Коррекция агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста посредством игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………….3

2. Тематическое планирование……………………………………………7

3. Содержание занятий……………………………………………………..9

4. Список использованной литературы………………………………….21

5. Приложение 1……………………………………………………………22

6. Приложение 2……………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской федерации.docx

— 46.29 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской федерации 
 
 
 

     Коррекционно-развивающая  программа

       «Коррекция агрессивных  форм поведения  детей дошкольного  возраста посредством  игротерапии» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   Выполнила :

                                                                                 студентка 1127 группы, ППФ

                                                        Фурсева А.И.

                                                  Проверила:

                                                    К.п.н.,доцент

                                                       Молодых В.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Минск-2011 

     Содержание 

1.  Пояснительная  записка………………………………………………….3 

2.  Тематическое  планирование……………………………………………7 

3. Содержание  занятий……………………………………………………..9

 4. Список  использованной литературы………………………………….21

 5. Приложение 1……………………………………………………………22

 6. Приложение 2……………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Пояснительная записка 

     В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Одной из актуальных проблем на сегодняшний  день является проблема детской агрессивности, а именно агрессивности дошкольников. Это связанно с тем, что исследования и многочисленные наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется  на протяжении дальнейшей жизни человека. Именно в дошкольный период закладываются  основы этики, оформляются и укрепляются  индивидуальные варианты отношения  к себе и окружающим.

     Агрессия  – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания., состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

     Настоящая коррекционно-развивающая программа  нацелена на преодоление агрессивности  в дошкольном возрасте, т.к. к концу  дошкольного возраста все эмоциональные  процессы становиться более уравновешенными, ребенок может управлять своими эмоциями и внешним их проявлением. В этом возрасте уже существует механизм эмоционального предвосхищения. А проявление чрезмерной агрессивности свидетельствует  о некотором нарушении, которое  может закрепиться при отсутствии работы с таким ребенком.

     Дошкольный  возраст делят на подпериоды: младший  дошкольный возраст (3-4); средний дошкольный возраст (4-5); старший дошкольный возраст (5-7). Рамки семьи в дошкольном возрасте раздвигаются до пределов улицы  и города. Ребенок открывает мир  человеческих отношений, разных видов  деятельности и общественных функций. У ребенка возникает потребность  во взрослой жизни, активно в ней  участвовать. На этом этапе ведущим  видом деятельности является ролевая  игра. Ребенок стремится к еще  большей самостоятельности, но на данном этапе эта потребность не может  быть реализована. Данное противоречие и способствует развитию игры. В  старшем дошкольном возрасте дети находятся  на стадии развития игры, на которой  моделируют реальные отношения между  людьми. В этом возрасте складывается индивидуальная мотивационная система  ребенка. Среди устойчивых мотивов  начинают выделяться доминирующие мотивы, характеризующие индивидуальность личности. В этом возрасте ребенок  сначала приобретает умение оценивать  действия других детей, затем свои собственные.

     Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Все эти формы можно увидеть  в группе детского сада. Вербальная агрессия. 1. косвенная форма направлена на обвинение или угрозы сверстнику. Проявляются они в различных высказываниях в виде жалоб; демонстративного крика, направленного на устранение сверстника; агрессивные фантазии. 2. прямая форма представляет собой оскорбления или вербальные формы унижения другого. Традиционны такие «детские» формы прямой вербальной агрессии: дразнилки («Ябеда – корябеда», «Жора – обжора»), оскорбления («Жир – трест», «урод»). Физическая агрессия. 1.косвенная форма физической агрессии направлена на принесение, какого – либо материального ущерба другому через непосредственно физическое действие. Это может быть: разрушение продуктов деятельности другого ребенка; уничтожение или порча чужих вещей. 2.прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и причинение ему физической боли и унижение. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых проявляется физическая агрессия, как в косвенной, так и в прямой формах.

     В этой связи выделяются следующая  цель и задачи настоящей коррекционно-развивающей  программы.

Целью данной коррекционно – развивающей программы – преодоление агрессивных форм поведения у детей дошкольного возраста посредством игротерапии.

Задачами  являются следующие:

  • Сформировать способность видеть сверстника (его переживания, желания, проблемы), обращать на него внимание;
  • Усвоение детьми моральных норм и правил;
  • Обеспечить ребенку возможности в социально приемлемой форме выразить свою агрессию, обучить его способам такого выражения в реальной жизни;
  • Обучить детей эффективным способам общения.
  • Составить рекомендации для родителей и педагогов.

Принципы  составления психокоррекционной программы:

1. Принцип системности  коррекционных, профилактических  и развивающих задач.

