Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:37, реферат
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
1. Пояснительная записка………………………………………………….3
2. Тематическое планирование……………………………………………7
3. Содержание занятий……………………………………………………..9
4. Список использованной литературы………………………………….21
5. Приложение 1……………………………………………………………22
6. Приложение 2……………………………………………………………25
Министерство
образования и науки Российской
федерации
Коррекционно-развивающая программа
«Коррекция агрессивных
форм поведения
детей дошкольного
возраста посредством
игротерапии»
г. Минск-2011
Содержание
1. Пояснительная
записка………………………………………………….3
2. Тематическое
планирование……………………………………………7
3. Содержание занятий……………………………………………………..9
4. Список
использованной литературы……………
5. Приложение 1……………………………………………………………22
6. Приложение
2……………………………………………………………25
Пояснительная
записка
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания., состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).
Настоящая
коррекционно-развивающая
Дошкольный
возраст делят на подпериоды: младший
дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный
возраст (4-5); старший дошкольный возраст
(5-7). Рамки семьи в дошкольном
возрасте раздвигаются до пределов улицы
и города. Ребенок открывает мир
человеческих отношений, разных видов
деятельности и общественных функций.
У ребенка возникает
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Все эти формы можно увидеть в группе детского сада. Вербальная агрессия. 1. косвенная форма направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; агрессивные фантазии. 2. прямая форма представляет собой оскорбления или вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки («Ябеда – корябеда», «Жора – обжора»), оскорбления («Жир – трест», «урод»). Физическая агрессия. 1.косвенная форма физической агрессии направлена на принесение, какого – либо материального ущерба другому через непосредственно физическое действие. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого ребенка; уничтожение или порча чужих вещей. 2.прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной, так и в прямой формах.
В
этой связи выделяются следующая
цель и задачи настоящей коррекционно-
Целью данной коррекционно – развивающей программы – преодоление агрессивных форм поведения у детей дошкольного возраста посредством игротерапии.
Задачами являются следующие:
Принципы составления психокоррекционной программы:
1. Принцип системности
коррекционных,
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип учета
возрастно-психологических и
4. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
5. Принцип учета
эмоциональной сложности
Методы и приемы:
В работе использовались
диагностические методики оценки агрессивности
ребенка дошкольного возраста а
также коррекционные методы (игротерапия).
Психокоррекционная программа включает в себя 6 занятий. Частота проведения – 2 занятия в неделю. Время проведения 30 мин. Занятия проводятся с группой детей дошкольного возраста.
Структура программы:
Программа реализуется в три этапа:
диагностический этап;
коррекционно-развивающий этап;
контрольный этап.
Предполагается
что в результате проведения
занятий, у ребенка агрессивные
формы поведения будут
Тематическое
планирование
№ | Цель занятия | Содержание занятий |
1. | Установление контакта между детьми. | 1. Знакомство.
2. Упражнение «Здоровалки». 3. Упражнение «Курица, цыплята и ястреб». 4. Упражнение «Общий круг» 5. Рефлексия. |
2. | Осознание моральных норм, моральной стороны поступков | 1. Приветствие.
2. Упражнение «Здоровалки». 3. Упражнение «Веретено». 4. Упражнение «А я…». 5. Упражнение «Мама устала». 6. Упражнение «Рисуем эмоции пальцами» 7. Рефлексия. |
3. | Обучение детей эффективным способам общения со сверстниками. | 1. Приветствие.
2. Упражнение: «Лохматый лес». 3. Упражнение «А я …». 4. Упражнение: «Фея сна» (рефлексия) |
4. | Развитие внимания и сопричастности к партнеру | 1. Приветствие.
2. Упражнение «Своя тень 3. Упражнение «Два барана». 4. Упражнение «не скажем, а покажем». 5. Упражнение «Попроси игрушку». 6. Упражнение «Каждый спит»(рефлексия) |
5. | развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое | 1. Приветствие.
2. Упражнение «Будь внимателен». 3. Упражнение: «А я…». 4. Упражнение «Головомяч». 5. Упражнение
«Что такое быть злюкой?» ( |
6. | Развитие у детей способности, согласованно действовать в небольшой группе | 1. Приветствие.
2. Упражнение «Спящий кот». 3. Упражнение «Аэробус». 4. Упражнение «Чувствуем вслух». 5.Упражнение «Спать хочется» (рефлексия) 6. Упражнение «Фея сна» (рефлексия) |
Содержание
занятий
Занятие №1
Упражнение №1 «Здоровалки».
Цель: знакомство, вхождение детей в новую ситуацию, коллектив, создание рабочего настроения.
Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первый представляется психолог. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.
Продолжительность
– 3 – 5 минут.
Упражнение №2 «Курица, цыплята и ястреб»
Цель: пробуждение активности каждого ребенка, мобилизация всех систем организма и психики ребенка.
Ход упражнения: один из детей изображает курицу, другой ястреба, остальные дети – цыплят. «Цыплята» в сопровождении «курицы» бегают по комнате и «клюют корм». На условный сигнал вылетает «ястреб» и пытается поймать цыплят, которые под защитой «курицы» от него увертываются и убегают в «сарай» (очерченное место в углу комнаты). Пойманный уводится ястребом к себе в другой угол комнаты, и он выбывает из игры.
Продолжительность
–3-4 мин.
Упражнение№3 «Общий круг»
Цель: установить контакт членов группы, сосредоточить внимание детей друг на друга.
Ход упражнения : психолог (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и, чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте на ковер, пожалуйста, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.
Желательно, чтоб дети избегали словесных приветствий. Однако, если кто – то захочет что-то сказать другому, психолог не препятствует.
Продолжительность – 3-5 мин.
Рефлексия.
Цель: подвергнуть детей к совершению добрых поступков, доведение до осознания чувств от радушном приветствия другого человека.
Ход упражнения: Детям последовательно задаются вопросы: