Коррекция агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста посредством игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………….3

2. Тематическое планирование……………………………………………7

3. Содержание занятий……………………………………………………..9

4. Список использованной литературы………………………………….21

5. Приложение 1……………………………………………………………22

6. Приложение 2……………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской федерации.docx

— 46.29 Кб (Скачать)

     Ход беседы: Цель осуществляется через следующие вопросы. К ребенку – играющему: Бывает ли у тебя в жизни, что ты то «Злюка», то «Добряка»? кем ты бываешь чаще? В роли кого тебе было удобнее играть? Что ты испытывал, когда был перед всеми «Злюкой»? Что ты испытывал, когда был «Добрякой»? Вопросы к другим детям: Кто вам понравился больше? Почему?

     Продолжительность – 4-5 мин. 

     Занятие №6.

     Упражнение 1 «Спящий кот»

     Цель: вызвать бодрое, устойчивое настроение, создать благоприятный климат для работы группы, сплотить детей.

     Ход игры: Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине комнаты, изображая спящего кота. Остальные дети – мыши – тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом. Игра повторяется несколько раз.

     Продолжительность – 3-4 мин.  
 

     Упражнение 2 «Аэробус»

     Цель: Научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей дает уверенность и спокойствие.

     Ход упражнения: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать». Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится на ковер».

     Когда Аэробус «летит», ведущий может  комментировать его полет, обращая  особое внимание на аккуратность и  бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей  все получается хорошо, можно «запускать»  два Аэробуса одновременно.

     Продолжительность – 3-4 мин. 

     Упражнение 3  «Чувствуем вслух»

     Цель: Вербализация чувств, их осознание и закрепление.

     Ход беседы: дети отвечают по кругу, что им понравилось и не понравилось на занятии, почему? Дополнительно задается вопрос детям, которые были аэробусами о том, легко ли им было «летать», закрыть глаза, почему, как они думают.

     Продолжительность – 5-7 мин. 

     Рефлексия: Упражнение 4 «Спать хочется»

     Цель: Снятие психоэмоционального напряжения.

     Ход упражнения: ребенок попросил родителей, чтобы ему разрешили встретить со взрослыми Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но, в конце концов, засыпает. Выразительные движения: зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

     Продолжительность – 2-3 мин.

     Рефлексия: Упражнение 5 «Фея (волшебник) сна»

     Цель: Поощрения выделившегося участника группы, плавное завершение занятия.

     Ход упражнения: Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея (мальчик – волшебник). Фея касается плеча одного из детей палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза), фея обходит всех детей, касаясь их волшебной палочкой,… фея смотрит на них: все спят, она улыбается и уходит. Затем психолог говорит: «Доброе утро!» и все просыпаются.

     Продолжительность – 1-2мин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной  литературы 

  1. Волкова,  Е. Н. Особенности работы педагогов, психологов ДОУ с трудными детьми и их родителями. Агрессивные дети. / Е.Н. Волкова Дошкольное воспитание. №3. 2000 – 224с.
  2. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)./ Е.В.Змановская – М., 2003- 351с.
  3. Каменская, М.В. Детская психология с элементами психофизиологии. / М.В.Каменская – М., 2005 – 278с.
  4. Рогов,  Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. / Е.И.Рогов - М., 1995- 106с.
  5. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии./ Т.Г.Румянцева. 1991- 230с.
  6. Семенака, С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающее занятие для детей 5-8 лет./ С.И. Семенака  – М., 2004- 175с.
  7. Смирнова, Е. В. Хузеева Г. Агрессивные дети.  Дошкольное воспитание. №4./ Е.В. Смирнова М -2003-67с.
  8. Смирнова, Е.В., Холмогорова В.М. Дошкольники: формирование доброжелательных отношений. Дошкольное воспитание. №9./ Е.В. Смирнова, В.М. Холмогорова, Б -  2003. 274с.
  9. Стракова,  В.Л. 300 игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет./ В.Л. Стракова  – М., 1994 – 263с.
  10. Фурманов , И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов– Минск, 1996- 141с.
  11. Чистякова,  М.И. Психогимнастика / Под. Ред. М.И. Буянова. – М., 1995- 237с.

Р 

     Приложение 1 

     Методика: «Изучение эмоционально – обусловленного поведения дошкольников»

     Подготовка  исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

     Проведение  исследования: сначала за детьми ведется наблюдение в различных видах деятельности. Затем проводят индивидуально две серии.

     Первая  серия- первоначальная (проводится до начала  занятий):

     Экспериментатор задает ребенку вопросы:

  1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал, почему?
  2. Можно ли обижать животных, почему?
  3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми, почему?
  4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого, нужно ли сказать, что виноват ты? Почему?
  5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают, почему?
  6. можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку, почему?