2. Принцип единства  коррекции и диагностики.

3. Принцип учета  возрастно-психологических и индивидуальных  особенностей клиента.

4. Принцип учета  объема и степени разнообразия  материала.

5. Принцип учета  эмоциональной сложности материала.

Методы  и приемы:

В работе использовались диагностические методики оценки агрессивности  ребенка дошкольного возраста а также коррекционные методы (игротерапия). 

Психокоррекционная  программа включает в себя 6 занятий. Частота проведения – 2 занятия в  неделю. Время проведения 30 мин. Занятия  проводятся с группой детей дошкольного  возраста.

Структура программы:

Программа реализуется  в три этапа:

диагностический этап;

коррекционно-развивающий  этап;

контрольный этап. 

    Предполагается  что в результате проведения  занятий, у ребенка агрессивные  формы поведения будут проявляться  не так выражено, они научаться  общаться друг с другом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тематическое  планирование 

Цель занятия Содержание  занятий 
1. Установление  контакта между детьми. 1. Знакомство.

2. Упражнение  «Здоровалки». 

3. Упражнение  «Курица, цыплята и ястреб».

4. Упражнение  «Общий круг»

5. Рефлексия.

2. Осознание моральных  норм, моральной стороны поступков 1. Приветствие.

2. Упражнение  «Здоровалки».

3. Упражнение  «Веретено».

4. Упражнение  «А я…».

5. Упражнение  «Мама устала».

6. Упражнение  «Рисуем эмоции пальцами»

7. Рефлексия.

3. Обучение детей  эффективным способам общения со сверстниками. 1. Приветствие.

2. Упражнение: «Лохматый  лес».

3. Упражнение  «А я …».

4. Упражнение: «Фея  сна» (рефлексия)

4. Развитие внимания и сопричастности к партнеру 1. Приветствие.

2. Упражнение  «Своя тень

3. Упражнение  «Два барана». 

4. Упражнение  «не скажем, а покажем».

5. Упражнение  «Попроси игрушку».

6. Упражнение  «Каждый спит»(рефлексия)

5. развитие способности  понимать эмоциональное состояние  другого человека и умения адекватно  выражать свое 1. Приветствие.

2. Упражнение  «Будь внимателен».

3. Упражнение: «А  я…». 

4. Упражнение  «Головомяч».

5. Упражнение  «Что такое быть злюкой?» (Рефлексия)

6. Развитие у  детей способности, согласованно действовать  в небольшой группе 1. Приветствие. 

2.  Упражнение  «Спящий кот».

3. Упражнение  «Аэробус». 

4. Упражнение  «Чувствуем вслух».

5.Упражнение  «Спать хочется» (рефлексия)

6. Упражнение  «Фея сна» (рефлексия)

 
 
 
 

     Содержание  занятий 

     Занятие №1

     Упражнение  №1 «Здоровалки».

     Цель: знакомство, вхождение детей в новую ситуацию, коллектив, создание рабочего настроения.

     Ход упражнения: дети встают в круг. Каждый ребенок по кругу здоровается со всей группой и представляется. Первый представляется психолог. Когда все дети представятся, сходятся к центру и обнимаются вместе.

     Продолжительность – 3 – 5 минут. 

     Упражнение  №2 «Курица, цыплята  и ястреб»

     Цель: пробуждение активности каждого ребенка, мобилизация всех систем организма и психики ребенка.

     Ход упражнения: один из детей изображает курицу, другой ястреба, остальные дети – цыплят. «Цыплята» в сопровождении «курицы» бегают по комнате и «клюют корм». На условный сигнал вылетает «ястреб» и пытается поймать цыплят, которые под защитой «курицы» от него увертываются и убегают в «сарай» (очерченное место в углу комнаты). Пойманный уводится ястребом к себе в другой угол комнаты, и он выбывает из игры.

     Продолжительность –3-4 мин. 

     Упражнение№3 «Общий круг»

     Цель: установить контакт членов группы, сосредоточить внимание детей друг на друга.

     Ход  упражнения : психолог (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и, чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте на ковер, пожалуйста, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.

     Желательно, чтоб дети избегали словесных приветствий. Однако, если кто – то захочет  что-то сказать другому, психолог не препятствует.

     Продолжительность – 3-5 мин.

        Рефлексия.

     Цель: подвергнуть детей к совершению добрых поступков, доведение до осознания  чувств от радушном приветствия другого  человека.

     Ход упражнения: Детям последовательно  задаются вопросы:

Информация о работе Коррекция агрессивных форм поведения детей дошкольного возраста посредством игротерапии