие виды страхов (страх темно­ты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.). Разновидностью предыдущей методики можно считать проективную методику «Мои страхи». После предварительной беседы, актуализирующей воспоми­нания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе ри­сования.

Особое место среди детских чувств занимают бурные переживания страха. Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведе­ния взрослых. Очень типичными являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребенку. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряженной тревоги и страха. Страх может быть внушен взрослыми и в тех случаях, когда ребенок видит у них проявление страха. Таким образом, дети начинают бояться грозы, мышей, темноты. Некоторые люди считают позволительным запугивать детей, лишь бы добиться от них послушания («Иди сюда, а то тетя заберет!»; «Не будешь слушаться, вон тот дядя в портфель посадит!»).

Переживание страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающих страх, бывает необычное изменение знакомого лица: когда лицо закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т. д. В необычной, неопределенной ситуации ребенка очень часто охватывает сильное волнение. Типичен в этом отношении страх перед темнотой. Страх перед темнотой объясняется в большой мере тем, что она скрывает все знакомые предметы, что каждый незначительный шум кажется необычным. Если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его. Частые переживания страха влияют на общее физическое и психическое самочувствие ребенка, поэтому взрослые должны воспитывать и поддерживать в ребенке чувство свободы и бесстрашия.

От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у ребенка свидетельствует о развиваю­щейся способности к сопереживанию.

 

1.3.                 Коррекция страхов с помощью сказки

Достоинство сказок

То, что мы должны знать о влиянии сказок, принимая их как метод терапевтического воздействия:

1.                        Время появления основных сказочных сюжетов невоз­можно установить. В масштабах человеческой культу­ры — очень давно.

2.                        Сказки передаются от старшего поколения младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюже­тами.

3.                        Сказки могут служить матрицами и практически навер­няка служат источниками информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев.

4.                        Большинство основных сюжетов имеют несколько вари­антов, из которых в данной местности или стране при­нят только один. Соответственно каждый конкретный ребенок узнает, как правило, один вариант сюжета.

5.                         Сказки работают преимущественно на бессознательном уровне. В жизни конкретного человека степень прояв­ленности, а также выбор между заранее подготовленны­ми действиями («сценарными ходами») зависит от кон­кретных событий и, таким образом — а возможно, иногда и напрямую — от работы сознания.

6.                         Сказочные предания являются самой устойчивой фор­мой передачи информации в культуре. Подавляющая часть их ровесников—мифов, законов, даже моральных предписаний и технических приспособлений, — сегод­ня в первоначальном виде живут в лучшем случае в спе­циально изучающих их науках, но не в живой культуре.

7.                         Сказки совершенно никому не обязаны приносить ни­какой пользы. Они прыгают из мозга в мозг -  и все (Д. Соколов).

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррек­ции и развития личности ребенка, их главные достоинства заключаются в следующем:

•   Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

•   Неопределенность места действия главного героя, позво­ляющая наполнить пространство сказки значимыми об­разами.

•   Образность и метафоричность языка, открывающего кладезь мудрости данной культуры, опыта поколений.

•   Победа добра, дающая психологическую защищенность.

 

•   Наличие тайны и волшебства, раздвигающие границы возможного.

Возрастная динамика сказочных сюжетов. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о вза­имодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимуще­ственно с человеческими персонажами - принцами, царев­нами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как че­ловек познает мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочита­ет волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

Информация о работе Коррекция детских страхов с помощью сказки