     Обработка данных.

     Анализ  результатов наблюдения проводится по следующей схеме:

  1. как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.
  2. оказывает ли другому помощь, и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенна; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и др.)
  3. проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, в чем это выражается и в каких ситуациях.
  4. замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует.
  5. проявляет ли заботу в отношении к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действия выражается забота.
  6. как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).
  7. при обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влияния на поведение детей, в частности, на проявление агрессивного поведения.  

     Вторая  серия – заключительная (проводится после окончания  занятий)

     Ребенку предлагается закончить несколько  ситуаций:

  1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку.» Маша ответила…..Что ответила Маша? Почему?
  2. Петя принес в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Петя подошел Сережа, выхватил машинку и стал с ней играть. Тогда Петя … Что сделал Петя? Почему?
  3. Катя и Вера играли пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Тогда Вера… Что сделала Вера? Почему?
  4. Таня и Оля играли в дочки - матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Таня сказала,… Что сказала Таня? Почему?
  5. Таня и Миша рисовали. К ним подошел воспитатель и сказал: «Молодец, Таня. Твой рисунок получился очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал,… Что сказал Миша? Почему?
  6. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша… Что сделал Саша? Почему?

     Обработка данных.

     Анализ  результатов наблюдения проводится по следующей схеме:

Как  ребенок стал относиться к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему.

Стал  ли ребенок оказывать другому  помощь, и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это  делает (охотно, помощь действенна; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и др.)

проявляет ли чувство долга по отношению  к сверстникам, младшим детям, животным, в чем это выражается и в  каких ситуациях.

замечает  ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это  реагирует.

проявляет ли заботу в отношении к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно, время от времени, эпизодически); что  побуждает его заботиться о других; в каких действия выражается забота.

как реагирует  на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует  неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).

при обработке  результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на мотивировку. Данные наблюдения и эксперимента сопоставляют. Делают вывод о том, сформировались ли  положительные эмоции и их влияния на поведение детей, в  частности, на проявление агрессивного поведения. 

     Приложение 2 

     Рекомендации  родителям и педагогам

           Рекомендации родителям

  1. Ежедневно играть с ребенком в ролевые игры или хотя бы в «ролевые беседы» (речевые игры, где ребенок говорит от лица какого-либо персонажа).
  2. Когда ребенок приходит из детского сада, интересуйтесь во что играли другие дети, побуждая его приглядываться к играм сверстников и пробовать играть в похожие игры дома.
  3. Ограждать ребенка от просмотра мультфильмов агрессивного содержания, боевиков, «ужастиков», различных передач, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.
  4. Обсуждать с ребенком происходящее на экране, давать свои оценки.
  5. Не проявляйте на глазах у ребенка повышенной эмоциональности и аффективности.
  6. Не применяйте в отношении ребенка слишком строгих мер, в том числе физические наказания, унижение его не глазах других людей и др.
  7. Не показывайте ребенку унижение друг друга, конфликтные ситуации.
  8. Проявляйте в отношении к ребенку теплые чувства, формируйте у него чувство защищенности.
  9. Попытайтесь исключить ответную реакцию на агрессивное поведение ребенка.
  10. Постарайтесь переместить агрессию на другой объект (например, на грушу).
 

     Рекомендации  педагогам:

  1. Не проявляйте грубости в присутствии детей.
  2. Старайтесь поощрять миролюбивые поступки детей в присутствии группы. Объясняйте и совместно с детьми обсуждайте эти поступки.
  3. Вовлекайте ребенка в общую игру, сначала на второстепенные роли, затем на все более важные. Как можно чаще организуйте совместную деятельность детей, пытаясь исключить.
  4. Участвуйте в игре вместе с детьми, чтобы не допустить исключения ребенка из игры. Привлекайте внимание детей к достижениям друг друга.
  5. В ходе игр по возможности избегайте инструкций, нравоучений, замечаний; не делите детей на плохих и хороших.
  6. Препятствуйте появлению в группе игрушек, выпускаемых по сюжетам «детских боевиков».
  7. Организуйте общение между детьми без привлечения каких-либо предметов. Общение должно строиться на сосредоточенности на партнере, а не на средстве общения (предмете, игрушки, участвующей в игре).
  8. Если имеется видеомагнитофон – показывайте отечественные мультфильмы, организуйте их обсуждение, проигрывайте с детьми отдельные эпизоды.
  9. Обеспечьте условия для выплеска агрессивных стремлений детей в социально приемлемой форме. Это можно сделать путем создания уголка, где находились бы спортивный инвентарь (велосипед, груша, канаты, батут и др.).
  10. Совместно с детьми изготовляйте близким людям (мамам, папам, бабушкам, дедушкам…) поделки на различные праздники.

Информация о работе Коррекция агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста посредством игротерапии